«Тонышев надеялся, что освободившиеся с победой огромные силы союзников тотчас свергнут в России большевиков. Но эта надежда очень скоро ослабела, потом совершенно исчезла. Вначале русские дипломаты и политические деятели, со всех сторон съезжавшиеся в Париж, предполагали, что как-нибудь, хотя бы не на основе полного равноправия, они будут привлечены к участию в мирной конференции и в предварительных совещаниях. Но понемногу выяснилось, что об этом и речи нет. Не очень думали вожди союзников и о свержении советского строя вооруженной силой. О Клемансо и Ллойд-Джордже говорили, что они терпеть не могут Россию. О Вильсоне стали говорить, что он имеет симпатии к большевикам и желал бы устроить где-либо мирное совещание между ними и их русскими противниками. Американского президента газеты еще называли светочем человечества, но жар их в этой оценке заметно уменьшался во всех странах.
- Нет, ничего они для нас не сделают, хотя Россия потеряла в войне, верно, в двадцать раз больше людей, чем Соединенные Штаты! - с горечью говорил Тонышев.
Изредка у наиболее известных русских дипломатов союзники, без большого интереса, еще о чем-то вежливо осведомлялись. Но, видимо, были очень довольны, что Россия к переговорам не привлечена, что она больше никому не нужна, что ей ничего не нужно отдавать из плодов победы, - вполне с нее достаточно того, что отменен Брестский договор.
В посольстве на улице Гренелль Тонышев беспрестанно встречал старых и более новых политических деятелей, - в душе предпочитал первых, если они не были уж совершенными зубрами. Новые его несколько раздражали: "Все они только себя считают людьми будущего или даже настоящего, а с представителями старого строя разговаривают разве по доброте и снисходительности. Забавно, что они называют большевиков "захватчиками" и "узурпаторами". А кто же были они сами? В феврале был такой же захват власти, как в октябре. Так Тушинский вор приказывал драть кнутом всех следующих Лжедмитриев", - раздраженно думал Тонышев. Впрочем, теперь его раздражало почти всё. <…> Раздражало его торжество "всевозможных Бенешей". "Бенеши" с необычайной быстротой появились и на территориях Российской Империи. Объявили эти территории независимыми, приезжали в Париж с большими деньгами, устраивали приемы для печати, и их встречали гораздо лучше, чем прежних русских послов.
- Все торчали в приемных немецких министров и генералов, когда у тех дела шли хорошо. А теперь из Берлина кружным путем приехали в Париж и торчат в приемных союзных министров! И совершенно забыли, что были когда-то в России членами Думы или Временного правительства, или же занимались мирно кто адвокатурой, кто службой, кто коммерцией, ни минуты и не думая об отделении своих стран! - говорил он жене.
Нина Анатольевна с ним соглашалась, но не так гневно. Ее забавляли фамилии министров и делегатов новых стран.
- Послушай только, - говорила она, отрываясь от газеты: - Топчибашев, Мехмандаров, Мейровиц, Поска, Сабахтарашвили! А по имени одного зовут Али-Мардан-бек! <...>
Поездка Буллита и предложение союзников русским встретиться с
большевиками на Принкипо привели Алексея Алексеевича в совершенное бешенство. Тут он сходился со всеми русскими политическими деятелями, и старыми и новыми.
- Замечательный психолог ваш Вильсон! - сказал он в сердцах старому знакомому, нейтральному дипломату. - Хороша была бы встреча! Я первый вцепился бы в горло этим господам!
- Но что же вы предлагаете? - спросил дипломат с недоумением. Он никак не представлял себе, чтобы Тонышев мог вцепиться в горло кому бы то ни было.
- Я предлагаю то единственное, что может предложить разумный человек: союзные правители, в помощь Деникину и Колчаку, должны предписать маршалу Фошу двинуть войска против большевиков. И еще лучше, предписать это сделать немцам: они у нас большевиков посадили, пусть они их и свергают. И, поверьте, большевики трясутся от ужаса: только этого они и боятся.
- Да ведь это невозможно!.. А если все вы, les ci-devant (бывшие – С.К.), так думаете, то я не сомневаюсь, что союзники будут очень рады: они только и хотят, чтобы вы отклонили их предложение.
-- Может быть, они будут рады не очень долго, - ответил Алексей
Алексеевич.» (М.Алданов. Самоубийство. Часть восьмая, гл. V. - http://az.lib.ru/a/aldanow_m_a/text_0090.shtml)
Момент истины.
dvoynik_nikolay
March 7 2012, 18:02:09 UTC 7 years ago Edited: March 7 2012, 18:04:07 UTC
И один вопрос - а как же Версаль? - сводит всю его высокопарную аргументацию к нулю.
Re: Момент истины.
enzel
March 7 2012, 18:24:59 UTC 7 years ago
Re: Момент истины.
dvoynik_nikolay
March 7 2012, 19:02:18 UTC 7 years ago
Re: Момент истины.
enzel
March 7 2012, 19:27:56 UTC 7 years ago
Re: Момент истины.
dvoynik_nikolay
March 7 2012, 19:48:26 UTC 7 years ago
Из письма В.К.А.М. своему брату В.К. Николаю Михайловичу:
"...и вопрос стоит так: или сидеть сложа руки и ждать гибели и позора России, или спасать Россию, приняв героические меры", которое приводит Мультатули.
Очевидно, Александр Михайлович видел спасение России уже в отстранении Николая II, так как эти строки написаны после холодного отказа Государя по поводу министерства и Александры Федоровны.
Az Nevtelen
March 7 2012, 20:32:23 UTC 7 years ago
Р.Р. фон Раупах. Facies Hippocratica. М., 2007. с. 288
Так что союзники - союзниками, но и сами хороши.
enzel
March 8 2012, 06:01:45 UTC 7 years ago
Az Nevtelen
March 9 2012, 08:49:01 UTC 7 years ago
Насчет большевизма - не знаю, по-моему Раупаху был в чем-то симпатичен А. Хитлер:)
Название романа Алданова конечно говорящее: лозунги В Берлин через Константинополь и призывы расчленить Германию на княжества - привели к Брестскому миру и переезду в Константинополь в качестве беженцев (кажется, генералу Слащеву предложили заняться индюководством - немудрено, что он вернулся в Россию).
enzel
March 9 2012, 14:39:27 UTC 7 years ago
Насчёт не большевизма, а национал-большевизма. Именно из-за своих национал-социалистических симпатий и германофильства Раупах хотел увидеть нечто подобное и в сталинизме, чему очень помогали книжки сменовеховцев, евразийцев, национал-б-ков, одним из коих был невозвращенец Дмитриевский, весьма влиятельный в русской эмиграции в то время (скорее всего, агент ГПУ, выполнявший спецзадание).
Алданов назвал свой последний роман так по ряду причин. Тема самоубийства его всегда интересовала как таковая, его герои и раньше кончали с собой. Но тут, конечно, более глубокий смыл: к самоубийству, по Алданову, шла вся старая Европа в лице прежде всего трёх империй.
А насчёт лозунгов - нормальная госпропаганда. Просто у России враг был посерьёзнее, чем даже Германия. Этого, впрочем, Алданов ещё не понимал.
Az Nevtelen
March 9 2012, 15:29:15 UTC 7 years ago
Во всяком случае, неумная пропаганда, в частности, разговоры про 200 (или 300) лет немецкого ига и славянофильские фантазии (помнится, князь Мещерский, после поездки в Болгарию, усомнился в славянстве русских:) - по-моему, это ни к чему хорошему привести и не могло.
И о врагах.
Забытый при Советах (благо Струве и Гессен, кои его читали, оказались за пределами России) немецкий профессор Ганс Дельбрюк еще в 1908, после прочтения газеты "Русский Инвалид" (да, идиоты, мнящие себя геополитиками - были в России и тогда), предупреждал о том, что дело идет к войне, и что Россия возьмет британские деньги и выступит на стороне Англии и Франции, причем в выигрыше от войны окажется Англия. Другой немец, русский барон Р.Р. Розен, пытался предотвратить войну; мало того, в 1917 он призывал к международной мирной конференции (с участием стран Антанты, России, США и Центрального блока), указывая на опасность разрастания анархии в России - представьте себе, его не слушали, обвиняли в германофильстве, и ему пришлось печататься у Горького - другие не давали ему слова.
enzel
March 9 2012, 16:36:30 UTC 7 years ago
Az Nevtelen
March 9 2012, 17:32:53 UTC 7 years ago Edited: March 10 2012, 14:20:47 UTC
Если интересно - ru-history.livejournal.com/3374854.html - книга посвящена Вальтеру Николаи и содержит фрагменты из его воспоминаний, весьма любопытно. По его утверждению, абсолютно беспочвенны попытки объяснить провалы России в 1914, в начале войны, действиями немецких шпионов в русских верхах; по его словам, в России активно действовала британская разведка.
Deleted comment
Az Nevtelen
March 12 2012, 08:45:06 UTC 7 years ago
Deleted comment
enzel
March 12 2012, 12:48:05 UTC 7 years ago
Deleted comment
enzel
March 12 2012, 14:22:45 UTC 7 years ago
Deleted comment
enzel
March 12 2012, 14:50:24 UTC 7 years ago
Deleted comment
Az Nevtelen
March 12 2012, 21:04:08 UTC 7 years ago
Что касается французов, то если у них было немного желания умирать за Францию (народ прятался от мобилизации по военным заводам, на фронте перевес был в пользу французов - однако только ценой крови "белых сенегальцев"-русских немцы не взяли Париж в первые месяцы войны), то неужели они бы лезли воевать за Россию?
Deleted comment
Az Nevtelen
March 14 2012, 22:31:58 UTC 7 years ago
Az Nevtelen
March 12 2012, 21:38:29 UTC 7 years ago
Az Nevtelen
March 18 2012, 13:10:10 UTC 7 years ago
Его фантазии о плане наступления на Петроград и Москву, реализации которого помешало поражение во Франции, весьма забавны.