bohemicus (bohemicus) wrote,
bohemicus
bohemicus

Category:

Богемская масонерия.


   Кажется, за всю жизнь я слышал всего один анекдот с масонской тематикой.
 

   В зоомагазине покупатель хочет приобрести попугая.

  "Сколько стоит вот этот?"

  "Пятьсот крон."

  "Не очень много. А что-нибудь получше есть?"

  "Вот за тысячу. Прекрасное оперение, умеет разговаривать."

  "А ещё лучше?"

  "Вот этот за две тысячи. Он не только разговаривает, но даже поёт."

  "А какой у вас самый дорогой?"

  "Ну ещё есть один, который учит остальных. Он стоит пять тысяч."

  "Что? Вот этот старый, облезлый, - и за пять тысяч?"

  "Да я и сам удивляюсь, но остальные называют его Досточтимый Мастер."

  Как нетрудно догадаться, услышал я его в Богемии. Это страна с чрезвычайно богатой масонскй традицией.

  Сами масоны склонны удревнять своё происхождение больше, чем кто бы то ни было другой. Например, историк Джордж Оливер писал в 1824 г., что масонство возникло задолго до того, как была создана Земля, и успешно существовало на других планетах.

  На таком фоне часто встречающееся возведение богемского масонства к некому Братству Обруча, согласно традиции основанному в Праге в 1382 г., выглядит образцом трезвости.

  Реально же масоны распространились в Богемии в XVIII веке. Большинство источников называет основателем первой богемской ложи графа Франца Антона Шпорка. Считается, что это была ложа "У трёх звёзд", инсталлированная графом в его дворце на Йиндржишской улице 24 июня 1726 г. 


                                     

Граф Шпорк. На сайтах, торгующих масонской символикой, это изображение продаётся как портрет основателя чешского масонства.


  Перечисляются члены ложи, утверждается, что присутствовал английский Великий Магистр Энтони Сайeр. Дело однако в том, что граф Шпорк никогда не владел означенным дворцом, и версия о его роли в основании богемского масонства является легендой. Известно и имя автора легенды. Это был писатель Йoсеф Сватек, в 1891 г. включивший статью "Zednáři" в книгу "Образы чешской культурной истории". Ему же принадлежит и сам термин, которым масоны пoныне обозначаются в чешском языке. До Сватека их обычно  либо называли просто "zedníci", т.е. "каменщики", либо пользовались богемизированным заимствованием из немецкого - "frajmauři".

  Согласно новейшим исследованиям, первая ложа в Праге появилась в 1741 г. и поначалу была безымянной. Организовали её французы, чья армия заняла Прагу в ходе войны за австрийское наследство.

  Как бы там ни было, во второй половине XVIII столетия масонство очень широко распространилось в Богемии. Однако на первых порах среди масонов практически не было чехов. Изменение этой ситуации связывают обычно с именем Игнаца Борна, геолога и минералога, основателя Чешской Королевской Академии наук.  Kогда настала пора чешского национального возрождения, чехов начали привлекать и в ложи. Инициатива эта приписывается именно Борну, и поэтому чешские масоны считают его своим spiritus agens. Сам он был немцем, родившимся в Трансильвании и учившимся в Вене. В ложе "У настоящего единства", где председательствовал Борн, состоял и Моцарт, называемый иногда самым знаменитым из австрийских масонов.

                                               
                                        
                                                                                        Игнац Эдлер фон Борн

  О богемском масонстве того времени рассказывается примерно то же самое, что о масонстве любой другой страны. Временный запрет в 1766 г. по подозрению в республиканском заговоре... Открытие в 1773 г. сиротского приюта "У св. Иоанна"... Основание в 1786 г. ложей "У девяти звёзд" дома для глухонемых...

  Есть однако и любопытное свидетельство лейпцигского профессора Августа Готтлиба Мейснера, некоторoe время работавшего в Праге и наблюдавшего нравы её жителей:

  "Если бы я сам не был членом братства, я бы без обиняков поведал всё, что общество рассказывает о здешних масонах. Однако мои обязанности перед орденом, равно как и моё миролюбие, закрывают мне рот. Но об одном я не могу умолчать. Меня беспокоит количество членов, принимаемых в последнее время, а также недостаток осторожности и нарушение обета молчания, когда речь заходит  о делах лож. Я слышал даже, как женщины публично рассуждают о вещах, о которых положено знать лишь братьям ордена".

  Вероятно, в полной мере оценить это свидетельство смогут лишь те, кому знаком характер богемцев. А в особенности - их гендерные роли. В книге одного современного чешского автора, масона с двадцатипятилетним стажем, я встретил определение некоторых его собратьев как "братьев под каблуком". Далее автор воспроизводил записку своего преподавателя, пражского профессора, адресованную руководству ложи. Профессор просил подтвердить, что заседаниe ложи затянулось до позднего вечера и тем оправдать его в глазах супруги.

  Многие дамы были бы более чем довольны подобным положением дел. Но не таковы женщины Богемии. И в самих делах масонских они давным-давно добились равноправия с мужчинами.

  Первую женскую ложу основали 10 июня 1787 г. граф Йoсеф Эммануэль Канал де Малабайя и граф Лажанский. Великим Mагистром стала (кто бы мог подумать) графиня Канал де Малабайя. Графиня Лажанска удовлетворилась функцией Первого Стража.

                                    

  Не менее интересно складывались и отношения вольных каменщиков с государством. Сын Марии-Терезии Иосиф II, император-реформатор, издал указ настолько примечательный, что я его процитирую:

  "Так называемые масонские общества, таинства которых настолько же неизвестны мне, насколько я не любопытен и относительно их трюков, распространяются и в малых городах. Эти союзы, предоставленные сами себе, без надлежащего присмотра могли бы скатиться к эксцентричности, небезопасной для религии, порядка и нравственности. Ранее масоны преследовались, и их ложи закрывались, поскольку было неизвестно, к чему они, собственно, стремятся. И хоть я тоже не знаком с их тайнами, мне достаточно, когда я знаю, что время от времени они совершат что-нибудь доброе для своего ближнего, для бедных, для образования, поэтому я разрешаю в каждом городе, где есть земское правительство, максимально три ложи."

  Скажу немного о контексте, в котором следует воспринимать указ ничего не знающего о масонах императора. Его отец Франц Лотарингский был членом венской ложи "У трёх пушек". Его мать Мария-Терезия пожертвовала масонам сумму, достаточную для того, чтобы их детский приют переехал из скромного дома на Кармелитанской улице в Бредовский дворец. Сам Иосиф II по совету уже известного нам Игнаца Борна закрыл около половины монастырей в стране (закрытию подлежали монастыри, не занимавшиеся наукой, просвещением или здравоохранением). 

                                           

         Иосиф II, император Священной Римской империи, эрцгерцог австрийский, король чешский, король венгерский

  Но вскоре пришла французская революция, стоившая головы и Марии-Антуанетте, сестре Иосифа II и сменившего его Леопольда II. Со времён аббата Баррюэля вина за революцию нередко возлагалась на масонов. В 1795 г. очередной император Франц II запретил масонство, "гидру всех революций", в Цислитании, т.е австрийской части империи.

  Богемия входила в Цислитанию, поэтому многие авторы предпочитают на этом месте закончить рассказ о богемской масонерии, всерьёз утверждая, что в последующие сто лет масонства в Чехии не существовало, пока энтузиасты не возродили его на пустом месте.

  Но те, кому идея запрета масонства не представляется серьёзной, отмечают, что в те времена в Богемии вдруг распространились общества, чрезвычайно похожие на масонские, но не называвшие себя так.

  Например, Карел "Славой" Амерлинг основал общество, которое постоянно меняло названия. "Корпус строителей". "Славянские братья". "Корпус образованности, достоинства и жизни". "Верные новой веры славянской". Члены этой группы в ходе инициации принимали славянские имена. У них были вполне масонские ритуалы и идеология, но поскольку они называли себя не каменщиками, а горняками, считается, что масонами эти люди не были. В рядах "горняков" были Палацкий, Шафаржик, Тил и многие другие, чьи имена вряд ли многое скажут русскоязычному читателю, но в чешских учебниках истории именно эти имена занимают почётное место.

                                                      

                                                                                    Карел "Славой" Амерлинг

  Примерно так описываются практически все заметные деятели той эпохи. О Йoсефе Добровском историк Ф. Машлань пишет:

  "Синий цвет масонов и их тайные знаки на печатях он любил до конца своей жизни (1829 г.). Добровский ходил в одежде полностью синей: синее пальто, синие панталоны, высокие синие шёлковые чулки, синий галстук или платок, синий жилет, синий носовой платок. Даже свои туфли он покрасил в синий цвет у сапожника в Худеницах. Письмо святое, малоформатное издание которого он всегда носил с обой, было в синем переплёте. Печати Добровского, сохранившиеся в райградском монастыре, тоже свидетельствуют, что он остался тайным масоном и в то время, когда масонство было строго запрещено (...) А друг Добровского, граф Зальм-Рейффершейд, несомненно тоже тайный масон, на стробрненском кладбище поставил Добровскому памятник, имеющий в масонской символике глубокое значение".

                                        

                                                    Йoсеф Добровский, "отец славистики", "синий аббат"


                            

                     Современный сувенир "масонский перстень Боаз". Каждый может почувствовать себя Добровским

   Ян Неруда писал в статье "Визит к вольным каменщикам", впервые изданной в 1866 г.:

  "Каждый образованный человек сегодня - "вольный каменщик", строящий дом всеобщей гуманности. Образованный мир уже не смотрит на сословные или религиозные различия. Каждый, кто благороден, трудится на благо человечества по старинному масонскому правилу <<без страха перед наказанием и без ожидания награды>>"

                                               

                                                                                                   Ян Неруда

  Строгость запрета лучше всего иллюстрирует такой факт. В революционном 1848 году один пражский бухгалтер решил воскресить масонство и дал по этому поводу объявление в газету. Власти не препятствовали ему создать ложу, но потребовали, чтобы на её заседаниях присутствовал полицейский.

  Наконец, в 1867 г. с государственных служащих была снята обязанность приносить клятву о нечленстве в тайных организациях. Масоны требовали от властей отмены полицейского нaдзора, но договорённости достичь не удалось. Поэтому ложи и далее какое-то время назывались не ложами, а кружками. В кружках преобладали люди, прошедшие инициацию в ложах Франции, Баварии, Саксонии. Или Венгрии. В Транслитании (венгерской половине империи) масонство было официально разрешено в том же 1867 г.

    В Цислитании же запрет формально действовал вплоть до самого конца существования Австро-Венгрии, что иногда приводит к недоразумениям. Например, регулярная немецкая ложа "Хирам у трёх звёзд", существовавшая в Праге под охраной Великой Ложи Венгрии, формально считалась "неполитическим союзом Харитас", а чешские кружки "Гармония" и "Амицития" считались присоединившимися к "Харитас". Это даёт желающим повод утверждать, что масонов в Чехии не было до самого 1918 г.

  26 октября 1918 г., за два дня до провозглашения независимости Чехословакии, чешские члены вышли из "Хирама у трёх звёзд", а 12 мая 1919 г. основали ложу "Ян Амос Коменский" под охраной Великого Востока Франции.

  В каком-то смысле возникновение Чехословакии означало конец старой Богемии. Поэтому здесь я заканчиваю повествование о богемском масонстве. Масонство чехословацкое, разделённое с тех пор на чешское и немецкое, заслуживает отдельного рассказа. Если у читателей есть интерес к этой теме, я продолжу.

                                                                                     

Tags: bohemia
Да, весьма любопытно, спасибо.
Спасибо! Есть-есть! :)
Боюсь выглядеть глупо, но как вам кажется, не связана ли активность масонства в этом регионе с близостью серебряных приисков и вообще горным делом ( не помню где вычитал, что масоны активно вмешивались в денежную политику, именно в вопросы "содержания драгметаллов" в монетах. А Богемия - один из центров чеканки монет).
Трудно сказать. Я когда-то немного писал о кутногорских и яхимовских серебряных рудниках http://community.livejournal.com/mir_economica/3892.html Пик добычи на них был пройден задолго до того, как в Чехии появились масоны.

Но проблема скорее в том, что о масонах обычно пишут либо в духе "братство, занимающееся духовным совершенствованием", либо расказывают об их ужасных заговорах против человечества. Сколько-нибудь внятный анализ их экономических интересов мне не встречался.
В мемориз!
И.С.Рябинин, один из дореволюционных исследователей масонства, пишет, что ложи, в которые принимали женщин, назывались "адопцийными". Они были распространены не только на территории АВ, но и Польши.

А еще были в АВ так называемые смешанные ложи "мопсов и мопсих", которые "усвоили себе обряды, не вполне поддающиеся описанию в печати".
"Адопцыйные" - это, по-видимому, полонизм. Речь идёт о женских ложах, существующиx под патронажем мужских лож. По-чешски такие ложи называются "адоптивными". Подобные ложи начали возникать, как принято считать, во Франции около 1730.

Adopce по-чешски означает усыновление (в данном контексте скорее "удочерение"). В принципе, русская Википедия в статье "усыновление" приводит и термин "адаптация", но в русском языке он не получил распространения в таком значении.

Существуют также ложи смешаные, но это не то же самое, что "адопцыйные".

Во Франции XVIII века материнской ложей для смешанных лож считалась ложа "Триумфующая мудрость".

Смешанный "Орден Мопс" действительно существовал в Вене в XVIII веке. Но я бы не стал придавать значения слухам о каких-то не вполне поддающихся описанию ритуалах.

Есть и масонство чисто женское. Великие Ложи женские, независимые от мужских, существуют, например, во Франции и в Италии.
Да, это интересно! Продолжение послушал бы с удовольствием!

Поймал себя на мысли, что впервые увидел фотографию Добровского. Внутреннее ощущение было примерно такое, как в известном анекдоте: "Так вот вы какой, Владимир Ильич!" :)
Другой портрет Добровского, более известный, я выкладывал в связи со "Словом о полку Игореве" http://bohemicus.livejournal.com/10546.html

А продолжение о чешских масонах будет.
Тот пост про СПИ я видел, так что выходит, что насчёт "первого раза" я был неправ.

В таких случаях я обычно задумываюсь над "типом ошибки" (то есть о том, почему моё "сознание" выдало неверное заключение). В данном случае всё просто: читая когда-то тот Ваш пост, я о Добровском услышал или впервые, или почти впервые, то есть к тому времени он не стал для меня какой-то "заметной личностью". То есть можно сказать, что он был тогда для меня каким-то "Володей Ульяновым", а не "Владимиром Ильичём"! :) Отсюда и эффект.
Да, деятели из небольших стран редко бывают известны в лицо за пределами своих границ. Наверное, у среднестатистического русского читателя отсутствует сколько-нибудь определённое представление о внешности, например, Яна Гуса. В Чехии же это центральная фигура пантеона. Изображают его обычно примерно так

http://ao-institut.cz/texty/Ceske-dejiny/img/jan-hus-portret.jpg

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/39/Brozik,_Vaclav_-_Jan_Hus_souzen_na_snemu_Kostnickem_r._1415.jpg

http://www.volny.cz/harmonia-bohemia/img/jan-hus-big.jpg

http://www.praguecityline.cz/wp-content/uploads/2009/03/pha01_pomnik-mistra-jana-husa071.jpg

При этом по мнению историков Гус был низкорослым толстячком и бороды не носил, а носил, напротив, тонзуру. Но как сделать из такой фактуры образ мученика? Поэтому Гуса предпочитают изображать так, как его изображали немецкие протестанты, жившие сто лет спустя. Первым образ Гуса создал Гольбейн, если меня не подводит память.

Внешность Гуса к внешности Добровского прямого отношения не имеет. Я вспомнил о нём, поскольку сегодня здесь государственный праздник - день его сожжения. (Меня всегда поражало, что для праздника избрали не дату его рождения, что было бы понятно, а именно дату казни).
Интересно, можно ли Яна Гуса считать в полной мере "исторической личностью"? С ним, кстати, проще в том плане, что он упоминался в школьных учебниках, и даже какие-то рисунки могли быть. Но я не уверен, что там рисовали его самого -- в иллюстрациях мог быть какой-нибудь "лагерь таборитов".
В такой же мере, как и любого деятеля докнигопечатной эпохи.

С одной стороны, о нём существует множество свидетельств. С другой, если начать копать глубже, появляются вопросы. Например, ценным свидетельством о Гусе считается "Хроника Констанцского собора" Ульриха Рихенталя http://www.hermitagemuseum.org/imgs_Ru/04/2006/hm4_1_151_6_big.jpg Книжка красивая, и рукописный вариант принято датировать XV веком. Но первое печатное издание относится, увы, к 1882 г. http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/87762/%D0%A0%D0%B8%D1%85%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C
Что-то у них это уже стало каким-то правилом! То есть куда ни посмотришь -- везде XIX век или даже XX! В самом лучшем случае -- конец XVIII. У меня периодически возникают смутные подозрения насчёт прочих "максимилианов трансильванских" и "пигафетт".
Ян Гус и гуситы - это очень большие темы, к которым я подбираюсь без всякой спешки. Когда доберусь, не знаю. Но раз сегодня день Яна Гуса, скажу ещё кое-что о его наследии.

Когда речь заходит о самом Гусе, среди его трудов уверенно называют Orthographia Bohemica, новые правила чешского правописания. Реформа правописания была совершенно революционной, в результате неё диграфы заменили на диакритические знаки, например вместо ss начали писать š.

Однако когда речь идёт не о Гусе, а об Orthographia Bohemica, вдруг выясняется, что оригинал её не сохранился, а Гус является лишь предполагаемым автором. Что в XV веке реформа не имела успеха, и все продолжали писать по старым правилам. Что новая орфография вошла в широкое употребление только после распространения книгопечатания, рукописные же книги переписывались по старым правилам весь XVI век.

Но это не самое интересное. Прелесть заключается в другом. Франтишек Палацкий нашёл Orthographia Bohemica 13 августа 1826 г.

Вот, ксати, мой любимый портрет Палацкого http://vlastenci.cz/c/obr/platidla/bankovky/1000.jpg Сразу видно, мужчина серьёзный :)
Да, это ещё одна "история в копилку"! Насколько же всё это похоже друг на друга! "Находки" XIX века (причём всё сплошь "сурьёзными" Людьми :)), "предполагаемые" авторы и прочее.

Я подумал, что лет через 50 не составит труда "найти" проект реформы русского языка в соответствии с правилами "олбанского" и "предположить", что её автором был Борис Николаевич Ельцин! :)
Спасибо за очередной интересный пост!

Кстати, я достаточно давно заметил интересный факт, что католическая риторика о "масонском заговоре" (в последствие ставшем даже "жидомасонским") в точности, до малейших нюансов, повторяет господствующую в XVIII в. (в эпоху просвещения) масонскую риторику о "всемирном заговоре иезуитов". После франц. революции католические пропагандисты отплатили масонам тем же добром, причём так, что в католических монархиях масонство даже "запретили" (причём в создании "чёрной легенды" активно уч. сами масоны, например - Жозеф де Местр). А вот в протестантских монархиях, никаких "запретов" не было, во главе и церкви, и местного масонства стояли правящие монархи. И мне всегда было интересно, почему в РИ, которая со своим "синодальным православием" входила в "пул" протестантских гос-в, в вопросе масонства пошла по стопам католических монархий, где делали вид, что никакого масонства у них нет?
Риторика риторикой, а Игнац Борн, инициатор закрытия монастырей, был воспитанником иезуитов :)

В "пул" протестантских держав Россия входила только с династической точки зрения. Что же касается политики... В Семилетнюю войну католические Франция и Австрия вместе с православной Россией воевали против протестантских Пруссии и Англии. В наполеоновских войнах католическая Австрия, протестантские Англия и Пруссия и православная Россия воевали против католической Франции. В Крымскую войну католическая Франция и протестантская Англия воевали против православной России. Так кто входил в какой пул?

Политические решения принимались отнюдь не по соображениям принадлежности к "пулу".
Я немного о другом, я имел ввиду не внешнеполитические отношения, а т.с. "идеологию". Понятно, что во внешней политике нет постоянных союзников или постоянных врагов, и отношения государств не зависят от их "идеологического наполнения" (это, скорее, продукт внутреннего потребления). Можно постоянно наблюдать политические и военные союзы между абсолютистскими монархиями и дем. республиками, между католическими и протестантскими странами, христианскими и исламскими, капиталистическими и коммунистическими и т.д. Также, страны с одной идеологической платформой могут друг с другом враждовать (например, коммунистическая Югославия и Албания или СССР и КНР).

С "идеологической" точки зрения, РИ относилась к протестантским гос-вам. Вплоть до того, что в конце XIX в. всерьёз обсуждали возможность слияния англиканской и русской православной церквей (инициаторами были англичане, всегда было интересно, какую выгоду они хотели от этого получить?). С этой точки зрения и интересно, почему в РИ не пошли по пути других протестантских монархий, а запретили масонство.
Всё, что можно было назвать протестантской "идеологией", утратило смысл к концу Тридцатилетней войны (при всей условности самого понятия "Тридцатилетняя война"). Вестфальский мир зафиксировал принцип "чья земля, того и вера", тем дело и кончилось.

Идеологиями были республиканство и монархизм. Или, в другой системе координат, либерализм и консерватизм. Позже появились национализм и социализм. Из этого и надо исходить. И смотреть, у кого были какие идеологические предпочтения. И учитывать, что идеологии во многом распространялись через масонские ложи. И рассматривать, кто кому делал какие идеологические "подарки". И прикидывать, кому была выгоднее ситуация, когда "расцветают сто цветов", а кому было полезнее вводить разного рода ограничения и усиливать контроль.
Не утратило. Принадлежности к гос. церкви придавалось большое значение вплоть до нач. XX века, в либеральной Англии эмансипация католиков (т.е. получение ими элементарных гражданских прав) произошла только в 1828 году. Католицизм сыграл большую роль в становлении ирландского и польского национализма (первоначально идентификация жителей Ирландии как "ирландцев" или "британцев" шла только по религиозному признаку). Примеров ещё можно много вспомнить (например, "культуркампф" и партия центра в Германии).

Замена религиозных идеологий на светские (либерализм - консерватизм, а после либерализм - фашизм - коммунизм) шла довольно медленно.
Да, конечно. Но речь шла не об этом, а об организации некоего внешнеполитического пула на основе конфессиональных предпочтений. Такие пулы существовали в начале Тридцатилетней войны, а ещё раньше можно вспомнить Шмалькальденскую войну и т.п. Но после Вестфальского мира никого особо не волновало, что поделывают французы со своими гугенотами или англичане со своими католиками.

Конечно, в пиар-кампаниях религиозные лозунги использовались вовсю, например европейские державы провозглашали себя защитниками христиан в Османской империи. Но выстраивать внутреннюю церковную политику на основе того, как это делают те или иные соседи, никто бы не стал.
>Но речь шла не об этом, а об организации некоего внешнеполитического пула на основе конфессиональных предпочтений.

Ну, я таких категоричных утверждений и не делал, я говорил не о внешнеполитических союзах, а о некой "идеологической общности". А конфессиональная принадлежность играла очень большую роль во внешней политике и после Тридцатилетней войны, достаточно вспомнить якобитские войны и восстания в Ирландии и Шотландии XVIII в., поддерживаемые Францией.

По поводу внутренней политики, тут есть один момент. В Российской империи все нововведения в гос. устройство всегда делались по уже готовым европейским образцам и внедрялись непосредственно императорами ("по указу"). Синодальное управление церковью с обер-прокурором была точной копией устройства протестантских церквей. И с масонством первоначально было также (это западное нововведение насадили как картошку при Екатерине :-)). Однако потом - официально запретили. Понятно, что для этого были причины, причём веские, ничего в РИ просто так не делали, просто интересно было бы узнать их.
Да, ещё маленькое дополнение: Иосиф II - король Богемии и маркграф Моравии (титула кор. Чехии не было :)).
Немецкое König von Böhmen на чешский переводится именно как král český.

Или, скорее, наоборот, "король чешский" переводится на немецкий как König von Böhmen :)

Для чешского уха слово "Богемия" хоть и хорошо известное, но в целом чужое и экзотичное, вроде "Германия" или "Аллемания" для немцев. Оно ВСЕГДА рассматривается, как перевод слова "Čechy" на иностранный язык.

Вот статья в чешской Википедии о Иосифе II: http://cs.wikipedia.org/wiki/Josef_II. Обратите внимание на его титулатуру в начале статьи и над портретом, а в особенности на таблицу в конце статьи, где приводятся его титулы, гербы, а также предшественники и наследники.
Просто когда в русскоязычной ист. лит-ре употребляют слово "Чехия", то имеют ввиду Богемию и Моравию вместе, а это два разных трона, причём королевский только один - в Богемии, а титул правителя Моравии был всего лишь маркграфским.
Что касается русской историографической традиции, Вы правы. А я от неё несколько оторвался. С чешской точки зрения эта традиция явлает собой пример просто непростительной германизации, требующей немедленного исправления :)

С моравским "троном" всё несколько сложнее. Например, в обсуждаемый отдельной Моравии как таковой и вовсе не существовало, Иосиф II на время объединил её с Силезией, хотя в иные периоды моравский и силезский "троны" рассматривались самостоятельно. Вообще же чешские источники заканчивают списки моравских правителей 1611 годом, указывая, что далее титул моравских маркграфов автоматически добавлялся к титулатуре чешск... sorry, богемских королей. Всё это показывает фиктивность "моравского трона". Хотя моравскую карту в дальнейшем разыгрывали не раз и не два.
А в русской историографической традиции вообще много германизмов. Так, имена монархов всегда имеют немецкую транскрипцию. Я когда-то очень удивился английским королям Чарльзам и Джеймсам, а потом понял, что это давно знакомые мне Карлы и Якобы :-).
Почему-то не работает ссылка на чешскую Вики. Лучше поробовать выйти на русскую, а оттуда перейти на чешскую (в левой части страницы) : http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%84_II_(%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B8)

Deleted comment

Заработала :)

Спасибо.

Deleted comment

Ваш коментарий я удаляю. Последнее предупреждение: следующая экстремистская выходка с Вашей стороны повлечёт за собой бан.
Спасибо за интересный пост! Очень интересно было бы прочитать продолжение, про чехословацкий период