Сергей Сергеевич Каринский (enzel) wrote,
Сергей Сергеевич Каринский
enzel

ЕВРЕИ И ФИЛОСОФЫ

Юзер razoumovskiy сослался давеча на известного немецкого философа еврейского происхождения Г.Когена (1842-1918): «Вчера прочитал о когеновском различении нации и национальности. Коген им пользовался в полемике с собратьями-сионистами. Он сводил национальность к религии и говорил, что евреем можно быть только в синагоге и дома, а в общественной жизни надо быть честным немцем и не устраивать никаких сообществ по признаку национальности» - http://razoumovskiy.livejournal.com/65496.html. Сам Коген и был как раз таким «иудеем в синагоге и дома». А как обстояло дело с конфессиональной принадлежностью у других известных европейских философов еврейского происхождения примерно той же и более поздней эпохи?

Э.Гуссерль (1859-1938) – «Следующая стадия ассимиляции была уже у Гуссерля: принял, вполне искренне, лютеранство, правда, больше из Preussentum (пруссачества – С.К.), чем из религиозных побуждений, если я правильно понимаю (не знаток его биографии)». – razoumovskiy.

А.Бергсон (1859-1941) – «Самая забавная история в этом смысле у Бергсона: он уже почти конвертировался в латынскую веру, но тут пришёл Гитлер, и Бергсон не стал конвертироваться окончательно в знак протеста, но на кладбище по нему "Со святыми упокой..." пели по католическому обряду и даже со священником.:)» - razoumovskiy. Замечу, что примерно так же была похоронена в то же время (1940) во Франции жена гр. Н.Д.Татищева Дина (ур.) Шрайбман: крещение принять не успела, но согласно собственной и мужа воле была отпета по православному обряду (из-за чего потом совершивший этот чин о.Б.Старк имел объяснение с митр. Евлогием, но всё обошлось).

М.О.Гершензон (1869-1925). Был и оставался иудеем, из-за чего возникла семейная сложность: он не мог оформить свои отношения с женой-христианкой, но потом законодательство в РИ стало ещё либеральнее, и брак был оформлен.

Л.И.Шварцман (Шестов) (1866-1938) – ситуация схожа с предыдущей: оставался в иудаизме, но женился на христианке, что скрывал от сугубого иудея отца, в том числе и поэтому подолгу живя за границей.

С.Л.Франк (1877-1950) – православный. Как можно понять, в православие перешёл (или даже изначально был) ещё его отец, ставший врачом и награждённый орд. Св.Станислава, дававшим право на потомственное дворянство. Таким образом, его и евреем нельзя считать, только "имеющим еврейские корни".

М.Бубер (1878-1965) - иудей.

М.А.Ландау (Алданов) (1886-1957) – едва ли он принимал всерьёз свою изначальную вероисповедную принадлежность (по-видимому, всё же иудаизм, хотя я не встречал на то прямых указаний). Масон и крайний рационалист-скептик.

Л.Витгенштейн (1889-1951) - из ассимилированной еврейской семьи, протестант в третьем поколении.

Х.Арендт (1906-1975) – имея еврейское происхождение, едва ли имела при этом какую-либо выраженную конфессиональную принадлежность и придавала ей значение. Впрочем, не знаю точно.

С.Вейль (1909-1943) – христианка вне церкви, подобно А.Бергсону и упомянутой выше Д.Татищевой (Шрайбман).

В общем, как справедливо резюмирует razoumovskiy, «все заметные еврейские философы XX в. - европейцы, а не люди Бл. Востока».
Tags: история, культура, разное
отпета по православному обряду (из-за чего потом совершивший это таинство

Я мало чего понимаю в христианстве вообще и в вероучении РПЦЗ в частности, но таинство отпевания для меня - существенная новость.

Исправил. Когда писал, было сомнение, но не стал уточнять - всё равно кто-нибудь это сделал бы за меня :).
Забыли самых главных (ассимилированных австрийских евреев).

Это Франц Брентано.

Ну, и конечно же Людвиг Витгенштейн.

Витгенштейн мне особенно симпатичен тем, что после начала 1-й мировой вернулся из Англии в Австрию чтобы пойти добровольцем. Был в плену. Его родной брат Пауль Витгенштейн потерял на войне руку. А ведь его семья была очень богатой, т.е. они могли позволить себе прожить жизнь и без такого экстрима.
Спасибо. Витгенштейна забыл, но он совершенно ассимилирован и блестяще встраивается в общую схему. А Вы уверены в еврействе Ф.Брентано?
Теперь уже - не очень. Где-то читал, что он из семьи принявших католицизм евреев, а где - не могу найти.

А Вы, кстати, видели фото, на ко-м Витгенштейн рядом с Гитлером? В гимназии (или лицее) Линца совсем детьми. Мой начальник её знает и как-то пошутил, что после неё, в общем-то, понятно, почему Гитлер так не любил евреев и гомосексуалистов.:)
Т.е. малыш Ади именно по малышу Люди судил о евреях и гомосексуалистах? Вот что такое "элитное образование"!:)
Мечта Фильтриуса, и не говорите.:)
Брентано еврей? Впервые слышу.
Глюксманн, Деррида, Дюркгейм, Леви-Стросс, Адорно, Маркузе, Лукач, Поланьи, Витгенштейн, Берлин, Поппер... забыты)

А то, что они все "европейцы" понятно. Ведь другой культуры, кроме европейской, последние лет 400 и нет совсем.

enzel

November 29 2013, 18:44:45 UTC 5 years ago Edited:  November 29 2013, 18:53:48 UTC

Витгенштейна я включу, но прочих уже не стоит, по-моему. Они не меняют общей картины. Можно было обойтись и без Арендт и Вейль. Интересны люди более раннего происхождения, но не слишком старого, а переломного, когда религииозная принадлежность ещё имела значение. Вопрос же в том, что практикование и манифестирование иудаизма это и есть не-европеизм, "принадлежность к Бл. Востоку". И вот таких-то как раз исчезающе мало. Пожалуй, только Дюркгейма стоило бы добавить, но он всё же больше социолог, чем философ.
Иудаизм, подобно христианству, является европейской религией, так как развивался и приобретал новые формы именно в Европе.

Философы XIX-XX веков уже в принципе не могли быть настоящими, соблюдающими все установления своей религии христианами либо иудеями. Философствование подразумевает свободное течение мысли, которое и приводит к появлению новых идей. В традиционных религиях "всё уже придумано" и пространства для новых идей нет. Либо ваша религиозность будет очень поверхностной, либо вы не сможете быть философом.
Важно, что всё это были ассимилированные люди и поэтому на исходе традиционного об-ва, когда религиозная идентификация ещё что-то значила, склонялись к христианству - в качестве культурного маркёра лишь, а не в смысле "верую". Я говорю только о том, что тогда для того, чтобы быть культурным европейцем, нужно было идентифицировать себя с христианством, а потом и этого можно было уже не делать, но уж точно не ассоциировать себя религиозно с "Бл. Востоком".
Дедушку Фройда на старости лет потянуло на философствование.

Впрочем дело даже не в Фройде - психоаналитическая техника чтения симптома, вышедшая далеко за пределы собственно психотерапии, самым очевидным образом восходит к талмудическим практикам толкования Торы.

Вот Вам самый натуральный "Ближний Восток" в самой что ни на есть европейской культуре.

/самым очевидным образом восходит к талмудическим практикам толкования Торы./

Просто у этого атеиста была склонность к анализу.
\\у этого атеиста была склонность к анализу\\

Формы, которые приобрела эта склонность, детерминированы культурой.

А для примера? Где там текст Фрейда этим определяется?

Spammed comment


Там о формах психоаналитического движения.

А мой вопрос был "Где текст Фрейда определяется иудаизмом?"

evil_gryphon

November 30 2013, 21:24:36 UTC 5 years ago Edited:  November 30 2013, 21:30:41 UTC

европейцы, а не люди Бл. Востока
Христианство не религия ближнего востока ?

Вот если бы они конвертнулись в буддизм или ламаизм то да, можно было бы говорить про отрыв от ближневосточных верований, а так нет. А если бы они конвертнулись в европейское язычество (которое, уж точно европейского происхождения) то тогда приблизились бы к европейцам.

enzel

December 1 2013, 06:42:52 UTC 5 years ago Edited:  December 1 2013, 06:45:16 UTC

Христианство изначально - универсально, религия для всех, для всего мiра. И европейская (она же западная) культура, его впитавшая и на нём развившаяся - также универсальна, всемiрна. А иудаизм - локален, именно что ближневосточен (неважно, что евреи жили в других местах, они всё равно жили в форме гетто). Культурные, ассимилированные евреи, естественно, уходили от этой замкнутости к европейскому универсализму и при этом либо принимали христианство, либо становились религиозно индифферентными. Правильным поведением для евреев было бы сразу ВСЕМ перейти в христианство, а не бесконечно упорствовать в иудаизме. И сами, и мiр избежали бы массы проблем. Всемирно-историческая роль еврейства завершилась с появлением христианства, но они отказались это признать. Но это не поздно сделать и сейчас, т.е. всем активно ассимилироваться, стать европейцами и закрыть еврейский проект. По-моему, это совершенно разумно. Зачем сейчас весь этот "Бл. Восток" (и религиозный, и культурный, и национальный)? Что касается гос-ва Израиль, то оно бы стало просто продолжением гос-в крестоносцев, Иерусалимского королевства, т.е. христианским учреждением, охраняющим Св. Землю, т.е. своеобразным историко-культурным заповедником, где бы и хранились все реликвии былых времён, и в первую очередь древнееврейские.
Вот от "тоже евrопейцев", ассимилянтов, вся и зараза. Сидели бы себе в гетто, давили вшей, мечтали о мошеахе. "В Гарлем не суйся" - ничего не подцепишь. "Вы семо, а мы овамо".

А вот когда они становятся свободомыслящими студентами разумихиными, а потом и доцентами-профессорами (историками, философами, культурологами), идут в христианские университеты, в христианские редакции, христианское управление гос-вом, в христианские семьи - тут-то Апокалипсис и совершается, по этапам, как и было предсказано. Чернокудрый душка профессор так очаровательно грассирует (на самом деле - картавит), можно ли прогрессивной молодёжи не увлечься его идеями?

(Рассуждения образца приснопамятного 1913-го года. Теперь-то уж поздно пить боржом из рек Вавилонских: отвалилось всё, что могло.)
На мой взгляд, последовательная и честная ассимиляция намного лучше гетто. Гетто - средневековье, и оно опасно именно не- и недоассимилированностью. Оттуда возникают всякие чудовищные нахамкесы, а не алдановы. Общий же процесс всё равно не изменить, так хотя бы можно избежать всяких ужасов.
ужас!а что скажет начальник транспортного отдела,тов.Голгофский?
Мы с отцом Павлом Флоренским (он - из пресветлого рая, а я - из эрэфийского Мордора) не разделяем эту примирительную точку зрения. "Кислота съедает краску", вот и всё. Проблема не имеет решения.

semenoff

November 29 2013, 22:31:32 UTC 5 years ago Edited:  November 29 2013, 22:36:32 UTC

Витгенштейн - серьезный мыслитель, но его некорректно и нечестно (в обоих смыслах) считать евреем, раз он протестант в 3м поколении. Как к слову, и Рокфеллера. У евреев же нет уникального генотипа, только уникальная культура.

Остальных можно не читать, ИХМО, если для экзамена не нужно.

Серьезнейший философ еврей - Барух Спиноза. Правда был обруган и отлучен соотечественниками по всем пунктам.
With all respect
I do object!(©)

У евреев же нет уникального генотипа

Цитата (примерная): "Разница в генотипе между евреями и коренным населением стран, в которых они проживают, в 3-5 раз больше, чем между евреями из разных стран."
Спиноза жил слишком давно, когда религия была ещё делом горячим и жизненным, когда ещё сжигали за те или иные отклонения от догматов её. Куда существеннее время, когда религиозная принадлежность сделалась лишь частью культурной идентификации, какой тут был выбор поведения. Ну а про "модерность" и говорить не стоит, это уже совсем неинтересно. Тут всякие вероисповедные акцентации выглядят уже странно, а заведомо архаичные и маргинальные - просто абсурдно.
М.О.Гершензон же на красную власть остался работать и вполне покраснел, - или я чего-то путаю?
Интересно, что я слышал об Израиле - что там евреи постепенно и неотвратимо становятся всё-таки "людьми Бл. Востока". Имеется в виду как раз авторитет религиозных деятелей. Думаю, речь специально о каких-нибудь фанатиках с бородами и пейсами, но видевшие говорят, что "по менталитету" от окружающих арабов они уже мало отличаются.
И неизбежный вопрос: зачем всё это было нужно?:)
Видимо, победители относились к ним примерно так же, как побеждённые, но в отличие от Гитлера они были воспитанные люди и предпочитали не называть некоторые вещи своими именами.:)
Да нет, я более глобально. Сильно подозреваю, что в самой вольнодумствующей еврейской среде давно обсуждается вопрос, зачем вообще весь этот "еврейский проект", не лучше ли всё же сдать реквизит на склад и разойтись без следа. Как шутили в своё время, лучше Познер, чем никогда :)
Ну да, с сорок седьмого года на военном положении - не позавидуешь.
Военное положение это игра.
> что там евреи постепенно и неотвратимо становятся всё-таки "людьми Бл. Востока"

Не верно.
Евреи жившие в Европе были европейцами.