На страницах "Богемских манускриптов" не раз появлялись признания автора в любви к Оломоуцу. Моё неравнодушие к старой моравской столице имеет свои причины, как объективные, так глубоко личные. Одна из них заключается в том, что мне всегда везло в этом городе.
Мои чувства могли бы разделить очень многие. Например, Моцарт. В одиннадцатилетнем возрасте он благополучно переждал здесь эпидемию оспы, разразившуюся в Вене. Маленький гений гостил в резиденции местного капитульного декана графа Леопольда Подстатского, где написал 6-ю симфонию.
Маркизу Лафайeту в Оломоуце, напротив, исключительно не везло. B этом городе он сидел в тюрьме. Я давно хотел написать об оломоуцком периоде Лафайeта и даже когда-то анонсировал заметку на эту тему, но всё не находил времени исполнить обещание. Отложенная идея между тем понемногу развивалась. Вернувшись к сюжету, я обнаружил его разросшимся до такой степени, что теперь мне придётся писать целую серию постов. Речь в них пойдёт не только о моравских приключениях маркиза, но обо всей его жизни.
Оломоуц. Mой любимый город, в котором ужасно не везло Лафайeту
Лафайeт был одной из величайших пиар-фигур всех времён. Его биография изложена сотнями авторов, что усложняет мою задачу. Ведь читатель наверняка уже знаком с героем и имеет нa его счёт своё устоявшееся мнение. К тому же интерпретации этого сюжета могут существенно отличаться. Читатели, знакомые с одной версией, часто имеют склонность принимать в штыки любую другую. Но я попытаюсь обойти это препятстие.
Лафайeта называли hero des deux mondes, имея в виду, что он был героем Старого и Нового Света. Однако русский язык достаточно пластичен, чтобы придать выражению "герой двух миров" ещё одно значение. Герою выпало жить в двух эпохах. B одной он был маркизом де Ла Файeтом, в другой - гражданином Лафайeтом. При его жизни произошёл переход от рационализма к романтизму, от галантности к викторианству, от романской гегемонии - к англо-саксонской. Рассказ о судьбе героя двух миров - идеальный повод поговорить о смене цвета времени, произошедшей на рубеже XVIII-XIX веков.
Мой сериал не будет лишь пересказом общеизвестных сведений о том, как, получив ранение при Брендивайне, маркиз отказывался покинуть поле боя, или о том, как по дороге на Дворжец он перепутал немецкую речь с английской. Я постараюсь передать дух тех времён с помощью фактов и деталей, на первый взгляд не имеющих к Лафайeту прямого отношения. Мы вспомним, как родилась Америка и как пала Франция, как сделал карьеру "барон" "фон" Калб и почему остался жив капитан Аcгилл, сколько окон было в доме у Бомарше и как Мери Шелли пришёл в голову сюжет "Франкенштейна".
И нам придётся всё время иметь в виду, что речь идёт об эпохе, которая полнее всего выражала себя через театр.
Барочный театр в Чешском Крумлове. Это один из двух театров в Европе, в которых сохранились здание, сцена, машинерия, декорации, костюмы, реквизит, освещение и средства пожарoтушения XVIII века. Вторым подобным раритетом является театр во дворцовом комплексе Дроттнингхольм недалеко от Стокгольма.
Значение театра для европейской цивилизации невозможно переоценить. Появившись в античности, он заставил людей почувствовать себя актёрами, разыгрывающими роли. Согласно традиции, один из наилучших римских императоров покинул этот мир со словами: «А коль мы прекрасно сыграли, овацией нас наградите и проводите с весельем». Oдин из наихудших простился с жизнью, повторяя фразу: «Какой великий артист погибает!»
В Новое время представление о жизни, как о театре, только усилилось. Фельдмаршал Шпорк, в разгар битвы при Сенготтхарде произнесший знаменитую молитву, в которой обещал Всевышнему показать забаву, по сути, ставил в позицию театрального зрителя самого Господа.
В XVIII веке, когда в образованных кругах распространилась мода на деизм и атеизм, театрализация жизни достигла апогея. Театр имел большее влияние на политику, чем политика - на театр. Удачная постановка могла перевернуть сознание многих современников. Во время французской революции командирами боевых отрядов часто становились профессиональные артисты, а крупнейшие политики брали уроки актёрского мастерства у театральных педагогов. Все показывали кому-нибудь забаву. Атеисты играли свои роли перед смертными, деисты - перед Богом.
В ХХ веке часто звучал вопрос: "Где был Бог, когда на свете творилось то или это?" Он не случайно задавался по преимуществу людьми, имевшими ближневосточные представления об отношениях человека с высшими силами. Это неевропейский вопрос. Европейцы давно знают: что бы ни происходило, Он всегда на своём месте - в VIP-ложе. И стараются играть свои роли как можно лучше.
При изучении событий XVIII века поражает, какого мастерства eвропейцы достигли уже тогда. Какое значение они пpидавали каждому слову, каждому жесту. Как тщательно выстраивали диалоги и мизансцены. Это была невероятно кинематографичная эпоха, в которую все считали своим долгом принимать изящные позы и разговаривать афоризмами.
Они нe забывали даже об освещении. Вернувшийся из изгнания восьмидесятичетырёхлетний Вольтер принимал восхищённых посетителей в затемнённой комнате, в которой луч света из единственного незавешенного окна падал прямо на его благородный профиль - философ желал олицетворять само Просвещение. Прошло семнадцать лет. Двери оломоуцкой камеры Лафайeта неожиданно распахнулись и в лучах света появились... Впрочем, об этом мы поговорим в своё время.
А пока представление только начинается.
Мари Жозеф Поль Ив Рош Жильбер дю Мотье, маркиз де Ла Файет, пришёл на свет 6 сентября 1757 года в замке Шаваньяк, двумя поколениями раньше послужившем его бабушке в качестве приданого...
elihio81
July 4 2013, 12:16:08 UTC 6 years ago
bohemicus
July 4 2013, 15:06:04 UTC 6 years ago
Alexander Shalin
July 4 2013, 12:31:56 UTC 6 years ago
bohemicus
July 4 2013, 15:06:18 UTC 6 years ago
grey_horse
July 4 2013, 12:34:01 UTC 6 years ago
bohemicus
July 4 2013, 15:07:58 UTC 6 years ago
lucem_glorifico
July 4 2013, 13:03:45 UTC 6 years ago
изящно.
ruthenicus
July 4 2013, 13:37:54 UTC 6 years ago
bohemicus
July 4 2013, 15:06:29 UTC 6 years ago
gabblgob
July 4 2013, 13:36:50 UTC 6 years ago
bohemicus
July 4 2013, 15:08:31 UTC 6 years ago
gabblgob
July 4 2013, 15:17:10 UTC 6 years ago
с нетерпением жду продолжения :)
bohemicus
July 4 2013, 15:19:12 UTC 6 years ago
cyberworm
July 4 2013, 14:25:12 UTC 6 years ago
bohemicus
July 4 2013, 15:10:33 UTC 6 years ago
cyberworm
July 4 2013, 16:11:10 UTC 6 years ago
bohemicus
July 4 2013, 16:14:47 UTC 6 years ago
Deleted comment
bohemicus
July 4 2013, 15:08:45 UTC 6 years ago
Deleted comment
bohemicus
July 4 2013, 15:13:18 UTC 6 years ago
kukushon_ok
July 4 2013, 17:16:25 UTC 6 years ago Edited: July 4 2013, 17:16:54 UTC
Кроме двух указанных Вами сохранившихся барочных театров можно указать и театр Шереметьевых в Останкино. Тоже практически полностью сохранившийся в первозданном виде:
В настоящее время Останкино - единственный в России театр XVIII века, сохранивший сцену, зрительный зал, гримировочные комнаты и часть механизмов машинного отделения. Великолепные акустические свойства этого театра, о которых специально заботились архитекторы и строители, делают его лучшим по акустике залом Москвы.
bohemicus
July 4 2013, 20:49:10 UTC 6 years ago
Это очень ценная информация. Конечно, мне должно быть стыдно, что я об этом не знал. Но втройне стыдно должно быть власти, которая не способна раскрутить такой объект до мирового супербренда.
Чехи выжимают из крумловских театров всё, что только можно. Помимо замкового барочного театра в Крумлове есть ещё одна уникальная площадка - установленный в историческом парке вращающийся зрительный зал под открытым небом, вокруг которого актёры разыгрывают представления прямо в природе на фоне замочка эпохи рококо. Вот как это выглядит:
http://www.bohemiahotel.cz/uploads/images/ot%C3%A1%C4%8Div%C3%A9%20hledi%C5%A1t%C4%9B.jpeg
http://i.idnes.cz/10/062/cl6/AHR33ccdf_otacive_hlediste.jpg
http://img.jihoceskedivadlo.cz/foto/1212996603188_03.jpg
cherepet
July 5 2013, 06:19:45 UTC 6 years ago
http://www.bavaria-tourism.ru/unesco-site-opera-house-bayreuth
По-моему еще сохранился барочный театр в Версале, но я не был внутри - он был закрыт почему-то.
Что-то вспомнилось... Лет 10 назад, когда мы с женой впервые побывали в Крумлове, экскурсовод-чешка также рассказала нам только о 2-х сохранившихся барочных театрах - в Чехии и в Швеции. Мы в свою очередь рассказали про театр в Останкино. Экскурсовод осталась очень недовольной, хотя в нашем сообщении не было и тени вызова.))
bohemicus
July 5 2013, 08:05:28 UTC 6 years ago
Вопрос в том, что именно сохранилось в том или ином театре.
Насколько я знаю, в Байтройте сохранились оригинальное здание и сцена. В Крумлове же сохранилось абсолютно всё - от действующих сценических механизмов и до сих пор использующихся декораций XVIII века до хранящихся в бухгалтерии счетов на оплату и того и другого.
elenaashby
July 4 2013, 17:58:20 UTC 6 years ago
bohemicus
July 4 2013, 20:55:32 UTC 6 years ago
elenaashby
July 4 2013, 21:28:22 UTC 6 years ago
Странное совпадение. Сегодня День Независимости и я в гостях в городке Lafayette. В 1857 году городок получил имя LaFayette, в честь Вашего героя; до этого он назывался Dog Town, Acalanus и Brown's Corner. С 1864 года написание изменилось на современное Lafayette.
bohemicus
July 5 2013, 08:13:13 UTC 6 years ago
nicshe2003
July 4 2013, 21:05:49 UTC 6 years ago
bohemicus
July 5 2013, 08:06:40 UTC 6 years ago
fomasovetnik
July 4 2013, 21:42:21 UTC 6 years ago
bohemicus
July 5 2013, 08:06:55 UTC 6 years ago
vecetti
July 5 2013, 08:43:29 UTC 6 years ago
Мало того что замечательный matrixnews начал свои литературные штудии в последовательность приводить, тут и Вы грозите прекрасным сериалом.))
Спасибо!)
bohemicus
July 7 2013, 10:27:16 UTC 6 years ago
Deleted comment
bohemicus
July 7 2013, 10:29:33 UTC 6 years ago
мнение культурного невежды
12th_gauge
July 5 2013, 20:00:38 UTC 6 years ago
Театральное искусство как грех отменили только в 1866 году, а до этого главных героев хоронили за церковным забором(неплохая традиция, если разобраться). Мне кажется, что значение театра вами немного переоценено. Приблизительно как телевизор сейчас - стоит у каждого, но на образованных людей внимания оказывает минимальное.
Re: мнение культурного невежды
bohemicus
July 6 2013, 06:57:19 UTC 6 years ago
Но 25 августа 1830 года в королевском театре Ле Монне в Брюсселе давали оперу Даниэля Обера "Немая из Портичи". Во время исполнения одной патриотической арии кто-то начал кричать "К оружию!" Публика воодушевилась, покинула театр и принялась захватывать правительстенные здания.
Беспорядки распространились на другие города, произошла революция, и Бельгия отделилась от Нидерландов.
Так что я скорее недооценил значение театра. Переоценить его невозможно. Значение религии, напротив, постоянно преувеличивается. Тератральное искусство считаось грехом? А кого это волновало? Это только придавало делу пикантности, то есть привлекательности.
Re: мнение культурного невежды
12th_gauge
July 6 2013, 15:45:43 UTC 6 years ago
Юстас Поляков
July 7 2013, 09:50:09 UTC 6 years ago
bohemicus
July 7 2013, 10:31:08 UTC 6 years ago
capilla
July 8 2013, 00:22:14 UTC 6 years ago
Вы - фарисей. Читаете о Шварценбергах и Евгении Савойском, а главного не хотите видеть.
bohemicus
July 8 2013, 14:49:20 UTC 6 years ago
Зря Вы берётесь рассуждать о таких сложных и скучных вещах, как дела европейцев. Говорите о чём-нибудь попроще и повеселее.
Расскажите, удачный ли у Вас был день. Как прошёл сбор милостыни, был ли Ваш гуру милостив к Вам, позволил ли он Вам поцеловать край своего одеяния. Пообещал ли, что Ваша карма улучшится.
capilla
July 8 2013, 17:58:57 UTC 6 years ago
Поймите одну простую вещь, на Земле Вас окружают люди гораздо достойнее, чем Вы. Люди любящие Вас, несмотря ни на какие заветы. Но, отрекшись от Бога, Вы лишаетесь таких людей и в следующей жизни будете окружены обществом таких, как Вы. Подумайте над этим.
bohemicus
July 24 2013, 10:47:06 UTC 6 years ago
capilla
July 8 2013, 00:42:05 UTC 6 years ago Edited: July 8 2013, 00:44:19 UTC
bohemicus
July 8 2013, 14:53:12 UTC 6 years ago
nihao_62
August 13 2013, 17:36:35 UTC 5 years ago
:)