Сергей Сергеевич Каринский (enzel) wrote,
Сергей Сергеевич Каринский
enzel

Category:
ОДНОСТОРОННИЕ УВЛЕЧЕНИЯ. КАЗУС Л.ТОЛСТОГО

1.
Являясь регулярным и, смею надеяться, благодарным читателем ЖЖ Д.Галковского, посильным участником дискуссий в нем на протяжении уже довольно долгого времени, хочу поделиться соображением, с одной стороны довольно очевидным, но при этом как-то игнорируемым в пылу увлечения другими объяснительными возможностями.
Когда мы обращаемся к истокам и причинам русской катастрофы ХХ в., ее предпосылкам, мы ни в коей мере не должны отказываться и от линии критики русской души, русской ментальности, русской религиозности, завещанной нам такими мыслителями как Достоевский, Леонтьев, В.Соловьев и Розанов и продолженной авторами "Вех" и вышедшей из нее пореволюционной, главным образом эмигрантской, мыслью. Да, мы были перекормлены этими откровениями еще в эпоху "самиздата", этими "русскими идеями", "антиномиями", "разрывами" и "срывами", но без учета отраженных ими объективных явлений русской духовной истории нечего и думать разобраться в подоплеке случившегося - одними "инородцами" и британской агентурой ВСЕГО не объяснить никогда. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на гигантскую фигуру русского аристократа гр. Л.Толстого, "властителя дум" нескольких предреволюционных поколений русской читающей публики, одного из "двух царей", правящих Россией. Его вклад а расшатывание устоев, в "смущение умов" был совершенно грандиозным и не шедшим в сравнение с убогой деятельностью левых агитаторов. Откуда это, что отражает, какой глубинный недуг?.. Так что, будем помнить и о том, что среди самых что ни на есть русских было все далеко не так благополучно, как нам хотелось бы видеть.

2.
Кем же считать гр. Л.Н.Толстого - русским или уже "советским" (точнее - протосоветским)? Разумеется - русским, но с существеннейшим уточнением: русским диссидентом (и в этом качестве зачисленным советскими в разряд своих "предтеч", наряду со многими другими русскими диссидентами). Да, среди русских всегда были диссиденты, целая их вереница прошла через два века европейской истории России. Но в гигантской фигуре Л.Толстого этот тип русского нашел свое кульминационное выражение. Грандиозность и трагичность его заблуждения была подстать масштабу его личности. Ущерб, нанесенный им русской политической, общественной, нравственной жизни, был огромен, что со всей отчетливостью и проявилось спустя всего несколько лет после его смерти и что было сразу же признано наиболее честными представителями русской интеллигенции. Беда России была в том, что на другой стороне в тот момент не нашлось фигуры подстать яснополянскому еретику. Трудно было не поддаться честности его мысли, силе дара и обаянию личности - многие соблазнились. Но тем большее уважение тем, кто не поддался, выстоял, сохранил независимость суждения, трезвость оценки и сознание долга, не имея за спиной авторитета подобной мощи.
Tags: история
Могу посоветовать Чаадаева http://www.philosophy.ru/library/chaad/lettr/chaad1.html
и
И. А. Кириллов. Третий Рим. М., 1996 /В Сети не нашёл/

Да и, кнечно же, пророческую книгу Салтыкова-Щедрина "История одного города"
Спасибо. Разумеется. Беда только в том, что сейчас, увлекшись объяснительными моделями в духе Галковского (совершенно необходимыми и уместными, надо заметить, но не отменяющими старой критики), люди просто игнорируют то наследие и не в состоянии понять, то, что оно отражает. Галковский явился как реакция на чрезмерный крен в сторону метафизических, метаисторических, психологических трактовок русской ктатастрофы - в ущерб более технологическим, социал-дарвинистским (если не считать за таковые набившую оскомину "жидомасонскую" тему). Но теперь люди через заигрались, и забыли, что пациент не был настолько здоров, чтобы легко и некритично принимать на веру версию, что он был просто внезапно заколот предательским кинжалом.
Здесь палка о двух концах:

- историю делают, конкретные, люди;
- предпослыки событий лежат в предшествующих событиях, истории.

Если говорить о версии "жидомасонского", германского или английского заговоров, то появляется надежда, на скорое политическое решение проблемы.

А если исходить, из того, что самосознание русских расплывчато, как ни у какой другой нации, неопределенности целей национально эволюции, то срау становится понятно, что быстрых решений нет и не будет.

Потребуется длительная терапия, от экспорта западных наработок, до серьезных и кропотливых работ по сохранению и возрождению национальной культуры. К примеру, Пушкин на полке, это хорошо, а 8-ой класс пишуший сочинение онегинской строфой совсем иное. и т.д. и т.п.-))
Я ответил Вам на эту реплику, но потом поместил этот ответ в виде нового поста.
После "Вех" было продолжение, вторая книга - "Из Глубины", там представлен ряд мнений. В том числе и критика ряда статей в "Вехах". Л.Толстой был близок анархизму, антигосударственник. Критика Л. Толстого изложена Бердяевым в "Духах русской революции". У Бердяева много статей на тему "русской ментальности", в том числе у него есть и нелицеприятные высказывания. Бердяев был марксиствующий философ.
Питирим Сорокин писал. А вот критику Леонтьева я не помню. Вообще-то, он конечно, критиковал, наш "русский Ницше", но другие идеи.
Розанов достаточно много написал, и явно Александр Исаевич Солженицын почитывал его статьи, видно по его публицистике. А "британской агентурой" уж точно не объяснишь, почему союзная держава, да еще в войну, предала Британию. А немецкой - вполне, да и документы есть.
Леонтьев? А как же критика всех подражательных европеистов, "человеков в сюртуках"? Он еще всех русских писателей критиковал, кроме Толстого и Маркевича, за окарикатуривание русской аристократии. Просто он был правее всех - от него ведь и Достоевскому доставалось.