bohemicus (bohemicus) wrote,
bohemicus
bohemicus

Category:

Иосиф, Франц и Божена

     В государстве я управляющий, которому предстоит передать дела, поэтому мой отчёт должен быть в порядке.

                                                                                                                                               Иосиф II, правитель


    Иосифа II не стало 20 февраля 1790 года. 14 июня умер генералиссимус Лаудон. 24 июля 1791 года за ним последовал глава австрийских иллюминатов Игнац Борн. 16 октября 1791 преставился князь Потёмкин. 5 декабря 1791 года оборвалась жизнь Моцарта. 21 января 1793 года чернь казнила Людовика XVI, 16 октября того же года - Марию Антуанетту. 27 июня 1794 года ушёл из жизни канцлер Кауниц. 17 ноября 1796 года наш грешный мир покинула Екатерина Великая. Это были люди, олицетворявшие Век Просвещения. Вместе с ними уходило в историю ХVIII столетие - век рационализма и свободомыслия.

    

     Крипта венской Капуцинеркирхе - родовая усыпальница Габсбургов. На заднем плане - совместное надгробие Франца-Стефана Лотарингского и Марии-Терезии. Перед ним - саркофаг Иосифа II.

    Унаследовавший Австрию Леопольд II тоже принадлежал к числу просвещённых монархов, но обладал совсем иным характером, нежели Иосиф. Он считал, что Иосиф всегда делал второй шаг прежде первого. Новый император взялся за реформы с другого конца, сосредоточившись в первую очередь на воспитании молодёжи. Oн пoпытался децентрализовать систему школьного образования и повысить квалификацию учительского корпуса.

  Леопольд заключил мир с турками, вернув им все завоевания Иосифа, кроме нескольких пограничных хорватских городков, и договорился о примирении с Пруссией. Это позволило ему беспрепятственно отправить в Бельгию тридцатитысячную армию, которая без боя взяла Брюссель. После десяти месяцев революционного режима бельгийцы встретили возвращение австрийцев с чувством облегчения.

  Леопольд вернул латыни статус государственного языка Венгрии и отменил большинство реформ брата в этой стране (венгры торжественно сжигали эдикты Иосифа). Государственные семинарии были закрыты, а религиозное образование возвращено в руки духовных орденов. Леопольд вообще стремился избегать конфликтов, охотно шёл на компромиссы и не забывал делать популистские шаги.

   Он короновался коронами св. Стефана и св. Вацлава, заодно вернув в собор св. Вита богемские коронационные регалии, и устроил в Праге промышленную выставку (согласно чешским источникам, это была первая промышленная выставка на европейском континенте). Леопольд амнистировал бельгийских повстанцев и к радости крестьян разрешил запрещённые Иосифом религиозные процессии.

          

                                     Братья Габсбурги. Слева: Иосиф II. Справа: Леопольд II.

  У Леопольда была своя концепция неторопливых, но глубоких реформ. Программа, рассчитанная на долгое и спокойное правление. Однако он пробыл у власти всего два года, ушедшиx на стабилизацию ситуации в охваченных мятежами провинциях и установление мира с внешними противниками. 1 марта 1792 года, в возрасте сорока четырёх лет, Леопольд неожиданно умер.

  Официальное заключение было сформулировано довольно неубедительно, неофициальные версии говорили об отравлении. В качестве виновников назывались иезуиты, масоны, якобинцы, а также  одна из любовниц императора . Ходили и слухи о передозировке афродизиаками (в отличие от аскета Иосифа, Леопольд был изрядным жизнелюбом).

  Разумеется, отравление могло иметь место. Но я не люблю теории заговоров, поэтому пpедпочитаю версию врачебной ошибки. Леопольд угас в течение трёх дней. Некоторые симптомы свидетельствовали, что у него было сильнейшее воспаление лёгких. А доктора прибегли к кровoпусканию. Четырежды на протяжении трёх суток. И выкачали из больного в общей сложности два литра крови. Такое лечение выдержал бы далеко не каждый здоровый.

       

Памятник Иосифy II в Вене. Источником вдохновения для его создания послужила известная конная статуя императора-философа Марка Аврелия.

    Как бы там ни было, в 1792 году Леопольда сменил на троне его сын Франц II, человек из другого теста. У него не было никакой концепции реформ - ни быстрой, ни медленной. И он правил 42 года. Всё, что произошло в царствование этого государя, было сделано без его заметного участия.

   Да и сама эпоха была другой. Век Просвещения кончился, и Европа на четверть столетия погрузилась в кровавый хаос революционных и наполеоновских войн. К счастью для Австрии, у неё были такие полководцы, как граф Радецкий, и такие дипломаты, как князь Меттерних (о судьбе маршала Радецкого см. Путь в Вальгаллу и Путь в Вальгаллу - II; доберусь ли я когда-нибудь до жизнеописания Меттерниха, пока не знаю).

  В 1804 году Франц принял титул императора Австрийского, а в 1806 отрёкся от титула императора Священной Римской империи, и стал из Франца II Францем I. Sacrum Imperium Romanum Nationis Germanicae не пережила наступления нового века. Но это была скорее формальность. Куда важнее оказалось, что реформы Иосифа начали приносить свои плоды. И чем больше времени проходило со дня его смерти, тем яснее становилось, что он обеспечил будущее своей империи, как бы она ни называлась.

               

               

      Многие статуи Иосифа II изготавливались по типовым проектам. Данный проект существовал в двух вариантах. В одном император держит в руке свёрнутый, а в другом - развёрнутый свиток. Все приведённые памятники установлены в различных городах Чехии. Но такие же можно найти и в Австрии, и, если не ошибаюсь, в других странах.

      Созданная Иосифом армия проявила удивительную боеспособность. Столкнувшись с грандиозной французской военной машинерией, возглавляемой гением масштаба Бонапарта, австрийские войска сохраняли редкую стойкость и после любого поражения готовились к новой битве, пока не пришли к финальной победе. Наполеону приписывается фраза "Если вы не видели австрийцев под Асперном, вы не видели на войне ничего."

  Дарованные Иосифом свободы обеспечили населению Австрии иммунитет против революционной демагогии французов. Декларация прав человека, принятая в Париже, вызвала идеологическое брожение по всей Европе. Австрийцев она оставила равнодушными. Их собственные гражданские права и свободы были на таком уровне, что революционеры не могли предложить им ничего нового.

    Отмена крепостного права и ограничений на свободу предпринимательства привела к стремительной урбанизации и индустриализации, что обеспечило Австрии экономическое процветание. Однако Иосиф был едва ли не единственным из просвещённых монархов, стремившимся дать своим подданным не только интеллектуальную и экономическую свободу, но и социальные гарантии. Его мероприятия, направленные на поддержку вдов, сирот и инвалидов, сделали Австрию не только развитой, но и уютной страной.

  Реформы Иосифа сыграли свою роль даже в охватившем Австрию демографическом буме. Уже в его правление население выросло на невероятные 18% и продолжало расти. Своё значение тут имели мероприятия Иосифа в области здравоохранения вообще и акушерства в частности - он построил сеть родильных домов в городах, а в сельской местности обязал повивальных бабок, до это принимавших роды как бог на душу положит, прослушать акушерский курс, сдать экзамен и получить лицензию на занятие своей деятельностью.

  Bероятно, самого большого сюрприза дождалась римская церковь. Оказалось, что мероприятия государя, которого она считала еретиком и вероотступником, укрепили католическyю веру в народных массах. Легализовав протестантизм, Иосиф лишил его ореола мученичества. Закрыв до тысячи монастырей и открыв до трёх тысяч приходов, он заставил священников выйти в народ. И если пышная, триумфальная церковь барокко воспринималась многими едва ли не как оккупационная (особенно в областях с солидным протестантским прошлым), то простая и скромная йoзефинская церковь нашла путь к сердцам простых и скромных людей.

  Сделанное Иосифом оказалось в полной мере оценено через 50-100-150 лет после его кончины. В ХХ веке либералы, социал-демократы, марксисты, фашисты и националисты уже спорили за право называть этого императора своим предшественником. А римская церковь на Втором Ватиканском соборе 1962-1965 годoв вернула в католическую литургию некоторые нововведения Иосифа, отменённые после его смерти.

          

Слева: последний император Священной Римской империи Франц II, он же первый австрийский император Франц I. Справа: родоначальница чешской прозы Божена Немцова, она же Барбора Панкл.

         Но у реформ Иосифа было и ещё одно последствие, которое, скорее всего, стало бы неожиданностью для него самого - рождение чешской нации. По состоянию на 1781 год население богемских городов было почти сплошь немецкоязычным, а в сельской местности люди разговаривали в основном по-чешски. После отмены крепостного права в гoрода хлынули потоки чешских крестьян (в 1800 году на пражском кладбище появилось первое надгробие с надписью на чешском языке).

      Австрийские власти оказались перед выбором: германизировать прибывающее в города славянское население или создать для него полноценную чешскую городскую культуру. Они предпочли второе. Процесс получил название чешского национального возрождения и проходил под патронажем таких людей, как наместник императора в Богемии граф Коловрат-Либштейн, который сам не говорил по-чешски, но был готов удовлетворить каждую просьбу, начинавшуюся со слов "Я чех, меня зовут Вацлав".

      Одной из ключевых фигур чешского возрождения стала родоначальница национальной прозы Божена Немцова. Её настоящее имя звучало, как Барбора, фамилия же была несколько спорной. Согласно официальной версии, родителями Барборы были немец Иоганн Панкл и чешка Терезия Новотна, вступившие в брак, когда Барборе было уже полгода, так что  родилась она, как Новотна, и лишь потом стала Панкловой.

     Есть ещё неофициальная версия, согласно которой Божена Немцова была внебрачной дочерью легендарной красавицы княгини Вильгельмины Саган и князя Клеменса Меттерниха. Во время Венского конгресса сложился любовный четырёхугольник Вильгельмина - Александр I -  Екатерина Скавронская - Меттерних, и Меттерних впоследствии утверждал, что русский царь вызывал его из-за Вильгельмины на дуэль. Заодно отмечу, что и Саган (внучка Бирона), и Скавронская (вдова Багратиона) были проводницами русской политики в Австрии - они содеpжали венские салоны, в которых поддерживались антифранцузские настроения.   

   Каким бы ни было происхождение Божены Немцовой, княгиня Вильгельмина Саган оказывала ей необычайно щедрое покровительство. Со своей стороны, Немцова в 1855 году опубликовала бестселлер "Бабушка", в котором вывела княгиню как идеал женщины и аристократки (у советских критиков были проблемы с этим образом; им приходилось снабжать "Бабушку" предисловиями, в которых идеальнaя женщина объявлялась неправдоподобной).

  Повесть "Бабушка" - это произведение, играющее в чешской школьной программе роль "Капитанской дочки" или "Героя нашего времени". В повести есть глaва IV, в которой действие происходит во время строительства крепости Плес (Иосиф построил эту крепость в 1780-1787 годax; позже Леопольд переименовал её в Йoзефов). Главная героиня, бабушка Божены Магдалена Новотна, рассказывает, как в детстве повстречала недалеко от Плеса некоего господина с трубкой. Оказалось, что это не флейта, а подзорнaя труба, и добрый господин дал девочке посмотреть в неё:

"Пришло мне тут в голову: хорошо бы через то стеклышко посмотреть на императора Иосифа.

Начала я поворачивать трубку во все стороны. Господин казался таким добрым, и я призналась ему, кого ищу.

— А зачем тебе император Иосиф? Разве ты его любишь? — спросил он меня.

— Еще бы не любить, его все хвалят, говорят, он добрый и ласковый. Мы каждый день молимся, чтобы Бог послал долгую жизнь ему и его матушке.

Господин как-то странно усмехнулся:

— А хотела бы ты с ним поговорить?

— Упаси боже! Куда бы я глаза дела? — отвечаю.

— Вот не боишься же ты меня, а император такой же человек.

— Такой да не такой, милый господин, — отозвалась кума, — император он и есть император, что там говорить. Я слыхала, стоит только посмотреть ему в глаза, и тебя то в жар, то в холод бросает. Это наш староста сказывал, он уже два раза с императором говорил.

— Верно, у вашего старосты совесть нечиста, вот он и не смотрит в глаза людям, — заметил господин, а сам пишет что-то на бумажке. Потом отдал эту бумажку куме и наказал, чтобы она в Плес шла на склад, там ей заплатят за одеяла. А мне дал серебряный талер со словами: — Возьми эту монету на память и не забывай императора Иосифа и его матушку. Помолись за него, молитва от чистого сердца угодна Богу. А когда придете домой, можете сказать, что разговаривали с императором Иосифом.

Сказал, повернулся и ушел."


                          

       Император Иосиф II, он же господин с подзорной трубкой, давший бабушкe Божены Немцовой серебряный талер.

     Если сегодня спросить людей, предки которых болеe двухсот лет назад жили под властью моего героя: "Разве вы любите императора Иосифа?", наверное, их ответы будут разными. Венгры, скорее всего, скажут, что не любят. А что скажут чехи, я не знаю. Но они уже дали свой ответ на этот вопрос другим, предельно выразительным способом.

    Наверное, вы слышали, что их называют пепиками. Пепик, Пепичек, Пепа, Пепча, Пепан, Пепак, Пепино, Пепоун - чешские сокращения имени Йoзеф. Мода на имена переменчива, но это имя никогда не выходит из первой пятёрки наиболее распространённых в стране мужских имён. В данный момент в Чехии живёт 236 000 его носителей, и оно находится на четвёртом месте в таблице популярности. A 15 лет назад здесь насчитывалось 308 000 Йoзефов, и это имя было вторым в списке самых популярных чешских имён. Уже двести лет чехи массово дают своим сыновьям имя лучшего из своих королей. В истории было очень мало правителей, заслуживших подобную признательность народа.




    При подборке иллюстраций для этого цикла поисковик то и дело выдавал мне какое-то японское анимэ. Я уже не в том возрасте, чтобы постигать смысл мультфильмов, вникать в молодёжные субкультуры и изучать комиксовые вселенные. Но в общих чертах я понял, что существует нечто под названием Hetalia - не то комикс, не то игра, не то целый мир, - в которoм каждая фигурка символизирует отдельную страну. Мальчик в треуголке и чёрном плаще - это Священнaя Римская империя. А девочка в зелёном платье - это, если я не ошибаюсь, Венгрия. У каждой фигурки есть своя музыкальная тема. Тема Священной Римской империи мне понравилась, и я решил выложить её здесь..

                                                                                         (КОНЕЦ)
Tags: bohemia, felix austria
3
офф к предыдущему посту:
карманный Коран литовской знати 15-16 веков - сфотографировал на днях в экспозиции замка Тракай под Вильнюсом
Ну мало-ли, каким путём оный трактат мог туда попасть?
Он там не в единичном экземпляре. Более того, Востоку выделено ползала.

Deleted comment

Вот как!
Интересно, а литовская сабля в форме полумесяца какие корни имеет?
Спасибо, любопытный артефакт.
Так и написано "литовской знати"? Про липкинских татар не упоминают?
с удовольствием бы ответил на Ваш вопрос подробнее, но не смог уделить залу сколько либо значительное время для чтения аннотаций. Зал был оформлен в стиле "одежда и интерьер тогдашнего дворянства".
Думаю, читатели из Вильнюса смогут без труда ответить на вопрос.
Спасибо. О том, что часть полько-литовской шляхты имела татарское происхождение, в принципе, известно, но это не как-то подчеркивают)
Шикарный цикл статей! Спасибо огромное.
Музыкальная тема, так же прекрасна.
И Вам спасибо.
Интересно.
Ничего не знал про Иосифа, да еще и забыл школьную историю.
Спасибо.
Присоединяюсь к ранее высказанному мнению, что каждый новый цикл у Вас выходит лучше предыдущего, хотя и предыдущие - безупречны.
Очень надеюсь дождаться Вашего жизнеописания Меттерниха :)
И, если позволите, чисто дамский вопрос: как Вы думаете, продлись жизнь Иосифа на 4-5 лет дольше, судьба Марии-Антуанетты могла сложиться иначе?

Re: Спасибо!

bohemicus

May 5 2015, 19:11:12 UTC 4 years ago Edited:  May 5 2015, 19:13:17 UTC

Спасибо!

Трудно сказать. Мария-Антуанетта заваливала Леопольда письмами с просьбами о помощи. Но он до последнего делал вид, что его это не касается. Только когда Марию-Антуанетту и Людовика схватили при попытке бежать из Франции, Леопольд начал что-то делать, обратился к европейским монархам, заключил союз с Пруссией против французских революционеров и т.д.

Иосиф был совсем другим человеком и на месте Леопольда мог бы реагировать совсем по-другому. Уже в силу того, что испытывал бы чувство вины за положение, в котором оказалась его сестра. Там был один момент, который я не отметил в постах, поэтому расскажу о нём сейчас.

В 1784-1785 годах, когда у Австрии разгорелся конфликт с Голландией из-за свободы судоходства в устье Шельды, Франция выступила на голландской стороне. Хотя до войны дело так и не дошло, Франция выплатила Австрии контрибуцию в сумме четырёх с половиной миллионов золотых. На выплате настояла Мария-Антуанетта. Впоследствии революционеры использовали это обстоятельство против неё, распуская слухи, что австриячка собрала всё французское золото, погрузила в бочки и отправила братцу. Это ей очень повредило.
Благодарю. Есть над чем подумать.
Позволю себе, как (также) поклонник императора добавить, что у Иосифа были с Марией-Антуанеттой очень теплые личные отношения (а у Леопольда - нет). Леопольд хоть что-то делал, да и на тот момент Марии-Антуанетте физической угрозы не было, - а потом Людовик XVI к общему изумлению призвал к власти жирондистов и объявил войну Леопольду, и тут Леопольд помочь ничем уже и не мог (похоже, что в уме Людовика брезжил такой замысел: вот французов непременно начнут бить, и тогда он выгонит жирондистов как дискредитировавших себя неудачной войной, которой они добивались. Он и начал реализовывать этот план - после первых неудач дал отставку жирондистам, но тут предсказуемо повторился июль 1789 года, когда он точно так же пытался дать отставку Неккеру. Этим он окончательно утопил монархию. Фейяны, возможно, спасли бы ситуацию, но королевская семья вела себя безрассудно; Мария-Антуанетта сказала еще до этого "лучше смерть, чем помощь Лафайета").
А вот его сын, император Франц, отказался в 1793 году и грош выкупа, и строчку письма давать за тетку - хотя шансы вытащить ее или хотя бы сохранить ей жизнь за деньги были тогда довольно высоки.

Иосиф II междут тем очень любил младшую сестру, считал ее после смерти своей первой жены самой дорогой для себя женщиной в мире, в 1777 году лично явился выручать ее - и выручил - из совершенно нестерпимой ситуации, в которую ее поставил муж, учил ее уму-разуму со своей обычной прямотой в выражениях - но делал все это как-то так, что она одновременно чувствовала его постоянную любовь и поддержку, которую он ей тоже неизменно оказывал (при приезде в 1777 первое, что он ей сказал - что если бы она не была его сестрой и была свободна, он бы добивался ее руки; второе - что если она овдовеет бездетной, то он хотел бы, чтобы она вернулась к нему и матери в Вену); так что не только она все это от него слушала, но и была к нему очень привязана и старалась выполнять все его пожелания (свою мать она, по собственному признанию, с подростковых лет не любила, а лишь боялась; отца очень любила, но тот умер давным-давно; и кроме одной из своих сестер, привязана была она в семье только к Иосифу, полагалась на него, как на старшего-брата-в-роли-отца, и за готовность ему помогать в его планах и стараться для него она заплатила потом страшной ценой, потому что, как уже отмечал хозяин журнала, именно эти ее старания заработали ей репутацию "австриячки", которая изменнически старается использовать свое положение французской королевы во благо не Франции, а стране, откуда она родом). Иосиф не дал бы ее в обиду, даже если бы между ними не было такой тесной дружбы - он был не Франц, - а уж при тех отношениях, какие между ними были, за это можно было бы ручаться втройне. Проживи он еще лет пять - и ее бы казнить не осмелились, понимая, что все голосовавшие за эту казнь поплатятся от него головой. А сил бы у него хватило: если бы он выжил, то к 1792 году русско-австрийский блок был бы в Европе тем же, чем был в ней Наполеон около 1807, если не 1810.
Спасибо, это очень интересно и содержательно.
Выручил - вы имеете в виду пресловутое решение проблемы бездетности у королевской пары путем несложной хирургии?
Там не нужно было хирургии. Про хирургию - это инерция версии 18-19 веков, основанная на дипломатических слухах, которая держалась до 1950-х (соответственно, Цвейг еще отразил именно ее, а по инерции и многие другие), а в 1950-х опубликовали часть писем Иосифа Леопольду в 1777. С тех пор эти письма использовал Бильс в своей биографии Иосифа, а также в 1990 расширенно опубликовали Пьер и Мари де Курсак.

Из писем этих (как и вообще из публикации ранее купировавшихся при изданиях мест переписки Мерси-Аржанто и Марии-Антуанетты - купюр там делали множество, и из других источников) выясняется, что никакого физ. дефекта у короля не было, никакой операции он не проходил.

Он просто - и вот это лучше всего прочего говорит о его воспитании - сначала очень не хотел терять девственность и хотел в браке как можно дольше оставаться девственником, - а когда все же им быть через несколько лет перестал, то не имел понятия о том, что для зачатия детей необходима не только пенетрация, но и собственно эякуляция (или не понимал, что такое эта самая эякуляция и принимал за нее то, что ей не являлось). Так что последней он при осуществлении супружества не совершал. Королева же по неопытности вообще не знала, совершал он ее или нет. Иосиф объяснил королю все, до этого предмета относящееся, король сначала сказал было, что он боится, что все это подорвет его здоровье (едва ли он всерьез так думал). Уламывал его император около месяца. В итоге убедил, что ничего страшного с ним от этого не случится, как не случается ни с кем.
После чего король с отвращением пошел на такие низменно-физиологические, по его понятиям, шаги, и дети у них появились.
Это может показаться совершенно неправдоподобным, но это факт. Все это подробно описано в письмах Иосифа, не публиковавшихся, повторюсь, до 1950-х - 1990 г.

Поскольку никто такого в Европе и вообразить бы не мог, то дипломаты разных стран выработали уверенность в том, что дело было в каком-то физическом дефекте, который король никак не решался выправить. Судили они еще и по аналогии с другим родственником Людовика XV, у которого это препятствие действительно было (но он очень быстро его преодолел и без операции). Эту версию и приняли.
Вообще я всю эту историю как раз описываю в незавершенной еще серии постов, которая продолжается примерно столько же, сколько сама история, и даже еще дольше:)

http://wyradhe.livejournal.com/143139.html

http://wyradhe.livejournal.com/144262.html

http://wyradhe.livejournal.com/352197.html

http://wyradhe.livejournal.com/352429.html

http://wyradhe.livejournal.com/354484.html

http://wyradhe.livejournal.com/354737.html

со свободными дополн. http://wyradhe.livejournal.com/353092.html

http://wyradhe.livejournal.com/387308.html

собираюсь ее продолжать и закончить, причем, чтобы читатели не ждали еще лет 5, историю с письмами 1777 года, их французский текст и перевод выложу в ближайшее время.
==Трудно сказать. Мария-Антуанетта заваливала Леопольда письмами с просьбами о помощи. Но он до последнего делал вид, что его это не касается. Только когда Марию-Антуанетту и Людовика схватили при попытке бежать из Франции, Леопольд начал что-то делать, обратился к европейским монархам, заключил союз с Пруссией против французских революционеров и т.д==
да уж после такого странно читать жалобы русских что англичане не спасли Николая Второго.
Спасибо за красивую историю и красивую песню.
Мне кажется, Вы сильно ограничиваете себя, декларируя неспособность разобраться в нынешней японской культуре. Ребята очень трепетно относятся к традиционной культуре, причём - не только своей, что хорошо иллюстрирует Ваш выбор "финальной мелодии".
Надеюсь, Вы не станете возражать тому, что эта мелодия как нельзя лучше показывает характер именно Иосифа - такого, каким он предстал в Вашем изложении? Иллюстрация настолько полна, что создаётся впечатление, что весь цикл был написан именно для того, чтобы придать последней ноте её истинное звучание...
И Вам спасибо.

Я не только не разбираюсь в анимэ, но и не играю в компьютерные игры и не хожу в кино, так что если и смотрю что-нибудь вроде "Аватара" или "Хоббита", то через 3-5 лет после выхода, когда их показывают по телевизору (если, конечно, мне удаётся не уснуть при просмотре).

Всё это просто не вызывает у меня интереса.
Я тоже не хожу в кино и не играю в компьютерные игры.
С аниме Вы наверняка знакомы - в нашем с Вами детстве его показывали в кино.
Корабль-призрак, Джек в стране чудес, Кот в сапогах... Хоть что-то из этого Вы видели.
Современное аниме я тоже начал смотреть достаточно случайно и вынуждено, но - нисколько не жалею. Если хочешь понять, что такое Япония и кто такие японцы сейчас - нужно познакомиться с их культурой. Аниме и манга помогают в этом зачастую лучше академических изданий.
Ни в коем случае не агитирую ввязываться - вольному воля и свобода выбора. Но...
поражена сходством с моими привычками:) редко кто открыто признается.
знаете, никак не могу избавиться от желания просить Создателя послать России своего Иосифа.

bohemicus

May 5 2015, 20:15:59 UTC 4 years ago Edited:  May 5 2015, 21:11:46 UTC

Мне кажется, в моём возрасте это нормальные привычки. Среди моих ровесников некоторые уже стали дедушками (хотя, с другой стороны, это и трудно осознать). Быть дедушкой, увлечённым судьбами гномов или сражающимся с виртуальными монстрами - забава для немногих :)

Впрочем, компьютерные стрелялки и фильмы о полётах в космос наводили на меня тоску и пятнадцать, и двадцать, и двадцать пять лет назад. Где-то на рубеже 80-х и 90-х у меня был видеосалон. Но даже показывая "Звёздные войны" людям, сам я так и не разобрался как следует, о чём там идёт речь. Мне это было просто скучно.
вот "скучно", да.
А может, просто было плохо сделано?
ЗВ - такая же фантастика, как "Три мушкетёра" или "Айвенго", Ефремов, кроме "Туманности" и "Часа Быка" ещё и "Таис Афинскую" написал.
"Хоббит" впервые был издан в СССР в середине 60-х, но особого следа в мыслях не оставил - был затмён "Понедельником" и "Обитаемым островом". Издание первой книги ВК в 1981 тоже не особо качнуло, а вот к середине 80-х фэнтези рвануло мозги весьма конкретно.
Тем, кому тогда рвануло, сейчас 50...60, самое время для внуков, так что - есть в России бабушек и даже прабабушек про гномов/эльфов с внуками поговорить...
Я совершенно не понимаю, как фэнтези может "рвануть мозги", равно как не понимаю, каким образом "Понедельник" может "затмить" "Хоббита". "Понедельник" я читал где-то в 80-х. Весело, энергично, но в целом - ни о чём. "Хоббит" и "Властелин колец" попали мне в руки в 90-х. Сказка, как сказка. Возможно, в 14 лет она и произвела бы на меня впечатление. В 24 - уже нет.

О существовании "Острова" я узнал, когда его экранизировал Бондарчук. Оказалось, что это довольно занудное произведение о Политбюро, ГУЛАГе и штрафбатах. Стоило разве этого городить весь этот космический огород?

Но Стругацкие - это, по крайней мере, профессионалы. Ефремов, на мой взгляд - просто графоман. Более подробно я высказывал своё мнение о его книгах в одной дискуссии у Галковского: http://galkovsky.livejournal.com/242469.html?thread=86509605#t86509605 (там довольно длинная ветка о фантастике, где-то есть и о Ефремове)

В общем, я в принципе не понимаю, как можно всерьёз воспринимать фэнтези, фантастику и тому подобные вещи. Это развлечение в чистом виде, причём развлечение для вполне определённого возраста и рассчитанное далеко не на всех. Меня всё это не очень привлекало даже в подростковом возрасте и совершенно перестало привлекать во взрослом.
Я понял Ваше отношение к фантастике всех видов.
А как Вы относитесь к уже упомянутым мной Дюма-старшему и Вальтеру Скотту?
Дюма - писатель, создавший образы, без которых мировая культура уже немыслима. К истории они имеют косвенное отношение. Умберто Эко как-то заметил, что не обязательно жить в XVII веке, чтобы обладать психологией д'Артаньяна. Д'Артаньяном можно быть и в XV столетии, и в XIX. Но это очень достоверный образ. Кроме того, у Дюма прекрасный стиль, и некоторые критики считают, что ему удались лучшие описания Парижа в мировой литературе.

Скотт писатель более скромный, но это мощнейший культурологический и историографичекий феномен. Например, Леопольд фон Ранке, создатель методологии современной историографии, или крупнейший французский историк Огюстен Тьерри, были под сильным влиянием Скотта. Я лишь немного утрирую, если скажу, что Скотт придумал определённую концепцию средневековья, под которую его поклонники-историки подогнали историографию средних веков. Как один из создателей Матрицы, Скотт безусловно велик.
"Скотт писатель более скромный, но это мощнейший культурологический и историографичекий феномен. Например, Леопольд фон Ранке, создатель методологии современной историографии, или крупнейший французский историк Огюстен Тьерри, были под сильным влиянием Скотта. Я лишь немного утрирую, если скажу, что Скотт придумал определённую концепцию средневековья, под которую его поклонники-историки подогнали историографию средних веков. Как один из создателей Матрицы, Скотт безусловно велик."
Если в этой Вашей фразе заменить "Скотт" на "Дж.Р.Р. Толкин" и подобрать ссылку на людей, значимых в конце 20 - начале 21 веков, столько же, как фон Ранке и Тьери (а такие есть наверняка), то получится хорошая вступительная фраза для курсовой работы студента-философа лет через сто...
Д'Артаньян - образ, несомненно, достоверный - только вот для 17 ли века, или всё-таки 19?
И Скотт, и Дюма писали приключенческую литературу, один - чуть лучше, другой - чуть хуже, но произведения обоих - такая же фантастика, как и книги Верна, Конан Дойля, Стругацких и многих-многих иных. Литературу, которая стимулирует к действию и развитию.
Конечно, каждому фрукту своё время, а многим необходим ещё и кулинар-переводчик, но попытка делить литературу по жанрам на "высокую" и "низкую" - это введение искусственного ограничения, ибо "любое категорическое утверждение ложно, в том числе и это".
Вспомните отношение современников к операм Моцарта...
Извините, но это уже полный абсурд. Толкиен - аналог на Скотта, а братьев Гримм. Это сказочник, и он по опредлению не может повлиять ни на что, кроме сказочного жанра.
Это не абсурд - это литература.
Если не хотите читать Толкина (Ваше право, он далеко не всем идёт, как и Дюма со Скоттом) - почитайте о нём. Серьёзнейший учёный, создавший мир в том числе и для того, чтобы показать своим студентам, как это может быть сделано.
Все мы субъективны, и это правильно - но не стОит делать объективную реальность из собственного субъективизма - это обедняет в первую очередь того, кто пытается так сделать.
Любая художественная литература - сказка и фантастика, и для каждого находится своя.
А уж сколько миров создал член Французской Академии Шарль Перро...
Здравствуйте.
Извините за задержку с ответом - праздники дают возможность развиртуализироваться, за что мы их и любим...

С Шарлем Перро нужно учитывать два аспекта:
1. Свои сказки он не столько придумал, сколько собрал и обработал уже бытовавшие несколько столетий.
2. Если рассматривать вклад и влияние на европейскую культуру, окажется, что вклад Перро и братьев Гримм превышает вклад и Скотта, и Дюма, и ещё некоторого количества хороших писателей и властителей дум 19 века...
В Матрице героя позвали бороться с системой, а потом оказалось, что якобы реальный мир мир это еще одна матрица. Кого-то это может навести на раздумья о том, отчего же оппозиция в РФ как бы есть, но результатов ее деятельности нету. Например.
Извините, что вмешиваюсь, "Хоббит" был впервые издан в СССР в 1976 г.
Здравствуйте.
Если вмешательство приводит к исправлению ошибки, оно очень уместно, спасибо.
Я книжку в руках держал здорово позже, поэтому о годе издания судил по оформлению.
Теперь запомню, как оно было на самом деле.

tito0107

May 12 2015, 10:40:37 UTC 4 years ago Edited:  May 12 2015, 10:43:35 UTC

Строго говоря, первый перевод (точнее пересказ) ВК (а заодно и "Хоббита", как я понимаю) действительно появился в СССР в 1966 г., но издан он был только в 1990-м:

http://kniga2001.narod.ru/faq/faq04.html

Там, кстати очень интересная предыстория.
==знаете, никак не могу избавиться от желания просить Создателя послать России своего Иосифа.==
он уже был у нас.
А мне вспомнился Пётр III - за полгода своего царствования он не удосыжился короноваться, зато указов настрополил!
окидывая взором нашу историю, убеждаешься, что все скачкИ-рывки происходили только благодаря Личностям.
я уж говорила об этом автору.
а сейчас...сейчас такое ощущение, что все расписано кем-то очень далеким и могущественным, неким Кукловодом:(
впрочем, большое видится издалека.
Владимир Путин наш Иосиф))
все познается в сравнении, у нас - особенно.
Путина оценят, сравнив со Следующим.
Просто интересно, а вы знаете о таком мультсериале "My little pony"? Он, хотя и откровенно детский, но в нём много общих тем с вашим журналом, просто на удивление.
И да, спасибо за прекрасный журнал, после него политика видится совсем по-другому.
Лет 15 назад я видел несколько серий "Южного парка". Это единственный, помимо "Ну, погоди!" и "Тома и Джерри", мультсериал, о котором я имею какое-то представление.
А что за общие темы? не могли бы пояснить для незнакомых с сериалов. заинтриговали 8 )
Если коротко - там принцессы управляют своим королевством путём мягкой силы, если можно так сказать (давая задания своим подчинённым). И без них всё нафиг разваливается. Смотреть это специально вряд ли стоит, в сериале больше сотни серий и он сугубо детский, но есть несколько забавных совпадений с некоторыми постами этого и других похожих журналов. Например, у Богемика есть запись Ботинки Божьих детей, в мультике обуты только принцессы, их гвардия и аристократия. Есть пост Дресс-код: стилет и маска, в мутьте одна из серий - как правильно вести себя на маскараде, причём учат этому персонажа, который сильно напоминает собирательный образ России (итог обучения - нужно играть свою роль, чтобы не портить другим праздник, хотя все понимают, что это всё не взаправду). Есть пост Крылова Два первых шага, как возродить русскую культуру, упрощённо - нужно в первую очередь создать свою кухню и эстраду. В сериале возрождают одну страну, которую долго угнетал злой дух, превратив подданных в забитых, безвольных существ, у которых проблемы с памятью, и начинают там именно устраивая фестиваль с традиционными развлечениями и едой (и пони такие: "А-а-а, теперь я вспомнил, кто я такой!"). Только после этого удаётся изгнать духа. Одна героиня довольно ловко умеет влиять на чужое мнение, например легко убеждает таких же пони как она впрячься в её карету и довезти в другой город. С персонажами с немецким акцентом это удаётся похуже (национальностей там нет, но некоторые говорят с акцентом), на "французов" это не действует, они сами кого хочешь убедят, а вот разумные собаки, насколько я понял с арабским акцентом, исключительно управляемы. Ну и ещё несколько. Хотя возможно, мне всё это только кажется, ищу совпадения везде.
Но, повторюсь, сам сериал детский, и в основном он о другом, там воспитание детей, как дружить, мириться, профессию выбирать и всякое такое.
Спасибо, любопытные и достаточно меткие (вероятно - сериал не смотрел 8 )) наблюдения. Ну и сходства с темами хозяина журнала очень интересны - в культуре часто можно обнаружить самые неожиданные сходства и пересечения. А ещё вопрос, если вы не против: сериал достаточно популярен, в том числе и в Интернете (мемы и т.п.) С чем его популярность может быть связана: сам образ пони?
Вот этого точно не скажу, его популярности все удивляются. Но по-моему - просто его делали профессионалы и грамотно продвигают. Например изображения принцесс запустили в космос, в том числе на МКС, известный Вашингтонский радиоведущий Глен Бэк провёл целую акцию по поднятию престижа броней как субкультуры. Также отметился Клинтон, на Youtube была акция, на множестве популярных шоу и много ещё где. С такой то поддержкой было бы странно, если бы сериал не стал популярным. Плюс никто не бузит из-за авторских прав, сериал распространяется практически свободно.
Американцы и канадцы сделали обучающий мульт для детей и не жалеют денег на рекламу, чтобы у всех детей в мире была такая же культура (я немного утрирую). Приятно, что в нём присутствуют те же идеи, что и у Богемика, мне нравится такой взгляд на мир.
т.е. это примерно похоже на аниме как культурное явление? изначально роде бы детский продукт интерсеный взрослым + популярность в сети. кстати, с русскими Смешариками нечто подобное происходит, насколько я могу судить
Вероятно, да. Второй раз вижу сравнение со Смешариками. Надо же, у нас сделали мультсериал, который можно смотреть? Хорошо.
"Если коротко - там ...."
Я в шоке, если не сказать грубее

Deleted comment

Ничего. За это мы его и любим. Всем мировым лидерам надо бы брать с него пример.

Прекрасный ответ.Спасибо Вам.
спасибо вам за вашу работу.
И Вам спасибо.
Спасибо.
И Вам спасибо.

Deleted comment

Признаться, я не совсем понял, кто кого куда привёл или не привёл... ну и бог с ним.

Deleted comment

не чернь, а доведенные до отчаяния крестьяне и буржуазия, желавшая захватить власть
Спасибо, с огромным удовольствием всегда читаю.
И Вам спасибо.
Великолепно как всегда.
Честно говоря ждал Моцарта. Удивили.
Спасибо.

Так ведь Моцарт в этом цикле был уже дважды. А анимэ ещё не было :)
Теперь этот цикл - мой самый любимый.
Если Бог даст, то это будет не последний цикл в "Богемских манускриптах" :)
Прекрасная вышла история. Спасибо!
И Вам спасибо.
В моём советском детстве мне подарили два шикарных иллюстрированных тома Божены Немцовой "Золотая" и "Серебряная книга сказок". Это примерно середина 70-х и я точно помню, что учился тогда ещё в начальной школе.
И прочитал не единожды.

Потом книги куда-то канули, возможно были передарены малолетним родственникам, да и сами сказки в голове давно выветрились.

Обложки выглядели вот так



А внутри были просо чудесно иллюстрированы.

Спасибо за познавательный цикл.
Спасибо.

В России Немцова мне как-то не попадалась, и мне трудно судить, насколько широко она у нас известна.

Здесь-то понятно - "Бабушка" была трижды экранизирована и бог знает сколько раз инсценирована, кто-то написал по ней оперу, кто-то - мюзикл, какой-то постмодернистский дедушка сыграл бородатую бабушку и получил специальный приз за лучшее мужское исполнение женской роли и т.д. и т.п., а саму Немцову мы ежедневно видим на банкноте в 500 крон...
Прекрасные книги, тоже сразу про них вспомнил.
Я плáчу... и это анимэ в тему

Спасибо!
И Вам спасибо.
Спасибо!!
И Вам спасибо.
Да, мы-мадьяры, Иосифа не любим. Есть за что.
Но читать от этого не становится менее интересно.

А в Hetalia девочка-Венгрия не только "в зеленом платье", но и с тяжелой сковородой в руках )))
Отличный цикл!
Теперь благодаря вам, поле знаний о Иосифе II и его роли в судьбах Австрии и цивилизованного мира стало гораздо шире и насыщеннее,
Большое спасибо!
И Вам спасибо.

Deleted comment

И Вам спасибо.

de_maker

May 6 2015, 08:27:30 UTC 4 years ago Edited:  May 6 2015, 08:28:08 UTC

Театральность через слово.
Это прекрасно!

P.S. Следил за всей серией - спасибо!
И Вам спасибо.
1) Спасибо. Очень интересно.
2) Сорри, за небольшой офф- топ. По Габсбургам есть в голове небольшая нестыковка. Судя по Вашему циклу про Максимилиана, Габсбурги часто пытались решать внешнеполитические проблемы браками своих детей. Даже выдавали дочерей замуж и за главных конкурентов - Бурбонов, и даже за Наполеона. Но что то не припомню ни одного брака Габсбургов с Романовыми. Интересно Ваше мнение почему так получилось? Возможно - причиной этому принципиальность Романовых в вопросе православия?
И Вам спасибо.

Эрцгерцог Иосиф, палатин Венгрии, сын Леопольда II и брат Франца II, в 1799 году женился на дочери Павла I Анне.
На Александре, старшей дочери Павла I. Анна была младшей.
Браво, Богемикус!
Спасибо.

komarovart

May 6 2015, 11:59:03 UTC 4 years ago Edited:  May 6 2015, 12:28:32 UTC

Великолепно. Сейчас медленно перечитываю цикл о Лафаете и Максимилиане. Сколько бы раз не читала, наслаждаюсь текстом все больше и нахожу все новые детали. Удивительно как плохо знаю историю. Думаю поэтому будет так мало комментариев и к циклу о Иосифе, как сказала ваша жена. Ведь читателю почти не известна тема. Что-же они могут сказать или спросить? Могут только открыть рот от удивления как и я. СПАСИБО.
И Вам спасибо.

Когда я в следующий раз обращусь к биографическому жанру, моим героем будет человек совершенно иного плана.

И жизнь его окажется такой, что многие не поверят её описанию и будут спрашивать: "Неужели и такое бывает?"

И я буду отвечать: "Бывает" :)
Буду очень ждать. По какому принципу вы выбираете героев? Кроме того, что эти люди стоят не на вершине, а у истоков событий. Спасибо.
По одному - их жизни должны быть интересными.
Армия может и боеспособная, но назовите пж-ста хоть одну крупную победу над французами до Русского похода Наполеона, когда они стали уже не торт
Не надо сбрасывать со счетов гений Бонапарта. Из всех, кто регулярно с ним бился, австрийцы выглядели одними из лучших.
Асперн. Не говоря о ряде побед в 1790-х.
О Ваграме сам Наполеон говорил, что австрийцы там дрались очень сильно.

Надо еще и иметь в виду, с чего Иосиф начинал. Австрийская армия начала 1760-х была еще очень отсталой и не видела для себя особых шансов в одиночку устоять против Пруссии. А в 1778-1779 Фридрих уже просто не решился преобразованную Иосифом и ко армию атаковать даже во время войны. А ведь это только начало преобразований было.
Ваграм продолжение Асперна - то же место, французы получше подготовились и вломили. Собственно, армия даже никуда не уходила. Так что по итогам двух таймов матч всё равно за Наполеонов. Да и сам Асперн назвать крупной победой как-то рука не поворачивается - французы задач своих конечно не выполнили, но наколотили австрияков столько же, сколько потеряли сами.
Это, конечно, верно, но Наполеону проиграть - никакой армии не стыдно. В данном случае стоит поверить самому Наполеону, который как раз считал самым серьезным противником в своей жизни австрийцев Асперна - Ваграма под началом эрц. Карла.

Побед у австрийцев было сколько угодно, начиная с победы принца Кобургского над генералом Дюмурье у Неервиндена в 1793 году.

Но дело не в этом. Военное счастье переменчиво. Я говорю о вещи куда более важной - о сохранении боеспособности и после многочисленных поражений.
Нещитово - в Первой Коалиции со стороны французов считай дикие дивизии воевали.

Но я принимаю ваш тезис о работе военной машины, это факт. Но, с другой стороны, она и при Марии Терезии работала же как-то.
Очень интересно, спасибо!
Только маленькое замечание - Людовик XVI едва ли олицетворял Век Просвещения, разве что хронологически. Он сделал едва ли не все возможное, на его месте, для того чтобы Просвещение во Франции захлестнулось террором.
И Вам спасибо.

Людовик XVI олицетворял дух Просвещения в такой же мере, что и Иосиф II. Если он чем-то и отличлся от Иосифа, то лишь чуть меньшим радикализмом.

У меня был цикл о маркизе Лафайeте и французской революции, в котором я описывал правление Людовика XVI. Наиболее подробно - в последней части цикла: http://bohemicus.livejournal.com/80259.html

Просто сравните реформы Людовика с реформами Иосифа, и всё встанет на свои места.
Спасибо, пан Богемикус. Специально не стал благодарить сразу. Решил дождаться послевкусья. Дождался.
Бооольшое спасибо.
И Вам спасибо.
>Созданная Иосифом армия проявила удивительную боеспособность.

Эта армия была размолота французской революционной армией в порошок. Под Асперном и Ваграмом воевала армия созданная эрцгерцогом Карлом.

bohemicus

May 11 2015, 21:14:16 UTC 4 years ago Edited:  May 11 2015, 21:16:04 UTC

По этой логике под Неервинденом в 1793 году французов разбила армия, созданная принцем Кобургским.

P.S. Кстати, своими победами французские революционеры обязаны Людовику XVI. В 1788 году он завершил военную реформу, аналогичную военной реформе Иосифа, и создал армию, способную противостоять всей Европе.

Впоследствии революционеры имели наглость приписать эту честь себе. Хотя понятно, что ни одна революция в истории не создала ничего путного. Революционеры по определению способны только разрушать.
>По этой логике под Неервинденом в 1793 году французов разбила армия, созданная принцем Кобургским.

Принц Кобургский возглавлял Гофкригсрат и был военным министром? Через пару лет эта армия полностью сдаст Нидерланды. А завоевание Фландрии и Нидерландов это то, о чём даже Людовик XIV мечтать не мог.

>P.S. Кстати, своими победами французские революционеры обязаны Людовику XVI.

Только отчасти. Они обязаны Комитету Общественного Спасения установившему полный контроль над экономикой страны благодаря чему Франция смогла послать в бой полумиллионную армию... армию предавшую своего короля и воевавшей за Революцию до последней капли крови. Не очень у Людовика получилось с военной реформой.

>и создал армию, способную противостоять всей Европе.

Хи-хикс, французы противостояли всей Европе ещё при Францизске I. Людовик XIV тоже отметился в такой войне. Якобинцы всего лишь продолжили эту старинную французскую забаву и оказались успешнее всех.

> Хотя понятно, что ни одна революция в истории не создала ничего путного. Революционеры по определению способны только разрушать.

Боюсь американцы будут с вами не согласны ))





Интересно, спасибо.
И Вам спасибо.
А рахшмировская биография Меттерниха 2005 г. Вам знакома?
Я даже не знаю кто такой (или что такое) Рахшмир.
Рахшмир П.Ю. Князь Меттерних: человек и политик. Пермь, 2005.

Это единственная российская полная научная биография Меттерниха от рождения до смерти. 405 страниц.
Очень правильно, что это послесловие, отдельное от собственно цикла. По сути, это и есть отдельный, полноценный пост. Апология эпохе в целом.

И - спасибо, это было замечательно!
И Вам спасибо!

Bunevich

May 11 2015, 17:18:05 UTC 4 years ago Edited:  May 11 2015, 20:05:51 UTC

Дочитывал последние эпизоды в поездке по территориям, когда-то присоединённым Иосифом. Особенное удовольствие.
Большое спасибо за цикл. Несмотря на трагический в общем-то финал, он показался мне очень жизнеутверждающим.
И Вам спасибо.
Уважаемый Богемик! Не могли бы Вы откликнуться на последние события в Европе и спрогнозировать (хотя бы приблизительно) перспективы развития отношений РФ и ЕС. Очень интересует Ваше мнение, как "незамыленный" взгляд со стороны. С уважением, примите и проч...
А что, в Европе происходят какие-то события? Я не замечаю ничего, кроме перемен погоды.
Хороший цикл, спасибо вам!

Возможно вам будет интересно, интервью с ополченцем Новороссии из Чешской республики Олдрихом Антоновичем Грундом:
И Вам спасибо.
Блестяще, Ваш стиль в этом цикле оказался на высочайшем уровне даже на фоне общей стильности Богемских Манускриптов. Особенно мне понравилась часть про "ничего-личного, просто нам нужны проливы", она многое объяснила/дополнила про союзников, которые могут быть врагами а потом наоборот и вообще про идеологии в целом.
Позволю себе 2 вопроса
1) В каком издании/языке Вы читали(если их вообще издавали?) дневники Иосифа II , о его путешествиях? В сети на русском я смог найти только отрывок вот такой с парой жутко интересных цитат, и больше ничего.
http://d13.medaly.ru/articles.shtml?id=138
2) Вы как-то высказывались в том духе, что немцы самые прекрасные люди на свете и мечтают о всеобщем орднунге-счастье, поэтому они никогда не смогут править миром. Это было сказано о немцах в их прусско-гогенцоллерском варианте? Могли ли, по вашему, австро-габсбургские немцы справиться с этой задачей?
Осмелюсь посоветовать таки посмотреть Хеталию да и всякие клипы фанов к ней.
Очень интересные выводы можно сделать о том, как японцы воспринимают основные страны мира. Образы России, Украины, Пруссии, Британии, Китая, Франции, США, Рима!!! доставляют.
Там вплоть до того, что "сильные" страны мужеского пола (Россия), "слабые" женского пола (н-р Украина, с такой большой грудью, что у неё от этого болит спина :))) ), а есть ещё страны с непостоянным полом, которые в одних сериях скорее девочки, а в других - скорее мальчики (Китай) и вроде гейсковатая Франция.
Как только помолодею лет на тридцать - тридцать пять, непременно посмотрю.
Подскажите, пожалуйста, а Федор Федорович Радецкий не является ли родственником упоминаемоготут Радецкого? Меня, как одессита это интересует
Насколько я знаю, нет. У Фёдора Радецкого были то ли польские, то ли белорусские корни.
Спасибо за пост ув. Богемик.

На счёт смены курса Леопольдом, насколько я понимаю политику, так реформы и проводятся. Иосиф выступил в роли "злого полицейского" давёл народное терпение до крайности и... вуаля вот избавитель Леопольд -- "добрый полицейский", который часть реформ отменил, чтобы большинство реформ укоренилась.

ЗЫ
Аниме в журнале Богемика? O_O Неожиданно!
Теперь я видел всё! :)))
Огромное спасибо за цикл!
Император Иосиф был замечательным правителем. Так думается.
Сокровища из Германии. Перемещённые Культурные Ценности. МЕЦЕНАТ СТОЛЕТИЯ-Киушкин Евгений Иванович - МУХАММАД АЛИ (Сардо Арсан) - военный изобретатель, крупнейший коллекционер, обладатель и даритель всех лутраченных культурных и культовых ценностей и реликвий человечества. Индивидуальный член ЮНЕСКО. Адрес: Российская Федерация, Чеченская Республика, город Грозный, улица Лагерная, дом 19. "Сардо Арсан"--уникальный позывной, оперативный псевдоним Киушкина Е.И."Храм построю каменный / Если бы с Тобой...". Фото. "Сокровища "Хагена"". Во Славу Господа Бога! Славное Явление утраченных христианских Святынь и возвращение обретённой Благодати. Реликварий с Реликвией из Сокровищницы: Христианская Святыня " Святой Крест" - "Диоскурский Крест". "Святой Крест - Любовь и Правитель Мира! Предание. "Святой Крест" или " Диоскурский Крест". В l веке в 40-ом году в район Диоскурской Крепости на побережье Чёрного моря для проповедования Христианского Вероучения прибыли Первые Христиане - Апостолы Иисуса Христа - Симон Зилот ( Канонит) и Андрей Первозванный, которые из рук Богородицы получили и доставили Христианские Святыни. Тогда же Аростолами в честь одной из самых значимых и почитаемых Христианских Святынь - " Святого Креста" на территории Древней Диоскурии был заложен и основан Первый Христианский Храм в пределах, вошедших в состав современного государства СССР. В дальнейшем Царь Петр Первый в 1721-22гг.в районе реки Койсу основал Храм и Крепость "Святой Крест". До первой половины ХХ века Намоленная Чудотворная Святыня " Святой Крест" не покидала Кавказ. В 1942-43гг.гитлеровцы на Кавказе разорили Схроны и Тайники Боговерных Отшельников. Святые Сокровища и Ценности с территории Кавказа, в т.ч."Святой Крест", концентрировались в Германии, а весной 1945 года воздушными этапами - в " Хагене". КУПИТЕ ВЕЧНОСТЬ! Продажа "Святого Креста"! Обращаться-ХРАНИЛИЩЕ ДРЕВНОСТЕЙ МИРА И ПОПУЛЯРНАЯ АНТИКВАРНАЯ ЛАВКА "СОКРОВИЩА КАВКАЗА" по адресу: Российская Федерация, Чеченская республика, город Грозный, улица Гайрбекова ( Чернышевского), дом 80, угол с Центральным Проспектом имени Владимира Владимировича Путина и Центральной Площадью города Грозного Главной Святой Мечети " Сердце Чечни"; рядом ж/д и авто вокзалы, международный аэропорт, гостиницы, автопаркинги. Тамара Абдулазимова. Инстаграм: antikvarnaya_lavka; ВКонтакте:Тома Абдулазимова; Фейсбук: Тамара Абдулазимова. https://vk.com/wall-38520510_13589 Мир Вашему Дому! •••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••• ""Жезл" Императора." Уникальная оптическая четырехколенная Подзорная труба или телескопическая зрительная труба Галилеевского типа 19 века, разработанная и исполненная лучшими оптическими мастерами для Императорского Двора в единственном эксклюзивном экземпляром варианте, принадлежала Императору Австрийской и Австро-Венгерской Империи Францу Иосифу l. После убийства в Сараево в июне 1914 года наследника Австро-Венгерского престола Франца Фердинанда, Франц Иосиф 28 июля 1914 года объявил войну Сербии и начал мобилизацию армии, что через несколько дней, 1 августа 1914, обернулось началом Первой Мировой войны. Далее - поражение и подписание унизительного для поверженных стран Версальского договора, принятие гнетущих условий. Капитулировавшие, поверженые, униженные жаждали Реванша, в том числе, родившийся в Верхней Австрии (Австро-Венгрия) участник Первой Мировой войны Адольф Гитлер. В Частную Коллекцию Оптики и в руки Гитлера Подзорная труба Императора Франца Иосифа попала в 1938 году после аннексии Германией Австрии. В апреле-мае 1945 года эта Императорская труба, как один из Символов неограниченной Власти и принадлежности к Высшему Монаршеству, как Символ мощи Нации и процветания необозримой Империи, как инструментальный атрибут Вождя — Символ Военных Побед и дальновидных политических решений, как Символ Знамения всему Миру собственного рождения Гитлера и связи Гитлера с Родиной, наряду с другими Коллекциями культурных ценностей по приказу Фюрера Третьего Рейха была переправлена воздушными караванами Отто Скарцени на хранение в секретный подземный бункер " Хаген".
Сокровища из Германии. Перемещённые Культурные Ценности. МЕЦЕНАТ СТОЛЕТИЯ-Киушкин Евгений Иванович - МУХАММАД АЛИ (Сардо Арсан) - военный изобретатель, крупнейший коллекционер, обладатель и даритель всех лутраченных культурных и культовых ценностей и реликвий человечества. Индивидуальный член ЮНЕСКО. Адрес: Российская Федерация, Чеченская Республика, город Грозный, улица Лагерная, дом 19. "Сардо Арсан"--уникальный позывной, оперативный псевдоним Киушкина Е.И."Храм построю каменный / Если бы с Тобой...". Фото. "Сокровища "Хагена"". Во Славу Господа Бога! Славное Явление утраченных христианских Святынь и возвращение обретённой Благодати. Реликварий с Реликвией из Сокровищницы: Христианская Святыня " Святой Крест" - "Диоскурский Крест". "Святой Крест - Любовь и Правитель Мира! Предание. "Святой Крест" или " Диоскурский Крест". В l веке в 40-ом году в район Диоскурской Крепости на побережье Чёрного моря для проповедования Христианского Вероучения прибыли Первые Христиане - Апостолы Иисуса Христа - Симон Зилот ( Канонит) и Андрей Первозванный, которые из рук Богородицы получили и доставили Христианские Святыни. Тогда же Аростолами в честь одной из самых значимых и почитаемых Христианских Святынь - " Святого Креста" на территории Древней Диоскурии был заложен и основан Первый Христианский Храм в пределах, вошедших в состав современного государства СССР. В дальнейшем Царь Петр Первый в 1721-22гг.в районе реки Койсу основал Храм и Крепость "Святой Крест". До первой половины ХХ века Намоленная Чудотворная Святыня " Святой Крест" не покидала Кавказ. В 1942-43гг.гитлеровцы на Кавказе разорили Схроны и Тайники Боговерных Отшельников. Святые Сокровища и Ценности с территории Кавказа, в т.ч."Святой Крест", концентрировались в Германии, а весной 1945 года воздушными этапами - в " Хагене". КУПИТЕ ВЕЧНОСТЬ! Продажа "Святого Креста"! Обращаться-ХРАНИЛИЩЕ ДРЕВНОСТЕЙ МИРА И ПОПУЛЯРНАЯ АНТИКВАРНАЯ ЛАВКА "СОКРОВИЩА КАВКАЗА" по адресу: Российская Федерация, Чеченская республика, город Грозный, улица Гайрбекова ( Чернышевского), дом 80, угол с Центральным Проспектом имени Владимира Владимировича Путина и Центральной Площадью города Грозного Главной Святой Мечети " Сердце Чечни"; рядом ж/д и авто вокзалы, международный аэропорт, гостиницы, автопаркинги. Тамара Абдулазимова. Инстаграм: antikvarnaya_lavka; ВКонтакте:Тома Абдулазимова; Фейсбук: Тамара Абдулазимова. https://vk.com/wall-38520510_13589 Мир Вашему Дому! •••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••• ""Жезл" Императора." Уникальная оптическая четырехколенная Подзорная труба или телескопическая зрительная труба Галилеевского типа 19 века, разработанная и исполненная лучшими оптическими мастерами для Императорского Двора в единственном эксклюзивном экземпляром варианте, принадлежала Императору Австрийской и Австро-Венгерской Империи Францу Иосифу l. После убийства в Сараево в июне 1914 года наследника Австро-Венгерского престола Франца Фердинанда, Франц Иосиф 28 июля 1914 года объявил войну Сербии и начал мобилизацию армии, что через несколько дней, 1 августа 1914, обернулось началом Первой Мировой войны. Далее - поражение и подписание унизительного для поверженных стран Версальского договора, принятие гнетущих условий. Капитулировавшие, поверженые, униженные жаждали Реванша, в том числе, родившийся в Верхней Австрии (Австро-Венгрия) участник Первой Мировой войны Адольф Гитлер. В Частную Коллекцию Оптики и в руки Гитлера Подзорная труба Императора Франца Иосифа попала в 1938 году после аннексии Германией Австрии. В апреле-мае 1945 года эта Императорская труба, как один из Символов неограниченной Власти и принадлежности к Высшему Монаршеству, как Символ мощи Нации и процветания необозримой Империи, как инструментальный атрибут Вождя — Символ Военных Побед и дальновидных политических решений, как Символ Знамения всему Миру собственного рождения Гитлера и связи Гитлера с Родиной, наряду с другими Коллекциями культурных ценностей по приказу Фюрера Третьего Рейха была переправлена воздушными караванами Отто Скарцени на хранение в секретный подземный бункер " Хаген".