не могу не перепостить комментарий С.В.Волкова, просто как знак солидарности с высказанной в нём позицией: http://salery.livejournal.com/38410.html.
"«Катынцев» же расстреляли не как поляков, а как «социально-опасный элемент», тот же самый контингент, который подлежал репрессиям на любой контролируемой большевиками территории (поляки любят упирать на то, что это были в основном офицеры запаса – культурная элита страны, но таков же был и состав истребленного русского офицерства)."
Под видом трагедии поляков РФ-зрителю показали лишь малую часть того, что он должен был бы увидеть, осознать и прочувствовать - но только уже из событий русской, а не польской истории ХХ в. Но он об этом, понятное дело, и не догадывается.
Хотелось бы также заметить, что стандартный для данной ситуации акцент на слове "покаяние" неверен и уводит разговор в сторону от сути вопроса. Не говоря о том, что само слово страшно затаскано с момента выхода одноименного фильма Т.Абуладзе, оно лишь затемняет чёткую альтернативу: либо мы советские, это наша история, другой у нас нет, она вся такая, пробы ставить негде, но мы её продукт и отрекаться от неё не желаем. Или всё-таки мы перестаём быть, хотя бы на уровне интенции, советскими, и тогда мы максимально отстранённо говорим о преступлениях советского режима во всем их объёме, лишь малой частью которого является "Катынь", привлекшая к себе особое внимание в силу известных обстоятельств. Т.е. либо мы с убийцами как неотъемлемой частью преступной советской истории, либо всё-таки нет. Ни там, ни там нет смысла говорить о покаянии. Понятно, что генеалогически абсолютное б-во населения РФ наследует принявшим (с разной степенью добровольности и энтузиазма) советский режим. Но этот факт не исключает для каждого возможности принципиально отказаться от такого наследства. Так что надо не каяться, а самоопределяться в этом ключевом вопросе.
P.S. Вот ссылка на прошлогоднюю дискуссию по той же теме. Там много фактов: http://enzel.livejournal.com/2009/03/26/
uglich_jj
April 4 2010, 14:32:30 UTC 9 years ago
Кстати , в 1937-38 гг. проводились т.н. "национальные операции" НКВД, о которые по масштабам намного превосходят Катынь, и вот это действительно тянет если не на геноцид, то на этническую чистку.
Например, было расстреляно более 100 000 поляков, которые жили в СССР на тот момент, примерно столько же бывших балтийских немцев. Они все пошли "по первой категории" или был депортиркак потенциально нелояльный элемент, имеющий связи с враждебными СССР гос-вами.
vladimirow
April 5 2010, 15:15:30 UTC 9 years ago
uglich_jj
April 5 2010, 16:48:22 UTC 9 years ago
Однако я против интрепретации этих событий в русле польского национализма. А то послушать их - так и Катынь геноцид, и подавление польских восстаний 19 в. - геноцид и т. д. и т. п. И Польша Пилсудского у них? оказывается, жертва несчастная с момента создания. В общем, они - белые и пушистые, все только и страдали от испитых водкой дикарей с востока.
vladimirow
April 5 2010, 18:53:03 UTC 9 years ago
uglich_jj
April 5 2010, 19:32:37 UTC 9 years ago
Не отрицая, что поляки сильно пострадали от СССР (причем местные советские поляки - численно намного больше катынских и прочих), не стоит забывать что было такое польский национализм и чем была Польша Пилсудского.
Сам Пилсудский во времена русско-японской войны предлагал польские услуги даже японцам, в ПМВ - работал на австрийцев. После Брест-Литовска - сразу Польша стала претендовать на земли, полякам не принадлежащие. В 1920 г. они САМИ начали войну с СССР и поход на Киев. Потом на почве ненависти к русским убили в концлагерях около 80 тыс. пленных, в середине 1920-х гг. снесли все православные храмы в Варшаве, взорван известный собор Ал.Невского. В 1938-39 гг. Польша своим агрессивным поведением (Тешин, Данциг) немало способствовала началу второй мировой войны.
enzel
April 5 2010, 19:37:15 UTC 9 years ago
uglich_jj
April 5 2010, 20:10:46 UTC 9 years ago
Вот тут про судьбу православных храмов в Польше в 1920-е гг., ненамного отличается от СССР:
http://www.rusk.ru/monitoring_smi/2001/02/05/aleksandro-nevskij_sobor_v_varshave/
enzel
April 5 2010, 20:28:52 UTC 9 years ago
uglich_jj
April 5 2010, 20:42:52 UTC 9 years ago
Что касаемо мнения большинства польского населения в РИ - оно было за независимую Польшу однозначно. Вся русская власть там держалась на штыках. И поведение поляков после распада РИ - однозначно говорит об этом. В 1920-х гг. массовый снос православных церквей практиковался только в 2 странах. Одна из них - Польша. Никто и никогда в независимой Польше не считал и не считает эпоху "Царства Польского" легитимной властью. Для них это оккупация.
enzel
April 6 2010, 06:44:52 UTC 9 years ago
uglich_jj
April 6 2010, 07:07:37 UTC 9 years ago
enzel
April 6 2010, 07:13:56 UTC 9 years ago
Судя по событиям 1918-20 гг. и далее ...
valera17
April 10 2010, 22:15:21 UTC 9 years ago
Но мы знаем период когда Российская Империя вступив в 1М-войну сильно ослабила свою мощь.
Так-же знаем о большевиках создававших *революционную ситуацию* путем саботажа и провокации хаоса в Империи.
Так-же знаем что большевики искусственно прервали правоприемственность Российской Империи, а диктатура *пролетариата* разрушила экономическую основу прежних экономических отношений.
То что в Польше в основном оседал оппозиционный большевикам русский элемент - то понятно что ни о каком сателлите большевистской России речи и быть не могло.
После выхода из блока Антанты (с большевиками было прерваны союзнические отношения после сопаратного Брестского договора, а Компьенское перемирие Антанты содержало условие денонсации этого Брестского договора со стороны Германии) - влияние на некогда принадлежавшие РИ территории была утеряна.
С капитуляцией Германии и денонсации Брест-Литовского договора у большевистской России были развязаны руки от каких-либо договоренностей о *границе* и началась попытка восстановления прежних территорий РИ.
Но тем-же 11 ноября 1918 года в Польше была восстановлена государственность - II Речь Посполитая - самостоятельное государство как правоприемник І Речь Посполитой (Республика Короны Польской и Великого Княжества Литовского) ликвидированной в результате её разделов между Австрией, Пруссией и Россией.
(всего было 4 раздела Польши где всегда участвовала Россия).
Революция в Германии 1918.11.09 и провозглашение Германии свободной социалистической республикой так-же разрывает договоренности по территориальному разделу І-й Речь Посполитой и способствует капитуляции Германии.
http://www.hrono.ru/sobyt/1918germ.html
Нет никаких юридических оснований считать польские территории после раздела І-й Речь Посполитой территорией советской России т.к. со стороны Советов прерваны правоприемственность Российской Империи (отказ от исполнения обязательств Империи).
Попытка восстановления территории І-й Речь Посполитой вылилось в Советско-Польскую войну, и началась она после отвода немецких войск и движением советских на освобождающиеся территории (17 ноября 1918). Называлась это движение как *расширение плацдарма мировой революции*.
Сопротивление этому захвату польских территорий началось в декабре 1918, а *братские* немецкие социалисты пропускали польские войска на освобождающиеся территории.
*Эберт (Ebert) Фридрих - один из председателей СДПГ, декабрь 1918:
Берлин. Нота правительства Ф.Эберта державам Антанты с предложением об участии Германии в походе Антанты против России: "Мы и наша армия видим в большевизме большую опасность и делаем все, чтоб эту опасность ликвидировать".
Движение Советской России на восток после октября 1917 года можно рассматривать только как захват территорий с целью расширения плацдарма *мировой революции*, ничего общего не имеющего с правоприемственностью от РИ. Поэтому в Польше рассматривают этот исторический момент своеобразно, с попытками уничтожения не только Имперских исторических символов но и советских. И это частично связано с политикой *русификации* Польши (В Польше делопроизводство было окончательно переведо на русский язык к 1875 г., хотя польский по-прежнему ограниченно использовался в школах для религиозного преподавания, а также повсеместно в устном общении и частной переписке.)
Результат:
http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=656&did=289
Причем Путин высказал версию весьма хорошо продуманную и правдоподобную:*"Полагаю, это мое личное мнение, что Сталин чувствовал свою личную ответственность за трагедию (связанную с советско-польским военным конфликтом 20-х годов) и совершил этот расстрел, исходя из чувства мести"*
где под местью подразумевается именно сопротивление насильственному захвату части польской территории большевиками после вывода с этих территорий *братских* германских окупационных войск.
enzel
April 6 2010, 07:06:53 UTC 9 years ago
uglich_jj
April 6 2010, 07:10:32 UTC 9 years ago
enzel
April 6 2010, 07:17:35 UTC 9 years ago
uglich_jj
April 6 2010, 07:25:24 UTC 9 years ago
А поводу австро-германский происков в Ц-ве Польском. РИ была чрезмерно благородна по отношению к ним. Стоило бы в порядке алаверды ссудить деньгами Карла Либнехта, Розу Люксембург, а также чешских и иных славянских оппозиционеров там. А то как-то улица с односторонним движением.
enzel
April 6 2010, 08:27:35 UTC 9 years ago
Насчёт второго. Кстати, одним из аргументов поляков в разговорах с русской властью во время Великой войны было то, что чем быстрее вы внятно определитесь в отношении польских перспектив, тем скорее и неизбежнее будет распад А.-В. Насчёт чешских оппозиционеров - Вы думаете, там не было русского участия? Вот насчёт Германии, там, скорее всего, ничего не было.
enzel
April 6 2010, 10:21:56 UTC 9 years ago
Anonymous
April 7 2010, 08:40:49 UTC 9 years ago
ДА и проавстрийских и прогерманских сил не было. По настоящему поляки ориентировались на Францию Британию США как и сейчас кстати
Anonymous
April 7 2010, 16:38:56 UTC 9 years ago
orthoved
April 5 2010, 19:50:37 UTC 9 years ago
Простой вопросъ: Вы піонеромъ были?
enzel
April 5 2010, 20:17:01 UTC 9 years ago
orthoved
April 5 2010, 20:49:20 UTC 9 years ago
И я былъ. Поэтому мы съ Вами не можемъ дѣлать видъ, что "насъ тамъ не стояло". Независимо отъ того, кто насъ къ этому подтолкнулъ/заставилъ. Были смягчающія обстоятельства, Вы ихъ перечислили. Но фактъ отъ этого не перестаётъ имѣть мѣста. Мы тоже отчасти поучаствовали въ совѣтчинѣ (кто больше, кто меньше).
Другое дѣло, если мы скажемъ: да, это было, я объ этомъ сожалею, въ этомъ есть и моя вина - но я понялъ свою ошибку и никогда больше этого не повторю и другимъ отсовѣтую. Вотъ это покаяніе и это по-взрослому.
Каяться можно в своих прегрешениях.
Послѣдствія дѣяній предковъ нерѣдко настигаютъ потомковъ. Поэтому просить прощенія у Бога нужно и за предковъ. И если нуженъ нелицепріятный судъ дѣяній предковъ, то родственныя чувства мѣшать не должны.
enzel
April 6 2010, 06:50:56 UTC 9 years ago
orthoved
April 6 2010, 09:29:27 UTC 9 years ago
Но вѣдь отъ того, что кто-то неправильно/лукаво употребляетъ слово "покаяніе", проблема необходимости именно покаянія не исчезаетъ. Другое дѣло, что конечно, и я въ этомъ съ Вами согласенъ, необходимо открывать правду о томъ, что было, чтобы люди понимали - почему это покаяніе необходимо.
Но мнѣ кажется, что часто этотъ этапъ пропускаютъ, подразумевая, что "всѣ всё знаютъ". И думаю, что многіе и правда знаютъ, но только лукавятъ передъ собой и другими. Информаціи сейчасъ предостаточно, проблема въ уходѣ отъ отвѣтственности и отсутствіи желанія что-то измѣнить. "Кто старое помянетъ, тому глазъ вонъ", примѣрно такая позиція въ обществѣ.
enzel
April 6 2010, 09:47:43 UTC 9 years ago
orthoved
April 6 2010, 10:05:12 UTC 9 years ago
Такъ было непосредственное участіе - всѣ (говорю о большинствеѣ тогда жившихъ) вмѣстѣ строили всесоюзный концлагерь. Каждый внёсъ свою лѣпту.
Даже на свѣтскомъ уровнѣ это понимается какъ зло.
enzel
April 6 2010, 10:07:58 UTC 9 years ago
orthoved
April 6 2010, 14:40:23 UTC 9 years ago
СССР закончилъ своё существованіе всё же не 70, а 19 лѣтъ назадъ.
Я понимаю Вашу мысль. Хотя и не соглашусь съ такимъ упрощеніемъ. Но естественно я смотрю со своей, религіозной точки зрѣнія, и считаю, что такія понятія какъ "покаяніе" даже если и не вполнѣ понимаются секулярнымъ сознаніемъ современнаго человѣка, всё равно отзываются на уровнѣ подсознанія, на уровнѣ 1000 лѣтней генетической памяти. Человѣкъ можетъ не принимать разговоры о покаяніи на уровнѣ сознанія, онъ можетъ спорить, не считать себя отвѣтственнымъ и пр. Но всё же "душа человѣческая по природѣ христіанка" (Тертулліанъ), а значитъ когда-то да ёкнетъ внутри...
enzel
April 7 2010, 12:31:28 UTC 9 years ago
orthoved
April 7 2010, 18:29:22 UTC 9 years ago
Такъ совѣтоидный режимъ не допуститъ существованія такого движенія. Оно для нихъ смерти подобно.
Поэтому всѣ надежды на будущія перемѣны, какими бы суровыми онѣ не показались...
enzel
April 6 2010, 10:04:20 UTC 9 years ago
rezuhin
April 5 2010, 21:51:31 UTC 9 years ago
Любого кому пришлось пожить в т.н.СССР-е можно квалифицировать как жертву окупационного режима.И если кто-то оказался способен отказаться от советской самоидентификации, то смешно требовать от него еще и покояния - немного не по адресу.
Или другой вопрос например - можно ли считать себя виновным за то что являешся "гражданином" РФ и не пора ли
покаяться?
orthoved
April 5 2010, 23:26:11 UTC 9 years ago
Любого кому пришлось пожить в т.н.СССР-е можно квалифицировать как жертву окупационного режима.
А кто былъ оккупантомъ для всехъ тѣхъ, кому пришлось пожить въ СССР?
смешно требовать от него еще и покояния
Русское слово "покаяніе" - это аналогъ греческаго слова "метанойя", и означаетъ буквально "осознаніе, измѣненіе образа мыслей и жизни". Т.е. для того, чтобы сойти съ ошибочнаго пути въ жизни, напримѣръ отказаться отъ совѣтской самоидентификаціи, необходимо осознать необходимость исправленія ошибокъ и перемѣнить образъ мысли и жизни. Что Вы въ этомъ находите смѣшного?
Или другой вопрос например - можно ли считать себя виновным за то что являешся "гражданином" РФ и не пора ли
покаяться?
Я про совѣтское гражданство ничего не говорилъ, это не по темѣ.
rezuhin
April 6 2010, 01:49:02 UTC 9 years ago
Ну это тоже не по теме:)
А если серьезно, то решать что по теме, а что нет это привелегия хозяина журнала и если вопрос не нравится - никто ведь не заставляет отвечать,не так ли?
>Что Вы въ этомъ находите смѣшного?<
Смешно уже то,что обсуждаем мы с Вами разные вещи:
греч. μετάνοια, букв. «после ума», «переосмысление»(больше похоже на то о чем говорит г-н Enzel чем на Ваше значение покаяния).
В мезоамериканских шаманских традициях метанойя соответствует состоянию остановки мира. Отказ от личности.
В буддизме метанойя это состояние просветления.
В индуизме и йоге метанойя соответствует Дхьяне, одной из ступеней самадхи - хотите обсудить?Думаю Вам будет не очень неинтересно.
Поэтому предлагаю принять за исходное светское значение слова - признание своей вины в чем-либо, обычно с просьбой о прощении.
С Вашего разрешения еще одна цитата,этимология покаяния:
Происходит от праслав. формы, от которой в числе прочего произошли: ст.-слав. каѭ сѩ, каІАти сѩ «каяться», русск. ока́ять «порицать»,чешск. kát se «каяться, раскаиваться в ч.-л.», польск. kajać się. Связано чередованием гласных с цена́, родственно др.-инд. са́уаtē «мстит, наказывает», авест. kāу- «оплатить, каяться», čikауаt̃ «пусть он раскается, накажет, отомстит», kaēnā «наказание, месть», kаʮа- ср. р. «воздаяние, уплата», греч. τίνω, гомер. τί̄νω (*τίνω) «плачу, каюсь», ποινή «покаяние, наказание».
http://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%BA%D0%B0%D1%8F%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F
orthoved
April 6 2010, 09:33:16 UTC 9 years ago
решать что по теме, а что нет это привелегия хозяина журнала
Вы меня процитировали, поэтому я Вамъ и отвѣтилъ.
makc_111
April 6 2010, 14:31:44 UTC 9 years ago