Одиннадцатого грядущего июля (а не июня, как написано в русской Википедии) всё прогрессивное и примкнувшее к нему человечество будет отмечать девяностолетие со дня рождения того, кого оно давно уже знает под именем Ричарда Эдгара Пайпса. Для тех, кто не входит ни в одну из упомянутых выше частей человеческого стада, поясню, что г-н Пайпс – великий историк современности, автор десятков книг и тысяч статей по истории России и СССР, профессор, академик, политолог, советолог, советник, эксперт и прочая, и прочая, и прочая. Воздействие трудов и взглядов г-на Пайпса на современность трудно, точнее невозможно, переоценить. Достаточно сказать, что лучшая на сегодня обобщающая работа по советскому периоду, «История России ХХ века» под ред. проф. А.Б.Зубова, написана под существенным влиянием и при непосредственном участии г-на Пайпса. Но говорить о Пайпсе-историке – не моя задача, на эту тему недостатка в материалах нет и не будет. Я бы хотел осветить лишь несколько малоизвестных эпизодов его биографии.
Для начала установим исходное имя юбиляра – Рышард Пепес (Ryszard Piepes). Так он прозывался от рождения на протяжении по крайней мере шестнадцати лет до переселения в САСШ и обретения американского гражданства. Как можно видеть, имя это польское, ибо Рышард родился в 1923 г. в городе Чешин (Cieszyn), что в отошедшей к Первой Польской Республике части австрийской Силезии. Родился же он, как поясняет источник, «в еврейской ассимилированной семье». Что значит «ассимилированной»? Это значит, что она, эта семья, не считала себя принадлежащей к еврейству, но считала польской. И это не слова. Дело в том, что отец юбиляра, Марек Пепес, был участником Польских Легионов, т.е. добровольческих военных образований, созданных по инициативе австро-польских политиков, прежде всего Ю.Пилсудского, в начале Великой войны в качестве вспомогательной силы для регулярной австро-венгерской армии. Набирались легионеры в основном из среды польских скаутов, так что, скорее всего, Марек был одним из них.
Затем Марек становится кондитерским фабрикантом – вступает в право наследства или же получает фабрику в приданое, женившись на Зофье Хаскельберг. По всей видимости, дела у чешинских кондитеров идут неплохо. Они живут в Варшаве – там проходят детство и отрочество Рышарда. Но, к сожалению, международная обстановка сгущается. Когда начинается германо-польская война, мудрый и дальновидный Марек решает, что оставаться под немцами, несмотря на всю семейную ассимилированность, было бы неразумно. Что делает этот человек? Немного-немало – достаёт фальшивые паспорта какой-то южноамериканской страны. Что происходит потом? Разумеется, бегство из Польши. Но вот какое и куда? Я раньше думал, что семья Пепесов проследовала, как и многие польские беженцы, включая правительство, через польско-румынскую границу в Карпатах, до того, как она была отрезана войсками восточного партнёра Гитлера. Оказывается, ничего подобного. Семья Пепесов устремляется... в Германию! В октябре 1939 г., имея на руках фальшивые паспорта некоего южноамериканского государства, они смело садятся в немецкий воинский эшелон (!) и пересекают б. германскую границу. Далее они два дня едут через Германию до Италии, где задерживаются на семь месяцев, а оттуда уже плывут в Америку, но только, разумеется, не Южную. Оказавшись в 1940 г. на земле САСШ, Пепесы начинают совсем новую жизнь, что находит выражение и в превращении их в Пайпсов (Pipes).
Ещё одна небольшая подробность – о выборе уже Ричардом Пайпсом карьеры русиста. По окончании колледжа в 1943 г. Пайпс поступил в американские ВВС, что давало перспективу быстрой натурализации. Его, как уже знающего три языка, определили на курсы изучения четвёртого, русского (он им не владел вовсе, как и не имел никакого интереса к России) для последующей отправки на аэродром близ Полтавы, куда после пролёта над Германией садились для заправки и загрузки американские бомбардировщики (так называемые «челночные бомбардировки»). Командировка эта по причине изменения политической обстановки не состоялась, но Пайпс был таким случайным образом поставлен на русскую колею, по которой он покатился и дальше, поступив после войны в Гарвард и избрав специализацию русиста. Катится он по ней и по сей день.
Эти факты, как и многие другие, изложены в автобиографии Р.Пайпса “Vixi” (2003, русский перевод: http://msps.su/files/2010/12/Wer-Pipes.pdf), а также в пространном радио-интервью, приуроченном к выходу этой книги: http://www.booknotes.org/Watch/179455-1/Richard+Pipes.aspx. (В этом интервью он, между прочим, говорит о себе: "I am born in Poland. I was raised in Poland. And I feel, in some respects, still a Pole".)
yu_sinilga
May 25 2013, 17:38:54 UTC 6 years ago
Тут же вспомнились другие "наши люди": старуха Оллбрайт и древний пан Бжезинский. :)
enzel
May 25 2013, 17:44:12 UTC 6 years ago
yu_sinilga
May 25 2013, 18:56:14 UTC 6 years ago
evgeniy_efremov
May 25 2013, 17:43:01 UTC 6 years ago
Я тут "Большой джаз" слушаю на канале "Культура". В Вашем "джазе" тон, звукоизвлечение... Они проигрышные.
core2duo
May 26 2013, 01:35:30 UTC 6 years ago
Richard J. Evans (рекомендую всем его трилогию The Third Reich) пишет, что примерно в это же время около 10000 польских евреев уехало в Японию, визами в которую их снабдил японский консул в Варшаве. Оттуда они потом переехали в Южную Америку, на Кубу и в США.
Я чего-то не понимаю.
mathemnikiforov
May 26 2013, 09:09:11 UTC 6 years ago
А чего мэтр так на Вас взъелся-то?
Re: Я чего-то не понимаю.
enzel
May 26 2013, 09:13:06 UTC 6 years ago
Re: Я чего-то не понимаю.
mathemnikiforov
May 26 2013, 10:08:24 UTC 6 years ago
Re: Я чего-то не понимаю.
enzel
May 26 2013, 11:02:38 UTC 6 years ago
Re: Я чего-то не понимаю.
mathemnikiforov
May 26 2013, 11:20:57 UTC 6 years ago
Сегодня хотел сходить...
Еще не знаю - получится или нет.
А так - соскучился. Мэтр создал там очень приятственную атмосферу, - можно даже с дамой пойти, попить чайку ну или рюмку бургундского :) - посидеть в сторонке, о чем-то подумать.
Раньше там неофОшщист)) Шляхич всё неудачно кудахтал :) - а вроде теперь ему туда - совсем не вкайф?
Re: Я чего-то не понимаю.
_nekto
May 26 2013, 13:51:07 UTC 6 years ago
Re: Я чего-то не понимаю.
_nekto
May 26 2013, 13:51:51 UTC 6 years ago
Re: Я чего-то не понимаю.
mathemnikiforov
May 26 2013, 14:11:30 UTC 6 years ago
//Раньше там неофОшщист)) Шляхтич//
Это -йумор )). Он сам себя кем только не аттестовал -
в том числе был период "гломурного фашиста" )).
Мне, честно говоря, - по-барабану)),
но выглядело несерьезно.
Re: Я чего-то не понимаю.
_nekto
May 26 2013, 17:46:32 UTC 6 years ago Edited: May 26 2013, 17:47:23 UTC
Re: Я чего-то не понимаю.
mathemnikiforov
May 26 2013, 19:40:31 UTC 6 years ago
совершенно не в курсе. После изгнания его мэтром ...
как-то стало грустно смотреть... За полгода-год
я Шляхтичу намекал, но ведь у него был период типа "звездной болезни".
Ну мОлодежь...
evgeniy_efremov
May 26 2013, 13:55:48 UTC 6 years ago
Юбилей будет перенесён с объявленной даты. По-любому.
enzel
May 26 2013, 13:58:18 UTC 6 years ago
evgeniy_efremov
May 26 2013, 13:59:27 UTC 6 years ago
ТщательнЕе. Смотрите автобиографию.
evgeniy_efremov
May 26 2013, 16:22:30 UTC 6 years ago
Кто в теме, тот знает, что Пайпс родился 11 июля, а кто вне её...
P.S. Это на странице 32 перевода его автобиографии.
enzel
May 26 2013, 17:14:11 UTC 6 years ago Edited: May 26 2013, 18:58:55 UTC
Исправил. Полтора месяца ещё на подготовку к мероприятию.
evgeniy_efremov
May 27 2013, 14:09:33 UTC 6 years ago
/Для начала установим исходное имя юбиляра/
"Piepes". Откуда присвоение этой фамилии Пайпсу? На странице 35 автобиографии он называет фамилию своего отца до своего рождения "Пайпс".
enzel
May 27 2013, 14:57:02 UTC 6 years ago
evgeniy_efremov
May 27 2013, 15:01:14 UTC 6 years ago
Я внимателен. Почему Вы игнорируете фамилию его отца, а она была "Пайпс"? И в Польше не запрещалось менять фамилии.
enzel
May 27 2013, 15:10:18 UTC 6 years ago
evgeniy_efremov
May 27 2013, 15:18:13 UTC 6 years ago
Это спекуляции.
enzel
May 27 2013, 15:20:12 UTC 6 years ago
konstanzer
May 28 2013, 07:25:38 UTC 6 years ago
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B8%D1%87%D0%B0%D1%80%D0%B4_%D0%9F%D0%B0%D0%B9%D0%BF%D1%81
"Многие западные исследователи отмечают особый характер Российского государства и его исторической эволюции. Так, Р. Пайпс пишет: «Россия принадлежит par excellence к той категории государств, которые… обычно определяют как „вотчинные“ (patrimonial). В таких государствах политическая власть мыслится и отправляется как продолжение права собственности, и властитель (властители) является одновременно сувереном государства и его собственником». Р. Пайпс считает, что самобытность правового развития России, такая его черта, как правовой нигилизм, обусловливались неразвитостью основных институтов феодализма, а «хроническое российское беззаконие, особенно в отношениях между стоящими у власти и их подчиненными, проистекает из-за отсутствия какой-либо договорной традиции, вроде той, что была заложена в Западной Европе вассалитетом» (Пайпс Р. Россия при старом режиме. — 1993. — С. 75).
— Ачкасов В. А. док. полит. наук, зав. каф. и проф. Санкт-Петербургского гос. университета"
Проистекает ли отмеченные Пайпсом "суверенность и собственность" власти в исторической России, а также "российское беззаконие" из централизованности власти в России, меры вполне оправданной ввиду огромной территории страны? Власть в донаполеновской Франции тоже была централизована, что давало ей большие преимущества в противостоянии с немецкими княжествами.
enzel
May 28 2013, 08:25:38 UTC 6 years ago
Ещё один союзник.
evgeniy_efremov
May 28 2013, 15:28:15 UTC 6 years ago
/Тут ещё можно вспомнить А.Л.Янова, вполне себе союзника Пайпса/
Важнее отрицательное значение этого царствования. Царь Иван был замечательный писатель, пожалуй даже бойкий политический мыслитель, но он не был государственный делец. Одностороннее, себялюбивое и мнительное направление его политической мысли при его нервной возбужденности лишило его практического такта, политического глазомера, чутья действительности, и, успешно предприняв завершение государственного порядка, заложенного его предками, он незаметно для себя самого кончил тем, что поколебал самые основания этого порядка. Карамзин преувеличил очень немного, поставив царствование Ивана — одно из прекраснейших по началу — по конечным его результатам наряду с монгольским игом и бедствиями удельного времени. Вражде и произволу царь жертвовал и собой, и своей династией, и государственным благом. Его можно сравнить с тем ветхозаветным слепым богатырем, который, чтобы погубить своих врагов, на самого себя повалил здание, на крыше коего эти враги сидели.
В.О.Ключевский
chudokol
May 28 2013, 16:54:16 UTC 6 years ago
semenoff
May 30 2013, 09:54:40 UTC 6 years ago Edited: May 30 2013, 10:48:14 UTC
Если Пайпс эту работу делал в рамках военно-политического заказа, еще лучше. Больше оснований ему верить, ведь за дешевые агитки в США много не заплатят.
В любом случае, почитав "лакировщиков" русской истории, потом прочесть Пайпса совсем не плохо. Мне особенно понравился период от Рюрика до смуты.
enzel
May 30 2013, 12:17:03 UTC 6 years ago
semenoff
June 6 2013, 00:43:34 UTC 6 years ago Edited: June 6 2013, 00:44:47 UTC
von_bingen
June 12 2013, 19:18:15 UTC 6 years ago
Если да, то в двух словах какие впечатления от его книг? Спасибо.
enzel
June 13 2013, 06:07:24 UTC 6 years ago
von_bingen
June 13 2013, 18:04:35 UTC 6 years ago
Я Вам про Набокова и Горького цитату так и не привела (месяца два назад было дело в комментариях). Перепроверила "Лекции по РЛ", там действительно без похвал, но в сравнительно "щадящем режиме", так что мне поэтому, наверное, запомнилось, что ВВН Г-го чуть ли не хвалил. Цитата:
"Художественный талант Горького не имеет большой ценности. Но он не лишен интереса как яркое явление русской общественной жизни".
enzel
June 13 2013, 18:32:17 UTC 6 years ago
... и приезд в Союз в пятидесятых.
evgeniy_efremov
June 1 2013, 15:57:36 UTC 6 years ago
Апрель 1957 года, из дневника "катящегося" по русской колее:
"В Москве дела обстоят значительно лучше, чем в Ленинграде: люди
лучше одеты, магазинные полки не так пусты, движение на улицах
оживленнее. А Ленинград — мертвый...
Прогуливался по улице Герцена. Увидел маленькую старую церковь,
ныне заброшенную. Заглянул в путеводитель Бедекера 1912 года.
Подошла старуха, спросила: «Какой номер искаете?».
— Хотел узнать, что это за здание.
— Это бывшая церковь.
— А как она называлась?
— Черт ее знает, — ответила со злобой. — Я этим не занималась. И
ушла...
А как они грубы по отношению друг к другу! ...
Смотрят тебе в лицо, а потом — на ботинки...
Только чиновники и люди в форме выглядят самодовольными и уве-
ренными в себе. Остальные люди мрачные, испуганные, подавлен-
ные...
С советскими историками невозможно говорить на одном языке. Они
лгут и лгут, и эта ложь рождает «слепые зоны». Они воспринимают
лишь 20 процентов реальности, а на все прочее закрывают глаза. Это
«прочее» состоит из сплошных «исключений», «пережитков прошло-
го» и так далее. Между нами как будто стена...
Если вам хочется узнать, как общество относится к своим гражданам,
посмотрите, как оно обращается со своими заключенными. Если вы
желаете выяснить, каково приходится живым, поинтересуйтесь, что
происходит с мертвыми. Я сделал и первое, и второе — и теперь знаю
ответы.
Они
необычайно
болезненно реагируют на вопросы, касающиеся
бюрократии, а также на малейшие предположения о том, что эта про-
блема в Советском Союзе вообще существует. ...
Русских оскорбляет малейшее проявление легкомыслия в вопросах,
которые здесь считаются серьезными; власть, наука и основные обще-
ственные институты в их глазах обладают святостью. Следовательно,
«ругать» их правительство — серьезная ошибка. ...
О русских историках: а) непреложно верят в
«закономерность»
; б) на
нашу «свободу» смотрят искоса; в) весьма негативно воспринимают
любые сопоставления Советского Союза с царской Россией — на быв-
шую империю похожи именно Соединенные Штаты; г) непоследова-
тельны, поскольку с уважением относятся к американской экономи-
ке. Никто не решился засмеяться, когда я, выступая в Институте исто-
рии Академии наук СССР, сказал, что мы нашли «ключ к решению
экономических проблем». Мои слова были восприняты с полнейшей
серьезностью.
Степень их веры в одну и единственную истину для нас просто непо-
стижима; они подозревают, что мы тоже знаем их правду, но пред-
почитаем отрицать ее либо по глупости, либо из-за лицемерия.
Мы мыслим, исходя из наличия свободного выбора, а они ставят во
главу угла покорность. Для них собственная страна — это большая
семья, а не партнерство с ограниченной ответственностью участни-
ков...
В последнем акте пьесы Владимира Маяковского «Клоп», которую я
смотрел в московском театре, кульминационным моментом является
сцена, где герой узнает в сидящих в зале зрителях свою семью: зажи-
гается свет, и он, выбегая в проход, восклицает: «Братцы! ... Чего ж я
один в клетке? ... Рoдимые, братцы, пожалте ко мне!» Публика в зале
нервно захихикала, а у меня даже слезы на глаза навернулись ...
Обветшалость строений и зданий в стране достигает той грани, за
которой обычная постройка перестает быть собой, превращаясь в
археологический памятник. Это уже не полуразрушенные здания —
это настоящие руины ..."
Re: ... и приезд в Союз в пятидесятых.
enzel
June 1 2013, 16:31:35 UTC 6 years ago
Re: ... и приезд в Союз в пятидесятых.
evgeniy_efremov
June 1 2013, 17:06:47 UTC 6 years ago
"Я не мог толком разобраться, что же меня так удручало, пока не прочитал много лет спустя воспоминания княгини Зинаиды Шаховской, которая приезжала в Москву приблизительно в то же время. Она писала, что, вглядываясь в лица людей на улицах Москвы, «было тщетно пытаться найти хотя бы одно лицо, определенно принадлежавшее урожденному москвичу. Вокруг был один сплошной колхоз.»