Сергей Сергеевич Каринский (enzel) wrote,
Сергей Сергеевич Каринский
enzel

УГОЛОВНЫЙ МИР

Заключительный фрагмент статьи С.И.Григорьянца О всё ещё памятных русских мифах, представляющей собой его взгляд на русскую историю:

«Единственное, что стало вполне честным и реалистичным в русской культуре советского и нынешнего времени, – это открытое возвращение к культуре воровской, к воровскому фольклору, уголовной фене, каторжной и лагерной песне, и даже не как к подлинно народному искусству, а как искусству общенародному. Это началось естественным образом в 20-е годы с открытого вхождения уголовного мира в русскую жизнь и параллельного появления в литературе «Бени Крика» Бабеля, «Вора» Леонова, «Конца Хазы» Каверина, написанных на фене стихов Сельвинского, пьес Погодина и Биля-Белоцерковского, с разной степенью достоверности описывавших реальное и новое для русской литературы советское общество. Уже не только во всех городских дворах и деревенских выселках, но и вполне официально, со всех крупнейших эстрад и даже по государственному радио Утесов, Лещенко, Козин, а потом и Высоцкий поют лагерные и уголовные песни и их стилизации в качестве общепринятого средства выражения чувств советского человека. Но при советской власти еще сохраняется некоторый декорум. Конечно, русский человек, я думаю, единственный в мире в своих песнях все чаще ассоциирует себя с вором и убийцей, но еще сохранялись в советской России две культуры – воровская и обыкновенная, два закона – советский и воровской, два типа поведения и образа жизни. И хотя они мало чем отличались, в этом формальном различии все же было какое-то неудобство.

И только в последние десять лет все наконец объединилось и стало на свои места: Президент России «по фене ботает», воры в законе заседают в Государственной Думе, а тамбовские наконец заняли свое законное место в Кремле, гражданские суды уже выносят решения «по понятиям». Российское государство делает все, чтобы вызволить из американских застенков Япончика (не сказочного бабелевского одесского Мишу Япончика, а нашего, московского, тогда еще вполне живого) – так и полагается приличным уголовникам, не жалеющим никаких средств, чтобы вытащить своего на волю.

Недавно, правда, Япончика и Калмановича застрелили. Но это разборки между своими, как раньше по заказу спецслужб был застрелен Отари Квантаришвили… Хоронили и его, и Япончика на Новодевичьем (или на Ваганьковском?), как членов правительства. И это тоже правильно. Но наиболее интересен из них был, на мой взгляд, Калманович. Одни пишут, что он был застрелен за убийство бывшего своего компаньона Япончика, другие – за отмывание миллиардных сумм через латышские банки. Так или иначе – большой человек. И к тому же один из самых известных российских граждан в мире. Рихард Зорге и кембриджская пятерка вся скопом – просто дети в сравнении с Калмановичем. Однажды он согласился выступить на конференции «КГБ: вчера, сегодня, завтра», но в последний день, конечно, отказался. В программе он уже значился, и я во всех перерывах вынужден был объяснять западным журналистам, почему он не выступает. Только в России его знали очень немногие. Между тем было кем интересоваться. Выпускник школы КГБ, он уехал в Израиль, назвавшись еврейским репатриантом, и к тому времени, когда выяснилось, что это советский шпион, был секретарем президента (на самом деле, премьер-министра – С.К.) Израиля Голды Мейер. Скандал был так велик и ситуация столь постыдна, что прославленные израильские спецслужбы предложили Калмановичу меньший срок заключения, если он согласится сесть в тюрьму без суда и даже обвинительного заключения. Калманович согласился, получил девять лет, из которых отсидел чуть больше половины, поскольку защищало его все советское, а потом и российское руководство, а депутат Государственной Думы Иосиф Кобзон возил ему передачи.

В Шабтае Генриховиче все вполне естественным образом соединилось: и штатная работа в КГБ, и крупные дела с Япончиком, Кобзоном и другими авторитетами, и – что менее важно, но все-таки интересно – очень высокая официальная должность в Кремле: Калманович был советником президента Путина по делам Прибалтики. Так естественно и логично все сошлось, поскольку Калманович был очень неглупый человек и хорошо понимал свою страну. Не могу забыть, как обожаемую херувимоподобную четырехлетнюю тогда дочь он последовательно и даже довольно строго учил площадно материться. Калманович готовил ее к жизни в России, а на каком языке может говорить у нас человек, имеющий подлинную власть и очень большие деньги?

И тут я должен признать свою ошибку. С 1990 года я не переставал повторять, что в России быстро и верно к власти идет КГБ. Слушали меня без большого интереса, некоторые даже с издевкой. Фонд «Гласность» провел девять конференций «КГБ: вчера, сегодня, завтра», выпустил массу книг и докладов, но интересно это было, кажется, в основном КГБ, и ничему не смогло помешать. Лет двенадцать назад редактор International Herald Tribune решил почему-то написать обо мне статью, сделал ее вполне доброжелательной, но заключил тем, что у Григорьянца есть свой пункт помешательства – он всюду видит КГБ. Я и впрямь считал, что рост влияния КГБ – это скрытая форма готовящегося переворота, захвата власти в России спецслужбами, что это очень опасно не только для России, но и в качестве примера и опыта и для других стран, в особенности в результате некоторого увеличения влияния спецслужб почти во всех странах после нью-йоркской трагедии. По форме, может быть, я и был прав, но я был не прав по сути. Никакого переворота в России не было, как не было и захвата власти. Это была просто перегруппировка сил в той же криминальной структуре, правящей в России почти сто лет, перегруппировка, которая стала необходимой из-за того, что пришлось пойти на очень радикальные реформы: подавление населения с помощью идеологии, цензуры и тайной полиции пришлось заменить правлением с помощью денег, развращающих, но столь же контролируемых СМИ и той же тайной полицией.

Конечно, на рубеже восьмидесятых и девяностых был очень серьезный кризис в результате падения цен на нефть, непродуманной аферы в Афганистане, а главное, совсем уже беззубого правления партийных стариков-маразматиков, которые забыли, как они пришли к власти, как создавали и укрепляли эту власть их предшественники и, вообще, благодаря чему и кому они при власти держатся. Действительно, было несколько непростых для российского руководства лет, когда небольшое количество болванов возомнили, что могут что-то в России изменить, при этом не понимая ни характера и состояния русского народа-богоносца, взыскующего истинной правды Господней и невидимого града Китежа, ни структуры механизмов, оставшихся незыблемыми в руках настоящей власти. Но их удалось легко поставить на место. Пришлось, конечно, отказаться от совсем уж выдохшейся и ни на что не годной в качестве инструмента власти коммунистической идеологии. Но в заменивших ее открытых деньгах есть своя большая приятность: не нужно прятаться за забором на Воробьевых горах, можно в открытую гулять в Куршевеле.

Правда, отказ от идеологии имеет и свои недостатки – он делает уж слишком открытым и очевидным уголовный характер власти, установленной в 1917 году. Но кого стесняться? В результате не заговора, не захвата власти, а полезной и во многом просчитанной мутации (КГБ ведь никогда не был чем-то чужеродным, но был «боевым, передовым отрядом партии») главное сохранено: безоговорочная власть почти во всей гигантской стране, безнадежное рабство и относительная покорность всего ее населения, а главное, сохранен и даже упрочен основной завет российской власти с ноября семнадцатого года: «Все позволено».

Конечно, нет рая на земле даже для наследников большевиков. Россия – хоть и вымирающая, и вырождающаяся, но все еще разбойничья страна. Правда, не только отдельный человек, но и целый народ, если его почти столетие морить голодом, вселить в хибары, больше похожие на собачьи конуры, избивать и измываться при каждой возможности, да еще и спаивать весь этот век без перерыва [Не могу забыть, как в послевоенные детские мои годы на каждом углу стояла деревянная будочка с газированной водой на прилавке, а под ним – с большой кастрюлей водки. Бутылок не хватало. И продавщица специальными стаканчиками на длинной ручке наливала почти каждому прохожему кому пятьдесят, кому сто, кому двести граммов.], в конце концов, он все-таки ослабнет, станет менее воинственным и опасным. Но, правда, и толку от него меньше, и к нормальной цивилизованной жизни он все так же не готов.

Зря думает довольно странный журналист Юлия Латынина, которая любит Кадырова, но не любит Сутягина, Трепашкина и вообще «демшизу», что русский народ – святой и нас, бесспорно, ждет демократия. Нас ждет только то, что мы сами способны построить. А мы, к несчастью, немного способны сделать. И сегодня у нас в точности такая власть, какие мы сами. В целом, конечно, в среднем. Бывают в России замечательные отклонения и в одну, и в другую сторону. Беспокойно по-прежнему и на Волге, и на Кавказе. Идущая из Кремля уголовная вольница как-то неправильно понимается теми, кто пониже, – они тоже увидели, как приятно убивать. Какие-то мелкие менты, солдаты, националисты… Конечно, свои, но забыли, что по рангу им не все положено. А тут еще чуть ли не каждый день опять поезда пускают под откос. Как писал по другому поводу Ален Безансон: «История России вышла из гроба, но обезображенная длительным там пребыванием».

Недавно один из либеральных политологов сказал, что 91-й год показал готовность России к демократии. На мой взгляд, и 91-й год, и все, что произошло после него, как раз и свидетельствует, что Россия не только не готова к демократии, но и не способна удержать в трясущихся руках путеводную нить, к которой, казалось, она тогда почти подобралась. Тем более она не способна сегодня вновь выйти на такую уже исхоженную десятками других стран и народов внешне легкую и ясную дорогу.

У нас действительно особый путь. Это путь тяжело больного человека, который почти потерял способность передвигаться, но все еще надрывает глотку, ругая соседей и даже пробуя швырять в них камни, которые от его слабости никуда не долетают и даже падают на него же. В целом, как народ, мы просто не хотим лечиться. И никто, кроме нас, в этом не виноват.

Послесловие. Конечно, это вполне субъективная и несколько односторонняя точка зрения на русскую историю, но в качестве корректива к нашему бессмысленному бахвальству некоторый перехлест, для многих очень обидный, он, мне кажется, просто необходим.»

1 декабря 2009 года

http://grigoryants.ru/sovremennaya-diskussiya/o-vse-eshhe-pamyatnyx-russkix-mifax/
Tags: moralia, история, культура, новосовок, социология, чекистократия
Очень верный текст. Программный. Единственное тут можно добавить - то, что сам по себе больной не излечиться, ему нужен врач-специалист.
В этом-то всё и дело, и я об этом всё время говорю. Но его нет.
Хороший текст, только не освещена проблема тех, ну с которыми мы 200 лет вместе. А тема то "архиважная"
Там кое-кто помянут, от Бабеля до Голды и её "секретаря" :)
Маловато будет, очень маловато. Надо начинать с троцкого, землячки...
Эти подразумеваются, как само собой разумеющееся. Тут ведь речь идёт в основном уже о нашем времени и об уголовной стилистике, как следствии уголовного характера большевизма и его порождения - чекизма.
Григорьянц несчастный - это замена почившей Валерии Ильиничне, юродивые пляски с бубном, дикие утверждения на общем фоне правдивого обличения. Он, мне кажется, умственно нездоров. Племени злых шутов нет переводу.

enzel

July 14 2014, 12:37:09 UTC 5 years ago Edited:  July 14 2014, 12:54:48 UTC

Здесь я с Вами не могу согласиться. Конечно, у него, как и у всех советских интеллигентов его поколения, есть необратимые деформации и фобии, уклоны и комплексы. Но от них несложно абстрагироваться, внося постоянную поправку. А несомненные истины сохраняются. Его анализ "оттепели", "перестройки", "ельцынизма" - лучшие из мне известных. Я весьма рекомендую внимательно ознакомиться с его ресурсом - он того стоит. И он, конечно, много умнее покойницы, это уж точно. Вот, например, из него же:

"Я не могу согласиться с мнением Ирины Павловой, что русского национального движения независимого от КГБ и советской номенклатуры, вообще не существовало. Во-первых, уже в самое раннее время в советских лагерях были и умирали такие замечательные люди как Юрий Голансков, Леонид Бородин и многие другие, которые точно не имели никакого отношения к КГБ. Во-вторых, целая организация ВСХОН Игоря Огурцова с Иваном Чердынцевым и многими другими, по сути дела была ярко национально ориентирована. Наконец, и журнал «Вече», по крайне мере в первое время, был совершенно независимым русским национальным журналом. Вообще думать, что число вполне порядочных русских людей, которые были озабочены проблемами русской культуры и русской истории, меньше чем у других народов по-меньшей мере несправедливо. Другое дело, что по самой своей природе их меньше интересовали связи с заграницей, им труднее было противостоять КГБ, которое жаждало им «помочь», а в некоторых случаях они оказывались неприемлемыми для либеральной интеллигенции из-за пробивавшегося, но только у некоторых, антисемитского душка. Но все эти обстоятельства лишь подчеркивают трудность восстановления истории демократически ориентированного и уж во всяком случае независимого от КГБ национального русского движения, но не дает никаких оснований для того чтобы отрицать его существование."

Григорьянц - типичный радикал. Но выбора-то особого нет. "Патриоты" совсем никуда не годятся. Впрочем, это отдельная большая тема.

Deleted comment

Да что там о них говорить! Я бы, конечно, предпочёл, чтобы были люди, ведущие свою линию от правых активистов русской эмиграции, от БРП, от П.Н.Краснова, например. Но таких среди людей дела, среди тех, кто за свои убеждения готов был пострадать и даже умереть, сейчас нет. Но пока есть другие люди, доказавшие на деле, что они что-то значат, приобретшие моральный капитал. Неправильно их игнорировать. С ними надо взаимодействовать, по возможности влияя на их позицию в желаемую сторону. К тому же, Григорьянц-то человек далеко не чуждый эмиграции и русской традиции, просто он не правый, а радикал. Ну так что ж, если в главном мы с ним совпадаем.
А Вы, простите, не в силах предположить, что Гиркин - вполне себе казачья фамилия?

Есть люди-историки, увлеченные Белым делом: "Ледовый поход" зимой заново прошли, памятные кресты ставят, восстанавливают могильные плиты с именами белогвардейцев. Гос-во использовало энтузиастов, всё как всегда.

Deleted comment

Стрелков-Гиркин никогда не служил в ФСБ - он служил в ГРУ, откуда сам, по своей воле, ушел, с отзывом: "Толстобрюхие сидят, им только бабло интересно".

Это фанатик-энтузиаст, среди выходцев из б. Историко-Архивного таких немало.
Между ФСБ и ГРУ разница не велика - лучше не служить ни там, ни там. Но даже если и ушёл по своей воле, связи-то остались, "боевое братство". Утверждать, конечно, ничего нельзя, но и наивно полагать, что вот пришёл "реконструктор" воевать за "русское дело" тоже не стоит.
Может, его "ушли".
Служить вообще нигде нельзя, надо в имении сидеть, писать роман, охотиться с борзыми.
Не знаю. Но участвовал в операциях в Чечне и на Балканах. Это ведь не просто так, независимо от мотивов, пусть и самых правильных.

Насчёт служить - чем дальше от шестерён госаппарта, тем лучше.
На Балканы снайпером и я пойти хотела, да девчонок не брали :)
А поехали бы, приобрели нужные связи, попали в картотеки, о Вас бы не забывали :)
"Нафига родня такая, остаюся сиротой" :)
То-то :)
Вы обманываете. И плохо то, что вы вводите въ заблужденiе увъ. enzel, человѣка, равнодушнаго къ новостямъ. Надѣюсь, вы исправите оплошность. Гиркинъ - офицеръ ФСБ.
Но не равнодушного к ФСБ :) Думаю, что никакого "обмана" всё же не было. Просто ходят разные версии относительно этого несколько таинственного человека.
Онъ интервью даль. Въ которомъ и объяснилъ, сотрудникомъ какого учрежденiя являлся. Интервью было опубликовано не сегодня и достаточно извѣстно. А потому обманъ въ данномъ случаѣ, какъ есть. Чтобы не быть голословнымъ - http://www.mk.ru/politics/2014/07/12/strelkov-rasskazal-kak-sluzhil-v-fsb-i-gde-voeval.html.
УжасЪ какой! (*немедленно застреливается из указательного пальца*)
Это обычная реакцiя человѣка, привыкшаго кривить. Берегите пальцы.
Экий вы прямой - как телеграфный столб. Идите-ка с Богом - куда подальше.
это ж всё казачьи фамилии. И внешность у "энтузиаста" исключиттна казацкая. Новодворская - та жжыдовка, а Гиркин - ариец, а тот как жа.
Гей-парадец всяко лучше Anonymous'а с картонным ящиком на внешности!
Я его взгляды знаю, и что сына его показательно убили. Впрочем, я и Новодворскую не осуждаю...

Диссиденты-националисты, имперцы - это вымирающая русская порода. Сейчас уходят последние аристократы, вот как Антонов.

semenoff

July 14 2014, 16:54:51 UTC 5 years ago Edited:  July 14 2014, 16:57:11 UTC

Прекрасно сказано ! Пожалуй прочитаю побольше из этого ресурса.

Я бы еще процитировал итальянского политика который сказал по поводу мафии в Италии:
"увы болезнь зашла так далеко, что операция просто убъет больного"...

ИМХО, если мы хотим чтобы русский язык еще оставался в мире через сто лет, мы не должны что-то резко в РФ менять. Это больная страна, больной народ, и к нему надо относиться соответственно.
Не волнуйтесь, "больная страна" в куда более короткий срок сама его забудет и окончательно перейдёт на уголовный жаргон.

semenoff

July 14 2014, 17:03:47 UTC 5 years ago Edited:  July 14 2014, 17:07:53 UTC

Много носителей литературного языка и не надо. Их и до революции было немного. А какое-то их количество по-любому останется. Хуже когда широкие массы начинают оперировать терминологией социальных учений.

- Красиво идут !
- Интеллигенция...

Я кстати, сторонник той легенды-гипотезы, о том что воры в законе появились впервые в 20е годы как протест против большевизма. По воровской легенде воры в законе появились из беспризорников 20х годов, многие из которых были из хороших дореволюционных семей.
"На воле закона не стало, но мы создатим закон в тюрьме и будем жить по этому закону"
Какое-то время назад, услышав "по-любому", переспросили бы: как Вы сказали, полюбовно?:)

semenoff

July 14 2014, 17:10:34 UTC 5 years ago Edited:  July 14 2014, 17:23:55 UTC

Но когда я писал это выражение я ВСЕ ЕЩЕ почувствовал, так сказать, рука на мгновение дрогнула, значит старый литературный язык во мне жив ))).

Многие русские слова происходит из низов общества, это нормально. Мы не должны чураться этого. Хуже было бы излагать мысли на большевитско-канцелярском наречии. Уголовные выражения, ИМХО, это народная замена большевистскому сленгу. А живущая по понятиям РФ - народная замена СССР.
Григорянц совершенно прав.

Замечу только, что в 1918 году не было "понятий", они возникли уже в СССР, как протест против советской власти. В тюрьме хуже всего достается тем, кто сидит за сексуальные преступления. Это легко объяснить тем, что бывшие беспризорники ассоциировали советскую власть с массовыми изнасилованиями по приказу начальства красной армии, свиделелями чего они были в гражданскую войну.
До революции была правильная стратификация, была власть образованного слоя. Теперь он где? Сидит у компьютера и пишет на "олбанском" или каком ещё :)

semenoff

July 14 2014, 19:56:25 UTC 5 years ago Edited:  July 14 2014, 20:16:27 UTC

Это да, но стратификация опять возникнет естественным образом. Но тут надо не пять лет, а пятьдесят. Люди должны сначала всю культуру потерять, а потом по крупицам собирать обратно. Тогда поймут что знания не только сила, но и деньги. И язык - это деньги. Как поймут, дело пойдет быстро.

Сегодня вверху выходцы из народа, естественно произошла демократическая деградация языка. Тупиковый советский проект рухнул, и страну спасла демократическая полу-криминальная среда. Если бы не "понятия" и "крыши" (главная из которых ФСБ) уже и Сибирь и Дальний Восток и Краснодарский край, не говоря уж о Татариях, Кавказах и Якутиях были бы независимые воюющие друг с другом государства.

Я вот все красных оттенков и рисунков рубашки и "поло" выбросил до одной, и накупил черных и серых )). Голубые оставил, но когда езжу в Москву, беру только черные и серые. Надо уважать обычаи своего народа. Красный цвет в одежде - "петух", не по понятиям.
"Надо уважать обычаи своего народа. Красный цвет в одежде - "петух", не по понятиям."

Это Вы очень верно заметили, про обычаи СВОЕГО народа. Рад за Вас, что Вы со СВОИМ определились.
Не надейтесь что я стану с вами пикироваться...
Красные рубахи были весьма популярны в России. И Пушкин в такой щеголял в Михайловском, и последний наш Император. Это была и форма полка Стрелков Императорской Фамилии. Не знали ещё советских уголовных понятий!