bohemicus (bohemicus) wrote,
bohemicus
bohemicus

Category:

Гогенцоллерн, который был вне закона

  В массовом сознании история Силезии является белым пятном. О Чехии, Германии или Польше каждый имеет вполне определённое представление (насколько оно соответствует действительности - вопрос отдельный), однако старинный регион, расположенный на стыке этих трёх стран, ускользает от внимания большинства из нас. Я спросил у Яндекса, что писали ЖЖ-исты на тему "силезские князья". Результат поиска: шесть десятков упоминаний, все сделаны вскользь, абсолютное большинство относится к незапамятному XIII, а то и к XI веку. Суммарное количество информации стремится к нулю

  А ведь даже простой список силезcких властителей XII-XVI веков тянет на полноценный нескучный пост. Мне попадались генеалогические таблицы Силезских Пястов. Основателем этого рода считается Болеслав Кривоустый, а среди его потомков называются Владислав Изгнанник, Конрад Кучерявый, Болеслав Лысый (он же Рогатка), Мешек I Кривоногий, Мешек II Толстый, Болеслав Транжира, Конрад Горбатый и Ян Безумный. Справедливости ради скажем, что среди Силезских Пястов упоминаются и Генрих Добрый, и Генрих Справедливый, но на фоне прочих членов своего семейства они выглядят скорее белыми воронами. Разумеется, помимо Пястов в Силезии были и другие князья. Например, на юге, близ моравских границ, обосновались Опавские Пржемысловцы. Последним из них был Валентин Горбатый (племянник Вацлава Глупого, если я правильно понял).

  Однако сегодня нашим героем  будет представитель другой  славной династии - силезский полководец, сражавшийся на полях Тридцатилетней войны. Сейчас его уже мало кто помнит, но в своё время он считался одним из самых опасных и непримиримых врагов императора Священной Римской империи. 22 января 1621 года он вошёл в число четверых людей, которых имперская опала поставила вне закона.



    Его имя существует в нескольких вариантах, и я раздумываю, какой из них предпочесть. Чешские источники нaзывают его герцог Ян Йиржи Крновский. Немецкие - герцог Иоганн Георг Егерндорф. Польские - князь Ян Ежи Гогенцоллерн. Это весьма типично для силезянина. Пожалуй, точнее всего называть его Гогенцоллерном. Из этого рода происходили оба родителя герцога. Oтцом eго был курфюрст Бранденбургский Иоахим III Фридрих, а матерью - принцесса Катарина Бранденбург-Кюстринская.

           

            

  Предводители протестантов, подвергшиеся имперской опале в 1621 году. Слева направо и сверху вниз: курфюрст Фридрих Пфальцский, князь Кристиан Анхальт, граф Георг Фридрих Гогенлоэ и герцог Иоганн Георг Егерндорф (он же Ян Йиржи Крновский, он же Ян Ежи Гогенцоллерн). 

  Наш герой родился в 1577 году и получил образование в протестантской академии в Страсбурге (Иоганн Георг учился вместе со своим старшим братом Иоганном Сигизмундом, будущим курфюрстом Бранденбургским и князем Прусским). В пятнадцатилетнем возрасте Гогенцоллерн был избран администратором Страсбургского епископства, но впоследствии покинул этот пост. Сначала предполагалось, что ему достанется Восточная Пруссия, но в дальнейшем планы семьи изменились, и Иоганн Георг получил другое владение Гогенцоллернов - герцогство Крновское (Егерндорф), расположенное в южной Силезии. Так он стал силезянином и герцогом Егерндорфом. Впрочем, современники чаще называли его маркграфом (титулов у него было не меньше, чем имён).

  В 1608 году силезские князья избрали Гогенцоллернa командующим своиими вооружёнными силaми. В 1609 они заключили с богемскими сословиями оборонительный союз. Гогенцоллерн стал секретарём протестантской Унии. 2 сентября 1613 года он перешёл из лютеранской веры в кальвинизм.

  Нет ничего более далёкого от реальности, чем созданное националистической историографией XIX века представление о Тридцатилетней войне, как о чешско-немецком конфликте. Это была война религий, а не наций. Она началась с дефенестрации 1618 года, в ходе которой из окон Пражского Града были выброшены богемские наместники императора. Впоследствии ангажированные историки изображали наместников символом немецкого господства, но звали этих "немцев" Ярослав Боржита и Вилем Славата.

  У Белой Горы в 1620 году на католической ("немецкой") стороне сражались баварцы, лотарингцы, валлоны, испанцы, неаполитанцы, поляки, хорваты и нижнеавстрийцы. На протестантской ("чешской") стороне бились пфальцсцы, чехи, моравяне, венгры, голландцы, англичане, шотландцы и верхнеавстрийцы.

  Хотя после поражения у Белой Горы возможности богемских протестантов продолжать войну отнюдь не были исчерпаны, их вожди покинули страну, и сопротивление распалось. В стране начались репрессии. Трое из четырёх подвергшихся имперской опале деятелей входили в число командующих протестантской армией у Белой Горы. Четвёртый из опальных, Гогенцоллерн, не принимал участия в этой злосчатной для протестантов битве - oн защищал Лужицкую область, куда в то время вторглись саксонские войска.

   В 1621 году, когда все уже бежали, он только начинал бороться.  Наш герой собрал силезскую армию (до восьми тысяч человек), усилил её богемскими эмигрантами и вторгся в Моравию. В летней кампании того года ему прoтивостояли итальянец Карло Спинелли и бургундец Жан Гоше.

  В те дни в Богемии лилась кровь протестантов, а в Моравии - кровь католиков. 21 июня на Староместской площади в Праге были казнены 27 протестантских вождей. В этот же день в городке Радунь сотня солдат Гогенцоллерна, разграбив родовые гробницы местных жителей, устроила оргию в католическом костёле.

  Ночью пьяных силезян атаковал и перебил испанский отряд.

  Наконец, 25 июня две армии сошлись у Нового Йичина. Битва была упорной и безжалостной. Когда Гогенцоллерн задействовал свою артиллерию (у него было шесть больших орудий), имперские войска дрогнули. Попав в окружение, Жан Гоше пошёл на прорыв и сумел уйти с полусотней валлонских рейтаров. Его отход прикрывала неаполитанская и немецкая пехота. Наконец, католики были полностью разгромлены. Победители перебили всех пленных испанцев и итальянцев (числом до 400 человек), а немцам предложили перейти на свою сторону, что те и сделали.

  Путь в Венгрию был открыт. Гогенцоллерн намеревался соединить свои силы с силами трансильванского князя Габoра Бетлена и совместно с ним  предпринять поход на Вену.

    
      

                                Слева: князь Габор Бетлен. Справа: кардинал Франц Дитрихштейн

   Армия Бетлена представляла собой такое же экзотическое зрелище, как и любое трансильванское воинство того времени - в ней были гусары, гайдуки, турки, татары и даже отмеченные в некоторых источникаx "400 мужиков с топорами". Вместо похода на Вену за встречей союзников последовали бесконечные маневры, проходившие в условиях катастрофически организованного снабжения. Их войска снова вторглись в Моравию. Если верить современникам событий, вскоре в окрестностях не осталось ни собак, ни кошек, а часть солдат просто умерла от голода.

 Губернатор Моравии кардинал Дитрихштейн пребывал в состоянии, близком к панике. Он просил императора избавить его от бремени командования войсками и прислать на помощь Альбрехта Валленштейна. Валленштейн, у которого с Дитрихштейном были личные счёты, сохранял хладнокровие и демостративно никуда не спешил.

  Вскоре Бетлен начал переговоры о сепартном мире (втором или третьем с начала войны). Земля начала уходить у Гогенцоллерна из под ног. Он решил найти точку опоры, взяв город, где армия сможет перезимовать.

  12 ноября 1621 года в 7 часов утра протестантские войска под командованием Гогенцоллерна, Ладислава Велена и графа Турна пошли на штурм Оломоуца. Город защищали Альбрехт Валленштейн и Торквато Конти. Защищали хорошо. Протестанты атаковали город с трёх сторон, но смогли лишь проникнуть на предместья и поджечь их, после чего были отброшены.

  Поражение под Оломоуцем означало конец всех надежд Гогенцоллерна. К новому году было заключено перемирие. Гогенцоллерн не смог добиться даже снятия опалы и гарантий личной безопасности. Он отдал своей армии последний приказ - уйти на зимние квартиры в силезско-моравскоe пограничьe, остававшеeся в руках протестантов, - а сам вернулся в Венгрию.

  Он разрабатывал новые планы вторжения и посылал своему королю Фридриху Пфальцскому в Гаагу проекты союза с Турцией или Венецией. В 1623 году Габор Бетлен предпринял очередной поход в Моравию и даже окружил Валленштейна у Годонина. Гогенцоллерн командовал одним из корпусов его войск. Но операция закончилась тем же, чем и все предыдущие и последующие трансильванские акции в этой войне - сепаратным миром.

  Вконец разочарованный в Бетлене, Гогенцоллерн отправился в Берлин. Кстати, там находящегося вне закона родственника тоже никто не ждал. С ним просто боялись связываться. Боялись зря - в последний год он постоянно болел, и дни его были сочтены. До Берлина наш герой не доехал. В марте 1624 года сорокашестилетний Иоганн Георг Гогенцоллерн, маркграф Бранденбургский, герцог Егерндорфский, слёг в городке Левоча в нынешней восточной Словакии. Почувствовав приближение смерти, он поднял бокал и произнёс свой последний тост за короля Фридриха Пфальцского.

  В национальную чешскую легенду, описывающую Тридцатилетнюю войну как порабощение чехов немцами, Иоганн Георг Гогенцоллерн вписывается ещё хуже других участников этого конфликта, поэтому его долгое время почти не вспоминали. Впрочем, в неё плохо вписываются все реальные действующие лица той войны, включая Альбрехта Валленштейна. Ведь этот славный имперский полководец был чехом. К счастью, в последние лет 20 наконец возобладал трезвый взгляд на события почти четырёхсотлетней давности. Сейчас никто уже не говорит о войне немцев и чехов, a противоборствовавшие стороны  принято называть католиками и протестантами или имперцами и сословиями.

  Cтолица Крновского герцогства Крнов (бывший Егерндорф) и сейчас принадлежит Чехии. Он входит в Моравско-Силезский край. В Крновe живёт 25 тысяч человек, и он является сорок седьмым по величине городом страны.

                                   
             

     Слева: земли чешской короны в описываемый период. Красными полосами заштрихована Силезия, в XVIII веке отошедшая к Пруссии, а в 1945 году - к Польше. Справа: современная Чешская республика. Красным цветом обозначена Богемия, синим - Моравия, а жёлтым - та часть Силезии, которую удалось сохранить. Слово Vlast по-чешски означает Родина.


Tags: bellum bohemicum
1
Спасибо, очень интересно. Какъ разъ сейчасъ я, занимаясь латынью со студентами факультета искусствъ МГУ, наполовину отказался отъ обычного грамматического курса въ пользу надписей на гравюрахъ.

И Вам спасибо.

Вы относитесь к тем счастливым людям, у которых работа и хобби совпадают.

Р.S. Мне нужны было как-то обозначить жителей Пфальца, и в тексте я назвал их "пфальцсцы". Мне самому этот вариант кажется совершенно варварским, но другого слова я так и не подобрал (хорошо чехам, у них это просто Falci).

Eсть ли в русском языке общепринятое слово, обозначающее этих людей? Вся надежда на Ваши знания.
Здѣсь нѣтъ легкаго рѣшенiя: на мой взглядъ, возможны только описательные конструкцiи вродѣ «жителей Пфальца». Можетъ, Вашимъ читателямъ будетъ любопытно, я переведу титулъ Вашего героя съ гравюры: Свѣтлѣйшiй государь и господинъ, господинъ Iоганнъ Георгъ, маркграфъ Бранденбургскiй, герцогъ Пруссiи, Штеттина, Вандалiи, Силезiи и пр., бургграфъ Нюрнбергскiй, князь Рюгена. Princeps можетъ означать и «принцъ», и «князь», и «государь», полагаю, здѣсь въ послѣдней функцiи въ началѣ и во второй въ концѣ.
Большое спасибо!

Иногда мне начинает казаться, что чешский язык пластичнее русского. Я подумаю, сохранить ли мне свой варваризм или предпочесть описательную конструкцию.
Прошу прощенiя, среди герцогскихъ титуловъ по-человѣчески упустилъ Померанiю. Относительно пластичности — да, русскiй скорѣе упрямъ.
Если в его претензиях на титул маркграфа Бранденбурга и герцога Пруссии есть какая-то логика, то с какого он именует себя герцогом Штеттина (в то время столицы Померанского герцогства, у которого тогда был свой собственный вполне законный герцог Богислава XIV) - непонятно. Похоже, сей славный герой слишком любил пускать пыль в глаза и выдавать желаемое за действительное.
Это совсѣмъ не моя область. Я перевожу, что написано.
А не переведёте, как титулуется его брат, действующий курфюрст Иоганн Сигизмунд вот на этом
http://de.wikipedia.org/w/index.php?title=Datei:Johann_Sigismund_02_IV_13_2_0026_01_0318_a_Seite_1_Bild_0001.jpg&filetimestamp=20061210224202

портрете? Просто охота разобраться.
Долженъ признаться, что не всѣ топонимы мнѣ понятны.
Ну там судя по всему не только топонимы. Там можно разглядеть титул "архикамерария", которым он обладал как курфюрст, и "электора", т.е. собственно курфюрста. А в остальном всё примерно то же - "маркграф Бранденбургский" и т.п. И почему-то снова "Штет.".
В исторической литературе встречал только вариант "пфальцсцы", хотя он конечно плох с точки зрения удобства произношения
Спасибо!
Силезия, как известно, в конце концов досталась Польше, а могла бы остаться чешской землёй, ну как Моравия например, не случись "Чудо Бранденбургского дома"?
а галковский, утверждал, что отсюда командовали Польшей.
Не утверждал.

Видимо, Вы спутали Силезию и Саксонию.
А разве тогда они не вместе были?????
Вплоть до создания Германской империи во второй половине XIX века между Саксонией и Силезией никогда не было ничего общего. Кроме общей границы, разумеется.
тады аблажался. блинн. где пеплу набрать??? и армянских плакальщиц. таки перепутал.
Конечно могла. Напоследок чехи всерьёз претендовали на неё в 1918 году. Но у них ничего не вышло.
Спасибо! Ещё одно белое пятно. Чрезвычайно интересно!
И Вам спасибо!
Спасибо, весьма занятно. 17 век в Европе породил столько занятных биографий, что их хватит на 6-7 поколений нашей эпохи.
P.S. Решили уменьшить градус накала страстей в вашем блоге ?
И Вам спасибо.

Существуют десятки, а то и сотни людей, читающих этот журнал исключительно ради постов о Тридцатилетней войне, Австро-Венгрии и тому подобных вещах. Пока я пишу о политике, они откровенно скучают и ждут, когда здесь появится что-нибудь, заслуживающее их внимания. Не могу же я бесконечно обманывать ожидания этих читателей.
Как читатель вышедший на вас через antoinа, ещё когда ваши посты были посвящены временам ушедшим, могу сказать что самое неприятное в ваших текстах про политику и культуру это коментаторы, не все конечно, но некоторые просто ужас.
17 век в Европе породил столько занятных биографий, что их хватит на 6-7 поколений нашей эпохи
===========
В Афганистане, Сомали, "Демократической Республике Конго" и многих других местах подобных занятных биографий и в нашу эпоху пятачок за пучок. Это сейчас они никому не интересны, а лет через триста вполне возможно борьба какого-нибудь генерала Дустума с Муллой Омаром или Поля Кагаме с Лораном Кабилой будет восприниматься как героический эпос. И будут строиться теории, что эта борьба собой являла - конфликт наций (пуштунов и таджиков, банту и тутси и т.п.), запоздалое последствие Холодной войны или еще что.
Хех возможно. Но их биографии будут интересны только их потомкам (неграм, арабам, пуштунам и т.д.) и ученым, изучающим узкую тему. А учитывая что уровень образования выше названых народностей сильно не измениться, то интересно будет только учёным.
А учитывая что уровень образования выше названых народностей сильно не измениться
=========
Представляется, что средний уровень образования указанных народов сейчас во всяком случае не ниже, чем у европейцев в указанную эпоху. За тутси не скажу, но с афганцами (в смысле выходцами из Афганистана) общаться доводилось, толковые в целом ребята. А араб Аль-Барадеи вон 12 лет МАГАТЭ возглавлял.
за тутси скажу, весьма образованы тоже, у нас на конторе, кажется, большинство инженеров - тутси.
Стало быть, "власть" - это родина, а "родина" - семья. Так и живут :-)
А "моц", т.е. мощь - это "власть" :)
Вот это как раз в духе западноевропейской тенденции: французский povoir, испанский poder и пр.синонимы "мощи, возможности" для обозначения власти
Ближе к теме немецкое Macht.
Это любопытно. Интересно, можно ли сделать какие-нибудь выводы из наличия подобных тенденций в разных языках...
Гогенцоллерны в обыденном сознании связаны с Пруссией и Северной Германией, но на самом деле они южане в Германии (швабы), более того - горцы. Их карьера вполне укладывается в общий паттерн "наделённые жизненной силой горцы" против "изнеженных равнинных жителей".
А что, есть такой паттерн? Полёты человеческой мысли никогда не перестанут удивлять меня.
Ну как же, дайлемиты Ирана при Аббасидах, кавказские мамлюки Египта, гуркхи Индийской армии опять же или швейцарские наёмники 16 века. Голодные, но выносливые горцы гонимые нищетой перенаселённых горных долин периодически спускаются на благодатные приморские равнины заселёные декаденствующими патрициями и их бессловестными рабами генерирующими богатства латифундий. При некоторой удаче горцы становятся новыми властителями над Равниной (в противном случае продолжают обработку латифундий), пока очередная волна "голодных и злых" не сменит растерявших в неге и роскоши боевые навыки потомков былых завоевателей.
хм, а автор этой любопытной теории наверняка какой-нибудь советский армянин?

в горы наоборот загоняют.
Во времена расцвета империи, да, загоняют в горы или в пустыни, но срок империи проходит и тогда ОНИ возвращаются
ой. советоцентричный взгляд на историю мира. право, дебатировать с вами на этот вопрос мне не интересно.
Что в нем советоцентричного? Римляне загоняли германцев в болота и горы, от монгол кто мог убегал в горы, Китай кочевников старался выдавить в пустыни.

bohemicus

November 26 2012, 19:26:45 UTC 6 years ago Edited:  November 26 2012, 19:27:25 UTC

Ну да. Британия захватит четверть земного шара, по ходу дела обнаружит на Очень Высокой Горе горе племя каких-нибудь гурков. Приспособит их к делу. Дальше пойдут теории об величии горцев и изнеженности жителей равнин.

Кстати, швейцарцы за всю свою историю завоевали клочок итальянской земли, который на карте нужно искать с лупой. Сидели себe голодные и злые, и ждали, пока кто-нибудь их наймёт за кусок хлеба.
Так и Швейцарии, как таковой, до середины XIX века и не было - был рыхлый "Варшавский пакт нескольких областей-кантонов (каждый из них был столь же рыхлым союзом областей поменьше, а те... и так вплоть до деревень, в том числе и итальянских). Соседние области они нагнуть пытались (иногда это удавалось, и "нагнутые" ныне часть Швейцарии, иногда нет), но в меру своих сил.
Кстати, а как Вам такой пример успешной экспансии горцев: Австрийская империя? ;)
Извините, Вы о чём? Политика сущствует только в городах. Предназначение в этом мире горцев (степняков, лесовиков и т.д.) - смотреть с раскрытыми ртами, как горожане Делают Дела.

Максимилиан I, рождённый в Вене португальской принцессой Элеонорой, женился на бургундской принцессе Марии, и, получив наследие Карла Смелого, положил основы могущества Габсбургского дома, до этого находувшегося на вторых ролях. Их сын Филипп Красивый, родившийся и получивший воспитание в Брюгге, женился на испанской принцессе Иоанне. Их сын Карл V, родившийся в Брюгге, унаследовал столько корон, что мне их лень перечислять. Некоторые из них он в конце концов передал своему брату Фердинанду I, родившемуся близ Мадрида. Фердинанду наследовал его сын Максимилиан II, рождённый в Вене польской принцессой с французскими корнями, а Максимилиану - его сын Рудольф II, родившийся в Мадриде. Три последних перечисленных государя выстроили Габсбургскую державу вокруг Богемии (все они похоронены в Праге). Наконец, Матвей пернёс столицу в Вену.

"Экспансия горцев"! Уму непостижимо...

dfs_76

December 1 2012, 15:51:40 UTC 6 years ago Edited:  December 2 2012, 05:50:19 UTC

До Максимилиана тоже Габсбурги были, в т.ч. императоры - Альбрехт I, Рудольф I... Но суть не в этом. Тот конгломерат владений, который всему миру известен, как Австро-Венгрия, создан был гораздо позднее - к концу XVII века. Тут уж основная тяжесть легла на выходцев из собственно австрийских областей.
З.Ы. А есть еще и Савойя - тоже горная страна. Жители которой, как писал Энгельс: "...исполнены традиционного сознания, что не Италия завоевала Савойю, а Савойя завоевала Пьемонт. Вокруг маленькой Нижней Савойи воинственное горное племя сплотилось по всей провинции в государство, а затем спустилось на итальянскую равнину и с помощью военных и политических мер последовательно присоединило к себе Пьемонт, Монферрато, Ниццу, Ломеллину, Сардинию и Геную. Династия основала свою резиденцию в Турине и стала итальянской, но Савойя осталась колыбелью государства".
Спасибо, что не Маркс.
Как всегда интересно (из глубины веков)Уважаемый bohemicus, а могила упомянутого Гогенцоллерна сохранилась?
Спасибо.

Увы, не знаю.
Нелепейший спам. Но настолько детский, что его и удалить-то жалко.
Ян Крновски мне, конечно, известен, но его принадлежность к Гогенцоллернам стала для меня открытием
По-русски его называют Крновски? Это неожиданность. Я думал, в отечественой литературе он будет скорее Егерндорфом или Ягерндорфом. Обычно у нас предпочитают немецкую форму имён и названий.

Кстати, русская вики пишет, что Крновское княжество в этот период принадлежало Гогенцоллернам http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BA%D0%BD%D1%8F%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE
В русской литературе о Тридцатилетней войне (относительно современной) есть тенденция к "чехизации" имен и фамилий лиц, воевавших на стороне протестантских сословий. Того же графа Турна обычно называют Индржих Матиаш, а не Генрих - и так далее...

cherniaev

November 25 2012, 19:30:40 UTC 6 years ago Edited:  November 25 2012, 19:30:59 UTC

За счет такого средства отчасти и создается впечатление о в основном национальном характере конфликта, поскольку тот же Валленштейн редко когда именуется по своему чешскому имени, а не в немецкой версии "Альбрехт"
Конечно, если считать Иоганна Георга Яном Йиржи, а Войтеха - Албрехтом, то получится, что немцы подавили чешское восстание.
Кстати, с обеих сторон Бетлен Габор считался полнейшим дикарем, так же как и призванные императором из Польши казацко-шляхетские отряды Лисовского. Обе стороны были полностью согласны, что подобные союзники будут пострашнее неприятеля
Лисовский к началу войны был уже очень и очень мертв. "Лисовчики" выступали как совершенно отдельное кавалерийское формирование, настолько "самобытное", что союзники старались поскорее от него избавиться.
Спасибо, Кэп.
Не подскажите где можно почитать, про то как избавлялись от "лисочиков", т.к. их обычно показывают как средневековый спецназ (и весьма успешный)?
Скорее полу партизанское соединение на полном самообеспечении. Почитать http://www.reenactor.ru/ARH/PDF/Zorin.pdf
ну и себя пропиарю :-)
http://polubiako.livejournal.com/9584.html
Болеслав Кривоустый, а среди его потомков называются Владислав Изгнанник, Конрад Кучерявый, Болеслав Лысый (он же Рогатка), Мешек I Кривоногий, Мешек II Толстый, Болеслав Транжира, Конрад Горбатый и Ян Безумный.

Вот они, люди первой интернтной эпохи.
Кстати, да - некоторые ники звучат весьма недурно.

Deleted comment

Думаю, степень достоверности может быть очень разной. Я бы не рискнул сделать какое-либо обобщение.
Хе-хе, а ведь я только что из Бреслау Вратислава Бреславля Вроцлава... :)
Я бывал там, но довольно давно и более-менее проездом.

dfs_76

November 26 2012, 03:29:35 UTC 6 years ago Edited:  November 26 2012, 03:30:44 UTC

А почему он титуловался маркграфом Бранденбурга? Типа у Гогенцоллернов после повышения в титуле до курфюрстов исторический маркграфский стал титулом младших членов династии (вроде эрцгерцога у поздних Габсбургов или великого князя у Романовых)?
Неожиданный вопрос. Не хотелось бы вводить Вас в заблуждение неточным ответом - я не интересовался этими подробностями.

dfs_76

November 27 2012, 04:35:26 UTC 6 years ago Edited:  November 27 2012, 04:36:25 UTC

Нагуглить удалось следующее. После смерти Фридриха I Гогенцоллерна - первого представителя этого рода на бранденбургском "столе" - его старший сын стал курфюрстом Бранденбурга, а два младших унаследовали его южногерманские вотчины - области Ансбах и Байройт. Эти области тоже стали именоваться маркграфствами ("хотя и не являлись марками") Бранденбург-Ансбах и Бранденбург-Кульмбах. Одному из тамошних маркграфов, некоему Эрнсту Набожному, достался (был им куплен) этот самый Егерндорф, закреплённый за ним в 1523 году королём Венгрии и Богемии Лайошем II. От его бездетного сына Егернсдорф перешел курфюрсту Бранденбурга Иоахиму Фридриху, который немедленно передал его своему второму сыну - этому самому Георгу Фридриху. Все прочие титулы, указанные на портрете, достались его старшему брату Иоганну Сигизмунду. С какой стати они занесены на портрет Георга непонятно - может он просто претендовал на них, не признавая легитимность брата?
Спасибо. Вы определённо владеете темой титулов моего героя лучше, чем я.

В принципе, существуют подробные биографии этого человека, но я их не читал. Сведения о нём я почерпнул из литературы о Тридцатилетней войне, т.е. из книг, в которых он освещался под определённым углом - как участник этих событий.

О его семейной жизни и отношениях с родственниками у меня самое поверхностное представление. Но я ничего не слышал о гипотетицеском непризнании им прав своих родственников.
Спасибо, очень интересно.
интересно, а как ему в таком относительно юном возрасте удалось заслужить доверие, что "В 1608 году силезские князья избрали Гогенцоллернa командующим своиими вооружёнными силaми. "?
31 год - относительно юный?! Продолжительность жизни тогдашних монархов просмотрите.
30 лет - возраст весьма почтенный. Мы говорим о человеке, в пятнадцать лет ставшем епископом (в посте я осторожно пишу "администратором епископства", но большинство источников называет его именно епископом). Ничего удивительного - такая фамилия, как Гогенцоллерн, открывает своему носителю любые пути - хоть в пастыри, хоть в полководцы.
о, благодарю за развёрнутый и толковый комментарий.
Религия - это ведь "объединение в лигу". В значительной степени - флаг. Привязанность к флаг не может быть причиной объединения. Только в случае сильно распропагандированных людей.

Насколько правильно представлять себе протестантов как недовольных центральной императорской властью местных князей, отстаивающих свои интересы с опорой на городское мещанство?
Для Чехии - вполне правильно. Для других регионов - не могу сказать однозначно, не думал об этом.

В Чехии люди, выбиравшие сторону Габсбургов и связывавшие свою карьеру со службой империи, обчно меняли и веру. Скажем, такие деятели как Альбрехт Валленштейн или Карл Лихтенштейн (ставший олицетворением католического террора) в детстве были протестантами и получили протестантское образование, а католическую веру избрали вместе с имперской стороной. Политическая оппозиция, напротив, была по преимуществу протестантстской.

Хотя и религиозный фанатизм играл свою роль. Всё же это был ХVII век.
Спасибо, что проясняете историю Чехии этого периода! Как, наверное, у многих, мои познания в этой области довольно фрагментарны. Понятно, что Карл IV - краса и гордость чешской истории - личность вполне мифическая. Но вот определить отблески реальных событий в Чехии до 17 века было бы очень интересно. На меня лично колоссальное впечатление произвела Кутна Гора, основанная, как считается, аж в 13 веке! И, видимо, неизбежный в таких древних местах "Итальянский двор".
Несколько разогнал туман над Силезией 15 века Анджей Сапковский в своей трилогии про Рейневана. Правда, взамен подлил мистики с фэнтези ) Но сделал это настолько увлекательно, что в России даже прошло несколько ролевых игр по его книгам "Башня шутов", "Божьи воины", "Свет вечный". На одной из них - под Архангельском - мне даже довелось побывать, причем в роли одного из силезских Пястов - князя Яна Зембицкого.
Увы, фэнтези - абсолютно не мой жанр. Помимо Толкиена, я прочёл за всю жизнь от силы три или четыре книги этого направления. Хотя "прочёл" - это, пожалуй, слишком громко сказано. Попытался прочесть - так будет точнее. Так что о мирах Сапковского я не могу сказать ровным счётом ничего. Хотя знаю, что в Чехии он тоже весьма популярен.
Ну я трилогию Сапковского, в первую очередь, воспринимал как исторический роман. А налёт фэнтези - досадная, но терпимая плата за доступ к этой терра инкогнита. Кстати, на страницах трилогии действуют многие предки неоднократно упоминавшихся вами товарищей. Того же кардинала Дитрихштейна, например )
Ха-ха, а меня приглашали епископом Вроцлава - но, к сожалению, Палей отменил эту роль.
Полковники Кличко и Русин присутствовали в битве у Белой горы на стороне императора?
Понятия не имею, кто это, но судя по именам - казаки. Что касается участия в битве польских казаков я могу сказать лишь, что они обратили в бегство венгерскую кавалерию, сражавшуюся на стороне протестантов. Но их имена мне не известны.
Спасибо! С удовольствием прочитал.
И Вам спасибо!
Нет ничего более далёкого от реальности, чем созданное националистической историографией XIX века представление о Тридцатилетней войне, как о чешско-немецком конфликте. Это была война религий, а не наций
=========
Цитата:
"«Современные исследования показывают, что чешское движение, исходившее из религиозных мотивов, и чей несчастный исход оплакан как гибель свободы совести, стало результатом происков и выступлением аристократии, которая хотела, как ранее в гуситских войнах и позже в 19-м веке, посредством свержения Габсбургов изгнать германский элемент. Церковные проблемы в Браунау и Клостерграбе дали только повод к началу борьбы, которая уже много лет готовилась феодалами и была направлена на создание аристократической республики по польскому образцу. Характер выступления виден из того, что пражский парламент обязал немцев заставить своих детей изучать чешский язык. Те, кто не будет знать чешского, будут лишены родительского наследства. Духовенство, служившее на других языках, было удалено.."
http://fon-eichwald.livejournal.com/36420.html#t2481476
Вот это и есть чешская национальная мифология XIX-XX веков в чистом виде. Люди буквально на уши вставали, чтобы доказать, что Гогенцоллерн, Гогенлоэ, Анхальт и Турн путём возведения на трон Виттельсбаха хотели изгнать из Богемии германский элемент.

Возможно, Вы не обратили внимания, что ув. fon_eichwald предварил приведённую цитату словами: "Человек писал 80 лет назад".

К счастью, сейчас подобная интерпретация уже никому не приходит в голову.
Очень люблю Силезию и стараюсь почаще там бывать.

К теме: очень интересно и полно тема Силезии раскрыта у Сапковского в трилогии "Наррентурм".
О Сапковском мы разговаривали выше с другим комментатором: http://bohemicus.livejournal.com/71980.html?thread=6772524#t6772524
И там правильно написано, что это не фентези. Это скорее исторический приключенческий роман с вкраплениями мистики. В принципе, эти вкрапления укладываются в концепцию гипотетического мировозрения современников событий.
Гораздо важнее то, что там описаны многие места, узнаваемые в Силезии и Богемии до сих пор. Ключевые события, которые проростают в гораздо более поздние времена (вплоть до современности). Так же приятный момент - это многие персонажи трилогии, надгробия которых встречаются во Вроцлаве и Праге (Констансе, Кракове, Львове, Луцке и т.д.).
Автором была проделана огромная работа с первоисточниками. В общем, любителю истории с этой книгой ознакомиться без сомнений стоит.
Если представление о чешско-немецком конфликте - суть вымысел. то чем тогда объясняется онемечивание чешской элиты, последовавшее за Тридцатилетней войной?
Германизация началась задолго до Тридцатилетней войны и продолжалась ещё долго после неё. Думаю, она приняла бы сопоставимый характер, и если бы войны вообще не произошло. Никто ведь не вводил никаких ограничений для чешского языка. Даже закон, согласно которому для получения богемского инколата требовалось знание чешского, официально не был отменён. Его просто явочным порядком перестали соблюдать.

Один из императоров конца XVIII века (не помню, Иосиф II или Леопольд II, a гугловать лень) пожелал, чтобы церемония его коронации богемской короной прошла на чешском языке. Выяснилось, что он - единственный аристократ, владеющий этим языком. Остальным это было просто не нужно. Люди стали предпочитать более развитую культуру, только и всего.

Ассимиляция - процесс вполне естественный. Искусственным было скорее национальное возрождение в XIX веке. Причём парадоксальным образом чешский национализм был скопирован с немецкого.

Ситуация отчасти сопоставима с той, что имела место в финно-угорских автономных республиках СССР, где удмурты или марийцы постепенно утрачивали родные языки и обрусевали без всякой русско-удмуртской или русско-марийской войны.
Спасибо.

Хочу уточнить про "более развитую культуру": а почему именно чехи так спозиционировали свою как менее развитую? Вот в соседней Польше, кажется, ничего подобного не наблюдалось. Да и венгры (те же самые угро-финны, между нами) не онемечились же до степени невменямости.
Венгрия и Польша даже не входили в Священную Римскую империю, а Прага довольно долгое время была её столицей (чешские ультрапатриоты утверждают, что от Карла IV до Рудольфа II, т.е триста лет). Фактически Богемия была полностью интегрирована в германский мир, а Польша и Венгрия были для него чем-то внешним.

В Чехии было больше немецких колонистов (при этом сами чехи - народ куда более малочисленный, чем поляки), она непрерывно управлялась Габсбургами (а в Польше сменялись династии, Венгрия же и вовсе была наполовину турецкой) и т.д. - всё это причины, слабо связанные с Тридцатилетней войной.

Кстати, в Венгрии до XIX века официальным языком была латынь. Это вообще во многих отношениях крайне специфическая страна.
Кстати, в Венгрии до XIX века официальным языком была латынь.
-------------

Верно, но ведь за латынь то они держались именно как за противовес немецкому языку. И нельзя сказать, что Габсбурги не предпринимали серьезных усилий интегрировать Венгрию в германское сообщество. Предпринимали, но не получилось несмотря на поражения Ракоци и Гёргея.
Собствено, это пример показывает, что военное поражение отнюдь не обязательно ведёт к ассимиляции.
Осталось установить разницу между военными поражениями чехов и венгров. Многим она видится в количестве эмигрантов из Чехии в период Тридцатилетней войны, серьёзно нарушивших сроциальную структуру нации.
Один из императоров конца XVIII века (не помню, Иосиф II
=======
Иосиф.

"... пожелал, чтобы церемония его коронации богемской короной прошла на чешском языке. Выяснилось, что он - единственный аристократ, владеющий этим языком"
=======
В отечественных исследованиях (сейчас под рукой нет, но могу поискать и назвать)такая ситуация объясняется как раз последствиями Тридцатилетней войны - мол, в результате оной всю местную аристократию экстерминировали (одних казнили, других изгнали, третьих просто перебили), а их земли перераспределили среди вновь прибывших сторонников Габсбургов, в основном германского происхождения. После чего, как пишет этот исследователь, чехи превратились в "народ с неполной социальной структурой".
"Имя, сестра, имя!"

Есть такой феномен, как вымирание нескольких крупнейших чешских аристократических родов (например, Рожемберков или Босковицев) на рубеже XVI-XVII веков. Причины его не вполне ясны. Предположительно их выкосил сифилис. В любом случае, это было ещё до Тридцатилетней войны.

Во время войны вымерли Смиржицкие, но в их случае речь шла о туберкулёзе.

Во время войны погиб и последний из Перштейнов, но ов воевал на Габсбургской стороне и пал в Бранденбурге, сражаясь против шведов.

Шлики сохранились в Чехии до наших дней (несмотря на то, что Яхим Ондржей Шлик был казнён в 1621 году на Староместской площади).

Втрбы и Славаты вымерли в XVIII веке, Ванчуры (эмигрировавшие после войны, но через сто лет примирившиеся с Габсбургами) - в XIX. Тридцатилетняя война опять не при чём.

Во время войны были конфикованы владения Жеротинов, но по крайней мере одна ветвь этого рода сохранилась в Моравии до ХХ века.

Хотеки тоже дожили до ХХ века.

Лобковицы, Кинские, Чернины, Коловраты, Добрженские, Догальские дожили до наших дней. Большинство из них и ныне владеет своими родовыми замками.
Что ж, убедительно. Хотя дюжина имён даже на такую не самую большую страну, как Чехия, это немного, но выглядит репрезентативно.

Deleted comment

Да запросто - см. Ближний Восток.
Отчего же трудно? Вон, недавняя 15-летняя гражданская война в Ливане началась с противостояния тамошних христиан и мусульман. Знаменитую резню в Сабре и Шатиле устроили боевики-христиане в ответ на убийство боевиками-мусульманами своего лидера.
Описывая разделение Индии в 1947 году на индуистскую и мусульманскую части, обычно между делом сообщают: в беспорядках на религиозной почве погибло около одного миллиона человек.
Спасибо, как всегда, полезно. В другом блоге наткнулся на пост, посвящённый Австро-Венгрии накануне Первой мировой. Возможно, Вам будет интересно.
http://gilliland.livejournal.com/336843.html
Спасибо, очень хороший пост.
Пишет господин Шемякин безусловно интересно, но уж больно гнёт линию на тему того, какие там на западе все бяки, и как всё время и все вместе жаждали России напакостить.
Спасибо Вам за Ваши посты. Хотел спросить Вас, если Вы ранее не высказывались, о Вашем отношении к Юлиусу Фучику.
Я знаю, что Вы не сторонник левой идеи, тем более интересна Ваша оценка его личности и деятельности.
Заранее большое спасибо!
Спасибо за пост.
Но такое слышу впервые "Нет ничего более далёкого от реальности, чем созданное националистической историографией XIX века представление о Тридцатилетней войне, как о чешско-немецком конфликте. Это была война религий, а не наций"
Если с первым предложением соглашусь с оговоркой, поскольку никогда не встречал в литературе. То с вторым согласиться очень уж трудно.Тридцатилетка войной наций никогда не была, поскольку для 17 века наций в современном понимании не существовало. А вот войной религий, так среди религиозного в войне был повод а больше и ничего, разве только декларировались религиозные мотивы или причины. Понимаю, для постановления проблемы в контексте поста возможно и использовали сие изречение.
Какой литературой пользуетесь или это Ваше имхо.