bohemicus (bohemicus) wrote,
bohemicus
bohemicus

Categories:

Богемия: вид со спины

  Богемцы, люди немногочисленные и трезвомыслящие, всегда понимали, что по сравнению с возможностями великих европейских народов их собственные возможности весьма скромны. Но отнюдь не смущались этим обстоятельством. Ещё в XVII веке Ян Амос Коменский призвал жителей своего маленького отечества не сидеть дома и не ждать, пока немцы, французы или англичане что-нибудь придумают и сделают, а придумывать и делать самим; не ползти по-рабски по чужим стопам, а вырываться вперед и показывать другим свои спины. Сам Коменский послужил прекрасным примером челoвека, показавшего дpугим спину. Он стал основоположником научной педагогики. Общешкольные планы и классно-урочная система - его рук дело. Так что каждый, кому довелось учиться в школе, видел спину Коменского.

  Многие соотечественники последовали примеру Коменского и добились приоритета в  самых разных областях человеческой деятельности, как вполне серьёзных, так и довольно курьёзных.



  Хотя Богемия не принадлежала к числу великих колониальных держав, некоторые её уроженцы по мере сил несли свою долю бремени белых. У жителей этой страны есть несколько приоритетов в освоении Африки. В 1875 году Эмиль Голуб составил первую подробную карту области водопадов Виктории. Он же был первым европейцем, обнаружившим племя машукулумбов и сообщившим миру о его существовании (ныне этот миллионный народ носит название лози и обитает в Замбии).

  А в первой половине ХХ века Павел Шебеста  стал крупнейшимм в мире специалистом по этнографии и антропологии пигмеев. Шебеста отправился в Африку в 1911 году в качестве католического миссионера. После начала Первой мировой войны португальские власти интернировали Шебестy, как австро-венгерского подданного. В плену он занялся антропологией, и впоследствии посвятил ей всю свою жизнь, годами собирая материал среди племён Африки, Малайзии и Андаманских островов. Заслуги Шебесты выходят за чисто научные рамки. Это он опроверг расистские теории о неполноценности народов, отставших в своём развитии, доказав, что рост пигмеев обусловлен не дегенерацией, а влиянием среды, в которой они живут. И мне кажется, что в его антропологических изысканиях было даже больше христианского духа, чем в самом миссионерстве.
                        
                           

                              Эмиль Голуб                                                                 Павел Шебеста с пигмеями

  Уроженец Градца Кралове Карел Рокитанский, ректор Венского университета, пожизненный президент Венского медицинского общества и с 1869 года - президент Академии наук, открыл в Вене первую в Европе кафедру патологоанатомии. Да, и в патологоанатомии есть свои великаны - за 40 лет научной деятельности Рoкитанский произвёл до 85000 вскрытий.

  Специалисты по физиологии конечно знают, что такое клетка Пуркинье, волокна Пуркинье, эффект Пуркинье и т.д. Но многим ли неспециалистам известно, что один из основателей цитологии Ян Евангелиста Пуркине, сын крестьянки из Либоховиц, внедрил в научный оборот такие понятия, как "энзим", "плазма", "протоплазма"? (Пуркинье - не вполне верное написание его фамилии, утвердившееся в русской традиции).

   Я говорю не о самых известных богемских и моравских учёных. Самые известные слишком знамениты, чтобы представлять их подробно. Это отец генетики Грегор Мендель (уроженец  Гинчиц и аббат августинского монастыря в Брно) и основатель психоанализа Зигмунд Фрейд (происходивший из Пржибора). По стечению обстоятельств Гинчице и Пржибор расположены совсем недалеко друг от друга - в округе Новый Йичин в нынешнем Моравскосилезком крае.

 
  Не менее знамениты и коммерческие бренды мирового значения, обязанные своим существованием уроженцам славного королевства Богемского. Это не только созданная Анной, Антонином и Томашем Батями фирма Baťa или основанный графом Вальдштейном и купленный  Эмилем Шкодой автозавод Škoda, но и легендарные Porsche или Swarovski. И Фердинанд Порше, и Даниэль Сваровский  родились в теперешнем Либерецком крае в Северной Чехии. Первый - во Вратиславице-над-Нисой, второй - в Йиржетине-под-Буковой.

        

                              
     
                                      В мире брендов богемцы показали всем спину не раз и не два

  Но ещё больше впечатляет, какой облик жители этой страны придали своей родине. В 1992 году ЮНЕСКО включило в список всемирного культурного наследия Пражскую городскую резервацию. Она занимает почти 9 квадратных километров, на которых стоит 3507 зданий (1423 из них охраняются, как памятники архитектуры).
   
      

                                      Город, который мало кого оставляет равнодушным

  Путешествие по Чехии - это всегда путь от замка к замку. По концентрации аристократических имений эта страна занимает второе место в мире, уступив первенство только Великобритании. Однако здесь издавна считали, что красота должна быть доступна не только элите. Европа полна великолепных памятников барокко, но ни в Италии, ни в Испании, ни во Франции вы не найдёте ничего, подобного сельскому барокко, эпицентром которого считается Южная Богемия (в меньшeй степени явление затронуло и некоторыe германские области). В самом конце XVIII века, в правление Иосифа II, когда в городах этот стиль уже отошёл в прошлое, чешские крестьяне принялись строить себе барочные дома. Эта мода продержалась до 60-х лет XIX века, оставив после себя неповторимые деревни, которыe сегодня считаются культурным достоянием человечества.

       

                                        Иногда крестьянские дома бывают такими

  Где Богемия, там и богема. В 1932 году режиссёр Густав Махатый снял фильм "Экстаз", получивший один из призов на Венецианском кинофестивале. Фильм наделал столько шуму, что его осудил лично папа Пий XII. Тогдашних зрителей, бравших штурмом кинотеатры с сеансами "Экстаза", интересовали в первую очередь нудистские сцены (их в фильме набирается больше, чем на десять минут). Современные критики чаще вспоминают, что в "Экстазе" впервые в истории мирового кино на экране был показан оргазм. Имеется в виду - впервые в непорнографическом фильме. Зритель видит в этой сцене только лицо героини. Асcистент режиссёра помогал актрисе добиться нужной мимики, покалывая её ягодицы иголкой (в главной роли была Хеди Кислер, впоследствии cтавшая голливудской суперзвездой Хеди Ламарр). Муж актрисы Франц Мандель, очень богатый человек, пытался скупать копии фильма, чтобы не допустить их распространения. Никто не сказал ему, что купить следует негатив. Оператор фильма Ян Сталлих впоследствии признался, что тоже продал Манделю несколько копий.

                                   

  Будучи людьми раскрепощёнными и жизнелюбивыми, богемцы добились самого своеобразного из своих приоритетов в области кино. 

  За рамками этого поста осталось очень многое. Начиная от того, что крупнейшая на свете конная бронзовая статуя - это пражский памятник Яну Жижке, и заканчивая тем, что Чешские авиалинии - одна из самых пунктуальных и безопасных авиакомпаний мира. Я не написал о баронесcе Берте фон Зутнер, ставшей первой в истории женщиной, получившей Нобелевскую премию мира (баронесса родилась в Праге на углу улиц Водичковой и В яме, а в девичестве была графиней Кинской). Я не рассказал о породе кладрубских белых лошадей, выведенной 400 лет назад для двора Рудольфа II. Я не упомянул изобретателя контактных линз Отто Вихтерле, чья жизнь безусловно заслуживает отдельного рассказа. Все богемские приоритеты не помещаются в одном посте.

  Один уроженец этой страны показал всем спину даже из космоса. Когда американцы высадились на Луне, они включили запись симфонии № 9 ми минор «Из Нового света» Антонина Дворжака. Это былo первое музыкальное произведение человеческой расы, прозвучавшее на другой планете.

  Дворжаком я мог бы и завершить пост, но это было бы слишком пафосно для моего журнала. Поэтому я закончу рекламой продукта, который отнюдь не пафосен, но без которого невозможно представить себе Богемию. В роликe используется образ исследователя Африки Эмиля Голуба и звучат слова: "Не важно, откуда вы приходите, важно, что вы приносите".


 .

Tags: bohemia, curiosa
Редакторы LiveJournal посчитали вашу запись интересной и добавили ее в дайджест LJTimes по адресу: http://www.livejournal.com/ljtimes
Очень и очень познавательно. Спасибо.

Про Бату вдруг вспомнилось - у нас музей Bata Shoe Museum в Торонто - все благодаря вашим богемцами -:)
Спасибо.

A в Канаде название фирмы произносят как "Бата"? Этого следовал ожидать. Вообще-то правильно Батя (Baťa), но в английском написании чешский апостроф теряется, и получается Bata.
Ага, и плюс к этому - Bada - d' as a flapped 't'
Начал читать пост, и тоже подумал об этом музее. Сама фабрика "Батя" закрылась в Торонто, по-моему, относительно не так давно.
Вэб-сайт музея:
ht_tp://www.batashoemuseum.ca

(Из известныъ чешек в голову пришла также Ивана Трамп (в девичестве Zelníčková, подсказывает Вики)
мне очень нравится история Хэди Ламарр, жаль что Вы упомянули о ней только вскользь.
Хэди Ламарр попала в пост совершенно случйно. Она была не из Богемии, а из Вены :)
но обнаженной-то она купалась наверняка в богемском озере)
Вот в этом, если уж говорить точно: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8

Deleted comment

Спасибо.

В каком-то смысле симфонию "Из Нового света" можно считать гимном Америке даже больше, чем гимн Америки http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%E2%84%96_9_(%D0%94%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B6%D0%B0%D0%BA)
Бедржих Грозный, дешифровщик хеттской письменности.
Да, конечно, и он тоже.
А Кафкой не гордятся?
Фрейдом гордятся...
Вид со спины:
Гордятся. Иногда делают былью :)
Единственно, чего не хватает Богемии - это морского побережья, желательно, Медитеррана или Адриатики. Тогда б был полный комплект для Страны Мечты
Согласно легенде, праотец Чех пришёл откуда-то из Далмации. Чехи любят иронизировать по этому поводу в духе "он там что-то натворил, пришлось уносить ноги, а мы из-за него остались без моря". Кстати, Хорватия - самое популярное у чехов место отдыха. Ежегодно в Хорватии проводит отпуск до 700 тысяч из них.
У хорватов и чехов даже общие слова есть.
Не те, что у всех славян общие, а, например, vlak, cesta. Может, и ещё какие-нибудь...
Но ещё больше впечатляет, какой облик жители этой страны придали своей родине. В 1992 году ЮНЕСКО включило в список всемирного культурного наследия Пражскую городскую резервацию. Она занимает почти 9 квадратных километров, на которых стоит 3507 зданий (1423 из них охраняются, как памятники архитектуры).

Я честно говоря, чем дальше, тем больше жалею, что исторический центр СПб (который тоже там какое-то наследие) в войну не расхерачили под ноль по образцу Гамбурга-Дрездена (даже прикидывал какой мощности водородная бомба для того потребна). По крайней мере в городе бы было можно жить и турня бы не шлендрала все лето.
Сколько труда Вы прилагаете для поддержания имиджа панка-социопата :)
Довольно мало. Но я тут о другом - исторический центр СПб - это место, в которое я последние лет 10 стараюсь не забираться без самой крайней необходимости. Там нельзя жить.

Снести было бы не самым плохим вариантом.
Поселитесь где-нибудь на Проспекте Ветеранов, там нет никаких туристов.
Есть - толпами ломятся в Петергоф (пока там жил тоже турсезон крайне напрягал - зато всякие саммиты, когда турыстов не пускали - большой кайф, хоть в город и неудобно ездить). Именно что - радоваться тут нечему.
Какие проблемы? В россии полно городов, куда не только туристов, но даже просто мимо проезжающих не впускают.
Проблема таже примерно, что если ко мне в квартиру подселить 20 таждиков, а на возражения, что оно как-то неудобно отвечать "в стране полного пустующих городов и деревень".

PS: Если что - я проблему примерно так и решил - живя 90% времени на расстоянии примерно 50 км от черты СПб. Только извините - почему я этим должен быть доволен?
Просто странно переживать, что город не "расхерачили под ноль". Жители Варшавы или Калининграда Вас бы не поняли.
Зато вероятно бы поняли жители волгограда. Широкие дороги etc.
А, так Вы там жили? Это объясняет, как сформировался Ваш вкус :)
Там этом товарищу самое место. Единственное из-за чего в Санкт-Петербурге стоит жить, так это из-за сохранившейся красоты старой части города. К сожалению в центре большинство дореволюционных зданий в неважном состоянии (а какие жуткие парадные!), много коммуналок, общественный транспорт так себе, пробки, местами грязновато и мало зелени. Но те же проблемы (кроме коммуналок) и в новых районах, но там еще и отвратительная, унылая архитектура (или скорее ее полное отсутствие). В Праге, кстати, новостройки несравнимо лучше выглядят и обустроены, в том числе из-за зелени и парков.
Тут частичная правота. В центре жить нельзя, имеющим квартиру в центре самое разумное - сдавать. Люди с окнами на Невский проспект дышат, наверное, половиной таблицы Менделеева, а на двадцать пятый этаж переселиться невозможно, таких зданий там нет.

Однако, можно ли жить в центре любого другого мегаполиса? Нью-Йорка, например, Лондона?

На юге города тоже жить нельзя. Слишком много промышленной застройки и загаженных почв. Север же благоприятствует любителям зелени.
Ну во-первых, туристы кормят часть населения СПб.
Во-вторых, опыт Японии показывает, что даже уничтоженное в ноль и стёртое в пыль можно "реконструировать", представить здания 1946+ года постройки как памятники 19 века и ранее - и стричь купоны.
Есть мнение, что в современной школе наблюдают не спину Коменского, а нечто, расположенное пониже.
А в какую эпоху, согласно этому мнению, школа была в порядке?
Примерно до последней четверти 20 в.
и что же было тогда в порядке? То как коммунистическая идеология практически зомбировала детей?
Организация учебного процесса в целом соответствовала задачам, стоящим перед тогдашней школой.
Кои, в свою очередь, определяются уровнем развития технологий, так что коммунизм тут вообще ни при чем.
Да и вообще для успешного зомбирования детей система Коменского вовсе не обязательна.
"Организация учебного процесса в целом соответствовала задачам, стоящим перед тогдашней школой" Например, в моей школе задача была как можно больше детей отправить в ПТУ. И, кстати, успешно с этим справлялись. Получить знания было совсем не обязательно, чтобы получить аттестат. А вот в комсомол вступить было нужно непременно.
Все правильно: индустриальное общество требовало готовить для экономики рабочих и, в не определяющей степени, инженеров, причем последних - весьма специфических свойств. Постидустриал требует совсем, совсем другого, оттого и система Коменского ныне показывает другое место.
Насчет комсомола: ситуация была а) примерно той же, что и с аттестатом, - надо было быть ну уж совсем отпетым раздолбаем, чтобы не приняли/выгнали и б) если "в ПТУ", то он был вовсе не обязателен.
Возможно, я не совсем четко выразила свою мысль. Школа того времени пыталась не дать возможности развиться личности. Что бы сейчас ни происходило с учебным процессом, но современные дети все же имеют собственное мнение и умеют его отстаивать

reader59

June 10 2012, 16:04:56 UTC 7 years ago Edited:  June 10 2012, 16:05:17 UTC

Мало того, что собственное, но еще и, разумеется, совершенно самостоятельно сформированное, да. Но, разумеется, в рамках дозволенного :)
Причем эти рамки за последние полвека становились в нормальных странах все уже и уже. Это нам, убогим, после изгнания коммунистической идеологии нынешняя толерастия свободой кажется.
А умеют они не "отстаиать мнение", но "вести дискуссию", что вещи качественно разные. Вообще право, да и физическая возможность иметь действительно самостоятельное мнение есть у немногих.
Как бы то ни было, в наших современных школах воспитание и идеологию предпочитают оставлять семье.
А что такое постиндустриальное общество?
В Нью-Йорке нелегальные имигранты работают в подпольной мастерской,шьют джинсы. Работают РАБАМИ.
В Подмосковье АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ владеют овощной базой,
на которой работают РАБАМИ нелегальные узбеки.
Конкретный пример:
Раменский район, деревня Татаринцево.
Поле, а вдоль него за несколько лет вырос "Шанхай" из халупок. Не знаю как там зимой, а с весны до осени живёт кишлак и выращивает зелень на соседних нескольких гектарах.
Это РАБСТВО и есть постиндустриальное общество?
В США мексиканцы, в России узбеки.
Да, это рабство тоже постиндустриальное общество.
с ним, вообще-то, все просто: если доля интеллектуальной собственности в общем объеме произведенной продукции существенна, то имеем постиндустриал, если не существенна - нечто другое. При этом в том же социуме вполне могут существовать заметные куски хоть охотников с собирателями.
Да здравствует ФЕОДАЛИЗМ- светлое будущее человечества!
Кстати, я совершенно согласен с автором журнала - при королях Богемии было лучше.
Монархическая форма правления лучше демократии.
9-ю Симфонию Дворжака очень люблю! Кстати, и мой самый любимый композитор, а это Густав Малер, родился в Чехии, насколько я знаю.
Совершенно верно, ещё один богемский еврей, сделавший карьеру в Вене.
На Высочине, в селении Калиште. Сейчас там насчитывается чуть больше 300 жителей.
Не иначе, пан Богемикус посетил выставку "Vynálezci a vynálezy" ("Изобретатели и изобретения"). Там мно-о-о-о-ого такого материала представлено. :)
да, Вы правы материал там интересный.
Кстати, пан Богемикус забыл упомянуть о еще одном великом чешском изобретателе Кареле Кличе. Для меня и моих коллег он настолько же выдающийся как и Гутенберг.

А раз уж вспомнили об этой выставке - а Хэди Ламарр там представлена?
Это который глубокую печать изобрел? Ну, за этим делом надо в Технический музей идти. Там просто обалденный зал, посвященный истории печати.
А Хэди Ламарр на выставке не было. Вроде бы. :)

g_garina

June 10 2012, 17:10:26 UTC 7 years ago Edited:  June 10 2012, 17:11:27 UTC

не только глубокую, но и ротационную. Я в Праге была только два дня, но все больше убеждаюсь что ехать надо опять и надолго. Столько еще надо бы посмотреть.

А что касается Ламмар... Обидно, когда ее вспоминают только в связи с обнаженкой в "Экстазе". В какой-то степени ведь и ей мы обязаны сотовой связью. Зато, с некоторых пор ее хорошо знают все дизайнеры мира)) (лицо Хэди на заставке CorelDrow - а это уже вид не со спины :) )
В Праге два дня - это просто ничто! Тут, по-моему, и жизни мало. А если еще за город выглянуть, вообще руки опускаются. :) Мы вот уже почти 3 года тут привидения ищем, а так мало успели!
... ну, памятник Фрейду я успела увидеть)) Причем без предварительного предупреждения... сказать, что я испугалась - это вообще ничего не сказать), кажется, я даже заорала
Хе-хе! А памятник дементору Вам не попался? Сидит ведь... Говорят, кому-то из магглов память стереть забыли, вот и изобразил. :)
Кажется, я его видела лет 5-7 назад на Вандомской площади в Париже. Там как раз была выставка Анны Хромы.
Он-то вроде не такой страшный)

Re: привидения ищем

g_garina

June 10 2012, 18:10:49 UTC 7 years ago Edited:  June 10 2012, 18:11:39 UTC

Я ничего не путаю, Вы же говорите о памятнике Командору около театра?

А приведений мы видели в Францисканском саду. Очень миленькие, трогательные, хотя и пустоглазые
Да, этот зал, да и музей в целом производит прекрасное впечатление.
О, мы с сыном прямо в восторге. Были там уже не раз, но все равно еще не всю экспозицию увидели. Все сразу - просто невозможно осилить!
Попытался вспомнить, когда в последний раз выбрался на какую-нибудь выставку... и не вспомнил :(
А зря. Интересная выставка. И она, кажется, еще работает. В новом здании Музея.
Прага нравится. В натуре -- славянская альтернатива любому мировому городу.
Думаю, если бы не 1917, у нас в СПб было бы даже и получше (кроме климата, конечно). А Прага была бы возможно и побогаче Вены.
однозначно, для меня их спина в кино... смотреть не насмотреться
Да, из кинематографий небольших стран чешская, возможно, самая интересная.
урра! да здравствуют «Богемские манускрипты»!!!
Спасибо!
вдогонку
мне очень нравится песня, в основе которой мотив Largo 9-й симфонии Дворжака

Спасибо!
Я бы добавил ещё К.Крамаржа, написавшего в 1919 г. Основы Конституции Российского Государства, обсуждавшиеся в различных кругах русской эмиграции, а также на Юге России.
О Крамарже у меня в своё время был отдельный пост: http://bohemicus.livejournal.com/22429.html
Прямо даже захотелось сделать пост про выдающихся украинцев. Правда, одна незадача - поста "Малороссия: вид со спины" - будет явно недостаточно. Ещё "попросятся в компанию" и другие исторические области :)
Сделайте, будет интересно.
Видимо, просто придётся теперь :) Особенно после вот этого: http://bohemicus.livejournal.com/66586.html?thread=4972314#t4972314

В случае с Украиной "претензий" подобного рода явно будет намного больше - Чехия далеко, и ей "простительно". Так что как минимум в виде "теста" :)
насчет 400 лет кладрубам это вы немножко махнули. конезаводу да, и даже больше, а вот порода официально отсчитывается от середины 18 столетия. Вот тут у меня есть немного: http://redtigra.livejournal.com/618488.html. Надо бы еще отчет с Дня Коней из Кладрубов на Лабем сделать, руки не доходят, там масса интересной специфики - типа того, что племенных жеребцов всегда официально зовут женскими именами, по именам маток :)

Кстати, через две недели, 30.06, в Кладрубах над Лабем с часу до шести будет Velký jezdecký den - будут выступать упряжи самые разные и в самых разных дисциплинах. Очень зрелищное мероприятие.
Я не знаток лошадей, но постоянно читаю что-нибудь вроде "„Equitana je předvadiště všech chovů a kladrubák tu má unikátní pozici jako poslední čistokrevné plemeno chované 430 let na jednom místě,“ říká Jaroslav Dražan, ředitel kladrubského hřebčína." http://www.readersdigest.cz/magazin/osobnosti/kladrubsky-kun-je-narodni-poklad
ну это немножко... популяризация, можно так сказать, наверное. прежде всего, кладрубы не являются чистокровными лошадьми, до восемнадцатого века порода просто без конца прирастала сторонними производителями, а враники выросли на сторонних (из четырех нынешних линий враников только Сакрамозо был кладрубом, потому что Наполеоновскую линию угробили после революции, остальные пришлые, включая знаменитого фриза Ромке), они теплокровники, но широкому читателю обычно незачем вдаваться в такие подробности. действительно, конезавод был построен в шестнадцатом веке и с тех пор не переезжал, но официально порода зафиксирована в 1764 году, оттуда и отсчитывает племенные книги, которые, впрочем, дважды горели. С 1996 года племенные книги закрыты, что означает, что сторонних пород к размножению больше не принимают. Можно сказать, что разведение лошадей действительно идет с 15 века, в 16 веке конезавод получил официальный статус от Рудольфа II, но на тот момент завод поставлял помеси староиспанских и староитальянских лошадей (см. по ссылке: "Nejstarší evropský hřebčín založila v Kladrubech rodina Pernštejnů, která v roce 1491 koupila místní panství. V roce 1579 mu Rudolf II. udělil statut císařského dvorního hřebčína. Dováželi se sem španělští a italští koně."); порода как таковая, то есть как зафиксированный и наследуемый набор внешних и характерных особенностей начинается именно в 1764.

Статья, на которую ведет ваша ссылка, вообще изобилует странностями, которые не знаешь кому приписать, то ли спикеру, то ли журналисту. В частности, упоминается, что виду сильно угрожала война; на самом деле вторая мировая война, вернее, Богемский протекторат, буквально спасла остатки породы - их не успели выпродать в Италию. Třeba kladrubský vraník málem nepřežil druhou světovou, protože koně byli mezi válkami vypuštěni na práci do země a křížili se s nečistokrevnými, - это совсем вранье, черного жеребца из линии Наполеона попросту пустили на мясо в конце двадцатых годов, равно как и бОльшую часть племенных кобыл, таким образом обрубив одну из двух черных племенных ветвей, и ЭТО было причиной почти исчезновения породы. Как ни стыдно признавать, свое достояние чехи едва не уничтожили собственными руками, и спасти его удалось почти чудом и самоотверженным трудом других чехов. Честь и хвала тем, кто их спас.
Спасибо!

Значит, правильно было бы говорить не о 400-летней породе, а о 400-летнем заводе, на котором была выведена эта порода. Специально я этой темой не занимался, кладрубские кони фигурируют у меня всего в одной фразе. Пусть остаётся так, как написано, но на будущее приму это к сведению.
совершенно верно :)
кладрубаки действительно красавцы, какое счастье, что их удалось сохранить.

(я, в общем, не то, чтоб к вам придираюсь, скорее, воспользовалась оказией порассказывать про лошадок Ж) ).
И об одной чешской спине Вы забыли. Это спина Э.Ф.Направника, которую он полвека (!) показывал избранной русской публике в качестве главного дирижёра Мариинского театра. По-моему, это курьёзно :).
Ну, я многих не назвал. Например, спортсменов или военных.

В битве народов у Лейпцига объединённая Европа одолела Узурпатора по плану, разработанному Яном Радецким (он был начальником штаба) и под командованием Карла Филиппа Шварценберга, основателя орлицкой ветви Шварценбергов (нынешний чешский министр иностранных дел - его потомок в седьмом поколении; недавно он подарил замок Орлик своему сыну на свадьбу).
Кажется, Штраусс написал "Марш Радецкого", посвящённый одному из фельдмаршалов этой семьи австрийских полководцев. (И, кажется, исполнение этого марша стала новогодней традицией в Вене))
"И Фердинанд Порше, и Даниэль Сваровский родились в теперешнем Либерецком крае в Северной Чехии. Первый - во Вратиславице-над-Нисой, второй - в Йиржетине-под-Буковой."

да уж, зря они судетских немцев вытурили ...

видимо, англичане сильно попросили
Зря или не зря, а имуществом трёх миллионов небедных людей они овладели.
Ага.
А Антарктиду открыл великий эстонский мореплаватель Беллинсгаузен.
А латышский генералиссимус Э. фон Лаудон в 1790 г. взял у турок Белград! : )
У эстонцев сейчас период этнического национализма, поэтому они придают значение крови и т.д. Когда это пройдёт, они, как любая страна ЕС, перейдут от этнического мировоззрения к региональному и будут считать частью своей истории как выходцев из Эстляндии, прославившихся в мире, так выходцев откуда угодно, что-то сделавших в Эстляндии. Это более или менее стандартное европейское восприятие.

Разумеется, и латвийцы будут считать Лаудона своим героем. В европейских источниках он неизменно называется выходцем из Ливонии. Кстати, чехи (а тем более моравяне) всегда подчёркивают, что Лаудон умер в Новом Йичине (том самом, откуда происходят Фрейд и Мендель) и гордятся этим обстоятельством. Лаудон здесь свой человек, однажды вместе с Иосифом II поднявшийся на гору Ржип (чешский национальмый символ).
У эстонцев сейчас период этнического национализма, поэтому они придают значение крови и т.д. Когда это пройдёт, они, как любая страна ЕС, перейдут от этнического мировоззрения к региональному и будут считать частью своей истории как выходцев из Эстляндии, прославившихся в мире, так выходцев откуда угодно, что-то сделавших в Эстляндии. Это более или менее стандартное европейское восприятие.
А будут ли они считаться с фактом принадлежности Эстляндии сначала Швеции, а потом России, в рамках и от имени коих и проявляли себя "выходцы" - балтийские немцы?
Каково западное восприятие этой темы, я впервые понял в Риге году в 1982, когда гид-латыш начал рассказывать о тевтонских и ливонских рыцарях. Нас-то в школах учили, что рыцари безжалостно терроризировали местных, да и вообще крестоносцев было принято изображать чуть ли не абсолютным злом. Можно было ожидать ненависти к ним. Ничего подобного. Латыш повествовал о тевтонцах, используя выражения вроде "крестоносцы были настоящими героями".

Регион есть регион. Кому он принадлежал в каком веке - дело десятое. Кто откуда происходил - дело десятое. Кто где добился успеха - дело десятое. Главное, что человек был как-то связан с регионом. Музей героя строится в регионе, и свои деньги туристы оставляют тоже в регионе. Мемориальная доска в честь связанного с регионом героя вешается на местной школе, и дети воспитываются на его примере. Чехия привыкла быть регионом в составе хоть Австрийской империи, хоть Восточного блока, хоть Евросоюза. Прибалты тоже этому научатся. Просто у них там сейчас иcкуcственно создающийся XIX век - голос крови, то-сё. Но это пройдёт.
Да, но наполненность региона, его человеческое качество менялось очень сильно. Это относится и к прибалтийским регионам и к Богемии. Быть в составе империи, где есть общий язык и культура, и быть гражданином национального гос-вас с другими языком и культурой - всё-таки сильно разные качества. Региональный подход всё это нивелирует, уводит на задний план. Я помню как когда-то на Куршской косе местный гид как само собой разумеющееся показывала домик, где жил летом Томас Манн, как-то опуская вопрос, почему он там жил и что это была за страна, в которой он жил. В связи с Чехией мне, например, представляется, что такие деятели как Фрейд, Малер и даже Кафка (несмотря на своё постоянное пражанство) - типичные представители имперского космополитизма, лишь по формальному основанию относимые к Чехии (родились и жили в Богемии). В реалиях старой Империи это совершенно нормально, но в современном контексте это напоминает тот случай с Т.Манном.
С определённой точки зрения Евросоюз и есть Австро-Венгрия континентального масштаба. Не по генезису, а по духу.
Богемикус, как человек не слишком разбирающийся в основах литературы жж, тем более не имеющий права судить о вашем стиле, тем не менее не могу не спроить - зачем? Вы человек с весьма большой и устоявшейся аудиторией, ваши читатели ультроправые консерваторы (прошу прощения если что-то понял не так), вы сами имеете ярко выраженную позицию относительно развития какой бы то ни было культуры, отличной от (Западно)Европейской.
Так в чем идея этого стиха, а иное слова мне кажется неверным, призывающего к решительным изменениям? Ведь вы демонстрируете пример, демонстрируете движение мировой культуры силами одной отдельно взятой области. Спору нет, пример похвальный, но разве это не нарушает идеи консерватизма? Идеи сохранения хорошего, путем неизменения общей ситуации (в короткосрочном периоде разумеется, никто не отрицает развития)?
Надеюсь, подобные вопросы не набили оскомину.
>ваши читатели ультроправые консерваторы

"Богемские манускрипты" читают люди самых разных взглядов.

>разве это не нарушает идеи консерватизма?

Ничуть.

Благодарю Вас.
Что бы в России было такое рвение - нужна была бы другая нация. Например, одни старообрядцы... они на такое способны, очень "заряженные" люди. Увы, в РФ их - горсть.
>Например, одни старообрядцы... они на такое способны, очень "заряженные" люди.

Ну да. Австрийцы зарядили, англичане перезарядили. Суслов, Лигачёв, Ельцин, Собянин, Володин - заряженные люди. Дугин - самый заряженный из всех. Говорят, Березовский недавно подзарядился.
У Вас конспирология, да ещё и очень неточная (Дугин примкнул к РПЦ-единоверцам - а не к староверам - очень поздно, взрослым дядькой, он не получил соответствующего воспитания, Березовский - по слухам - случайно крестился у беглопоповцев просто потому, что в начале 90-х арендовал офис около их храма на Новокузнецкой), а у меня - опыт личного общения с немалом количеством людей из этой среды. Знаю, о чём говорю.
Но в общем, следует различать собственно чехов и уроженцев Богемии, так было бы корректнее. Всё-таки Богемия была частью Империи, причём немецкоязычной. Но всё равно любопытно, кого дала миру эта земля (а не народ).
Я ответил на это выше. Думаю, целесообразнее вести разговор в одной ветке.
Если вы делаете акцент на чешском национальном характере - то наверное все-таки немцев и евреев, выходцев из Богемии, в качестве примеров рассматривать нелогично...

А так: прекрасно, как всегда. Книгу очерков надо делать, тем более, что и название уже есть.
Спасибо!

Я не делаю никакого акцента на чешском национальном характере. Я говорю о богемцах. Более подробное объяснение здесь http://bohemicus.livejournal.com/66586.html?thread=4970522#t4970522
А как же три знаменитых фельетониста - Гашек, Чапек и Кафка? Или Вы их не стали упоминать ввиду того, что они и так широко известны?
И да, кино у чехов знатное. Только на днях с маленьким племянником "Тайну острова Бек-Кап" Карела Земана смотрели - стмпанк до всякого стимпанка, ажно 50-х годов! Это ж какую надо фантазию и креативность иметь, чтобы такое сработать! Ну и другие режиссёры земли Чешской (даже не вспоминая Формана) - Шванкмайер, Херц, Менцель, да мало ли...
Так я многих не упомянул. В посте нет ни спортсменов, ни военных.

В битве народов у Лейпцига объединённая Европа одолела Узурпатора по плану, разработанному Яном Радецким (он был начальником штаба) и под командованием Карла Филиппа Шварценберга, основателя орлицкой ветви Шварценбергов (нынешний чешский министр иностранных дел - его потомок в седьмом поколении; недавно он подарил замок Орлик своему сыну на свадьбу).

Deleted comment

Спасибо. Увы, я не в состоянии ответить на Ваш вопрос. Сама его постановка кажется мне недоразумением, потому что:

1. Я ничего не слышал о еврейских корнях Гашека, Чапека, Мухи, Шиле, Климта и т.д. и т.п., а это были деятели культуры первого ранга.

2. Насколько я знаю, ни Беньямин, ни Хундертвассер не посещали еврейские школы.

3. Ни Эйнштейн, ни Фрейд не были деятелями культуры. Они были деятелями науки. Поппер не был деятелем ничего, он был каким-то недоразумением.
Всегда заочно любил Чехию, но к сожалению, так ни разу там не побывал
Надеюсь, ещё побываете.
Вы не упомянули Бедржиха Грозного, открывшего хеттов. И Порше был всё-таки судетским немцем, а не чехом. Но пост - отличный.
Спасибо!

Так и Мендель был немцем, а Фрейд - евреем. Но я не о чехах, а о богемцах. Более подробное объяснение здесь http://bohemicus.livejournal.com/66586.html?thread=4970522#t4970522
С Вашим подходом полностью согласен! Но Грозный подходит по обоим критериям. Кстати, до распада Австро-Венгрии его звали Фридрих.
Так я многих не упомянул. В посте нет ни спортсменов, ни военных.

В битве народов у Лейпцига объединённая Европа одолела Узурпатора по плану, разработанному Яном Радецким (он был начальником штаба) и под командованием Карла Филиппа Шварценберга, основателя орлицкой ветви Шварценбергов (нынешний чешский министр иностранных дел - его потомок в седьмом поколении; недавно он подарил замок Орлик своему сыну на свадьбу).
Ну Фрейд в первую очередь еврей, он входит в тройку евреев, Маркс, Эйнштейн, Фрейд, впервые популярно показавших относительность реальности.

Для меня современная Чехия, это Невыносимая легкость бытия, оставившая ощущение бессмысленности, а старинная -
Собор Святого Витта, строившийся 600, что-ли, лет, действительно подвиг веры. Ну и Голем, конечно. И Кафка. И Джон Ди.
Маркс - английский пропагандист, Эйнштейн - немецко-американский физик (впрочем, многие считают его скорее пиар-фигурой, чем действительно крупным учёным), Фрейд - в первую очередь австро-венгр, т.е. космополит. Это люди европейской культуры. Какая у них была кровь - дело десятое. А евреи существуют и в Йeмене, и в Эфиопии, и в Марокко, и в Индии (там они называются бен-исраэли, если мне не изменяет память). Ни в Азии, ни в Африке они не создали ничего, заслуживающего внимания.

О том, как в действительности строился собор св. Вита, я писал http://bohemicus.livejournal.com/21696.html

О том, как в целях развития туристики в Прагу было перенесено действие легенды о Големе, тоже писал http://bohemicus.livejournal.com/36998.html

О "Невыносимой лёгкости бытия", правда, не писал. Пришлось бы рассказывать о Кундере, который в бытность молодым сталинистом сдал госбезопсаности одного американского агента (в итоге человек сел). Это не очень красивая история.

Это реалистичный журнал. Без сказок.
Я с интересом почитаю ваши посты, спасибо. Зрительно я помню, что части собора даже архитектурно разного стиля, т.к. строились в разное время.

Но если папа и мама были евреи, то ребенок все же еврей. Хотя, конечно, еврей в первую очередь это тот кто ведет себя как еврей, а не кто родился евреем. С другой стороны, если негр, например, всю жизнь прожил в Швеции, он все равно не будет вести себя свершенно как швед. Или китаец.
Живёт же Кондолиза Райс жизнью белого мужчины.
Во-первых, я никогда не спутаю Кандолину Райс с белым, тем более с мужчиной. Но даже если вы точно уверены, что Кандолина Райс ведет жизнь белого мужчины, и это на самом деле так, то таких как она мало, может быть даже - она одна. Это исключение, подтверждающе правило: "негритянки на вид отличаются от белых мужчин".
Я в своё время поразился, когда узнал про второе (а исторически первое) чешское заимствование в современном английском: howitzer. Сколько их из русского, например? Sputnik - это всё-таки совсем не то.
Да, считается, что в XV веке гуситы применяли houfnice, и через Германию это слово попало в Англию.

dfs_76

June 14 2012, 11:54:21 UTC 7 years ago Edited:  June 14 2012, 11:54:57 UTC

Сколько их из русского, например? Sputnik - это всё-таки совсем не то.
==========
Еще "babushka" и "pogrom".
Досоветских русских заимствований в английском есть довольно много. это названия социальных категорий (tsar, boyar, muzhik) и реалий (pogrom, dacha, artel, steppe - через немецкий), блюд (okroshka, сoulibiaс), религиозных течений (doukhobor, мигрировавшие в Канаду в 19 веке). Иногда в свою очередь слова в языке-источнике являются заимствованными. Так, например, слова balalaika, kaftan, taiga, tundra.

У американцев упоминаются pirozhki (с ударением на второй слог), иногда им почему-то называют изделия вроде оладьев. Это слово через американцев пришло даже в японский язык ("пирошики").

Из курьёзных случаев - упомянутое слово babushka (с ударением на второй слог) приобрело значение "женский головной платок, завязанный под подбородком". Но это уже заимствование советского времени.

eisenberg

June 16 2012, 13:17:26 UTC 7 years ago Edited:  June 16 2012, 13:18:32 UTC

Да, но практически всё это из той же категории, что и спутник: слова, обозначающие разные понятия из русской жизни. Это такие недозаимствования, они ещё не укоренились в чужом языке, ещё как бы держатся за свой родной.
А "robot" и "howitzer", насколько я понимаю - не тянут за собой никаких чешских коннотаций. Это заимствования в полном смысле.
Tundra и steppe вряд ли тянут за собой русские коннотации. Chernozem (русский вклад в лексику почвоведов) может тянуть, наверное, но вряд ли распространённые по земному шару природные зоны так плотно увязывают с Россией.

Карточная игра бридж (bridge) - от "бирич", это точно полностью ассимилированное слово, впрочем, с неясной историей.
Мстислава Тырша надо вспомнить и его "В движенье жизнь!".
А есть какие-то отпечатки в чешской культуре от эпопеи «белочехов» в нашу гражданскую войну?
1. Видимо, Вы имеете в виду Мирослава Тырша. Кстати, его настоящее имя - Friedrich Emmanuel Tiersch.

2. В 20-30-х годах существовала так называемая легионерская литература. В принципе, её и сейчас изучают в школах. Но писатели-легионеры (Рудольф Медек, Франтишек Лангер, Ярослав Кратохвил, Йoсеф Копта) - это всё же скорее литераторы второго плана. Я читал несколько легионерских рассказов. Это довольно заурядные рассказы о войне и армейском быте, открытий в них нет.

Иногда к легионерской литературе причисляют Ярослава Гашека. По-моему, как литератор он один перевешивает всех остальных ветаранов легиона, вместе взятых. Проблема в том, что Гашек не писал непосредственно о легионе, так что включать его творчество в легионерскую литературу можно только с очень большой натяжкой.
Да, Мирослав. Лет 15 – 20 назад, выходили хорошие книжки про «Сокол», как про движение. Интересно было бы почитать про их систему физического развития.
Про легионеров – я так понял, о Сибири и Дальнем востоке осталось немного памяти, хотя во Владивостоке чудом сохранились могилы легионеров на «Морском кладбище» (чудом, потому что существующие и ухоженные могилы срывали без ведома живых родственников и без причины, и даже высокая должность ближайшего родственника, не меняла положения – пришёл на могилку к маме, а могилки уже нет… дореволюционные могилы все срыты).
Где-то читал, что и в Праге, в межвоенный период было кафе или бар «Владивосток», где собирались ветераны.
но ни в Италии, ни в Испании, ни во Франции вы не найдёте ничего, подобного сельскому барокко, эпицентром которого считается Южная Богемия

- мдя... Действительно, ну какая такая Италия?
Хорошо, приведите примеры сельского барокко в Италии. Видимо, википедия обманывает, когда пишет "Památky selského baroka se nacházejí na celém území našeho státu a ještě v sousedních státech. Ve Španělsku, Francii a v Itálii selský barok neznají – jen u nás ještě více než půl století dozníval." http://cs.wikipedia.org/wiki/Selsk%C3%A9_baroko
да чего мне спорить ради спора? Это Вы просвещаете рашкованов, а я как раз это барокко уже осточертел в италии смотреть...
Речь идёт не о барокко, а о сельском барокко. Это далеко не одно и то же.
Да я не спорю. Просто еще раз повторю - какая такая Италия, когда есть чудесная Моравия?

Кстати, сама Богемия - это продукт трудов и талантов трех наций: немцев, евреев и итальянцев. Славян там и рядом не стояло. Они жили в деревнях, а в Праге все люди - я говорю о приличных людях - говорили на немецком. Да и саму Прагу итальянцы построили в основном, так что да... и только что не скажешь, ради чешского патриотизма (но напрасны старания - для чехов Вы все равно будете оккупантом и проклятым русским, они Ваших трудов не оценят).
Вы перешли к откровенным глупостям. Я пишу то, что думаю. Ни одному чеху неинтересно, что именно я пишу и пишу ли я вообще что-то. Разумеется, никаким оккупантом меня никто не считает. Это из Вас полезли какие-то комплексы, фобии и мифология. По-моему, Вы просто обозлённый на жизнь человек.
Вот-вот, когда раскрывают изнанку, начинаются переходы на личности. Да нет, у меня все в порядке. Просто надо правде смотреть в глаза. 60% чехов считают, что их беды - от мигрантов (то есть, таких, как Вы). 80% чехов считают русских людьми, которые им много вредили (я не спорю о том, правильное ли такое представление или нет, это просто факт).

На этом фоне Вы, как русский мигрант, со своей смешной "богемофилией" смотритесь весьма и весьма... странно. Чехия - не Ваша страна, Вы там лишь гость.

Но если у Вас уже есть гражданство, то тогда Ваша позиция понятна. :) Про трвалы побыт уж и не спрашиваю, хехе, его обязан иметь каждый приличный мигрант, воспылавший вдруг любовью к "чехии".

ЗЫ: кстати, Богемикус, а Вы не хотите написать о том, как Ваши чехи в 1945-1946 годах изгнали из своей страны 2,5 миллиона немцев и евреев, отняли их собственность, дома, фермы, поля, украли их сбережения? Как бравые чешские вояки, которые ссали в штаны от одного вида солдат вермахта, издевались над безоружными немецкими женщинами и детьми, которых они гнали в Германию? Ну, напишите. Это же интересно. Или опять "нама это не надо"? Давайте пустим слюни по поводу Моравии - мирового центра барокко. хехе
Ваши цифры абсурдны, Ваш взгляд ущербен и не имеет отношения к реальности. А уж Ваши попытки редактировать мой журнал ("пишите о том, пишите о сём") - это наглость, граничащая с хамством.
я же говорю - нама не нада. живите в своем мифе и далее.
Pilsner Urquel?
Один из моих любимых. Но дорогой :(
Zlaty Bažant более доступный и тоже хорош!

Suspended comment