Сергей Сергеевич Каринский (enzel) wrote,
Сергей Сергеевич Каринский
enzel

УЛИЦА ОРТЕГИ-И-ГАССЕТА

Только что вернулся из поездки на Пиренейский полуостров, побывав в Мадриде, Толедо, Лиссабоне и Синтре. Описание туристических впечатлений – не мой жанр. Для этого нужно вести блог с картинками, недостатка в которых нет и без моего участия. Но кое-чем из наблюдений поделиться всё же хочется.

Мадрид без преувеличения шикарен. В нём нет каких-то действительно выдающихся архитектурных памятников, зато вся его городская среда на редкость добротна и застарело благополучна. Старые дома выглядят как новые или только что прошедшие тщательную реставрацию. Много помпезных зданий и пышного декора, обилие площадей и элегантных улиц. И, что самое удивительное – город прямо за королевским дворцом переходит в обширный зелёный массив, так что практически из его центра можно наблюдать свободный от застройки горизонт ("кастильские дали").

Из посещённых мной районов Мадрида особенно впечатлила лежащая на северо-восток от центра Саламанка, получившая своё названия не от одноимённого испанского города, а от имени своего застройщика маркиза Хосе де Саламанка, памятник которому украшает центральную площадь района. В 60-70-е годы XIX в. амбициозный и склонный к авантюризму аристократ решил создать альтернативный старому современный центр – с учётом всех последних градостроительных достижений. Осуществился этот проект лишь после смерти маркиза, но это и есть настоящий памятник ему – не чета скромной и маловыразительной скульптуре.

Саламанка – торжество респектабельности, регулярности и основательности. Вдоль длинных и умеренно широких улиц сплошным фронтом стоят добротные и умеренно высокие (в 5-6 этажей) дома, как довольно уже старые, так и аккуратно встроенные в их ряд новые. Всё там говорит о спокойствии, достатке и уверенности в завтрашнем дне, никакой суеты, толчеи – лишь немногочисленные тщательно одетые фигуры местных обитателей, неторопливо прогуливающихся по тротуарам.

Хороши и названия улиц: Веласкеса, Гойи, Филиппа II, Ортеги-и-Гассета. Да-да, того самого, с некоторых пор весьма популярного и у нас испанского философа и социолога. Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955) был, как известно, республиканцем и противником Франко. Он покинул Испанию в начале гражданской войны, но вернулся на родину в 1945 г. и в 1948 г. основал в Мадриде Институт гуманитарных наук, где читал курсы лекций по философии истории и социологии, оставаясь при этом идейным противником режима. Таков был этот страшный «франкизм». Не знаю, когда именно у элегантной мадридской улицы появилось это название – до или после смерти Франко. Важно другое – оно чрезвычайно удачно своей уместностью. Ибо Ортега-и-Гассет – одно из известнейших испанских имён, по праву принадлежащее национальному пантеону, наряду с именами Сервантеса, Кальдерона, Веласкеса и Гойи. Он не был правым националистом, но он не был и левым интернационалистом, инспирируемым большевиками. Он был большим мыслителем, внесшим вклад в европейскую культуру и науку, но при этом мыслителем испанским, национальным.

Ул. Ортеги-и-Гассета – прекрасный пример того, как нужно правильно проводить национальную линию в сфере символики и топонимики. Так, вместо имён (и псевдонимов) всякой советской сволочи и нечисти, и у нас сразу после имён сугубо исторических и возвращённых должны идти имена, образующие русский национальный пантеон: Петра Великого, Екатерины Великой, Александра Благословенного, Александра Освободителя, Ломоносова, Суворова, Кутузова, Пушкина, Достоевского, Льва Толстого, Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова, Репина, Сурикова, Верещагина, Менделеева, Павлова, Сикорского и др. Помимо этих наиболее известных Россия породила немало замечательных, но искусственно забытых имён, достойных того, чтобы быть увековеченными в городских названиях. Но вопрос этот, разумеется, политический, ибо сохраняющийся у нас до сих пор большевицко-советско-чекистский режим это нечто прямо противоположное по своей сути национальному режиму ген. Франко, при котором его знаменитый идеологический противник мог жить и работать, не только не опасаясь за свою жизнь, но и не отказываясь от своих убеждений.
Tags: rossica vs. sovietica, идеология, разное, топонимика

Deleted comment

И Вам спасибо!
"Испания, хорошо то-как... А у нас - эх, даже и говорить не хочется!" - сказал полковник Хантер и свернул на проспект Ленина, бывшую Губернаторскую. Обычно он старался не ходить по улицам с большевицкими названиями, но сейчас опаздывал на факультет - знакомое до боли здание с колоннами, в котором при царях располагалась женская гимназия, при ранних коммунистах - ЧК, при нацистах - гестапо, а при поздних коммунистах - ВПШ.

В общем, коллега, рад за вас!
Спасибо, коллега. Испании здорово повезло. Теперь там снова парламентская монархия, авторитет короля в последнее время упал, но никто не помышляет о революции :)

orthoved

January 17 2014, 11:09:40 UTC 5 years ago Edited:  January 17 2014, 11:10:00 UTC


Да, въ Испаніи, говорятъ, хорошо...

Что касается перечисленныхъ Вами, то за нѣкоторымъ исключеніемъ названія съ ихъ именами есть. Дѣло даже не въ этомъ, а въ томъ, почему они сосѣдствуютъ съ именами разнаго рода совѣтскихъ уголовниковъ и потрошителей.

Кстати, а какъ пресловутый Толстой оказался въ этомъ пантеонѣ?
Так в том-то и дело, что эти и прочие подобные им названия должны быть ВМЕСТО "разного рода советских уголовников и потрошителей", давая имена улицам и площадям, не имевшим досоветских названий. Вот, говорят, есть "Ленинский пр-т" в Москве, представляющий собой на самом деле переименованную Б.Калужскую ул. и Калужское шоссе. Я бы вернул эти исторические названия. Но можно рассмотреть и возможность комплексного решения: Б.Калужская ул. и пр-т имени какого-нибудь достойного человека.

Что касается гр. Л.Н.Толстого, то никуда не деться от признания его величия - он один из величайших людей, живших когда-либо на этой земле, и при том - русский.

Minimum minimorum хотя бы убрать имена потрошителей, а тамъ глядишь и въ сознаніи людей просвѣтлѣетъ для чего-то большаго.

Великими бываютъ и злодѣи. Но стоитъ ли именемъ "матерого человѣчища" называть улицы? Чемъ это лучше использованія напримѣръ имени А.Горького(Пешкова) или Маяковскаго?
Убирая имена потрошителей, надо ведь заменять их чем-то. Исторические названия есть далеко не всегда, поэтому нужна база имён. К тому же, топонимика - важная часть национального сознания.

То, что Ульянов написал о нём пару статеек никак не влияет на его значение: Пешков и Маяковский - пигмеи перед ним. Что касается его идеологических блужданий, то не нам его судить. Преступлений он не совершал.

Чемъ замѣнять - не проблема, и базы именъ есть.

Если бы его блужданія касались только его лично, то и ладно, дѣйствительно, не намъ его судить.
Но онъ развратилъ не одно поколѣніе русской молодежи и вообще былъ темъ еще информаціоннымъ троллемъ и вирусомъ, подрывавшимъ нравы и устои.
Вся эта мутная вода сейчас не актуальна, а его значение как вершины русской литературы незыблемо и общепризнанно. И есть такой удобный объект: "Комсомольский пр-т", пробитый через разрушенные Хамовники и вобравший в себя несколько тамошних улиц с довольно невыразительными названиями. Ему-то и быть "Пр-том Льва Толстого", а ст. м. "Фрунзенская" - "Толстовской" - ведь его дом стоит в тех краях.

Т.е. предлагаете потрошителей убрать, а идеолога ихъ оставить, ибо "великій писатель"?
Не Толстой ли одинъ изъ авторитетныхъ людей своего времени, кто громко крикнулъ "долой" и послѣдовательно отрицалъ Россію, ея исторію, государственность, традиціи и пр. ? Въ итогѣ русскіе люди въ своемъ большинствѣ непротивленчески наблюдали, какъ все это сбрасывается "с парохода современности".
Онъ увлекался буддизмомъ и другими восточными ученіями, это и было причиной его отрицанія европейской христіанской цивилизаціи. И это кстати отразилось не только на его публицистикѣ, но и на его художественныхъ произведеніяхъ.
Какой же онъ "великій русскій писатель", онъ великій азіатскій писатель.

Скажите, на каких бастионах вы Россию защищали? В какой войне?
Насколько помню, идею ответственности Толстого за р-цию активно развивал Бердяев в своих книгах. Но там досталось многим - и Гоголю, и Достоевскому. Взгляды Бердяева были очень эмоциональны и тенденциозны. Люди, делавшие советскую реакцию, вовсе не были толстовцами - напротив, последние стали одной из её жертв. Идея непротивления была крайне ошибочной и вредной, согласен, как и весь его антигосударственный пафос, его анархизм. Но даже за него не стоит так уж его ругать - всё искупается его художественным гением и уникальной образованностью. Выше Толстого в русской культуре нет ничего. Но я понимаю традицию обличения Толстого - однако это совсем не то, что традиция обличения того же Ленина или Чернышевского (настоящего учителя Ленина). В Толстом максимально выразилось русское величие - и в его достижениях, и в его заблуждениях.

4 года назадъ Вы считали иначе
http://orthoved.livejournal.com/56826.html (см. въ комментахъ)
Возможно, люди меняются. Я не защитник взглядов Толстого, они мне не близки, но я не могу не признать их честности и незаинтересованности. Вот две статьи близко его знавшего В.Маклакова: http://www.emigrantika.ru/images/pdf/SZ-36_1928-09.pdf (с. 220)
http://www.emigrantika.ru/images/pdf/SZ-38_1929-03.pdf (с. 224)

Но, повторюсь, не в его кажущейся странной и даже отталкивающей духовной жизни главная его ценность и интерес. Его искания, сомнения, борения, вопрошания были важны для него лично и для того времени, но мало кому интересны сегодня. А его художественные произведения никуда не делись и не денутся, как сервантесовский "Дон-Кихот".

Да, брегетарховы служки его бы и сейчас отлучили.
В Гишпании тепло...
А в Португалии и того теплее, и влажнее... В Синтре - вечнозелёный оазис.