Спасибо. Действительно, невероятная ахинея. Называется, "ничего не поняли и ничему не научились". Прекрасно демонстрирует качество дореволюционных элитариев, и даже аристократов. Вместо того, чтобы пойти на службу в министерство народного просвещения, усердно работать над образованием и минимальным воспитанием "народных масс" и тем самым сохранить страну, граф-мыслитель, со всем своим слоем, отправился на помойку в эмиграцию, чтобы издавать оттуда бессмысленные шаманские заклинания о стихиях, варягах и Хаосе.
Если перевести его мистическую патетику на минимально рациональный язык, то получится следующее: аристократа корёжит от современного мира (в смысле modernity), "восстания масс" и безвозвратно ушедшего старого режима. Не зря он упоминает Петра и Николая I. Петровский проект более-менее спокойно просуществовал до николаевских времен. По сути, это сословная, безнациональная "служилая" империя - узковременная модель, вполне передовая для Восточной Европы начала XVIII века. Однако через полвека модель эта (с крепостным рабством, религиозной нетерпимостью и остзейскими преторианцами) устарела и стала безнадежно проигрывать западно-европейским конкурентам, рванувшим в современность - с индустриализацией, национализмом, гражданским равноправием и т. д. Сигналами этого отставания стали унизительное поражение в Крымской войне и польское восстание 1863 года. В отличие от нынешних монархистов-тугодумов, тогдашние императоры и сановники эти сигналы быстро поняли, и с позднего Александра II Российская империя взяла ОБЩЕЕВРОПЕЙСКИЙ курс на модернизацию и национализацию. Это процесс шел когда-то медленнее, когда-то быстрее, но довести до конца его не удалось - отчасти из-за нехватки кадров, отчасти из-за инерции петровской системы, отчасти из-за непомерных территориальных претензий.
Так вот гражданин Салтыков топочет ногами и требует, чтобы всё было как при Николае Благословенном - без вызовов современности, рабочих вопросов и прочих сложностей, которые не укладываются в простенький старый режим образца XVIII века. В этом смысле он ничем не отличается от советских людей, требующих вернуть программу Время, пионерские галстуки и колбасу по 2.20.
Это не так. Он чётко пишет, что многое в Великих Реформах было необходимым, вызванным жизнью, но критикует их реализацию. Главное же, он не согласен с национализацией Империи, ибо она-то и ломала петровскую парадигму, порождала ненужные и опасные противоречия. Модернизация могла продолжаться без национализма, в более универсалистском, космополитическом ключе. Местные культурные автономии - пожалуйста. Но зачем подавлять русификацией местные культуры, провоцируя их нелояльность? Т.е. Империя заразилась и соблазнилась национализмом, от которого она была призвана уходить - в чём и было её единственное спасение. Я, во всяком случае, так понимаю его мысли. Но, к сожалению, они недостаточно им развёрнуты, приходится додумывать. Но это не всё, что им написано, я буду дальше знакомиться и продолжать знакомить с его воззрениями - тех, кому это интересно, разумеется.
Ну во-первых, никакой реальной национализации и не было, прежде всего в самом центре России. Если бы она была, невозможны были ни революция 1917 года, превратившаяся в бунт рабоче-крестьянской России против России цензовой, т. е. почти строго классовый раскол, которого в национальном обществе быть не может - оно как раз объединяет все классы в одну нацию. Ни тем более БССР и УССР, как невозможны Йоркширская или Провансальская республики.
Во-вторых, это естественный процесс. И непонятно, почему РИ, во всех остальных отношениях копировавшая западных соседей, в данном вопросе могла явить миру какую-то уникальную, нигде не виданную, космополитическую модель. Конец XIX - начало XX века время наций и национализмов, и никакие уступки и культурные автономии не могли остановить рост польского, финского и прочих национализмов. А некоторые эксперименты в этой области только стимулировали их рост.
If you’re using Livejournal Instagram for the first time, simply use your Instagram username and password to login. If you don't have an account, please create one on iPhone/iPad/Android first.
adv_62
May 25 2014, 13:39:09 UTC 5 years ago
enzel
May 26 2014, 07:32:10 UTC 5 years ago
Deleted comment
enzel
May 26 2014, 07:31:28 UTC 5 years ago
Ermolay Prod
May 28 2014, 15:59:51 UTC 5 years ago
Если перевести его мистическую патетику на минимально рациональный язык, то получится следующее: аристократа корёжит от современного мира (в смысле modernity), "восстания масс" и безвозвратно ушедшего старого режима. Не зря он упоминает Петра и Николая I. Петровский проект более-менее спокойно просуществовал до николаевских времен. По сути, это сословная, безнациональная "служилая" империя - узковременная модель, вполне передовая для Восточной Европы начала XVIII века. Однако через полвека модель эта (с крепостным рабством, религиозной нетерпимостью и остзейскими преторианцами) устарела и стала безнадежно проигрывать западно-европейским конкурентам, рванувшим в современность - с индустриализацией, национализмом, гражданским равноправием и т. д. Сигналами этого отставания стали унизительное поражение в Крымской войне и польское восстание 1863 года. В отличие от нынешних монархистов-тугодумов, тогдашние императоры и сановники эти сигналы быстро поняли, и с позднего Александра II Российская империя взяла ОБЩЕЕВРОПЕЙСКИЙ курс на модернизацию и национализацию. Это процесс шел когда-то медленнее, когда-то быстрее, но довести до конца его не удалось - отчасти из-за нехватки кадров, отчасти из-за инерции петровской системы, отчасти из-за непомерных территориальных претензий.
Так вот гражданин Салтыков топочет ногами и требует, чтобы всё было как при Николае Благословенном - без вызовов современности, рабочих вопросов и прочих сложностей, которые не укладываются в простенький старый режим образца XVIII века. В этом смысле он ничем не отличается от советских людей, требующих вернуть программу Время, пионерские галстуки и колбасу по 2.20.
enzel
May 28 2014, 16:15:54 UTC 5 years ago
Ermolay Prod
June 5 2014, 13:58:25 UTC 5 years ago
Во-вторых, это естественный процесс. И непонятно, почему РИ, во всех остальных отношениях копировавшая западных соседей, в данном вопросе могла явить миру какую-то уникальную, нигде не виданную, космополитическую модель. Конец XIX - начало XX века время наций и национализмов, и никакие уступки и культурные автономии не могли остановить рост польского, финского и прочих национализмов. А некоторые эксперименты в этой области только стимулировали их рост.