Фрагмент из романа М.А.Алданова «Начало конца» (1936), герой которого, уцелевший пока старый большевик, приезжает в Париж и заходит в кафе, где четверть века тому назад бывал ещё вместе с Лениным. Там на него находят воспоминания и размышления:
«Ошибка комбинации заключалась в том, что теория наша как-никак строилась на вере в человека, на вере в его достоинство, в возможность и необходимость его морального усовершенствования, - практика же всецело исходила из предпосылки, что человек глуп, что человек подл и что надо его – о, временно, разумеется, временно! – для успеха, ради идеи, сделать ещё более глупым и подлым. Предпосылку эту выработал Ленин, но он скрывал её от нас до поры до времени, пока не оказалось возможным начать применение выводов. Мы, когорта политического преступления, последовали за ним, как всегда за ним следовали, - он сумел воспитать в нас солдатские инстинкты и, как все полководцы, Божьей милостью, несложными способами добился нашей любви, страха и преданности.
Опыт произведён. Оказалось, что человеческая душа не выдерживает того предельного гнёта, которому мы её подвергли, - под столь безграничным давлением люди превращаются в слизь. Мы разлагали их во имя социалистического идеала, они разложились просто, без «во имя». Сами того не замечая, тоже понемногу, мы создали небывалое в мире общество. К исконному, первозданному человеческому хамству мы, первые из правителей, своего корректива не дали, убрав все другие, старые, испробованные. Случилось, однако, то, чего не предвидели и наши практики. Язва, которую они втирали в души управляемых, скоро переползла на правящих. Оказалось, что сила, всегда торжествовавшая в истории, для собственного существования, для того, чтобы не перестать быть силой, нуждается в каком-то сопротивлении окружающей среды. С уничтожением сопротивляемости подчинённых превратились в слизь и мы сами. Мы вогнали в них моральный сифилис, - они заразили им и нас, и все мы теперь развращённые, уничтоженные, искалеченные люди, потерявшие уважение и к другим, и к самим себе». (М.Алданов. Начало конца. Часть первая, гл. XI).
Тут есть спорные вещи, в первую очередь, вопрос, кто же всё-таки был заражён изначально, но в целом это верный портрет советского общества, общества-слизи, или, более благозвучно, по-французски – желе. И это всего лишь середина 30-х, впереди ещё ожидали большие свершения. Эта застарелая ослизневелость социума сыграла свою роль в конце 80-х – начале 90-х, сведя на нет открывшиеся тогда возможности, она же продолжает обусловливать и нынешнюю политическую ситуацию - в виде путинского режима, ориентированного на поддержание желеобразности общества и препятствующего формированию нормальной социальной структуры и политической динамики.
kirillovec
June 22 2013, 10:28:07 UTC 6 years ago
enzel
June 22 2013, 11:07:33 UTC 6 years ago
kirillovec
June 22 2013, 13:31:27 UTC 6 years ago
но вообще его мало популяризировали сейчасъ, это притомъ что въ свое время былъ популяренъ
enzel
June 22 2013, 13:59:11 UTC 6 years ago
yu_sinilga
June 22 2013, 12:21:38 UTC 6 years ago
semenoff
June 22 2013, 15:35:26 UTC 6 years ago Edited: June 22 2013, 15:39:35 UTC
Более интересный вопрос, автор валит всю отстветственность на Ленина, и в этом он возможно прав. Или нет? Развалилось бы все так же если бы Ленина ликвидировали до октября 1917 года? Я сам склоняюсь к тому что нет. Это был особый человек (да и человек ли?)
enzel
June 22 2013, 16:15:58 UTC 6 years ago Edited: June 22 2013, 16:45:29 UTC
Впрочем, контрреволюция могла случиться и позднее - по результатам УС и против сформированного им социалистического пр-ва.
semenoff
June 22 2013, 23:43:32 UTC 6 years ago Edited: June 22 2013, 23:50:11 UTC
enzel
June 23 2013, 07:28:36 UTC 6 years ago
pvt_kelly
July 3 2013, 15:56:06 UTC 6 years ago
Да неужели?
А явная профнепригодность ВП
ОТчего "непригодность"? Очень даже "пригодность".
evgeniy_efremov
July 3 2013, 16:01:53 UTC 6 years ago
/Да неужели?/
Какие же аргументы?
pvt_kelly
July 3 2013, 16:08:47 UTC 6 years ago
evgeniy_efremov
July 3 2013, 16:11:39 UTC 6 years ago
А явная профнепригодность ВП на фронте.
pvt_kelly
July 3 2013, 16:14:57 UTC 6 years ago
enzel
July 8 2013, 08:52:12 UTC 6 years ago
pvt_kelly
July 8 2013, 15:31:34 UTC 6 years ago
А вообще... ничего, что ВП даже вполне официально больше всего боялось реставрации монархии и/или бонапартизма? В этом смысле июльское эсеровское ВП рассматривало б-ков как "резерв революции".
enzel
July 8 2013, 15:39:08 UTC 6 years ago
pvt_kelly
July 8 2013, 19:41:38 UTC 6 years ago
Кстати, ДЕ утверждал, что ВП вообще было декоративным.
konstanzer
June 24 2013, 08:46:32 UTC 6 years ago
enzel
July 8 2013, 08:54:35 UTC 6 years ago
evgeniy_efremov
June 22 2013, 16:39:58 UTC 6 years ago
Сравнение неверное: в желе есть связи между составляющими, а у нас люди атомизированы.
А вот какая среда окажется в высших эшелонах, когда "пригреет", увидим. Я думаю, что похожа на студень.
konstanzer
June 24 2013, 08:39:33 UTC 6 years ago
"Вместо этого они обнаружили, что с падением коммунизма вся система социального обеспечения, которую они воспринимали как само собой разумеющееся, исчезла, и они оказались в незнакомом и странном мире. Их реакцией было не насилие — они слишком устали для этого и, кроме того, больше не вери¬ли, что можно добиться чего-либо насилием. Каждый просто замкнулся в своем собственном мире.
Я писал, что в царской России подлинной религией людей был фатализм. Коммунизм ничего не изменил в этом отношении, более того, сделал русских людей еще более бессильными. Столетия жизни в условиях сурового и капризного климата и столь же сурового и капризного правительства научили их покоряться судьбе. При первых признаках трудностей русские закрываются от них, как черепаха, прячущаяся в панцире, и ждут, пока опасность минует. Их сила в способности выжить даже в самых враждебных условиях, слабость — в неготовности противодействовать им. Они просто относятся спокойно к несчастью и лучше справляются с ситуацией, когда им плохо, чем когда хорошо. Если они не могут что-либо больше выносить, они просто напиваются."
evgeniy_efremov
June 24 2013, 10:51:29 UTC 6 years ago
И отчего вы не в Гарварде?
Найдётся пяток ссылок на ваши работы по русской истории, опубликованные в приличных изданиях?
konstanzer
June 24 2013, 18:37:03 UTC 6 years ago
evgeniy_efremov
June 25 2013, 04:05:11 UTC 6 years ago
/И почему вы набрасываетесь на меня, словно я Пайпс? /
Я не люблю несправедливого отношения. А здесь у вас его выражение.
Замечательно ваше применение слова "разглагольствовать" - многословно, бессодержательно говорить, рассуждать о чём-либо.
С содержанием у Пайпса порядок и здесь, вообще его черта заключается в том, что осмысляет историю.
konstanzer
June 25 2013, 06:15:41 UTC 6 years ago
evgeniy_efremov
June 25 2013, 06:26:11 UTC 6 years ago
Покажите, где это у Пайпса: "он считает СССР естественным продолжением РИ."
Вы голословны:"Он подходит к предмету с уже сложившимся мнением, а не формирует его при изучении"
Пайпс:
Мои трактовки, излагаемые на последующих страницах, выросли из
обработки исторического материала на протяжении многих лет. Лучше всего
будет пояснить, как я пришел к своим выводам, процитировав строки из
"Записных книжек" английского писателя и ученого Самуэля Батлера:
Я никогда не позволял себе выдвигать какой-либо теории, покуда не
чувствовал, что продолжаю наталкиваться на нее, хочу я того или нет. Пока
можно было упорствовать, я упорствовал и уступал лишь тогда, когда начинал
думать, что смышленые присяжные с умелым руководством не согласятся со мной,
если я стану упорствовать дальше. Я сроду не искал ни одной из своих теорий;
я никогда не знал, каковы они будут пока не находил их; они отыскивали меня,
а не я их.
konstanzer
June 25 2013, 07:04:53 UTC 6 years ago
evgeniy_efremov
June 25 2013, 07:11:55 UTC 6 years ago
Т.е.не можете показать о Пайпсе, что "он считает СССР естественным продолжением РИ."
konstanzer
June 25 2013, 07:18:15 UTC 6 years ago
Мои трактовки, излагаемые на последующих страницах, выросли из
обработки исторического материала на протяжении многих лет..."
Можно привести другое утверждение Пайпса:
"Искусство историка заключается в том, чтобы по своим собственным критериям выбирать доказательства из огромного разнообразия фактов и сплетать их в убедительное и, по возможности, эстетически приемлемое повествование. Помимо этого, историк стремится создать некий синтез и сделать выводы относительно истории, которую он рассказывает. Такая задача чрезвычайно трудна, но, будучи выполненной на высоком уровне, приносит глубокое удовлетворение. "
Иными словами, подход Пайпса к истории субъективен: другой историк выберет другие факты для доказательства своей позиции и придет тем самым к совершенно другой картине.
evgeniy_efremov
June 25 2013, 08:00:10 UTC 6 years ago
Вы плохо читаете, речь идёт о критериях выбора, а не о произволе.
Напомню, что он ученик Карповича - тоже Гарвард.
А через Карповича он и последователь Ключевского.
Ещё напомню, что "Россия при старом режиме" - где есть строки о корнях тоталитаризма в российских институтах - была написана по прошествии 28 лет изучения истории России.
konstanzer
June 25 2013, 08:18:52 UTC 6 years ago
"А через Карповича он и последователь Ключевского."
Последователь Ключевского по факту посещения лекций Карповича?
"Ещё напомню, что "Россия при старом режиме" - где есть строки о корнях тоталитаризма в российских институтах - была написана по прошествии 28 лет изучения истории России."
Но неужели собственность была так неразвита в РИ? Поморские крестьяне и казаки разве не обладали земельной собственностью, переходящей по наследству (не говоря о дворянах)?
evgeniy_efremov
June 25 2013, 09:25:44 UTC 6 years ago
Из апрельского с.г.интервью на "Форуме Россия" о том, что:
культура меняется очень медленно.
— В своих работах вы утверждаете, что путь России отличается от европейского, потому что здесь были не развиты права собственности и это было так называемое вотчинное государство, где власть является продолжением права собственности. Эти проблемы сохранились до сегодняшнего дня. Россия обречена идти по автократическому пути? Как она может с него свернуть и должна ли?
— Не обречена, конечно. Никто не обречен. Но это наследство сложно преодолеть. Культура меняется очень медленно. Опросы общественного мнения во многом удручают: большинство россиян хотят сильной власти, при этом они не уважают закон. При выборе между порядком и свободой они выбирают порядок. Конечно, хотелось бы, чтобы Россия порвала с этой традицией и научилась уважать закон, права человека, права собственности. Но произойдет ли это, я не знаю. Я надеюсь, но на это в любом случае нужно время. Это дело не одного дня.
konstanzer
June 26 2013, 07:25:49 UTC 6 years ago
evgeniy_efremov
June 26 2013, 14:04:19 UTC 6 years ago
Неясно о каком времени вы спрашиваете.
В книге "Собственность и свобода" в том числе сравнивается Англия и Россия:
http://nashaucheba.ru/v56380/%D0%BF%D0%B0%D0%B9%D0%BF%D1%81_%D1%80._%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%B8_%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%B0?page=10
"Преемник Горемыкина Петр Столыпин, бывший премьер-министром России с 1906 по 1911 год, проявлял особую проницательность в понимании, что передача крестьянской зем-
ли в частные руки способна создать класс консервативных жителей деревни и отвести ветер от парусов радикальной агитации. В 1907 году он в чрезвычайном порядке провел закон, позволявший крестьянам получать в собственность свои участки общинной земли и выходить из общины. Однако его надежда создать многочисленный класс самостоятельных сельских хозяев в значительной мере не оправдалась, потому что большинство крестьян, воспользовавшихся новым законом, с трудом сводили концы с концами в своих маленьких, бедных хозяйствах и землю брали себе в собственность только для того, чтобы ее продать. те, кто, опираясь на столыпинские законы, выделился на хутора, были в глазах большинства крестьян-общинников, составлявших 80 процентов сельских жителей России, расхитителями общинной земли. В 1917–1918 годах это большинство заставило хуторян оставить свои хозяйства и вернуться в общины. Одновременно крестьяне захватывали и присоединяли к общинным полям земли, принадлежавшие частным лицам и объединениям. К 1928 году, накануне “коллективизации”, 99 процентов пахотной земли в России находилось в общинной собственности. Так что частная земельная собственность крестьян просуществовала в России недолго и малоприметно, после чего опять исчезла."
enzel
July 8 2013, 08:41:50 UTC 6 years ago
evgeniy_efremov
July 8 2013, 15:08:51 UTC 6 years ago
/выгодную ему, интерпретацию их результативности./
Бросить тень на исследователя - самому попасть под неё.
razoumovskiy
July 9 2013, 16:57:28 UTC 6 years ago
Это из Козьмы Пруткова?:)
evgeniy_efremov
July 9 2013, 17:01:46 UTC 6 years ago
Тут как-то Алексей Кара-Мурза раскритиковал мою статью. А потом похвалил надпись к мемориальной доске памяти Фёдора Степуна, не ведая, что это мой текст. Я посмеялся в душЕ: "Видно я - творец малых форм."
razoumovskiy
July 10 2013, 08:14:05 UTC 6 years ago
evgeniy_efremov
July 10 2013, 13:47:18 UTC 6 years ago
Злоба красит человека?
razoumovskiy
July 10 2013, 16:34:14 UTC 6 years ago
evgeniy_efremov
July 10 2013, 16:35:05 UTC 6 years ago
Злоба не красит человека.
razoumovskiy
July 10 2013, 16:35:46 UTC 6 years ago
evgeniy_efremov
July 10 2013, 16:38:06 UTC 6 years ago
Почему вы испытываете ко мне злобу?
razoumovskiy
July 10 2013, 16:39:33 UTC 6 years ago
evgeniy_efremov
July 10 2013, 16:54:50 UTC 6 years ago
Проговорка.
Нефрейд.
konstanzer
July 10 2013, 08:44:54 UTC 6 years ago
enzel
July 8 2013, 13:04:28 UTC 6 years ago
evgeniy_efremov
July 8 2013, 15:36:25 UTC 6 years ago
Если бы бунташность превалировала над фатализмом, даже была просто значимой, большевиков бы сбросили.
enzel
July 8 2013, 15:53:58 UTC 6 years ago
konstanzer
July 10 2013, 08:21:28 UTC 6 years ago
Внимание!
bulatov_v
June 24 2013, 06:24:28 UTC 6 years ago Edited: June 24 2013, 06:24:51 UTC
http://news.mail.ru/politics/13620081/?frommail=1
Re: Внимание!
enzel
July 8 2013, 12:57:04 UTC 6 years ago
landgrafff
June 24 2013, 14:29:32 UTC 6 years ago Edited: June 24 2013, 14:30:19 UTC
Диссонанс теории и практики.
enzel
July 8 2013, 08:22:51 UTC 6 years ago