bohemicus (bohemicus) wrote,
bohemicus
bohemicus

Category:

Oстров разума

    В то время, когда в Германии и других странах
  сжигали десятки и сотни чародейниц, атмосфера религиозной
  терпимости сделала чешские земли почти что островом разума.

                     Йиржи Билек, "Белые места чешской истории"


  Историография средних веков делится на три категории: фантастическую, честную и богемскую. Ангажированные медиевисты живописуют средневековье в соответствии с идеологическими интересами различных политических групп. Честные авторы пытаются по мере сил разобраться, что же было на самом деле. Чешские историки пользуются  швейковским национальным имиджем и с простодушным выражением лица заявляют: "Разрешите доложить, не было ничего".



  Весь мир красочно описывает подвиги и злодеяния чингисхановых монголов. Чехи говорят: "И в наших анналах зафиксирована битва у Оломоуца! 1241 год, Великий Западный Поход. Кровопролитнейшая битва. Правда, её не было. Эту битву триста лет спустя выдумал Вацлав Гайeк из Либочан. Замечательный был человек. Мастер фабулы, предшественник исторического психологизма. А какой фантазией обладал!"*

  Все показывают туристам строившиеся по четыреста лет готические храмы, исследуют загадки кафедральных соборов, находят в них какие-то тамплиерские шифры. Чехи тут как тут: "А у нас-то какая готика - загляденье. Один собор св. Вита чего стоит. А есть ещё Карлштейн, и Крживоклат, и Пороховые ворота, и много чего другого. Всё - XIX век. Программа реготизации архитектуры. Йoсеф Моцкер, Камил Гилберт. Талантливейшие люди.  Сносили целые крылья старых зданий и заменяли их готическими башнями. Сейчас так уже не строят."**

 Мировые музеи и библиотеки полны ценнейших манускриптов, содержащих сокровенные эпические сказания различных народов. У чехов всё, как всегда: "А вы на наши полюбуйтесь! "Рукопись краледворская", "Либушин суд", "Любовная песнь короля Вацлава"!  Лучшие фальсификаты в истории, эксклюзивное качество. XIX век. Да, тогда люди ещё умели работать, а учёные патриоты вкладывали в дело всю душу. Вацлав Ганка, Йoсеф Линда... А Франтишек Горчичка? Его творения по сто лет выдерживали даже химический анализ. Фигура масштаба гениев Ренессанса!"***

  Наконец, дело доходит до страшного - до охоты на ведьм. Литература на любом языке наводит на читателя ужас, рассказывая о пылавших по всей Европе кострах инквизиции и называя умопомрачительные цифры жертв средневекового мракобесия. Чехи подтверждают: "Волосы дыбом становятся. Массовый психоз, всеобщая паранойя, террор воинствующего обскурантизма. Страшное дело. Хорошо, что у нас ничего такого не происходило. У нас, знаете ли, был Остров Разума. Такая уж мы нация."

  Сколько людей погибло в ходе охоты на ведьм, не знает никто. Разброс данных у разных авторов просто феноменальный - от 35 тысяч до 9 миллионов человек. Верхние оценки не имеют ни малейшего отношения ни к реальности, ни к науке. О восьми-девяти миллионах говорят радикальные феминистки. До пяти миллионов насчитывают некоторые романисты (например, Дэн Браун в "Коде да Винчи"). Публицисты снижают число погибших до двух миллионов. Профессиональные историки могут называть цифры и в полмиллиона жертв, и в несколько десятков тысяч. Насколько я могу судить, чем выше научная репутация автора, тем ниже его оценка общего количества погибших.

  Вполне возможно, что цифра в тридцать пять тысяч жертв обскурантизма по всей Европе соответствует действительности. Но мы вряд ли когда-нибудь сможем проверить её дoстоверность. Зато мы довольно точно знаем, сколько жертв охоты на ведьм было в Богемии и Моравии.

  За 200 лет чародейницких процессов обвинения в магии и колдовстве были выдвинуты против 800 жителей этой страны. Около половины из них были либо оправданы, либо приговорены к лёгким наказаниям. Около 400 - осуждены на смерть (при этом свыше ста обвинительных приговоров лежат на совести одного судьи, о чём речь пойдёт чуть ниже).

 Первые обвинения против ведьм были выдвинуты в Богемии в 1498-1502 годах. B то время под "практиками чёрной магии"  подразумевались отравления. Фердинанд I в 1544 году в одном указе назвал чары ведьм мошенничеством и обманом. Максимилиан I, считавшийся криптопротестантом, ужесточил наказания за колдовство, но заявил, что осуждаться должны лишь обвиняемые, способные публично продемонстрировать результаты своего колдовства. Рудольф II, лучший друг чернокнижников, считал веру в чародеев пустым суеверием и запретил процессы против них.

  Первой ведьмой, приговорённой в Богемии к смерти, стала в 1540 г. некая Маркита из Находа, укрывавшая краденое. Она призналась, что не только сотрудничала с местным разбойником Мартином Бераном, но и пыталась приворожить его, надеясь выдать свою дочь замуж за этого энергичного молодого человека.

  Через год в том же Находе сожгли вдову Шмидрикалову из Рабштейна. Это была отравительница, имевшая на совести два трупа. Во время следствия она заявила, что убила мужа и любовника нечаянно, пытаясь с помощью волшебного снадобья собственного приготовления увеличить их мужскую силу.

  В принципе, поработав с источниками достаточно долго, можно было бы подобным образом перечислить поимённо почти всех осуждённых. Впрочем, некоторые случаи остались бы спорными. Процесс, обычно называемый самым массовым в ходе охоты на ведьм в Богемии (1598 год, Жамберк - 21 сожжённая ведьма) известен только по источникам XIX века, и ни у кого нет уверенности, что эти события имели место в действительности.

  Чешские историки занимаются и оправдательными приговорами, которыми заканчивалась половина подобных разбирательств. Некоторые из них сожалеют, что в XVI-XVII веках ещё не было жёлтой прессы, потому что фабула ряда дел безусловно заинтересовала бы бульвар, и в нашем распоряжении сегодня было бы куда больше подробностей о частной жизни той эпохи.

  Например, в 1575 году в Пльзене суд оправдал Марианну, служанку Яна Бешина из Бешина, владельца поместья Свиного. Они некоторое время были любовниками, но потом Марианна надоела Яну, и он отлучил её от своего ложа. Марианна пыталась вновь приворожить господина, подсыпая ему в пищу пепел из своих волос. Прибегала она и к некоторым другим чарам, довольно пикантного свойства. Судьи приговорили её к порке за интриги против хозяина, но одновременно вынесли вердикт, гласящий: она не могла причинить ему ущерба, а потому не является настоящей ведьмой.

  В 1631 году судили Маркету Штрунцову из Хиша. Eё не раз видели бегающей по лесу совершенно нагой, а потому подозревали в сношениях с диаволом. Однако диавол был ни при чём, Маркета возвращалась в таком виде от своих вполне земных любовников. Это были мужчины серьёзные и влиятельные. Они позаботились о том, чтобы Маркету оправдали.

  В целом же в Богемии процессы против ведьм составляли менее одного процента от всех судебных разбирательств, которые могли закончиться вынесением смертного приговора. За исключением спорного случая в Жамберке, в стране не было зафиксировано ни одной групповой казни. Сохранившиеся документы позволяют сделать вывод, что в большинстве случаев лица, обвиняемые в колдовстве, действительно совершили те или иные преступления. Чаще всего под колдовством подразумевалось отравление людей или скота.

  Повествуя об этом, чешские историки не забывают о своей швейковской маске: "Почему у нас ничего не было? Разрешите доложить, это называется чешский подход. Саботаж - наш национальный спорт."

  Тем не менее, один раз охота на ведьм всё же добралась если не до Богемии, то по крайней мере до Моравии. Она затронула страну по касательной, пройдясь по узкой полосе земли вдоль польской границы. Случилось это в конце XVII века, в то самое время, когда и на другом конце мира, в Америке, охота на ведьм достигла своего апогея, и пуритане вешали салемских чародейниц.

  Подлинно трагическиe события, произошедшие в Северной Моравии, вошли в историю под названием велколосинских и шумперских процессов. С 1678 по 1692 год в Велких Лосинах было сожжено 56, а в Шумперке - 48 человек. В их смерти виновен один человек - Генрих-Франц Боблиг.

                     

                                   Замок Велке Лосины. Здесь проходили заседания трибунала Боблига.

  Это чудовищная история началась с того, что одна местная нищенка осквернила облатку во время причастия. Бедная женщина не проглотила облатку, а выплюнула её в тряпочку и унесла с собой. Местное поверье гласило, что этот священный предмет обладает целебной силой. Старушка хотела вылечить соседскую корову. Приходской священник Шмидт заподозрил её в колдовстве и обратился к гетману Винарскому. Винарский пригласил для расследования дела 66 летнего Боблига, имевшего опыт охоты на ведьм в Силезии. 

  Хотя Силезия и Лужица оставались землями чешской короны до XVIII века, их история всегда изучается отдельно от истории Богемии и Моравии. В соответствии с этим подходом и процессы против ведьм, происходившие в XVII веке в Силезии, чехи не считают частью своей истории. Там было сожжено до 250 человек.

  Боблиг, уроженец Силезии, получил образование в Вене и стал юристом. В его биографии довольно много белых пятен. Известно, что он жил в родной Силезии, где участвовал в преследовании чародейниц, но был исключён из трибунала. По-видимому, Боблига уволили за попытку обогатиться за счёт осуждённых. Потом он перебрался в Оломоуц, гдe стал адвокатом (кстати, скверным) и одновременно владельцем какой-то гостиницы.

   Узнав об осквернении облатки, Боблиг сразу заявил, что за делом просматривается заговор ведьм и чародеев. По его предложению в трибунал было включено ещё пять человек. Никто из них не обладал юридическим образованием, а один был неграмотным. Им ассистировали палач с двумя помощниками, а также жена палача, явная садистка. Вскоре в Шумберке был сформирован другой трибунал, в составе четырёх человек. Боблиг был председателем обоих судов.

  Последующие 14 лет жизни Боблигa состояли из переезда из города в город, интриг, сведения счётов с личными врагами, фальсификации доказательств, получения свидетельских показаний с помощью пыток, осуждения на смерть невинных людей и присвоения иx денежных средств.                           

  Среди жертв Боблига были самые богатые жители Шумперка, включая патриция Каспера Сатлера, сожжённого вместе с женой и дочерью, а также шумперский декан Кристоф-Алоис Лаутнер. Осуждение последнего было настолько необычным, что посмотреть на его казнь, состоявшуюся 18 сентября 1685 года, приехали люди не только из Праги и Вены, но даже из Рима.

  Магистр права и теологии Лаутнер был одним из основных противников Боблига. Против трибунала выступали и другие католические духовные. Двоих из них Боблигу удалось сжечь, один бежал из страны, ещё одного спас оломоуцкий архиепископ.

  Боблиг между тем начал поглядывать на Оломоуц. Он собирал свидетельства об участии в шабашах ведьм самых богатых жителей города. Городскиe патриции обратились прямо к императору, требуя остановить Боблига. В 1692 году процессы прекратились, и местные аристократы братья Жеротины распустили сначала велколосинский, а потом и шумберский трибунал. 

  Боблиг в возрасте восьмидесяти лет снова женился и дожил свои дни, пользуясь богатством, обретённым  в ходе конфискаций. 

  Историки долгое время усматривали в деятельности Боблига один мотив - обогащение. Но недавно они обратили внимание на составленныe его трибуналом протоколы. В частности, на так называемые молитвы ведьм,  приписанные подследственным. Большинство текстов составлены на немецком языке, c использованием силезских выражений, несвойственныx речи моравских немцев. Нет сомнений, что их сочинил сам Боблиг. "Молитвы" полны вульгаризмов и извращённых эротических фантазий. Их писал явно нездоровый человек. По-видимому, Боблиг страдал психическим расстройством на сексуальной почве.

  После роспуска его трибунала процессы против ведьм в землях чешской короны не проводились.

                                         

                                  
  Кадр из фильма Отокара Вавры "Молот ведьм" (1969 г.), посвящённого деятельности трибунала Боблига 

  Не смотря на то, что почти все участники этой драмы были немцами, чехи рассматривают деятельность трибунала Боблига как одну из самых чёрных страниц своей истории. До этого в их стране не происходило ничего подобного. В последующие 250 лет - тоже. Потом пришли коммунисты, и политические процессы начала пятидесятых лет оживили память об охоте на ведьм.

  В 1963 году Вацлав Каплицкий написал роман "Молот ведьм", посвящённый судьбе декана Лаутнера. В 1969 году Отакар Вавра снял по этой книге мощный, полный трагизма фильм. Хотя с экрана произносились тексты подлинных обвинений и признаний XVII века, ни у кого не было сомнений, что это прозрачная аллюзия процессов времён Готвальда. Власти убрали фильм на полку, а телевидение показало его только после 1989 года.

  В 1998 году специальная комиссия Оломоуцкого архиепископства провозгласила декана Лаутнера Свидетелем Веры. Архиепископ Ян Граубнер принёс официальные извинения за участие церкви в процессах. Одновремено он напомнил, что трибунал учредили нe церковные, а светские власти.

   С  формальной точки зрения Лаутнер и другие жертвы охоты на ведьм до сих пор не реабилитированы. Поскольку приговоры Боблига никто не отменял, юридически они остаются в силе.

  Это напоминает нам, что в самой сути государства есть нечто глубоко кафкианское.

-----------------------------------------------------------
 * O введении в оборот битвы, не произошедшей в 1241 году у Оломоуца, см. Монголы в Моравии.

  ** О реготизации чешской архитектуры в XIX веке см. Немного готики в богемской стране.

  *** О политических обстоятельствах разоблачения фальсифицированных чешских манускриптов см. Ошибка полицмейстера.  О деятельности Франтишека Горчички см. Бескорыстный фальсификатор. и Бескорыстный фальсификатор-2.



Tags: bohemia, sacristia
Интересно, а мне вот рассказали такую историю: в Тюрингии поймали ведьму, отрезали ей ручку и поместили в церковь. Когда католики там жгли местных протестантов церквушку посчитали за католическую и не сожгли. С другой стороны рука может быть и была какого-то святого, но поскольку церковь протестансткая ее считают рукой ведьмы.
Так отрезанную руку поместили в церковь протестанты? Они что, рассматривали её в качестве трофея?
Рука была у протестантов в церкви,наверное приписывали ей какие-то магические силы.
Люблю чешские имена.
Франтишек Горчичка - няша и лапочка!

Если за такого выйти замуж, будешь пани Горчичкой, это же прелесть, что такое :)
Строго говоря, жена пана Горчички - пани Горчичкова. Но имена действительно прелестные.

Например, фамилия Лапка у чехов тоже существует. Гугль сразу выдал мне оптового торговца инструментом Рихарда Лапку, доктора Милоша Лапку и секретаря кафедры структуральной политики Милослава Лапку http://www.google.cz/#hl=cs&rlz=1R2ADFA_csCZ407&sclient=psy-ab&q=lapka&rlz=1R2ADFA_csCZ407&oq=lapka&aq=f&aqi=g-s1g3&aql=&gs_l=hp.12..0i10j0l3.0l0l1l2014l0l0l0l0l0l0l0l0ll0l0.frgbld.&pbx=1&bav=on.2,or.r_gc.r_pw.r_qf.,cf.osb&fp=d2962b42f6e9c689&biw=1280&bih=817
Спасибо, очень интересно.
Как много, оказывается, неприятностей от сексуально озабоченных уродов.
Так ведь и Инститориус (Генрих Крамер), написавший "Молот ведьм", был, судя по всему, совершенно свихнувшимся на этой почве персонажем. Кстати, он по стечению обстоятельств умер в Оломоуце. Но это было почти за 200 лет до Боблига.
Страшное было время...

А "Молот ведьм", видимо, одна из ключевых книг для генезиса христианских доктрин. Интересно, что протестанты принимали ее в полном единодушии с католиками.
Вроде католики же "Молот ведьм" не приняли. Это отсебятина Крамера. Психопат втерся в доверие к Папе, выклянчил буллу, призывающую преследовать ведьм и начал отрываться. А когда его епископ Иннсбрука выгнал, Крамер написал в свое оправдание "Молот ведьм". Показал его комиссии в Кельне, ему пальцем у виска покрутили "Уймись, придурок". Назвали книгу неэтичной и не соответствующей католичеству. И Крамер в дальнейшем гастролировал уже, как частный "эксперт".

Вообще, охота на ведьм - это в основном германская тема. В Италии и Испании этим не страдали.
Вообще-то, если внимательно посмотреть годы изданий "Молота ведьм"

http://openlibrary.org/works/OL4062616W/Malleus_maleficarum

то как-то начинаешь сомневаться в 15 веке...
Это далеко не полный список. Считается, что за первые двести лет книга была издана около тридцати раз (различные авторы насчитывают от 28 до 34 изданий). Чаще всего она выходила на латыни, но известны и польское издание 1614 года, и чешское 1669-го. Но на немецкий и английский её перевели только в ХХ веке.
если считать охоту на ведьм - точечными 'уколами', то в Испании страдали гораздно худшим - чем-то вроде мыслепреступления, когда контроль становился тотальным (в качестве примера, пошлюсь на Льоренте (Llorente) и его описание злоключений Бартоломео де Карранса, архиепископа Толедо и примаса испанской церкви - на него досье собирали 30 лет(!) ... и это в XVIв когда небыло компьютеров... или например - осуждение умерших. Фактически люди жили в состоянии ожидания, когда за ними придут.

поэтому, думаю, в Германии охота на ведьм стала своего рода положительной прививкой - она и не вогнала людей в страх, но и показала абсурдность своих обвинений.
Льоренте был коллаборационистом и лжецом. Его труды не имеют научной ценности, они написаны с одной целью - оклеветать национальную церковь своей страны в то самое время, когда она стала базой сопротивления против французской оккупации. Удивительно, что у нас кто-то до сих пор воспринимает его ахинею всерьёз. Когда в середине XIX века его "Историю инквизиции" впервые издали на чешском языке, её снабдили предисловием, предупреждающим читателя, что правды в этой книге нет. С Льоренте всё было ясно уже тогда.
А я вот не видел научных работ опровергающих Льоренте
(никакого сарказма, просто для саморазвития).
Например, его работа вероятно полностью не переведена (включая все приложения и протоколы-первоисточники) ни на анг. ни на русский; или взять его оценку числа пострадавших --- она достаточно точная (это не миллионы как потом стали утверждать).

Согласен что фигура Льоренте спорная, но вот коллаборационистом я бы его не называл... Вот Солженицын он кто был в 70-80-ые в СССР? Коллаборационист? а в 2000-ые? [говорится c долей иронии]

Бонапарт дал Испании конституцию, современное (для того времени законодательство) и отмену инквизиции. Поди плохо? Испанцы все это отвергли, вернулись к чему было... чтобы через 50лет снова cвергнуть свои же учреждения и совершить Славную Революцию, вернуться к тому, что предлагалось им ранее. Если взять другого современника - Бокля (Buckle) - он напрямую связывал прогресс/упадок Испании с усилением/уменьшением влияния церкви (и инквизиции в первую очередь).
Во Франции говорят: "французский джентльмен никогда не садится за один стол с бонапартистами и принцами Орлеанского дома". А уж в Испании это правило не приходится даже формулировать - оно самоочевидно. Как обстояли дела при узурпаторе Бонапарте, неплохо показал Гойя в известной серии офортов. Опровержение всевозможных льоренте - пустая трата времени. Слишком много чести для коллаборационистов. Они предатели и лжецы по определению. Их лучше просто игнорировать.

nighteagleowl

April 3 2012, 15:03:42 UTC 7 years ago Edited:  April 3 2012, 15:05:23 UTC

а мне всегда казалось что небывает лжецов и предателей по-определению... это какой-то "коммунизм" получится, а римское право со времен Рима судило за поступки, а не за намерения или обнаружение умысла.
Человек сотрудничал с оккупантами своей родины и клеветал на патриотов - этих поступков предостаточно.
да какие же они (инквизиция Испании) патриоты - если развитие страны при них останавливалось (как я указал сославшись на Бокля), так и русского Аввакума можно назвать патриотом - но патриотом чего? жизни по Типикону и Домострою?

вот (простите за провокационный вопрос) Власов он патриот или нет?
Знаете, я спокойно отношусь к Краснову и многим другим, воевавшим на стороне Оси. У них были свои правды и свои причины так поступить. Смысловский и вовсе производит впечатление единственного русского, игравшего в собственную игру. Выиграть было невозможно, но он по крайней мере попытался.

Однако Власов - это предатель в квадрате. В гражданскую войну он предал русских, пойдя служить советским. Во ВМВ предал советских, пойдя служить немцам. Если бы существовала его могила, она служила бы универсальной плевательницей людям любых взглядов и с любой идентичностью.

nighteagleowl

April 4 2012, 09:00:58 UTC 7 years ago Edited:  April 4 2012, 09:05:07 UTC

Вероятно мой взгляд наивен/старомоден - но мне думается, что для такого уровня осуждения нужен личный мотив. Вот если бы Власов мою кошку отравил, тогда бы да - возможно бы и я согласился поставить плевательницу на его могилку. А так, вот лично мне он ничего не сделал. И пусть мы осуждаем нацизм, предательство, измену in general но разве этого достаточно для осуждения конкретного человека? Можно не читать его книги (как вы указали про Льоренте, хотя мне и это странно) или не отмечать его день рождения, но разве это повод осудить человека? В христианстве, например, никогда (кроме явно указания Богом - как было с Каином или Иудой) не было окончательного осуждения человека. Не стоит даже утверждать, что например Гитлер в ад пошел, мы не знаем. Также вот и с Власовым, Льоренте - если в чем они конкретном соврали, это конкретное-личное и стоит ставить им в вину а не вычеркивать их по принципу 'Пастернака не читал, но осуждаю'. Не известно как бы мы с вами поступили в их обстоятельствах (вероятно что еще хуже). Вдруг окажется, что чей-то дед пошел во власовцы чтобы не погибнуть в конц.лагере и тем жив остался. Его внукам тоже осуждать Власова? Повторю, это мое старомодное мнение - но мне очень интересно услышать ваше (может я не прав).
Как раз мой взгляд прост и старомоден. Предателей человечество вешало, вешает и вешать будет. Без всяких личных мотивов. Без эмоций. Без рефлексии. Просто вешать. А обсуждением вопроса о том, попадёт ли Гитлер или Власов ад, пусть развлекаются теологи. Мне это безразлично, я человек сугубо светский.

Deleted comment

Александр Невский - святой, и этим всё сказано. У него по определению не может быть биографии или политической судьбы, у него только житие. К святым он как раз имеет отношение. Но это значит, что он не имеет отношения к реальности.

Deleted comment

Святой может сражаться со шведами, сражаться с драконами, спасать отечество, проходить сквозь стены и т.д. Житие - оно и есть житие. Реальность и агиография не пересекаются.

Deleted comment

Кого Вы имеете в виду?
Вы немного путаете юрисдикции. Инквизиция изначально была предназначена для борьбы с мыслепреступлениями и ведьмами не занималась. Колдунов преследовали светские суды, причем эта традиция тянется с дохристианских времен. Поэтому в разных странах и в разные периоды отношение к колдовству было разным, а церковь уже подстраивалась под конъюнктуру. В одних местах занятия магией было реальным уголовным преступлением, в других веру в ведьм считали глупым суеверием и не придавали значения. Кроме того, под определение "колдовство" могли попадать, например, приготовление ядов, отравления и аборты. А во многих случаях имел место обычный самосуд, особенно в сельской местности (кстати, в современной Индии жертвами самосуда ежегодно становятся 700-800 знахарей, безо всякого христианства и инрквизиции. Простая логика - знахарь может лечить болезни и сглазы, значит, может их и насылать. Заболела жена, дочка и корова - на вилы знахаря :) ).
Ну если быть совсем педантом - то инквизиция никого не казнила, она только светскому суду людей передавала; поэтому можно утверждать что все преступления были подсудны светскому суду (как последней инстанции) - не только колдовство. В Европе, насколько могу судить, через христианство сделали шаг в перед - не просто знахарство/колдовство, а акцентировали внимание на том чьей силой оно свершается. А значит колдуны - пособники Нечистого, а с такой силой уже и к Инквизиторам добро-пожаловать (для надежности/верности положительного исхода). Кстати, видел где-то несколько эээ диковатое утверждение, что не могли столько людей столько лет(веков) ошибаться - а значит под 'охотой на ведьм' стоит что-то реальное. Вот чума - она в средние века прошлась, а сейчас утихла - но это же не делает средневековую чуму выдумкой. Так и тут - всплеск количества реальных колдунов пришелся на средние века (а мог бы и наш век прейтись, но нам повезло в этом вопросе). Как-то так...
А это как посмотреть... Утверждается, что в XIV веке от чумы вымерло до трети населения Европы. Но есть обычный нюанс - чешский.

Похоже, Острова Разума избегали даже злокозненные микроорганизмы. Считается, что Чехию легендарная пандемия XIV века практически не затронула. На этом занятном обстоятельстве строятся какие-то концепции. В духе "все вокруг вымерли, а чехи остались, поэтому были так сильны в гуситское время".

Надёжно зафиксированы эпидемии XVII века, но, в отличие от легендарного бедствия XIV столетия, они почти не отразились на демографии континентa.
спасибо! не знал про чехов... поляки вроде тоже не сильно пострадали от ЧернойСмерти
Более того, "Молот ведьм" включили в индекс запрещённых книг.
"Молот ведьм" не только никогда не признавался церковью в качестве официального учения, но и был включён папой Пием V в список запрещённых книг :)
Спустя более, чем 60 лет с официальной даты ее создания! Интересно...
Так ведь и первый римский индекс был составлен, если не ошибаюсь, только в 1559 году. Это по официальной версии.
Вот ссылка на кодекс составленный при Пие IV в 1559
www.aloha.net/~mikesch/ILP-1559.htm

Вот издание 1948
www.cvm.qc.ca/gconti/905/BABEL/Index%20Librorum%20Prohibitorum-1948.htm

Malleus Maleficarum в нем не нашел ('Молот...' к 1520 выдержал уже 13 изданий, пресс Гутенберга очень этому помог). Указанный первоначальный индекс Пия IV сами католики считали слишком суровым к 1564 его пересмотрел council of Trent и вычеркнул ряд книг (так что навряд ли они что-то такое популярное как 'Молот...' вписали). Также и автор по другой ссылке говорит о том же:
www.malleusmaleficarum.org/
"While general consensus is that The Catholic Church banned the book in 1490 by placing it on the Index Librorum Prohibitorum (“List of Prohibited Books”), the first Index was, in fact, produced in 1559 under the direction of Pope Paul IV. Therefore such claims are dubious, at best. I believe people are confusing the fact that the Inquisition reportedly denounced Heinrich Kramer in 1490 as being a ban upon the Malleus Maleficarum."
Извините за небрежность моей формулировки - из-за неё Вам пришлось искать не там, где надо. Говоря о 1559 г., я имел в виду лишь то, что индекс как таковой появился намного позже "Молота ведьм", а не то, что в "Молот" был в первом списке. Первый список составили при Павле IV (1555-1559), а "Молот" внесли в индекс при Пие V (1566-1572), запретившем охоту на ведьм в Папской области.
Интересно... А можно ссылку на первоисточник про Пия V и 'Молот...'?

Мне вот кажется это было не включение книги в общий индекс (этим отдельная конгрегация занималась и, повторю, в доступных в интернете вариантах индекса книга отсутствует), а просто булла отдельного папы относящаяся только к папской области на время правления указанного папы.
Ведь Пий V в бытность кардиналом сам был верховным инквизитором (а еще ранее - просто инквизитором, когда его в Ломбардию? отправили).
Inkvizice odsoudila Kramera již v roce 1490. Papež Pius V. (1566-1572) čarodějnické procesy v papežském státě zakázal a nařídil dát tuto knihu na index zakázaných knih. http://cs.wikipedia.org/wiki/Malleus_maleficarum
Посмотрел (я не знаю чешского, но текст понять можно), что интересно - в wiki у этого абзаца не указан первоисточник; на других языках сей факт вообще не указан (ни в немецкой, ни в итальянской wiki). Останусь при своем мнении - что имеет место путаница в чешской wiki и что в индексе 'Молота...' небыло, был локальный запрет.

Косвенно, помимо сказанного выше, это подтверждается и одной статьей (ссылка из немецкой wiki www.historicum.net/no_cache/persistent/artikel/5937/), где сказано что в Италии, Испании, Португалии и их колониях сознательно принимали решения противоречащие указанным в 'Молоте...' (т.е. книгу они не особо ценили). Вероятно папа просто юридически оформил то, что было уже на практике. Думаю это еще связано и с большим опытом их инквизиторов - они видели надуманность многих мест в книге.

А если сравнить с Францией, где кроме катар официально инкизиция была не в почете, то там книгу любили (Jean Bodin например).
С точки зрения критического взгляда на историю 16 века (как на "границу оптики" и "временя кристаллизации церкви") история "Молота ведьм" приобретает очевидный смысл.

В процессе выхода Европы из "темных веков" проходила определенная гуманизация и наиболее зверские и одиозные идеологические концепции гасились.

В качестве примера идеологических (религиозных) диверсий 15 века, мне кажется, можно рассматривать деятельность Савонаролы в Флоренции. На этом примере видно, "как людям сносило крышу". "Молот ведьм", по-моему, еще один пример злонамеренного воздействия на массы религиозными средствами...
Подобной литературы было довольно много. Например, большой популярностью пользовалась книга Disguisitionum magicarum libri sex испанца Мартина Дельрио, вышедшая в 1599 году.

Известно, что организатор шумперкских и велколосинских процессов Генрих-Франц Боблиг не читал Инститориса, книгу которого знал только понаслышке, зато постоянно ссылался на означенного Дельрио. Кстати, одно из изданий его книжицы можно просмотреть здесь http://books.google.cz/books?id=eS0EYKwhgtgC&hl=ru&redir_esc=y
Несомненно, он был тяжко болен.
А мне вспомнилось выступление чешского профессора истории, который утверждал , что такое большое количество жертв не возможно, по простой причине. Допросы, пытки, казни проводили палачи, котрые специально обучались своему ремеслу, и получали лицензию. Никто другой не имел право использовать пыточную машину.Количество палачей было ограничено,так - что они бы не успели стольких казнидь.
Чародейница это по чешски.
Профессор был прав. К пыткам вообще относились серьёзно. Например, арестовав Лаутнера, Боблиг четыре с половиной года добивался разрешения подвергнуть его тортуре.

Наверное, надо было написать "чародейка". Но я посмотрел по поисковикам, в русском языке иногда встречается и форма "чародейница". В московских ресторанах даже проводится какой-то фестиваль с таким названием. Так что оставлю, как есть.
Блестящий текст, спасибо, Богемикус.
Спасибо.
смотрела фильм осенью со студентами - перед разбором чешских фильмов о Холокосте, интересно было видеть реакцию на фильм ребят из разных стран, потому что чехи ловили не ассоциацию и намек на процессы Готвальда, а общий контекст сложной истории отношений чехов и церкви, а вот белоруссы сказали, что монологи инквизитора пересмотрели еще раз... чтоб не ошибиться в сходстве
К 2011 году процессы времён Готвальда стали уже далёкой историей. В 1969 память о них ещё была свежа, и фильм смотрелся по-другому.

С церковью действительно всё сложно. Ведь сам Боблиг был светским лицом, а некоторые из тех, кого он преследовал, включая Лаутнера - католическими духовными. При этом конфискация имущества Лаутнера принесла 2000 золотых, из которых 500 трибунал оставил себе, а полторы тысячи передал оломоуцкому архиепископству. Так что церковь занимала в этом деле двусмысленую позицию.
меня в фильме покорила роль свещенника, который инициировал приглашение инквизитора, а потом в финале фильма осознал все случившееся, и вот эта линия для меня - одна из самых главных в понимании специфики чешского подхода к истории: не стать жертвой или палачом, а остаться свидетелм, который в состоянии думать, рефлексировать и нести ответственность за свое участие или неучастие, а церковь да - еще тот источник чешского творчества, особенно народного
>специфики чешского подхода к истории: не стать жертвой или палачом, а остаться свидетелм, который в состоянии думать, рефлексировать и нести ответственность за свое участие или неучастие

Очень хорошая формулировка.
очень хочу ее развить до отдельного текста по поколениям чешских фильмов о войне... спасибо Вам за ваши вдумчивые тексты и собеседование

Deleted comment

Спасибо!
По Дискавери крутят фильм, как княгиню Шварценберг похоронили в Крумлове как вампира, с колом в груди)но это уже другая история.
Согласно новейшим исследованиям, Брем Стокер был вдохновлён на написании "Дракулы" не Трансильванией, а Чешским Крумловом :)
Кстати, тема пыток занимает видную роль в наборе пражского туриста! :)
Ну да. Примерно, как свиное колено :)

В блогах людей, побывавших в Чехии, это блюдо описывается, как важнейшая и необходимейшая часть туристических впечатлений. Квинтэссенция Богемии, так сказать.

Я пробовал его раза два в жизни :)
Практично :) Колена - туристам, окорок - себе :)
И как? :)
Простите, не по теме… А известная «Богемская роща» связана реально каким-то образом с историческуой европейской Богемией? См.:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%EE%E3%E5%EC%F1%EA%E0%FF_%F0%EE%F9%E0

http://via-midgard.info/news/18449-chto-gde-kogda-bogemskaya-roshha.html

http://anticomprador.ru/publ/5-1-0-614

http://www.objectiv-x.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=365:2011-01-06-20-11-03&catid=42:2009-08-07-13-50-34&Itemid=65

Простите, не по теме… А известная «Богемская роща» связана реально каким-то образом с историческуой европейской Богемией? См.:

Никак не связано структурно = это от бытовавшего (клуб основан в 1879м) в 19м веке названия "Богемия" как что то такое развлекательное, несерьезное, опереточное.

Кабаки, кафешантаны и т.п. "Боэмьен" по французски "цыганщина" :-)

То есть связь тут с Богемией потому что цыган "богемцами" называли в европе... Модная тема.
Благодарю Вас. Да, понятно... Очень интересно в смысле понимания тактик, принятых в этом мiре.
Думаю, ув. fvl1_01 ответил Вам верно.

Серьёзные люди часто предпочитают несерьёзные названия - орден подвязки, партия ослов, партия слонов, цыганский клуб...
Спасибо.
Будем знать...
Кстати, эту рощу в 1959 году посетил потенциальный преемник Хрущева, член политбюро Фрол Козлов :)

Deleted comment

Здравствуйте, varven.

Сердечно благодарю за включение в ленту друзей, за внимание к моей книжке. Вы пишете, что Вы - мой однокурсник и называете имя. Я, конечно, догадываюсь! :) Не укажите ли и фамилию свою?

Пытался ровно это же написать у Вас в ЖЖ, но Вы, к сожалению, отключили не только комментарии, но и получение писем (личку).

Что касается панк-скандала в Москве, я полагаю, что pro forma можно было бы участниц присудить к выплате штрафа. Иногда в СМИ мелькают такие приговоры: такой-то задержан за хулиганство, по суду должен заплатить штраф. Разумеется, ни о чём бОльшем не может быть и речи, ведь преступления там нет.
...тогда надо не на "Вы", а на "ты"!
У тебя отключены не только комменты, но и возможности писать в "личку".
:)

Deleted comment

Спасибо!

Конечно можно.
//Случилось это в конце XVII века, в то самое время, когда и на другом конце мира, в Америке, охота на ведьм достигла своего апогея, и пуритане вешали салемских чародейниц.//

Вообще-то, по прикидкам самых разных людей, интересующихся тематикой, пик процессов над ведьмами как раз и пришелся на 17 век, причем особенно увлекались этим именно протестанты. Так что американцы просто шли в ногу со временем и со своими духовными братьями из Европы...
Примерно это и я имел в виду. Обычно расказывыют невероятные ужасы о Германии XVI века, но рассказы звучат как-то ненатурально и утрированно.
Замечательный пост, спасибо! Обзорное начало с "цитатами" - просто блеск!
Спасибо!

Эти "цитаты" совсем лишь чуть-чуть отличаются от подлинных чешских текстов, посвящённых перечисленным людям. Кстати, вот статья в чешской вики о Моцкере http://cs.wikipedia.org/wiki/Josef_Mocker Она, естественно, на чешском, но внизу представлены некоторые его работы. В том числе Карлштейн и Пороховые ворота до и после реготизации.
Поздравляем! Ваш пост был отобран нашими корреспондентами и опубликован в сегодняшнем выпуске ljournalist'а.
\\Обычно расказывыют невероятные ужасы о Германии XVI века,
\\ но рассказы звучат как-то ненатурально и утрированно.

Мне когда-то посоветовали книгу "Чрезвычайные человеческие иллюзии, или сумасшествие толпы" (книга на английском "Extraordinary Popular Delusions & the Madness of Crowds", читается трудно , во всяком случае с моим английским, вероятно, ещё и потому, что стиль изложения устаревший, книга первый раз издана в 1841 году (в 1841 году!!))

Книга состоит из нескольких разделов, касающихся массовых сумасшествий в Европе. Один из разделов - как раз про "охоту на ведьм". Интересующимся очень рекомендую.

(Другой понравившийся мне раздел - про "тюльпаноманию", про биржевые махинации на рынке тюльпанов, когда ажиотаж охватил все слои населения Голландии, и несколько редких клубней тех или иных сортов тюльпанов достигали цены дома. Дело происходило в Голландии 17-го века, в 1634-1637 годах, ещё за десять лет до Вестфальского мира и за полвека до поездки туда Петра Первого за обретением европейского опыт. Кстати, эту книгу советовал человек, изучающий финансы, по его словам, эта книга входит в курс рекомендованной литературы будущим финансистам)

(Бегло просмотрел содержание книги на гугле, раздел про "охоту на ведьм" указывает, что автор утверждает, что больше всего ведьм - за два с половиной века - было казнено в Германии и Испании. "...Mackay claims that "thousands upon thousands" of people were executed as witches over two and a half centuries, with the largest numbers being killed in Germany and Spain. ...." В других источниках, мне попадались утверждения, что наибольшее кол-во казненных ведьм было в Германии и ... Англии :))
Да, надо посмотреть "Молот ведьм" упомянутый выше, ведьмочка на фото очень даже ничего.
>Mackay claims that "thousands upon thousands" of people were executed as witches over two and a half centuries, with the largest numbers being killed in Germany and Spain

Ну, это явная нелепость. Даже по официальной версии в Испании преследовали в основном еретиков и криптоиудеев, а ведьмы мало интересовали испанскую инквизицию.
Уважаемый автор, простите, но честно говоря не понял Вашего сарказма по поводу пражских "реготизаторов". Возможно я Вас слишком плоско понял, но в данном контексте получается, что Вы намекаете на поддельный характер европейской готической архитектуры в целом.
Но извините, существование таких направлений в архитектуре, как неоготика и псевдоготика, а также то, что эти направления сформировались именно в XIX веке - вещь достаточно широко известная и никем не скрываемая. И "откровенность" чехов в этом вопросе не есть что-то выдающееся. В конце концов и англичане не пытаются выдать свой Вестминстерский дворец за исконно средневековое сооружение - открыто пишут, что он реконструирован в неоготическом стиле в середине XIX века, сообразно тогдашнему увлечению неоготикой. Но существование памятников, так сказать, аутентичной готики разных её периодов это никак не отменяет.
Разумеется, аутентичная готика существует. Например, Миланский собор, насколько я могу судить, действительно был открыт в 1572 году и уже тогда был готическим (хотя нынешний фасад у него появился при Наполеоне). Или собор Антверпенской богоматери. Видимо, он приобрёл более или менее современный вид уже к 1616 году (хотя и сейчас считается "недостроенным").
А знаменитый Шартрский собор, открытый в сер. XIII века, и если верить источникам, с тех пор практически не изменившийся? А ведь чтоб такое соорудить, нужна была определённая школа. Значит аутентичная готическая архитектура к тому времени вполне себе существовала и развивалась.
Тут ключевые слова "если верить". Докнигопечатная эпоха есть докнигопечатная эпоха. Там всё несколько туманно. Может, было именно так, как описано в источниках. Может, не совсем так. А может, совсем не так. Это именно вопрос веры. Поэтому я и не занимаюсь историей докнигопечатной эры.
Тут ключевые слова "если верить"
=======
У Вас есть данные, дающие основания полагать, что врут?
Например?
У меня - есть. Я прожил жизнь и убедился, что люди вообще чаще лгут, чем говорят правду. А уж государства не говорят правды почти никогда. Особенно если речь заходит об их истории.

А у Вас есть данные, дающие основания полагать, что они говорят правду?

Кстати, я писал и о том, как и зачем пишется история вообще http://bohemicus.livejournal.com/29318.html , и о границах, отделяющих легендарную историю от реальной http://bohemicus.livejournal.com/37605.html

"У меня - есть. Я прожил жизнь и убедился, что люди вообще чаще лгут, чем говорят правду. А уж государства не говорят правды почти никогда. Особенно если речь заходит об их истории"
======
Поэтично. Но в данном контексте само по себе ничего не доказывает: а вдруг рассматриваемый случай - это тот редкий, когда они-таки сказали правду? ;)

А у Вас есть данные, дающие основания полагать, что они говорят правду?
======
Кто они - источники? Вообще-то они сами по себе являются доказательствами. Их или учитывать как есть, или опровергать - в последнем случае бремя доказывания на опровергателе.

В источниках меня давно уже интересует не содержание, а происхождение самих источников. Оно таково:

http://bohemicus.livejournal.com/16229.html

http://bohemicus.livejournal.com/20941.html

http://bohemicus.livejournal.com/24704.html

http://bohemicus.livejournal.com/26430.html

http://bohemicus.livejournal.com/27852.html

http://bohemicus.livejournal.com/45901.html

http://bohemicus.livejournal.com/47257.html

"Источники" - это литература. Просто литература, вроде беллетристики. Иногда качественная, иногда - нет.
Я просто почему спрашиваю: думаю, для Вас не секрет, что любимая игра разного рода хроноложцев и прочих альтернативно одарённых и просто сознательных шарлатанов - взять какой-то малоизвестный для широкой публики факт, не очень вяжущийся со сложившейся в сознании этой публики стереотипной картиной того или иного явления, и (часто превратно его истолковав) объявить этой публике, что "всё было совсем не так, как на самом деле". Причём если человек, более-менее сведущий, услышав об этом факте пожмёт плечами - мол, "ну да, было такое... и чё?" - то у человека несведущего это запросто вызовет то, что в народе называют "разрывом шаблонов".
Ну, я не знаю, например, как Задорнов, указывая на созвучие отдельных латинских и русских слов (индоевропейская семья как-никак), развивает теорию, что все народы произошли от русских. Многие ведутся, пополняя ряды этих самых всевозможных западоненавистников, о которых Вы давеча высказывались..

З.Ы. А то, что значение многих исторических событий и процессов (в том числе и этой самой охоты на ведьм) зачастую непропорционально раздуто, я с Вами полностью согласен. Но раздуто оно опять же больше в сознании общественности, в бытующих в этом сознании стереотипах, а не в исторической науке как таковой. Недобросовестность разных представителей которой, впрочем, тоже к сожалению нередка.
Вот как-то так..
про коммунистов:
наверное чехи говорят сейчас:
да наши процессы 50 годов были похожи на охоту на ведьм, правда их не было - это фальфикации "агрессинвого блока НАТО"?
Почитал тут материал о восстановлении в Калининграде в последние 20 лет архитектурных памятников Кёнигсберга, разрушенных во Вторую мировую войну. Весьма живо себе представил, как лет через 200 кто-нибудь будет доказывать: "Не было никакого Кёнигсберга, и Пруссии не было! Самый старый из тамошних "готических" соборов построен в конце ХХ века, а более ранних просто не существует!" )))