Сергей Сергеевич Каринский (enzel) wrote,
Сергей Сергеевич Каринский
enzel

ВТОРОСОРТНОСТЬ СОВКА
(в развитие разговора: http://razoumovskiy.livejournal.com/42359.html#comments)

Чем, собственно, плох совок? Плох он очень многим и всего не упомянешь даже. Но среди всего того, что составляет зло совка, есть вещи легко устранимые, а есть – непоправимые. К первым относится то, что подразумевается словом «санация», т.е. «очищение», осуществлению чего открыто препятствует лишь политическая воля наличного режима. В самом деле, решить вопрос с «мавзолеем», памятниками, названиями ничего ведь не стоит, это делается в порядке издания одного общего указа. И, конечно, буде это сделано, жить стало бы и лучше, и веселее. И ради уже одной этой цели следует бороться. Но если бы всё исчерпывалось её достижением и зависело только от самой власти...

Главное зло совка в другом. Оно – в глубокой и закоренелой человеческой деградации. В двух словах она сводится к исчезновению первого сорта. Исчезновение это в начале советского режима носило характер механического истребления, а позднее – невоспроизводства, ибо структуры, производящие первый сорт были уничтожены вместе с самим первосортным "материалом". И случилось всё это так уже давно, что нынешние обитатели РФ даже не понимают, о чём речь. Не понимают, каков был уровень высшего и среднего образования, что представляли собой офицеры, чиновники, профессора, весь культурный слой в целом по сравнению с их советскими суррогатами.

Это отсутствие качества вкупе с неосознанием/отрицанием самого этого факта и есть главное и, по-видимому, необратимое последствие того, что было названо в своё время Ф.А.Степуном «антропологической катастрофой». Место первого сорта занял в лучшем случае второй, каковой и считают первым – второсортность, ставшая нормой. Понятно, что по отношению к советскому «первому» существует и советский же «второй», т.е. по настоящей шкале – «третий». Также понятно, что старый «первый» предполагал над собой и «высший», каковой вследствие его штучности мы даже и не рассматриваем, как социологически не значимый, хотя и отдаём себе отчёт в его уникальной культурообразующей роли.

Замечу, что, ни в коей мере не претендуя на изображение картины социальной структуры советского общества, ни раннего, ни позднего, я лишь указываю на то, что в этой структуре изначально и планово отсутствует, на значимое зияние, так сказать. В конечном счёте именно по причине принципиального отсутствия в советском обществе слоя людей первого сорта на соответствующих позициях оно обречено на стагнацию и тупик, в котором сейчас пребывает и его прямое продолжение – путинская РФ.

Конечно, хотелось бы, чтобы эти грустные размышления могли навести на какой-то практический вывод, указать выход из тупика... Не замахиваясь пока на такую задачу, отметим лишь, как очевидное, что именно сама эта изначальная, «нормативная», второсортность советских людей, составляющих подавляющую часть населения РФ, и является главным препятствием для того, чтобы сделать хотя бы то простое и первоочередное, что сделать действительно можно и нужно – очиститься от советских напластований, при посильном восстановлении утраченного русского наследия.
Tags: contra sovok, меритократия, социология
Должен сказать, что не в первый раз вы выражаете письменно и законченно все то, что витает в воздухе. Все абсолютно так.
Очень красиво!
Спасибо.

И подумалось, что может зря вы так уж много сил уделяете первому абзацу - санации. Не под силу это кучке маргиналов - отмыть нацию. Да и вообще нужно ли распыляться удовольствием "борьбы против". И совсем другое дело созидательный ясный дух поста в целом.
Все правильно. Сверхзадача -- сделать так, чтобы люди нутром не принимали советское, коммунистическое, большевицкое, ленинское, троцкисткое, сталинское и брежневское (и все их зарубежные изводы -- титоизмы, маоизмы, фиделизмы, чавесизмы и т.д.). Так было в Прибалтике, в странах восточной Европы -- поэтому так легко они это сбросили, просто как чужеродную шелуху.
Чтобы любили СВОЕ, а не плевали на него. Обычно это дает семья. У нас семья разрушена особым, коварным образом.
Генетики до сих пор спорят, зачем нужны в человеческом обществе старики. У других видов животных нет такого количества репродуктивно непродуктивных особей. Большинство считает, что это важно для передачи значимого, важного опыта. Приводят примеры, когда столетний старец на острове после наводнения редкой силы, объяснил сородичам, чем заместить обычную еду -- и племя выжило.
Большевики уничтожили не только генофонд, но и носителей опыта -- некому стало прививать традицию. И внедрили выдуманные традиции -- свои праздники.
Меня очень тревожило долгое время внутренне неслучайная календарная праздничная система, когда государственные праздники приходятся на пост (а мы наверное единственная страна бывшего христианского мира, где пост по-настоящему до сих пор значим). Но "народ" как же радуется этим новым годам, женским и мужским дням... И я сам, теоретически мог бы запретить в своей фирме корпоративы в пост, а практически -- бессилен. И вот, мы православные, на этих корпоративах подходим друг к другу с бокалом шампанского, шепчем друг другу, что все это понарошку -- и растворяемся в веселящейся толпе.
Нужно что-то, что могло бы заменить этих все-таки незаменимых культурных бабушек и дедушек.
Что касается инициатив власти, нужно их всячески поддерживать, если они направлены на возрождение традиции. Не говорить, что Семеновский, Измайловский и Преображенский полки не нужны нам сейчас... Посмотрите, сколько последние кадеты сделали для воспитания будущих офицеров в суворовских училищах -- просто по кадетским сайтам походите... Уверен, что пусть не во всех, но во многих ребят семена традиции русской императорской армии были посеяны. Ради Бога, простите за длинный пост-поток сознания...
Возможно, что восстановление полков, каким бы советско-уродским оно не было, всё же может стать более полезным шагом, чем перезахоронение несчастных Деникина и Ильина, хотя бы реанимацией самих этих подмосковных названий, от которых веет началом славных дел Петра.
Когда разворовывали и разрушали хозяйство в 90-е и далее, говорили, что разрушают советское, а разворовывали и разрушали национальное.
Армия нужна. Она не советская и не кадетская, не красная и не белая, а национальная, государственная. В эту уродливую эпоху по инерции строится она на советских принципах, оставшихся в наследство от эпохи. Если элитным воинским частям будут присвоены элитные исторические названия, будет хорошо. Появятся музеи, станут возрождаться традиции, добавится благородства офицерам.
На западе элитные названия носят части современные, получившие их по традиции в целях сохранения этой самой традиции.
Так и с суворовскими училищами было. Как шельмовали кадет, которые пошли на сотрудничество с постсоветской Россией! И ведь были во многом правы... Но когда видишь, сколько они идейно дали этим возрожденным кадетским корпусам! И в военные училища поступают ребята, уже впитавшие в себя капельку традиций Императорской армии.
По перезахоронению Деникина и Ильина совершенно с Вами согласен, хотя не знаю, было бы кому там ухаживать за этими могилами...
В начале 00-х был в Царицыне в тамошнем краеведческом музее. В разделе гражданской войны, посвященном белым был выставлен экспонат: деталь от пояса домашнего халата Антон Иваныча! -- родственники передали! Не хватало зубочистки и резинки от т...
Да не будет ничего хорошего, помилуйте. Получится как в "Айболите 66": - "Граждане, если вы увидите Брамалея, который решил делать добрые дела, немедленно остановите его!". Сначала смена власти и элиты, а потом уже и Измайловский вам, и Препображенский...
Добрый вечер! По вопросу смены власти и элиты мои взгляды совпадают со статьей безвременно ушедшего журналиста на Вашем сайте: ожидание чуда (приход лидера, просветление в головах и т. д.). Пути Господни неисповедимы. К нынешнему бюрократическому режиму я отношусь крайне отрицательно, но революция сейчас погубит страну, а эволюция дело медленное...
Зачем оставлять армию целиком во власти советских традиций? Ведь мы, граждане, на нее отдаем свои деньги в виде налогов. На наши деньги она содержится.
Доклад Путина -- сборная солянка, не сам же он его писал. Те, кто готовил, вставили туда целый блок вопросов: история России началась не с 17, и даже (для баранов в зале) не с 1991; воссозданы историческое, военно-историческое и географические общества, нужно возродить память о великой войне (пишу по памяти, не сверяясь со стенограммой). И в этом контексте была озвучена идея о полках.
Меня в большей степени тревожит подчиненность армии доставшейся ей по наследству советской традиции, чем конкретные пути возрождения традиций Императорской Армии. Слабыми струйками эти традиции все же прорываются туда. Чем сильнее будет это веяние, тем лучше. Хотя, понятно, бармалейные лапы могут все даже самое чистое испоганить...
Так и я не против, а очень даже за то, чтобы в советское болото проникали чистые русские родниковые воды. Только вопрос: а кто кого? В одном из комментариев в последнем посте у нашей общей френдессы Ю. приведено очень хорошее сравнение с гнилыми и свежими яблоками...
Я бы вообще не стал поднимать вопрос об этих полках, не имея никакого отношения ни к армии, ни к администрации. Интересуясь связями 7-го Уланского Ольвиопольского полка с Испанией, увидел, что существующие сегодня за границей полки-побратимы бывших полков Императорской Армии -- совсем не те кавалерийские, пехотные и артиллерийские полки, которые были раньше, а ультрасовременные части, которые являются носителями имени и традиции этих частей. По аналогии имеется теоретическая возможность возрождения наших славных традиций через передачу названий лейб-гвардейских полков элитным частям российской армии в противовес театральной военно-исторической реконструкции, не имеющей никакого отношения к современной армии, обороне. Это один из вариантов для обсуждения и критики, не более. Никакого скрытого подтекста здесь нет.
Очень трудно не согласиться с тезисом об отсутствии структуры, из соответствующего человеческого материала, производящей первый сорт. Но для появления такой структуры необходимы длительная селекция и воспитание, и благоприятствующие этому условия, что противоречит ранее высказанной Вами идее о необходимости жесткой санации и принудительном лечении больного общества. Признание и утверждение ценности иерархического устройства возможно только в обществе, имеющем понятие о чести и достоинстве, внешняя оккупация этому вряд ли способствует.
Таких иллюзий о возрождении даже я не питаю - поезд ушёл, причём поезд мировой. А вот привести себя в элементарный порядок, почиститься, убрать мусор - вполне возможно.
Один автор "Серебряного века" сетовал как раз на отсутствие второго сорта в русской культуре. Буквально такими словами. Мысль была - дословно не помню - в том, что русские могут делать ослепительные шедевры, либо дрянь третьесортную - штамповать нормальные романы, водевили и т.д. не получается. Я чувствую смутную параллель с Вашей мыслью: кажется, соввласть только усилила проблему до гуманитарной кататрофы, но не родила её.
"Нормальная наука", конечно, есть и есть нормальные учёные. Я, напр., недавно наконец прочитал "Academica" Цицерона с замечательно богатым комментарием Сокольской, но это всегда так: кто-нибудь знающий издаёт одну - хотелось бы, чтоб первую из серии - книгу и дело на этом глохнет. Лет пять назад Брагинская давала очень грустное интервью на эту тему. Именно что "не растёт", так это среда и конвейер: только штучные удачи на невыносимо унылом фоне.
В русской лит-ре был немалый второсортный слой, до нас почти не дошедший. Теперь вот и кажется, что его не было. Я бы с удовольствием почитал романы Б.Маркевича или кн. В.Мещерского - не переиздают, а аутентичные издания антикварно-дороги. Но это писатели с правой стороны. Слева их было куда больше.
Ну вот Кузмину - по-моему, это его ремарка - то, что Вы называете вторым, казалось третьим. В таком случае падение, действительно, до дна.:)
Причём, эта деградация продолжает расти и вширь, и вглубь.

Это пародоксально - живём много лучше, чем при Брежневе, и много хуже одновременно. А при Брежневе - было тоже самое, чем при Сталине.

А при Сталине - тоже, чем при Ленине.

А вот сравнивать 1918 и 1916 не хочется, просто страшно, обидно, ощущение, что предали, кинули, обманули, какое-то смутное ощущение боли, больно, но не физичестки, а вот саднит внутри.
Нечто подобное было у русских эмигрантов - они прекрасно беседовали о том, что было до 17 года и о том, что было после 17 года, но не о самом 17 годе.
Ю.Пивоваров так высказался в НГ: СССР «вычитывается» из русской истории, это ее продукт. Другое дело, что он не был железно запрограммирован. Вообще нет никаких исторических законов (тенденции, закономерности, но — не законы). История — процесс открытый, потому что человек — существо со свободной волей. СССР мог быть, а мог и не быть. Продукт в целом получился катастрофический. И Советский Союз продолжает жить. Он живет в нас. Перефразируя известные слова, СССР не ушел в прошлое, он растворился в будущем. И даже мы — люди либеральных взглядов — советские. Когда Брежнев сказал, что советский народ — новая историческая общность, он был абсолютно прав.

enzel

December 18 2012, 10:06:12 UTC 6 years ago Edited:  December 18 2012, 10:10:28 UTC

Тип его взглядов известен. Я бы назвал его "кающимся совком". Это не самый плохой вариант для советского человека, точнее - один из лучших. Дальше уже устойчивый противосовок, т.е. собственно русский исторический патриот. Хотя нет, до него будет ещё сомневающийся и оговаривающийся русский исторический патриот, в стиле А.Б.Зубова.