bohemicus (bohemicus) wrote,
bohemicus
bohemicus

Categories:

Человек, который не стал президентом.

     Чехи умеют преподносить сюрпризы. Я не раз писал, что под их швейковской маской скрывается много разного. В Европе это знают. В России, кажется, нет. Судя по ряду комментариев к различным моим постам, многие у нас верят, что чехи ненавидят русских за 68-й год. А многие ли могут вообразить чехов, аплодирующих известию о вводе российской бронетехники в другую страну?

  Я видел их своими глазами.

  Шёл 1999 год. В тот день нас было трое - я и два моих чешских приятеля. Мы сидели в гостях у одного из них. Хозяин переключил телевизор на канал Евроньюс, и на экране появилась небольшая колонна российских БТР-ов, едущих куда-то по пыльной дороге. Это была рубрика no comment, поэтому изображение транслировалось без закадрового текста. Бегущая строка информировала: Russian troops enter Kosovo. Мы несколько секунд смотрели молча. Потом чехи зааплодировали.

  Они верили, что РФ - это Россия, и что русские пришли спасти сербов.

  Президентом в то время был Вацлав Гавел, человек, прославившийся мэмом "гуманитарные бомбардировки". Он занимал своё кресло на Пражском Граде, но национальным лидером в те дни не был. Его народ стоял за сербов, а он - против. Настоящими национальными лидерами тогда были два чеха с немецкими фамилиями - Вацлав Клаус и Йиржи Динстбир.

  Клаус был председателем парламента, а впоследствии стал президентом, и я не раз писал о нём по разным поводам. Динстбир президентом так и не стал, хотя его всегда рассматривали как одного из реальных кандидатов на этот пост. И, кажется, я ни разу не упомянул его в своём журнале. Как-то не было повода. А теперь уже не будет. В субботу Динстбира не стало. И хотя некролог - совсем не мой жанр, я решил рассказать об этом человеке. А на его примере - о чешской интеллигенции.  
 

                                                                          

                                                                        Кавалер Ордена Почётного легиона Йиржи Динстбир.

  Он родился в 1937 году в семье врачей в Кладно недалеко от Праги. Закончил отделение журналистики Философского факультета Карлова университета. Позже получил титул doctor honoris causa в Бургундском университете в Дижоне. В 21 год, ещё студентом, вступил в компартию.

  В 1958-1969 годах Динстбир работал репортёром Чехословацкого радио в Западной Европе, США и Юго-Восточной Азии. Написал и издал книгу о мятеже в Индонезии, свидетелем которого он стал в 1965 году..

  В 1968-м он был среди тех журналистов, которые до последней возможности осуществляли антиоккупационную трансляцию Чехословацкого радио.

  После этого его исключили из партии и из профессии. В 70-х годах Динстбир работал в отделе документации в проектном институте. И занялся политикой. Для чешского интеллигента того времени заняться политикой значило стать диссидентом. Организованное диссидентское движение началось в Чехословакии с Хартии-77. Динстбир был одним из первых, кто её подписал. Он писал и издавал книги (теперь уже в самиздате), редактировал нелегальный журнал, участвовал в создании Хельсинкского комитета.

                                                     Mluvčí Charty 77, 1979 - stojí: V. Havel, J. Dienstbier,L. Hejdánek, V. Benda; sedí: J. Hájek, Z. Tominová

                                       1979 год. Лидеры чехословацких диссидентов. Второй слева в верхнем ряду - Йиржи Динстбир.

  Был он и одним из первых, кого посадили. Ему дали три года (1979-1982). В то время сидело много хороших людей. Например, Доминик Дука, ставший в 2010 году архиепископом Пражским, в те времена был тайным послушником запрещённого доминиканского ордена и отсидел год и три месяца, из них какую-то часть - в одной камере с Вацлавом Гавелом.

  Эти люди боролись с режимом...

  ...eсли Вы додумали фразу за меня, и Вам пришло в голову что-то вроде "потому что ненавидели ложь и несправедливость", то мне грустно. Это и есть советский подход, бессмысленный и безнадёжный.

  Люди боролись с режимом, чтобы взять власть. Политика - всегда борьба за власть, и всё остальное - ложь. Прочитав мой предыдущий пост, некоторые решили, что я ненавижу интеллигенцию. Это ошибка. У меня двойственное отношение к советской интеллигенции. Я отношусь к ней настолько хорошо, насколько она интеллигентна, и настолько плохо, насколько она советизирована. Потому что советизм - это кастрация, уход в область пустых и ненужных слов, вроде рассуждений евнухов о сексе. Советские интеллигенты умели к месту и не к месту блеснуть вырванной из контекста чужой сентенцией, но не умели жить. Они вечно повторяли что-то в духе "жандармам нельзя подавать руку", но так и не поняли, что жандармам нельзя отдавать власть. 

  Чешская интеллигенция знала, за что боролась.  За своё сословие. За власть, деньги и престиж. Я сейчас посмотрел на список самых престижных профессий в стране - первые три места занимают врач, учёный и преподаватель. Чтобы картина была полнее: менеджер - на 11, полицейский - на 13, владелец магазина - на 16, банковский служащий - на 20, депутат - на 25, а уборщица - на 26 месте.

  Интеллигенция боролась за всё и всё получила. В Праге в прошлом году сменился мэр (примерно в то же время, что и в Москве). Новым мэром стал Богуслав Свобода. Он всю жизнь проработал гинекологом. И носит бабочку.

  Чтобы добиться этого положения, чешской интеллигенции пришлось пройти через многое. Освободившись из тюрьмы, Йиржи Динстбир 7 лет работал то ночным сторожем, то кочегаром в котельной. И продолжал заниматься диссидентской деятельностью.

  В 1989 году, когда после бархатной революции зачитывался состав нового правительства, после некоторых имён добавлялось "подписант Хартии-77", и народ на площади взрывался аплодисментами. Овации раздались и после имени Динстбира. Он направился в Чернинский дворец, где располагается МИД. Динстбир стал министром иностранных дел, когда его трудовой договор с котельной ещё не был расторгнут.  Через несколько дней он лично перерезал колючую проволоку на границах с Австрией и Баварией, покончив с железным занавесом.

                                    Jiří Dienstbier stříhá železnou oponu (17. prosince 1989)

Министром иностранных дел Динстбир оставался до распада Чехословакии в 1992 году.

  А в 1998 его назначили спецпредставителем ООН по правам человека в бывшей Югославии. Я не интересовался механизмами подобных назначений. Ни официальными, ни закулисными. Я не знаю, что за люди принимали это решение, и чем они при этом руководствовались. Но если они надеялись, что старый чешский диссидент, полжизни боровшийся против советской оккупации, будет вторым Гавелом, то они жестоко ошиблись.

  Они не учли, что славянское единство, для русских бывшее лишь обоснованием балканской политики империи, для чехов было надеждой на национальное выживание, поэтому славянство не может стать в Чехии пустым звуком.

  Они не учли, что на протяжении десятилетий Югославия была одной из немногих стран, куда чехи могли относительно свободно ездить в отпуск, и многие из них провели там лучшие дни своей молодости.

  Они не учли, что в 1968 г. Югославия жёстко осудила советскую оккупацию Чехословакии, и чехи чувствовали перед югославами неоплаченный моральный долг.

  Они не учли, что Динстбир - это Динстбир, а не Гавел.

  Когда начались бомбардировки, он встал на сторону сербов.

 Динстбир устраивал пресс-конференции, на которых говорил о зверствах албанских сепаратистов и о правах сербов на Косово. Он рассказывал о связях сепаратистов с наркомафией и сравнивал их вождей с Геббельсом и Сталиным. Позже, когда в Косово была установлена оккупационная администрация во главе с Бернаром Кушнером (впоследствии - министром иностранных дел Франции), Динстбир довёл Кушнера до срыва. В какой-то момент француз начал кричать, что уже видеть не может Динстбира и больше никогда не примет его. Редчайший провал для дипломата его уровня.

  В 2008 году, когда президентом был уже Клаус, чешское правительство признало независимость Косова. Президент в Чехии не может повлиять на такое решение или наложить на него вето. Но Клаус от своего имени немедленно выступил с обращением к властям и народу Сербии, в котором сказал, что так стыдно ему не было за всю его жизнь.

  Динстбир назвал признание Косова вторым Мюнхенским сговором. В чешском политическом лексиконе нет более уничижающей оценки.

  В том же 2008г. Динстбир стал сенатором. Он был избран как беспартийный кандидат по спискам социал-демократической партии. Чешские законы дают такую возможность. В качестве сенатора он лоббировал переход атомной станции в Темелине с американского топлива на российское.

  Тогда же о нём в очередной раз заговорили, как о возможном будущем президенте. Сам он высказался в том смысле, что если в стране введут прямые выборы, он готов принять в них участие. Но закон о прямых выборах опять отложили, и президента по-прежнему избирает парламент. Фактически речь идёт о договорённости между партийными фракциями.

  Динстбира больше нет, и бывший министр иностранных дел Германии Геншер сказал, что без него Европа будет беднее.

  Об ушедших всегда говорят только хорошее. Но важно, что именно говорят. Динстбир стал по разным политическим вопросам непримиримым оппонетом людей, которые остались его личными друзьями. Его противники в политике и друзья в личной жизни -  нынешний министр иностранных дел князь Шварценберг, президент Клаус, Вацлав Гавел - говорят о нём одними и теми же словами - ушёл джентльмен и человек чести.

  От простых людей я не слышал о Динстбире ни одного дурного слова, хотя обычно чехи обвиняют своих политиков во всех смертных грехах. Сейчас многие из них искренне скорбят.
 
  Сенатор Петр Питхарт, бывший премьер-министр, в правительстве которого Динстбир занимал министерский пост, сказал: "В Югославии он в одиночку противостоял всему западному истеблишменту. И все знают, что он был прав".

  Таким  Динстбир и войдёт в историю.

  Президентом он не стал. Но разве это так важно, если он был Человеком?


                                                                       

Tags: bohemia
2
В РФ такие политики невозможны, наверное.
А в РФ Динстбир был известен? Я помню, в начале 90-х его имя мелькало в российских СМИ. Сначала корреспонденты удивлялись, что власть в Чехословакии взяли люди, которые носят длинные волосы и не выпускают сигареты изо рта. Потом он подписывал с Шеварднадзе договор о выводе войск... А во время косовской войны я уже не следил за российскими СМИ.
О нём слышал только. В РФ Чехии мало уделяют внимания. Сам я в основном сосредоточен на РФ. И Англии. :)
Спасибо за пост - интересно.
Может Динстбир и был известен, но я о нем впервые услышал только здесь и сейчас. (А фамилию правильно вообще только раза с 10-го смог прочитать :( 4 согласные подряд - непросто для русского уха).
4 согласные подряд - непросто для русского уха

"Служебный медведь" по-немецки - что там "непростого"... "Tuesbear" в английском переложеним...
при все уважении. Медведь - б(е)эр. Бир - пиво, наверное
Жалко ,что ушел.О том какую пропоганду проводит Гавел, достаточно послушать "радиожурнал".
Он конечно-же знал за что боролся.
Радижурнал я не слушаю. Но, вообще-то, каждый политик знает, за что борется. Если он политик, а не подставное лицо.
Я тоже не слушаю. Пршел по ветку - читаю дальше, то что пропустил. Приятно видеть собственные мысли, оформленные таким приятным и понятным языком.

Deleted comment

Чешско-немецкую историческую комиссию создали Йиржи Динстбир и Ганс-Дитрих Геншер в 1990 году. Строго говоря, сам Динстбир был её основателем, но не членом. В комиссии работают профессиональные историки. Она занимается чешско-словацко-немецкими отношениями в ХХ веке (кроме чешской и немецкой, там есть и словацкая секция). В принципе, это попытка выработать приемлемую для всех сторон версию событий (например, количество немцев, погибших при изгнании из Судет, разные историки оценивают с разбросом на порядок - от 20 до 250 тысяч. Очень трудно писать учебники).

С Кушнером действительно вышло смачно. Насколько я знаю, у человека так сдали нервы, что он перешёл на крик, причём кричал, что никогда не примет не только Динстбира, но и Гавела. Этого не понял никто, потому что Гавел был стопроцентно на стороне НАТО. Но Кушнер был просто невменяем. Так его довёл Динстбир.
>Об ушедших всегда говорят только хорошее

Пусть это не имеет прямого отношения к посту, но с данным высказыванием не могу согласиться. По-моему на похоронах говорят только хорошее, а вообще (к примеру в частном жж) как раз говорится то что думается - подводится итог жизни человека.
Я имел ввиду публичные выступления политиков, на которых ссылался дальше в тексте. А о Динстбире я действительно никогда не слышал ничего плохого. Кроме как от Бернара Кушнера :)
>> Люди боролись с режимом, чтобы взять власть. Политика - всегда борьба за власть, и всё остальное - ложь. <...> Потому что советизм - это кастрация, уход в область пустых и ненужных слов, вроде рассуждений евнухов о сексе.

Как раз на днях видела замечательную иллюстрацию этого тезиса. У меня в ленте есть интересный блоггер pigbig, она социолог (настоящий), преподает в США.

О Манежке она проговорила совсем уж очевидное, "верхний пласт". (Кстати, мнение с вполне себе левых позиций).
Похоже, на антифашистском митинге на Манежной площади в субботу интеллигенция убеждала остальную часть общества, что быть фашистами - плохо. В качестве аргумента приводила этническую еду: все любят шашлык и плов, так давайте это распространим на всю иную культуру и будем ее тоже любить и ее носителей тоже.

Прекраснодушие на грани глупости.

Не в этничности же дело. Либеральная публика, которая любит этническую еду, а заодно и повара, не находится на том рынке, где ей приходится конкурировать с поваром по этническому признаку. Писатели-музыканты-художники и прочие пролетарии умственного труда конкурируют между собой на одном уровне. Таджикский писатель им не соперник - а если соперник, то он уже вошел в русскоязычное пространство как писатель, и его этническая принадлежность не имеет значения - как у Акунина. Т.Толстая как-то рассказывала про замечательного грузина, у которого покупала яблоки. Интеренсо, что бы она сказала, если бы ей сказали: печатаем либо вас, либо грузина, но лучше грузина, т.к. он на меньший гонорар сограсен.

А те, к кому они обращаются, конкурируют именно так: за рабочие места. Для них "таджики" сбивают уровень оплаты, а потом работодатель говорит: а вы за такие деньги работать не будете. Это теория разделенного рынка в ее классическом виде. У меня во френдах есть женщина немолодая, мне она кажется хорошим человеком и уж никак не "фошыстом". И вот она пишет: я бы пошла работать дворником и за такие деньги, но меня не берут, а берут таджика приехавшего. И вот что ей сказать? Ей не шашлык кушать, а есть, пить и одеваться надо. Ей не важно, что он мусульманини или негр или якут. Он ей - конкурент.

И вот как эту ситуацию разгребать - даже не начали ее в России проговоаривать соответсвующим образом, похоже.
http://pigbig.livejournal.com/542093.html
В комментариях мне запомнился непримечательный, на первый взгляд, диалог. Это замечательная иллюстрация к Вашему посту.
Прекраснодушный посетитель: Разгребать эту ситуацию можно лишь образованием, просвещением. В том числе и само...
Социолог (настоящий): И что, работа появится?
Пп: А это не имеет отношения к работе. Это имеет отношение к ценностям. Пока у людей каша в головах ими легко управлять.
С (н): Так у меня пост про то, что это не про "ценности," а про работу.
Пп: <Пространная и совершенно невразумительная реплика. Я не смогла понять ее смысла. Желающие понять могут посмотреть всю беседу по ссылке>.
С (н): Понятно. Ни вопросов, ни аргументов у меня к вам нет. Идите себе спокойно, пожалуйста, пишите про несоциальные корни управления и прочую вашу кашу в другом месте.
У меня в жж был похожий случай. Я писал о критериях по среднему классу в РФ. О том, что то, что у нас называют средним классом - в штатах просто бедняки, которым выдают талоны на еду.

А собеседники пытались перевести всё на ценности и мораль. Причем, когда я переводил разговор на твердую почву считаемых критериев, то оказывалось, что я сам аморальный типус.

http://zadumov.livejournal.com/136826.html?thread=844922#t844922
Всё ожидаемо. Профессионал говорит очевидные вещи. Советский умственный инвалид несёт пургу о несоциальных корнях управления.

Это ещё не самый тяжёлый случай. Тот инвалид по крайней мере краток. У меня в комментариях к одному посту уже несколько дней ведёт борьбу за нестяжательство тяжёлый графоман, вообразивший себя Диогеном Синопским или кем-то в этом роде http://bohemicus.livejournal.com/39929.html?thread=902137#t902137

Кстати, надо пойти объяснить ему, что эллины не засуспендили Диогена лишь благодаря тому, что тот сам себя забанил в своей бочке и не занимался флеймом в собраниях достойных мужей... Впрочем, никнейм "Пёс" они Диогену всё же присвоили.
"чехи чувствовали перед югославами неоплаченный моральный долг."

интересно, однако. долг -- перед югославами, а заняли односторонне сербскую позицию
Насколько я знаю, чехи не занимали никакой позиции в войне между сербами и хорватами. Это была война людей с людьми, и чехи воспринимали её как трагедию равно близких им людей.

Но в Косово сербы сражались против уголовников, наркомафии, работорговцев, дикарей, варваров, орков. Какими аберрациями восприятия нужно страдать, чтобы этого не видеть?

Запад есть Запад. Он прекрасно знал, что и почему делает. Если это выгодно, он не задумываясь поддержит хоть марсиан, хоть двухметровых крыс-мутантов. К Западу претензий нет. Политики есть политики. Но у чехов не было интересов в Косово, и они вели себя не как политики, а как люди. Потому что для человека единственно возможная позиция - быть на стороне людей.

Однако мне любопытно, как Вы можете говорить о какой-то второй стороне, когда она была абсолютным злом?
"Однако мне любопытно, как Вы можете говорить о какой-то второй стороне, когда она была абсолютным злом?"

Да, мне трудно увидеть в косовских албанцах -- абсолютное зло. Ровно так же, как я не могу увидеть абсолютное зло в сербах или хорватах. Если говорить en masse.

А вот если говорить о лидерах и их свите -- то Милошевич для меня абсолютное зло.
Милошевич был невинность сама. Почти ангел. Не удивлюсь, если у него на спине начали прорезаться крылья. К сожалению, это не то качество, которое нужно настоящему политику, и он проиграл.

Гаагский трибунал осуждал всех подряд. Его не смог. Чтобы гаагский трибунал годами судил обвиняемого, да так и не смог осудить, обвиняемый должен был питаться Святым Духом, левитировать и излучать сияние.

Тем, у кого нимб был недостаточно ослепителен, они сразу давали по 20 лет.
всегда удивлялся отчаянной, рабской любви русских к сербам.
и не только потому, что любовь этa вовсе не взаимнa.
а потому, что избранный объект лубви уж очень мерзок и подл.
любить британских подстилок?? strange..
помню, как толпа сербов рыдала у стен консульства США в Торонто, в 1999.. они кричали: "Зачем Вы бомбите нашу странууу??!! мы Ваши лучшие друзья-aaa!!!"
:)
Всегда удивлялся хамскому поведению людей, приходящих в чужие журналы, чтобы называть народы подстилками, людей благородных подлыми и мерзкими, а нормальную человеческую реакцию - рабской. Вы мутант?
Хороший текст.
А вот советскую конкретику Вы знаете плохо.
Что Вы имеете в виду? Я 23 года прожил в СССР.
Простите за злостный офф-топ. Просто спасибо вам за журнал. Открыла его всего несколько дней назад и с удовольствием читаю старые записи.

Я выросла в Праге - я всегда так говорю, хотя это не совсем так. До десяти лет я росла в Москве. Потом была Прага. Мы уехали оттуда, когда мне было пятнадцать с половиной. Но Прага, Чехия, чехи - это все настолько мое, что я уже больше двадцати лет тоскую; каждый раз, когда попадаю в Прагу, чувствую, что я - дома. И надеюсь когда-нибудь вернуться. Домой. Надеюсь, навсегда.

Вы - редкий человек, под каждым словом которого о Чехии и чехах я могу подписаться. Спасибо.
Спасибо.

Я впервые побывал в Чехии в 87-м, а живу здесь с 95-го. Думаю, это достаточный срок, чтобы составить некоторое представление о стране и народе :)
А мы в 87 как раз уехали.
У вас очень правильное представление о стране и народе, как мне кажется. Даже если я не все знала-понимала в детстве-отрочестве, но многое я очень хорошо чувствовала. )) И вы чувствуете, как мне кажется.
Надеюсь, что чувствую :)
как всегда - отличный текст.
Спасибо.
Весьма впечатляюще.

Интересно, что Вы утверждаете, что для чехов славянское единство - это вопрос выживания. Я в предыдущих комментариях описывал отношение русских к этому единству как небрежное. Но и тут есть своя правда жизни.

После катастрофы 17 года русские четко увидели, никого вообще не волнует вопрос выживания самого большого европейского народа. Наоборот, все только рады, что с карты Европы исчезла очередная суверенная страна.

С точки зрения конкурентной борьбы народов - да, это справедливо. Ошиблись, получили геноцид. Теперь колония.

Но с точки зрения корпоративистики в стиле Нэша - это фатальная ошибка. За которую приходится расплачиваться. И еще долго будут расплачиваться все славянские народы. Югославия это прочувствовала на своей шкуре, но еще не поняла до конца. Польша недавно получила мощный удар. Но вся восточная европа пока до конца не понимает этого пугающего факта.

В мире, где англо-саксы гегемоны, не важно какие именно, славян будут неизбежно выводить из латинского корня рабства, а не славянского корня Славы.
Чехи очень чувствительно относятся к действиям великих держав. Соотношение их численности с численностью великих народов - от 1:10 до 1:30. В принципе, когда здесь был социализм (а особенно после 68-го) их взоры были обращены к Америке. От ухода последнего российского солдата прошло довольно много времени, и всё изменилось.

В идеале они предпочли бы, чтобы их не трогал вообще никто - ни русские, ни американцы, ни немцы (немцы особенно). Поэтому они всегда делают всё, что могут, для поддержания равновесия между державами (другой вопрос, что в их силах не так много). Но при этом они помнят и ПМВ с созданным в России легионом, и ВМВ с маем 45-го. Равновесие равновесием, а на русских всегда больше надежды.

Прагматизм заставляет их говорить, что они предпочли бы быть освобождены американцами, а не советскими. Но этот же прагматизм заставляет их помнить, кто освободил их на самом деле.

Что касается славянства и рабства... Один чех придумал альтернативную историческую концепцию. Перефомил Фоменку и оставил с носом Носовского. Они по сравнению с ним - просто молокососы. Когда-нибудь у меня будет время и желание повеселить читателей, и я расскажу о ней.
Про славянство и рабство можно прочитать в любом англоязычном путеводителе. Это такой филологический подарок массам, который обожают прибалты (на новенького европейца).

Пока русских нет, надеяться чехам бесполезно. Тут будут только воровать и гримасничать. Даже в ущерб собственным интересам.
Да у чехов всё нормально, им не о чем беспокоиться. Среди их истеблишмента есть и друзья Англии, и друзья Америки, и даже друзья Германии (хотя последние не очень любят распостраняться на тему своих предпочтений). Так что они находят, к кому обратиться, при любом повороте ситуации. Есть, разумеется, и друзья России, но они в несколько двусмысленном положении. Как брошенные дети, разговаривающие с воображаемым другом.

Однако, по большому счёту, это наша, а не их проблема.
Вы перечислили буквально всех моих воображаемых друзей. )))

Я предпочитаю с ними вырабатывать равновесие.

У русских проблем столько, что разговаривать с чехами тут вообще пока некому.
Разве у Англии есть друзья?
Государства ведь не люди, они не дружат.

Ну а то что у чехов все хорошо хорошо. Хоть у кого-то из славян все хорошо - и то радость.
среди чешского эстеблишмента есть невзаимные френды ГБ;-)
А почему бы Англии не иметь друзей? Она их имеет :)
Вообще-то Славянство имеет мало общего со славой, а вот латинское склав имеет к славянам самое непосредственное отношение. Через "а" славяние пишутся только в русском /учитывая природные, а не сфабрикованные языки/. В польском и, кажется, чешском это слОвяне- то есть антоним немцев. Говорящие и понятные, свои, в отличие от немых и чужих. Антично-латинское "сервус" было заменено на средневековое "склав" /а в арабском "сакалиба"/ в результате работорговли, бывшей наиболее развитой областью междунородной экономики темных веков. В качестве рабов выступали самые слабоорганизованные и беззащитные. Из советского школьного курса истории я отчетливо помню перечесление экспортных продуктов Древней Руси - "меха,мед,пенька и рабы". Именно за рабами на Русь приходили как варяги, так и татары. Работорговлю русскими окончательно пресекла только Екатерина Великая.Конкретно, латинское "склав" восходит к эпохе Карла Великого, который торговал конкретно чехами и лужичанами.Позже судьбу "склава" повторил "негр", ставший в Европе 17-20 веков синонимом раба. С самого основания каролингская Европа, к которой ЕС аппеллирует официально и открыто, была основана на 1.церковной схизме, 2.самозванной,фальшифой имперскости, и 3. славянском рабстве. Выводы из этих ФАКТОВ делает каждый в меру своей испорченности. Апологеты сегодняшнего мародерства, к примеру, предпочитают видеть в русских прирожденных рабов, пограбить которых не грех...
А вот и эрудиты с филологическими ФАКТАМИ подтянулись. Всегда радовали люди точно знающие повседневность темных веков. Более того, извлекающие из этой темноты ФАКТЫ и рассуждающие об испорченности нравов в наше светлое время. Эта мрачная решимость всё объяснить и поставить на место. Прекрасно, прекрасно. Желаю приятно провести время за шта... за чертежами архитектурных проектов.
Спасибо, постараюсь не обмануть ожиданий.Странно, что вас так эпатируют общие места из курса средней школы.
Замечательная история, спасибо!
Просто история жизни НЕсоветского интеллигента. Кстати, чешский - один из немногих языков, в котором, подобно русскому, словом inteligence обозначается социальная группа. Кажется, это и есть заимствование из русского.
В общем, чехи не не навидят русских за 1968 год. Они просто считают их не совсем людьми - наполовину людьми, наполовину стихийным бедствием. И радуются, когда это стихийное бедствие обрушвается на того, на кого они хотят. А ненависти стихийное бедствие недостойно.
Чехи примерно одинаково относятся ко всем великим нациям. По понятным причинам наибольшие опасения им внушают немцы.
известно, что чехи тихо ненавидят Гашека, раскрывшего всем их национальный характер. А ржут над романом немцы. Великая нация может и над собой посмеятся..
О тихой ненависти чехов к Гашеку никому, кроме Вас, ничего неизвестно. В национальном характере чехов нет ничего такого, за что следовало бы стыдиться. Например, такое хамло, как Вы, пытающееся оскорблять целые народы, встречается среди них крайне редко.
Cтыд неплохое чувство.. Чехам нечего стыдиться, кроме Гашека например. Мразь это была ещё та! Kоммисар Бугульмы весь в крови..
Так что Чехи-то вполне симпатичный народ :)
т.н. людей всех народов и рас :)
Спасибо. Прекрасная заметка и великий человек.