Сергей Сергеевич Каринский (enzel) wrote,
Сергей Сергеевич Каринский
enzel

А.ЗУБОВ. ПОСЛЕКОММУНИСТИЧЕСКОЕ ДВАДЦАТИЛЕТИЕ: РАЗРУШЕНИЕ «НОВОГО ЧЕЛОВЕКА»

«За двадцать лет в России так и не сложились ни свободная рыночная экономика, ни демократическая государственность, ни ответственное гражданское общество, ни бесцензурные средства массовой информации. Тело основателя коммунистического режима В.И.Ленина так и лежит в мавзолее на Красной площади, его статуи и статуи его приспешников продолжают оставаться главным украшением всех городов и посёлков страны, а их имена доминируют в национальной топонимике. Хотя никакого контрреволюционного переворота, никакого очевидного коммунистического реванша за эти двадцать лет не было, советскость постепенно, шаг за шагом восстанавливала свои, казалось бы, утраченные в 1991 г. позиции. В 1996 г. её было в государственной и общественной жизни существенно больше, чем в 1992 г., в 2004 г. больше, чем в 1996 г., в 2011 г. больше, чем в 2004 г. Выбраться из-под бетонных глыб нам пока так и не удалось».

«Мне кажется, что тогда, в начале 1990-х гг. никто не понимал, до какой степени преуспели большевики в осуществлении своей главной цели – в создании советского человека, человека нового типа, ещё невиданного в мировой истории».

«Там же, где коммунистическая диктатура продолжалась семь десятилетий, там, где она прошла свою первую, наиболее жестокую и разрушительную фазу в 1920-1930-е гг., восстановление обычного homo sapiens из homo soveticus оказалось очень тяжёлым, долгим, и до сих пор неясно, решаемым ли в принципе делом».

«Рвами, в которые были сброшены трупы миллионов страдальцев, большевики надёжно отделили от дореволюционного прошлого советского человека. Никто почти в России не помыслил в 1991 г. о правопреемстве с докоммунистическим государством, о реституции собственнических прав, нарушенных большевицкими "национализациями", об автоматическом восстановлении в гражданстве РФ потомков русских беженцев и изгнанников 1920-1940-х гг., как это сделали все освободившиеся от коммунизма страны восточной части Европы. Мы решили строить Россию заново, там, где нужно, опираясь на советское основание, но совершенно игнорируя в государственном строительстве досоветское прошлое нашей страны. Так мы отказались от исторического "транзита", который стал raison d'etre государственного строительства и надёжным мерилом и средством социальной регенерации в Восточной Европе.

Утрата исторической памяти, забвение своих корней при отсутствии каких-либо формальных барьеров между советским и послесоветским, при полном отсутствии альтернативной несоветской элиты в самой России и при восприятии русских эмигрантов как чужих, "не наших" людей <...> - всё это не оставило альтернативы послесоветскому обществу. Оно как было, так и осталось конгломератом новых "советских" людей...»

«Можно с большой уверенностью сказать, что человек, сформированный семью десятилетиями советского режима, организовать себе достойную жизнь на пространствах России не сможет. Тому есть несколько причин.

Во-первых, достойную жизнь люди организуют себе только сами.<…> Неуклонное повышение уровня авторитарности российской власти, и центральной, и местной, за прошедшие два десятилетия – прямое следствие неумения общества эту власть создать, ограничить и подчинить своим интересам.

Во-вторых, нам непонятен принцип политической субсидиарности, когда вышестоящая власть решает только те вопросы нижестоящих инстанций, которые они сами из-за недостаточной компетентности, правомочности или ограниченности средств решить не могут. У нас нижестоящая инстанция в любом вопросе спрашивает дозволения инстанции вышестоящей, и так до самого верха, до первого лица, всё время прибегающего к «ручному управлению» даже мелкими местными вопросами. <…>

В-третьих, и это глубинная причина неумения общества подчинить власть своим целям и интересам, в русском обществе утрачено чувство солидарности. Солидарность зиждется на двух принципах – общности положительных нравственных ценностей и доверии людей друг к другу. <…> После краха коммунистической диктатуры бывшие советские люди не сумели найти общий язык друг с другом, сформировать снизу широкие общественные движения, экономические, в том числе и профессиональные объединения. И партии, и профсоюзы, и союзы предпринимателей большей частью создаются сверху, всё той же верховной властью и всё так же вненравственно, как в своё время строились КПСС, ВЛКСМ.

В-четвёртых, независимая от власти социальная общность в какой-то степени могла бы восстановиться при решении общих проблем собственников имуществ, приносящих доход. Но таких собственников в России практически не возникло, так как собственность фактически распределилась властью «среди своих» во время фикции ваучерной приватизации 1992-1993 гг. и фиктивных же залоговых аукционов 1996-1998 гг., а потом только перераспределялась. Слой независимых достаточных собственников, имеющих вполне законную собственность и доходы, отсутствует в России после революции и Гражданской войны 1917-1922 гг. <…> Хотя экономические отношения в русском обществе принципиально изменились с советского времени, они не привели к формированию независимого от власти достаточного субъекта политической и общественной жизни».

«В сущности, новый, созданный во времена Ленина, Сталина и Бухарина советский человек продолжает определять жизнь послекоммунистической России. По-другому в нашей стране ни управлять, ни жить не умеют, да и учиться жить по-новому те, кто сформировались ещё в закрытой тоталитарной стране, большей частью не желают. А именно эти люди управляют Россией...

Но воспроизводится ли homo soveticus в новых поколениях? Думаю, что воспроизводство имеет место, но на фоне постепенного затухания советской традиции. В каждом новом поколении русских людей советского человека становится меньше, он разрушается. Главными причинами постепенного, хотя, надо признаться, довольно медленного разрушения homo soveticus можно назвать следующие:

1) отсутствие прямого опыта жизни в условиях советской тоталитарной системы;
2) отказ от насильственной атеизации, умное религиозное возрождение (там, где оно есть – С.К.)
3) массовые контакты и опыт жизни во внешнем мире (сейчас 4 млн. граждан России имеют постоянный вид на жительство в странах ЕС, США, Канаде и т.д. За 2008-2010 гг. из России заграницу на ПМЖ выехало 1,25 млн. граждан нашей страны);
4) новая гиперинформационная ситуация, Интернет и т.д.»

«Русское общество, на мой взгляд, стоит посередине между обществами посткоммунистической Восточной Европы и Арабским миром. У нас есть пусть и слабые из-за страшного тоталитарного семидесятилетия, но внутренние источники транзита – наша русская жизнь 1860-1910 гг., белое движение и сообщество русской эмиграции – русское зарубежье. <…> Но ослабленность этого источника транзита компенсируется возможностями транзита арабского типа – опыт жизни на западе, Интернет и умное религиозное возрождение.

Два десятилетия гражданской (не политической!) свободы медленно возвращают русских людей из состояния нового советского человека в его естественное видовое состояние homo sapiens. Что произойдёт быстрее – восстановление сообщества нормальных людей, которые сумеют создать достойную их новую политическую систему России, или разрушение старой политической системы homo soveticus под гнётом ей свойственных пороков с образованием столь опасного политического вакуума на пространствах северной Евразии – этот вопрос пока приходится оставить без ответа». (Цит. ист. Сс. 22-36.- http://msps.su/interview/7574)
Tags: rossica vs. sovietica, история, политология

bvv73

July 10 2013, 15:57:47 UTC 6 years ago Edited:  July 10 2013, 15:58:28 UTC

Согласно теории Зиновьева, советчина есть порождение коммунальности - или говоря иначе результат безраздельного доминирования государственности в жизни общества. Следовательно, разрушение советчины непосредственно связано с расширением сферы деловой активности, частного предпринимательства и делового аспекта в жизни общества в целом. Деловой аспект и его антикоммунальные принципы формируют в обществе конкурентную среду, нацеленную на позитивный отбор человеческого материала. Однако в условиях ресурсодобывающей экономики и паразитирующей на ней диктатуры от таком повышении деловой активности и конкурентоспособности остается лишь мечтать.
Конечно, советчина разрушается через свободу и конкуренцию. Однако для этого сначала требуется убрать некие препятствия, главным из которых является советский правящий слой и его методы управления. Понятно, что все эти статьи писались респектабельными и законопослушными людьми, поэтому в них неизбежны умолчания и недоговорённости, на что требуется делать поправку.
Автор текста в большей степени говорит о себе самом, чем об окружающей реальности. Всё как-то у него само так получается, и собственность сама "как надо" распределяется, и партии "сами" только сверху создаются и самоуправление "само" ждёт указания инстанций сверху. Удобная позиция. И вывод, как всегда по-совецки однозначный - народец дрянь.

Скучно всё это читать в 21 веке. И неприятно. Уж наши люди столько вынесли и продолжают как-то расти и к чему-то стремиться. Зубов бы так же страстно разоблачал бы сплочённые структуры управления, которые людям "Выбраться из-под бетонных глыб нам пока так и не удалось". Так от этих структур же жалование платят, глядишь ещё не угодишь куратору. Поэтому можно тонкий слой номенклатурной грязи намазывать на весь русский народ. Служба такая.
А как обстоит "на самом деле"? Боюсь, что ещё менее приглядная картина получится для "наших людей" :)
Люди разные. Народ полон всего чего ни попадя. То как его сейчас ранжируют не даёт права обществоведам делать свои дерьмовые выводы. Пусть расскажут вначале о моральном облике, происхождении, деятельности своих работодателей, потом о себе и своих коллегах. А уж потом мы их заслушаем о "советском человеке вообще". Если им потом будет что сказать после этого.

А то у всех этих "историков" из биографии гуглится только "родился в России". Угу, отпочковался вегетативно. Усё ясно:)
Да в какой там "России"! Шестеро из десяти авторов родились в СССР, это же всё немолодые люди :)
да, трудно совецким "историкам" с галковскоманами:)) хоть некоторые из них и бывшие, эх.
Это временное состояние, кавказская орда, обосновавшаяся в русских городах и весях, прикладывает сейчас титанические усилия к национальному пробуждению русского народа, к поискам ответов на вопросы кто такие русские и откуда :). Ведь если все в истории имеет свой смысл, то смысл существования этой уголовной банды именно в этом. Такого положения вещей не было бы, будь у русских сильно нац. самосознание, но поскольку его нет (было задавлено в совке), то нужны такие вот недолюди, чтобы его пробудить.
та бросьте вы эти глупости. Из русских дешёвым пафосом пытаются вылупить очередную боевую единицу под насущные евронужды. Ваше бубнение опоздало ровно на сто лет. В 1913 это было нужно русским, не успели, не смогли, а в 2013 это уже не смешно.

Если, конечно, вы не по работе:)
Нас пытаются разъединить? Но мы и так максимально разъединены, что общего между русскими и кавказцами? Кавказцы утверждают, что общего много, но это из чисто меркантильных соображений.
"Если, конечно, вы не по работе:)"
Ach ja, und ich bin beim deutschen BND angestellt ;)
Да, касаемо "глыб", это ведь он Исаича так аллюзивно цитирует. Он вообще был в его кругу, но потом вышел скандал с участием мадам, а потом старец умер.
точно. Сколько тут самодовольства. "Тонко проехался":)