Сергей Сергеевич Каринский (enzel) wrote,
Сергей Сергеевич Каринский
enzel

Р.ГУЛЬ О МАСОНАХ

Продолжу цитирование книги Р.Гуля «Я унёс Россию». На сей раз небольшой фрагмент о русских масонах в Париже, относящийся к середине 1930-х, после того как он вступил в ложу «Свободная Россия» (посвящения "Великий Восток Франции"), в которой дослужился до 3 градуса. "Досточтимым мастером" её был старый адвокат М.С.Маргулиес.

«Гораздо интересней были завтраки с Маргулиесом, когда мы были вдвоем. Он рассказывал и рассказывал. Например, я как-то спросил его, масон ли Керенский? Маргулиес отмахнулся: “Да какой он масон! Нет. Он был в думской масонской группе, но эта же группа как масонская не признавалась ни во Франции, ни в Англии, потому что это было не ритуальное масонство, а именно группа, политически сочувствующая масонским либеральным идеям. Ни инсталляций, ни лож, ничего там не было, были только некие политические связи с заграничными масонами. Только и всего. Были там Некрасов, Терещенко... А когда Керенский стал эмигрантом и приехал в Париж, он в масонство не вошел, не захотел. И вот недавно он читал у нас в "Великом Востоке" доклад о положении в России. Но доклад был en tenue blanche”. Я спросил, что это такое? М.С. объяснил, что в масонские храмы часто приглашают на доклады разных политических и общественных деятелей не масонов, и тогда доклады их проходят, как обыкновенные лекции (без лент, передников, без всякого ритуала, разумеется). Это и называется на масонском языке — en tenue blanche.

Спрашивал я Маргулиеса о Милюкове и Гучкове — масоны ли они? Маргулиес рассказал, что и того и другого долго уговаривали вступить в орден, ибо их вступление было бы ценно, но и тот и другой отказались. Милюков на все уговоры отвечал: “Я не мистик, а потому масоном стать не могу”. “И что вы хотите, он был прав, — говорил М.С., — до седых волос его любимым героем в русской литературе остается Базаров. А каким же масоном может быть Базаров? Кизеветтер правильно назвал Милюкова: "семидесятилетний комсомолец"!” — “А Гучков?” — “И он отказался, заявив себя верным сыном Православной Церкви”. — “Но ведь верующие православные в масонстве есть и были?” — “Конечно. У Гучкова это была просто отговорка. Причем им обоим предлагали ведь не посвящение в "ученики", а сразу наивысший тридцать третий градус! Из русских его имеют только двое: я и Маклаков”. — “А в какой ложе Маклаков?” — “У нас в "Великом Востоке", в ложе "Северная Звезда"”.» (Р.Гуль. Я унёс Россию. Т. 2 - http://www.dk1868.ru/history/gul2_3.htm)
Tags: история, литература
Мне кажется, либо на Гулем прикалывались, либо он сам над читателем ))
"Сразу в 33 градус" - о великие, великие титаны духа! Верные сыны Православной Церкви!
Несомненно, что Гуль предлагает лайт-версию масонства.

Deleted comment

Deleted comment

Вы правы, Гуль выступает в этом вопросе чрезвычайно легковесно в духе столь немилой ему Берберовой. Но это одна из имеющихся линий в подаче масонской темы, так считают многие. Указание на православие Гучкова тоже спорно, поскольку он всё-таки из старообрядцев, но лояльного к православию толка.

Deleted comment

Видимо, на основании переданных материалов Серков написал свою трёхтомную "Историю русского масонства ХХ в.". По поводу нац. состава, это возникло с самого начала, когда масонство вновь разрешили в РИ. На этот счёт есть шутка и у Гуля, что масоны это евреи и б. кавалергарды.
P.S. О романе таком не слышал. Заслуживает прочтения? Это уже как минимум второй роман в русской литературе непосредственно о масонах. Первый - "Масоны" А.Ф.Писемского.
что-то у вас с матчастью не совсем то.
1. масонство может быть ритуальным (соблюдающим ритуалы), но нерегулярным (не признаваемым Объединенной великой ложей Англии). Гуль же говорит о действительно не просто нерегулярной группе, но и о неритуальной. ВВФ перестал признаваться ОВЛА и другими материнскими масонскими великими ложами после отказа от поминания Великого Архитектора Вселенной на собраниях и открытия своих дверей кандидатам-атеистам.
2. ВВФ всегда работал во всех уставах, в каких хотел: Французском, Шотландском, Шотландском Исправленном, Мисраима, Древнем Мемфиса-Мисраима, Филалетов, Избранных Коэнов, Эмулейшен, Строгом Тамплиерском и нескольких других. принятие/непринятие послушанием той или иной совокупности ритуалов никак и никогда не влияет на регулярность/нерегулярность, то есть соблюдение 25 ландмарок (основных законов) и признание авторитетными великими ложами мира. любое территориальное послушание в мире работает в нескольких уставах. в России в настоящее время практикуются ДПШУ и Мемфис-Мисраим, время от времени делаются попытки работать по Циннендорфскому, Эмулейшен и Французскому.
в юрисдикции ВВФ 33-й градус и тогда, и сейчас возможен не только точно так же, как в других юрисдикциях, но часто дается и гораздо быстрее, чем в прочих.
Маргулис НЕ разводит Гуля: он очень точно описываеть полную и совершенную профанацию масонских традиций, которой даже гордились российские масоны, в 1908 г. отказавшиеся от мирового признания в пользу окончательной свободы от навязчивых иностранных мистиков. они избавились от их мелочной опеки, создали наконец-то собственный независимый и никем не признанный Великий Восток Народов России и с радостью окунулись в думкское бросание фекалиями друг в друга, зачем-то продолжая называть это "масонством". вечная российская история. взять кусок дерьма, назвать его золотом - а потом всюду кричат, что золото коричневого цвета и противно пахнет.

Deleted comment

Deleted comment

А книги Е.Шабельской-Борк "Красные и чёрные" и "Сатанисты ХХ в." Вам не доводилось читать?
- вы б не позорились лучше. поименованные уставы работаются вне зависимости от признанности или не признанности юрисдикции в любых великих ложах. повторяю: устав (совокупность ритуалов) с признанием/регулярностью не соотносится.
- ВВФ перестал признаваться Англией (и через месяц - Штатами) в 1877 г. строго по одной причине: отказ от упоминания Великого Архитектора Вселенной (что привело на собрания атеистов, да, но как следствие). женщины из других послушаний допускаются на собрания, но в сам ВВФ не принимаются.
- в "парамасонских" организациях (мартинизм, иллюминатизм, Золотая Заря, АА, ОТО, розенкрейцерство, Восточная Звезда, Дочери Нила и пр.) масонские уставы не работаются, там пишут свои ритуалы. масонские уставы применяются в масонских организациях - признанных Англией или ею не признанных (традиционных-нерегулярных и либеральных), но от этого не становящихся "парамасонскими", а так и остающихся масонскими.
давайте не будем: я 17 лет в братстве и поездил по миру и почитал достаточно.