bohemicus (bohemicus) wrote,
bohemicus
bohemicus

Categories:

Иезуитские Фермопилы

  В шведском приходе Бигдеа сохранились приходские книги времён Тридцатилетней войны. Из них следует, что с 1621 по 1639 год в армию ушло 230 рекрутов из Бигдеа. По состоянию на 1639 год домой вернулось пятеро из них (все пятеро были инвалидами). 215 их земляков пало. Десять продолжали нести службу, но их шансы на выживание выглядели скромно - до конца войны оставалось девять лет. Экстраполировать цифры потерь уроженцев прихода Бигдеа на всю Швецию было бы слишком смело, но в целом они неплохо демонстрируют, что блестящие победы Густава-Адольфа доставались королевству недёшево. 


  Двадцать постов тому назад мы оставили шведскую армию в момент одного из её величaйших триумфов, достигнутого 6 марта 1645 года у Янкова, что лежит в 50 километрах от Праги http://bohemicus.livejournal.com/48575.html . Армия Империи была уничтожена, и перед победоносным фельдмаршалом Леннартом Торстенссоном открылась дорога на Вену. Без боя заняв Йиглаву, Зноймо и Микулов, в начале мая Торстенссон появился у стен Брно. Большинство источников сходно оценивает численность его армии в 18 тысяч человек. Гарнизон Брно состоял из 426  солдат. Это были последние воины Империи, преграждавшие шведам путь на столицу. Но кроме солдат, у Империи были мещане и студенты.


  Прибыв на место, фельдмаршал Торстенссон предложил городу сдаться. Город отказался. Торстенссон заявил, что возьмёт мышиную нору дня через три, а голую кухню - в течение недели. Мышиной норой он назвал Брно, а голой кухней - возвышающийся над городом замок Шпильберк. Население Брно состояло в то время примерно из четырёх тысяч человек.




      
   
                                                                     "Голая кухня" Шпильберк, сегодняшний вид

  Комендантом Шпильберка был шотландский кондотьер Джордж Джейкоб О'Гилви. Говорят, характер у него был прескверный - его терпеть не могли ни солдаты, ни горожане. О'Гилви начал карьеру в датской армии, позже перешёл на австрийскую службу. Потеряв в бою руку, он получил назначение в крепость Шпильберк. В ходе войны шведские отряды уже дважды приближались к Брно, но до решительного штурма дело не доходилo - шведов перебрасывали то в Данию, то в Силезию. В обоих случаях защита города доверялась О'Гилви. Однорукий шотландец надеялся, что возглавит оборону Брно и на этот раз. Однако теперь эта честь досталась другому человеку.

   Другого человека звали Жан-Луи Редуи де Суше. Он был гугенотом из Ла-Рошели, покинувшим Францию и 14 лет отвоевавшим в рядах шведской армии. Характер у него был ещё хуже, чем у О'Гилви. Суше постоянно конфликтовал с начальством. После очередного конфликта шведы его уволили. Не на шутку рассердившись, Суше перешёл на сторону Империи и был зачислен в австрийскую армию в звании драгунского полковника. Городской совет Брно согласился признать его назначение комендантом города только после личного вмешательства императора. Суше был протестантом, и никто не знал, станет ли ревностный католик О'Гилви исполнять его приказы. Получив назначение в Брно, Суше предпринял ряд энергичных мер по подготовкке города к обороне. Он велел срыть стоявшие вблизи городских стен дома, заменить легковоспламеняющиеся крыши на огнеустойчивые, углубить колодцы и сделать в каждом доме запасы воды.

  Друг друга заносчивые кондотьеры со скверными характерами терпеть не могли. Но кроме них в городе находился и человек кроткого нрава, личный девиз которого звучал: "Пусть бедность станет моей матерью, а покорность и терпениe - моими сёстрами". Вероятно, Вы уже догадались, что муж, преисполненный покорности и терпения, был иезуитом. Звали его Мартин Стржеда, и он родился в Силезии. Стржеда вступил в орден в 1608 г., в 20-х годах он стал профессором риторики, философии и теологии, в 1638 возглавил чешскую провинцию Товарищества Иисуса, а в 1641 его назначили ректором иезуитского колледжа в Брно.

 
   
                     


                              Жан-Луи Редуи де Суше                                                    Мартин Стржеда



  Успехи иезуитов в католизации обитателей королевства Богемского и маркграфства Моравского впечатляют и сейчас. Если к началу Тридцатилетней войны католики составляли около 10% населения страны, то к её концу их было до 30%. Разумеется, свою роль играла и политика светских властей Империи, но в их арсенале были только административные меры, а иезуиты обращались напрямую к душам верующих. Чешские эмигранты-протестанты, покидавшие родину после белогорского поражения и возвращавшиеся 15-20 лет спустя вместе с саксонской или шведской армией, обнаруживали, что попали в католическую страну. Если после битвы у Белой Горы императорские войска столкнулись в Моравии с партизанским движением крестьян-протестантов, сражавшихся за веру отцов, то 20 лет спустя шведам в тех же краях пришлось иметь дело уже с партизанами-католиками, боровшимися за свою веру.

  В четырёхтысячном Брно был сформирован мещанский легион, в который вступило около тысячи человек. Общее количество защитников города достигло полутора тысяч, но особую роль среди них играл студенческий легион, состоявший из 66 учащихся иезуитского колледжа, воспитанников Мартина Стржеды.

  Осада Брно началась 3 мая 1645 года. Шведы приступили к артиллерийским обстрелам, рытью подкопов и минированию городских стен. Особое внимание уделялoсь Шпильберку. Все были убеждены, что если падёт крепость, падёт и город.

  15 мая О'Гилви согласился признать командование Суше и во всём следовал его советам.

  Первый штурм Шпильберка состоялся 20 мая. Шведы сумели прорваться в крепость, но были выбиты из неё.

  25 мая последовал второй штурм - снова неудача.

  Обороняющиеся предприняли несколько удачных вылазок, сумев уничтожить часть построенных шведами редутов. В первых рядах диверсантов были молодые иезуиты. В городе начали петь куплеты о том, что непобедимых шведов бьют студенты.

  14 июня разразилась сильнейшая буря, затопившая шведские окопы. Вода пришла так быстро и в таком количестве, что некоторые из осаждавших утонули. К тому времени Торстенссон слёг с подагрой, передав командование своему заместителю.

  Обе стороны страдали от недостатка продуктов. У защитников города к тому же подходили к концу запасы пороха. Они так берегли боеприпасы, что предпочитали сражаться в основном мечами и пиками, прибегая к огнестрельному оружию только в ситуациях, когда непосредственно грозил шведский прорыв.


        
        
                    Осада Брно. На картине хорошо видна фортификационная система, выстроеннaя шведами вокруг города.

  Между тем эрцгерцог Леопольд-Вильгельм приказал фельдмаршалу Колоредо оказать защитникам Брно любую возможную помощь. На спасение Брно Колоредо отправил из Праги шестьсот всадников под командованием подполковника графа Врбны.

  26 июня Врбна неожиданно атаковал шведов, стараясь произвести впечатление, что привёл с собой целую армию. В какой-то момент шведы в это поверили, и началась суматоха. Воспользовавшись ситуацией, aвстрийцы разделились на два отряда. Пока двести всадников маневрировали, изображая несметные силы Империи, четыре сотни кавалеристов смогли проскользнуть в город. Но самое главное - они привезли с собой 172 двадцатикилограммовых мешка с порохом. Половина из прибывших осталась в Брно, другая половина тут же покинула его - для них в городе просто не было еды.

  После этого шведы выстроили вокруг Брно непроходимую систему редутов, валов, окопов и палисадов. Город оказался отрезан от внешнего мира. 


               

                                                                 Реконструкторы ежегодно разыгрывают осаду Брно

              

    Унификация военной формы осуществилась в европейских армиях только во второй половине XVII века. Во время Тридцатилетней войны основным знаком отличия своих от чужих были ленты и перья определённого цвета. Испанцы и австрийцы обычно предпочитали красный цвет, шведы - жёлтый, французы - синий, а голландцы - оранжевый.

  К Брно подошёл и союзник шведского короля - трансильванский князь Ракоши. С ним было 10 тысяч человек - немецкая пехота, трансильванская кавалерия и венгерские гайдуки. Однако Торстенссон знал, что в деле польза от Ракоши будет невелика - тот уже начал переговоры с императором о сепаратном перемирии (согласно первоначальному плану Торстенссон и Ракоши должны были встретиться под Веной и вместе взять город).

  8 августа в Брно было официально разрешено употреблять в пищу конину. Началась нехватка воды. Последним источником надежды для обороняющихся оставались молитвы и проповеди Мартина Стржеды. Впоследствии Суше писал, что патер Стржеда словно брал силу у Небес и передавал её защитникам города.

  15 августа, после непрерывной одиннадцатичасовой артподготовки, Торстенссон предпринял генеральный штурм. Шведы атаковали на шести местах. На двух им удалось прорваться, и бой шёл на городских улицах. Один из полностью разрушенных бастионов Шпильберка тоже был в шведских руках. Оружие было не у всех, и в ход шли топоры и булыжники городской мостовой. Суше и О'Гилви лично участвовали в бою со шпагами в руках. В костёле святого Фомы брненские женщины взяли икону с изображением Чёрной Мадонны и устроили крестный ход через весь город. В наши дни специалисты предпочитают не говорить о происхождении этой святыни ничего определённого, но в XVII веке люди верили, что икону написал сам евангелист Лука. Католики потом утверждали, что в день штурма видели в небе над городом и лик самой Богоматери.

 До наступления темноты шведы были всюду отражены. Торстенссон запросил перемирия. чтобы забрать тела своих павших.

                                                    


                                                                   Ещё в XIX веке копии этой иконы были в каждой брненской семье

  На рассвете осаждающие взорвали один из подкопов и ещё раз попытались проникнуть в город, но в целом всё было кончено. Рассказывают, что последнее выпущенное шведами ядро упало прямо к ногам Мартина Стржеды и остановилось, никому не причинив вреда. 23 августа шведская армия сняла осаду с Брно и отступила.

  Потери защитников Брно за почти четыре месяца осады составили 250 человек. Шведы потеряли под стенами этого города до восьми тысяч солдат.

  Император Фердинанд III оказал городу помощь деньгами и строительными материалами. Жители были на шесть лет освобождены от всех налогов и таможенных сборов, а Брно получило ряд привилегий, включая право проводить конские торги. Жителям пригородов, принявшим участие в обороне, были бесплатно предоставлены права брненских граждан. Старый спор между Брно и Оломоуцем за право называться моравской столицей разрешился в пользу Брно (Оломоуц был взят шведами ещё в 1642 году; чешские студенты и сейчас говорят, что это произошло из-за отсутствия в Оломоуце студенческого легиона).

  Мартин Стржеда умер от туберкулёза в 1649 году, окружённый всеобщим уважением. О'Гилви был назначен пожизненным комендантом Шпильберка, произведён в полковники и удостоен титула барона. С тех пор он был известен, как барон фон Огильви. Суше  стал генерал-майoром и графом. Он служил Империи ещё более тридцати лет, дослужился до фельдмаршала, участвовал в сражениях в Польше, Трансильвании и Голландии, но похоронили его в Брно, в  храме святого Иакова.

                                    

                                                  Могила фельдмаршала графа Жана-Луи Редуи де Суше в Брно

  Память всех их чтится в Брно до сего дня. В городе есть Стржедова улица, бюст Суше и ресторан "Огилви".

  На этом история осады Брно закончена, но, думаю, читателям будет интересно узнать, что сын однорукого О'Гилви, барон Георг Бенедикт фон Огильви, стал военачальником трёх европейских армий, включая российскую. В 1704 году в ходе Северной войны русский генерал-фельдмаршал Огильви взял Нарву. Кроме того, он разработал первое штатное расписание русской армии, действовавшее до 1731 года. 




Tags: bellum bohemicum, bohemia, sacristia
2
А Торстенссон?

Deleted comment

Ну может у автора есть что-то поинтереснее, чем сведения из вики.
К сожалению, нет. Торстенссона мучила подагра, он передал командование Карлу-Густаву Врангелю и вернулся в Швецию. Стал наместником в провинции и умер, не дожив до пятидесяти.
Спасибо. Очень интересно.
Захотелось пустить слезу и сказать: "Какие ЛЮДИ жили!".
Ну, всего-то я не рассказывал. В биографиях Мартина Стржеды, размещённых на католических сайтах, и сейчас можно прочитать, что он был наделён не только пророческим даром, но и даром БИЛОКАЦИИ (не путать с биолокацией). :-)
Прокачался мужик, еще чуть-чуть и стал бы через стены проходить.
спасибо.

впечатлен мужеством осажденных.
Да, держались они бескомпромиссно. Шведы минимум трижды пытались начать мирные переговоры. Насколько я знаю, их парламентёров просто не впустили в город. Хотя в определённые у осаждавших был перевес сил десять к одному и даже больше.
Интересно, а какова шведская версия этой истории ?
Пытаюсь вспомнить, читал ли я что-нибудь о Тридцатилетней войне, написанное шведскими авторами... Кажется, ничего. А вообще было бы интересно узнать, как они описывают эти события.
Впечатляющая страница истории - как 30-летней войны, так и Чехии в особенности. Фильмов не снималось об этой осаде?
Насколько я знаю, фильмов об этих событиях нет. На протяжении всего существования Чехословакии было принято плохо относиться к Габсбургам и их сторонникам. Поэтому защитники Брно оказывались в двусмысленной ситуации. С одной стороны, они явили чудеса мужества, с другой - воевали за Габсбургов. Никто не знал, как их изображать (напротив, как показывать гуситов, было вполне понятно, и в 50-х годах о них сняли эпическую трилогию, полную антинемецкого пафоса).

В последние 20 лет отношение к Габсбургам понемногу изменилось, и защитники Брно считаются безусловными героями, но в наше время в Чехии снимают от силы один или два исторических фильма в год, и я не припомимаю ни одного современного фильма, посвящённого Тридцатилетней войне.
Ну, тогда остаётся надеяться, что всё ещё впереди.

zadumov

September 19 2011, 20:35:31 UTC 7 years ago Edited:  September 19 2011, 20:36:16 UTC

Очень интересный пост. Спасибо. Традиционный вопрос: есть ли экранизации этих событий? апд. Извините, пока писал коммент, это уже спросили.
Спасибо. Вероятно, прочитав вопрос об экранизациях, Вы прочли и мой ответ. Увы, их нет :(
Я думаю, надо делать сериал. Декорации частично остаются, судя по фотографиям. Фанатов той войны множество. А современная толерантность поможет описать весь процесс не как торжество Габсбургов, а как торжество чешского духа над грубой военной машиной. Студенты против солдат. Великолепно можно это описать. )))
Увы, декорации сохранились только частично http://starec.rajce.idnes.cz/Oblehani_Brna_Svedy_1645_-_Zelny_Trh_14.8.2010/
Jean-Louis Raduit de Souches - если читать по-французски, то - Радюи де Суш.
http://fr.wikipedia.org/wiki/Jean-Louis_Raduit_de_Souches

Любопытно, сохранил ли указанный персонаж приверженность к кальвинизму - если да, то его захоронение в католическом соборе представляется необычным.
Спасибо. Вы наверняка правы, и мой герой действительно Суш. Я не владею французским, а пытаясь выяснить, как этого человека называют по-русски, не нашёл в Сети вообще ничего, кроме краткой справки на туристическом портале Чешской республики, в которой он фигурирует как "Суше" http://www.czecot.ru/?id_tema=25

С написанием французских имён часто бывают подобные недоразумения. Например, в ходе одной старой дискуссии в этом журнале выяснилось, что различные русскоязычные источники называют одного и того же деятеля Филипп Буаш, Филипп Бош и Филипп Буше.

Суш принял католицизм. Сам он впоследствии писал, что обязан своим обращением Мартину Стржеде, в беседах с которым находил утешение и покой в дни осады Брно.
языки сильно меняются со временем. Насколько сильно - зависит от конкретного языка. Выпадают гласные, появляются нечитаемые буквы в словах, меняется произношение букв и слогов. Это часто входит в противоречие с зафиксированой письменной традицией написания, которая меняется гораздо более медленно. Так что, как правильно читается имя героя, надо спрашивать специалиста по старофранцузскому, вполне вероятно, что в 17 веке окончания вполне себе еще читались.
Впечатлило! На уровне с "Азовским сидением".
Заводя журнал, я думал, что подобная тематика будет в нём основной. Я и начал его с описания осады шведами Праги в 1648 году http://bohemicus.livejournal.com/635.html Но, судя по количеству комментариев, богемская история и Тридцатилетняя война интересуют читателей в 10-20 раз меньше, чем мои рассуждения о русско-советской сепарации и т.п. вещах.
Богемская история, видимо, далековата для большинства жж-стов :) Злоба дня довлеет.

Для меня же Ваши исторические изыскания это наоборот- повод от злобы дня отдохнуть.
Я с интересом читаю и то, и другое. Пишите побольше:)
Да, побеждает тот, кто стоит до конца. Хороший пример Вы предоставили.
Через четверть века после осады городской совет Брно провозгласил о Мартине Стржеде следующее:

"Его рвение и вера в Бога были так велики, что каждый раз, когда происходил бой с неприятелем на стенах или за стенами, отец Стржеда ложился на землю и милитвами просил помощи у сил небесных. А когда бой разгорался сильнее, он, праведный атлет и воин Христа, без устали сражался победоносным гедеоновым мечом, и Бог каждый раз его услышал. Нет сомнений, что с помощью Божей он спас город Брно и всю родину, потому что её судьба зависела от судьбы Брно."
познавательно и интересно
\\Большинство источников сходно оценивает численность
\\его армии в 18 тысяч человек.

Поискал данные по демографии Швеции в 17-м веке, не нашел, но:

"...По переписи населения 1750 г., в (Швеции) проживало около 1,8 млн. человек. К 1850 г. число жителей удвоилось. Затем потребовалось еще сто лет, чтобы произошло новое удвоение, и в 1950 г. численность населения достигла 7 млн..."
http://sverige.su/content/blogcategory/17/31/

Если экстраполировать в обратную сторону, на сто лет ранее, то на момент осады Брно в Швеции должно было быть около миллиона жителей.

Экспедиционная армия в 18 тысяч человек из страны менее чем в миллион жителей - по-моему, это немало. (И так шведы воевали еще более полувека, до битвы под Полтавой?)

Из того же источника:
"...В 17 в. Швеция стала одним из могущественнейших государств Европы..."
Насколько я знаю, численность населения Швеции была в то время даже ещё ниже, чуть ли не полмиллиона человек. Но, во-первых, в XVII веке Швеция была самым милитаризованным государством мира, а во-вторых, в рядах шведской армии шотландцев и ирландцев было едва ли не больше, чем самих шведов.

И в шведскую, и в датскую армию шотландцы вербовались целыми полками, сформированными на основе кланов. Например, при обороне Штральзунда от войск Валленштейна в 1628 году датский полк "Сэр Дональд МакКей", в котором почти все солдаты носили фамилию МакКей, потерял за шесть недель 500 человек из 900. После этого на помощь осаждённым пришёл полк полк МакСпини (тоже датский). Наконец, на выручку Штральзунду прибыл Александр Лесли из клана Лесли, взявший на себя верховное командование. Его полк, для разнообразия, был шведским.

А кроме шотландцев и ирландцев, во всех европейских армиях сражались немцы, валлоны, чехи, итальянцы, далматинцы и т.д. Например, в одном баварском полку на 534 немца приходилось 217 итальянцев, а вообще-то в этом полку служили солдаты всех народностей от испанцев до поляков, включая 14 турок.

Некоторые из вербовщиков старались сформировать армию как можно ближе к театру военных действий из местных жителей, чтобы съэкономить на транспортных расходах. Часто после битвы побеждённые вступали в армию победителей. И т.д. и т.п. Это же XVII век. Национальные государства с соответствующей мифологией только начинали формироваться.
Попалась интересная информация о шведах и европейской геополитике в 15-16 веках.

В 1472 году король Дании Христиан I, который оказался в затруднительном финансовом положении из-за борьбы за шведскую корону, установил пошлину за проход торговых судов из Балтийского моря в Атлантику в размере пяти с половиной золотых марок с двух тонн товара. Это была фактически заградительная пошлина, которая составляла 100% от стоимости товара. Беспошлинно в Атлантику могли проходить только суда шведского королевства – это не мудрено, Швеция тоже имеет право на проливы, поскольку непосредственно граничит с Данией.
http://www.reactioner.com/articles/908.html
Буду вдячний за джерела.
Бо цікавить: http://larry-bc.livejournal.com/116662.html
Пожалуйста, пишите в моём журнале по-русски. Я ничего не имею против украинского, но я не владею этим языком. Ваш вопрос мне пришлось переводить через гугл-переводчик.

Информацию об участии шотландцев в обороне Штральзунда я почерпнул в основном здесь http://www.avalon-steti.cz/5_download/skoti_30_war.pdf Там много информации об участии англичан, шотландцев и ирландцев в Тридцатилетней войне (на чешском языке).

О составе одного баварского полка и о местах и способах вербовки рекрутов я прочёл вот в этой книге http://www.cbdb.cz/kniha-4327-barokni-clovek-a-jeho-svet-luomo-barocco Её оригинальное издание выглядело так http://www.libreriauniversitaria.it/uomo-barocco-laterza/libro/9788842054962

Обычно меня бесполезно спрашивать об источниках. В большинстве случаев они бумажные и чешскоязычные.
Страшенно дякую!
Щось вигадаю, щоб ознайомитись )

Большое спасибо.
Что-нибудь придумаю, чтобы ознакомится. :-)
спасибо за интересный рассказ!
Спасибо, Ваше внимание вдохновляет на написание постов об истории. Для подобных постов я иногда собираю материал неделями, а в итоге люди комментируют их раз в десять меньше, чем рассуждения о том, о сём, не требующие никакой работы. Невольно возникает вопрос: стОит ли продолжать писать о Тридцатилетней войне и на другие исторические темы? Потом приходите Вы (и ещё несколько человек), и становится ясно, что стОит.
Знаете, я всё больше прихожу к мнению, что формат жж не подходит для развёрнутых исторических заметок, особенно серьёзных. Они по определению будут по-настоящему интересны лишь очень узкому кругу тех, кто знает контекст. Скажем, этот пост требует определённого знания Тридцатилетней войны, которая мягко говоря не особенно популярна в России.
Да, видимо, Вы правы. Даже в Вашем журнале, пользующемся широкой известностью и всеобщим уважением, посты вызывают не такой интерес, какой объективно заслуживают. Например, "Вино венецианского арсенала" (если говорить о недавних статьях) - текст, который должен бы попасть во все существующие топы. Не знаю, попал ли он хоть в один топ.
Мне больше и не хочется тратить время на большие посты. Лучше буду больше работать над текстами для бумажных книг.
конечно стоит! потрясающие по интересности посты! большое спасибо за них.
Я сейчас живу в Брно, об осаде города шведами здесь свидетельствуют несколько памятных табличек и легенда про то, что в день штурма Торстеннсон обещал взять город до полудня, хитрые горожане прозвонили полдень в 11 часов и поэтому шведы лтступили, верные слову :) Но вообще здесь как-то больше говорят и помнят про Аустерлиц неподалеку - видимо, не столь отдаленная история, да и международный масштаб, что ни говори.
а какое вообще соотношение немцев и славян в населении Брно и других чешских городах?
Оно менялось на протяжении времени.

В описываемую эпоху этнические различия ещё не играли существенной роли. Конфессия была важнее. Во время Тридцатилетней войны и после неё протестанты масссово эмигрировали в северную Германию и другие протестантские страны (считается, что в Германии живёт до пяти миллионов потомков чешских эмигрантов). Страна заселялась выходцами из католических стран, в основном из южной Германии.

В середине XVIII века городское население Богемии и Моравии было почти сплошь немецким. По ходу дела германизировалась даже старинная чешская аристократия (Лобковицы, Чернины, Коловраты и т.д.). После отмены крепостного права сельское чешское население стало мигрировать в города, и в течение XIX века ситуация постепенно изменилась в пользу чехов. После 1945 года немцы были почти полностью изгнаны из страны. В то время они составляли около четверти её населения, порядка двух-трёх миллионов человек (различные источники называют разные цифры, это очень политизированная тема).
большое спасибо за ценную информацию.

давно увлекаюсь эпохой 16-17 веков Европы, это было потрясающе интересное время.
Спасибо за заметки! Наткнулась на ваши прежние ссылки и начала ходить по ним.