Заключительная часть главы из книги Е.Семёновой:
Литературовед Лидия Гинзбург в 1926 году записала в дневнике: «У нас сейчас допускаются всяческие национальные чувства, за исключением великороссийских. Даже еврейский национализм, разбитый революцией в лице сионистов и еврейских меньшевиков, начинает теперь возрождаться… Это имеет свой хоть и не логический, но исторический смысл: великорусский национализм слишком связан с идеологией контрреволюции (патриотизм), но это жестоко оскорбляет нас в нашей преданности русской культуре». В 1930 году на XVI съезде ВКП(б) в качестве главных угроз социалистическому строительству отмечаются опасность национализма, «великодержавный уклон», «стремление отживающих классов ранее великорусской нации вернуть себе утраченные привилегии».<...>
Сегодня в русофобской истерии некоторая часть украинской общественности пытается представить голодомор геноцидом исключительно украинского народа. Это ложь. Голодомор — трагедия всей России. Трагедия русских. И украинцы стали жертвой его, не как украинцы, а именно как русские, как часть единого русского народа, состоящего из трех ветвей, неразрывно связанных, несмотря ни на какие политические веяния. <...>
«Братством народов» прожужжали уши всем. Но вот, что характерно: советскими в результате селекции стали преимущественно русские люди. Ни грузины, ни армяне, ни киргизы, ни иные народы не забывали своего исконного имени, не забывали ни на мгновение, что они — грузины, армяне, киргизы… Да, все национальные республики подчинялись советским законам, но оставались национальными. И понятие советский человек олицетворялось, в основном, русскими. За счет русских строилось все мифическое братство советских народов, которое затрещало по швам, обнажив всю ложность свою, при первом толчке. В конце 80-х обнаружилась неприглядная истина: «Братство братством, а табачок-то врозь». Ленинское наследие сдетонировало, когда его перестроившиеся последыши поднесли огонь к заботливо оставленному фитилю, и вдруг выяснилось, что никакого советского братства не было и нет, а «братские народы» все это время копили в себе зерна шовинизма, удобренные некогда большевиками, и ненависть к «оккупантам», причем понимая под таковыми не столько Советский Союз, сколько Россию, не столько коммунистов, сколько русских. Платой за иллюзии «братства» стала русская кровь, хлынувшая на окраинах гибнущей державы… - http://beloedelo.ru/researches/article/?440
anna_bpguide
October 9 2014, 07:52:28 UTC 4 years ago
Не знаю примера, когда активизация "национальных идей" дала бы мир и счастье. Войны и кровь - сколько угодно.
"Ни эллина, ни иудея" - как будто не христианам сказано было ((((
enzel
October 9 2014, 09:09:12 UTC 4 years ago
Сказано это было христианам, несомненно. Но христиане как раз и подверглись тут гонениям со всем их "мракобесием". В принципе, это была мощная антихристианская реакция под красным флагом и пентаграммой, уничтожившая христианскую Империю под корень. Недаром один известный блогер назвал в своём известном романе Ленина антихристом. Теперь, правда, он смотрит на него несколько иначе.
Христианам сказано...
pochtifilosof
October 9 2014, 11:33:29 UTC 4 years ago
Дьякон Андрей Кураев указывал на то, что наиболее точный перевод по его мнению звучит так: "...В Боге нет ни мужчины ни женщины, ни эллина ни иудея..."
Re: Христианам сказано...
semenoff
October 9 2014, 15:08:47 UTC 4 years ago
11. где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.
Re: Христианам сказано...
pochtifilosof
October 9 2014, 17:53:11 UTC 4 years ago
Re: Христианам сказано...
semenoff
October 9 2014, 22:16:07 UTC 4 years ago
Re: Христианам сказано...
pochtifilosof
October 10 2014, 04:05:42 UTC 4 years ago
Вам вроде бы ясно сказали о том, что существует несколько интерпретаций этого фрагмента Нового Завета.
И мнение Кураева отличается от приведённого Вами.
Вас это покоробило? Задело?
Я Вас чем то обидел?
Re: Христианам сказано...
semenoff
October 10 2014, 20:35:36 UTC 4 years ago
По-моему ваша цитата из Кураева ничего принципиально не отличается от любого другого перевода. Чуть чуть перефразировано, а в общем тоже самое.
alexb2006
October 9 2014, 09:00:18 UTC 4 years ago
Лагерь украинофилов был неоднороден. Наряду с более умеренными
грекокатолическими кругами во главе с Волошиным, которые не желали
сразу рвать с традиционным русинским «язычием» и этимологическим
письмом, склоняясь к постепенному распространению украинской иден-
тичности среди местного населения, существовали радикальные украи-
нофилы в лице коммунистов, которые выступали за немедленное введение
украинского литературного языка. Именно коммунистические газеты были
одними из первых в русинском культурном пространстве, отказавшимися
от традиционного этимологического письма и ставшими использовать ук-
раинский фонетический алфавит 41 . «Весь украинский народ пишет фонети-
кой (т. е. так, как говорят)… Сохранение этимологии отделяет нас от всего
украинского народа, — писала “Карпатська правда” в январе 1927 г. — Это
нужно не нам, а чешской буржуазии, которая хочет нас изолировать
и чехизировать» 42 . Кроме того, коммунисты уже в 1920-е гг. постоянно упот-
ребляли термин «Закарпатская Украина» вместо общепринятого тогда на-
звания «Подкарпатская Русь».
Более последовательная в своей «украинскости» коммунистическая
«Карпатська правда», с середины 1920-х гг. издававшаяся на литературном
украинском языке, обвиняла Волошина и прочих «попов» в недостаточно
четкой национальной ориентации, а также в прислуживании «чехизаторам»
и «русификаторам». «Попы-народовцы из “Свободы” выслуживаются перед чехизаторами. Утверждение, что принципом “Свободы” является писать
чистым народным языком — неправда, — заявляла «Карпатська правда». —
Читайте “Свободу” и вы найдете там… массу церковнославянизмов, слова-
кизмов, чехизмов и русизмов… Придерживаясь этимологии, сам Волошин
поддерживает тех… реакционеров, которые до сих пор мечтают о единой
неделимой матушке-России. Наша этимология не отличает нас от россий-
ской этимологии, на которой держится вся российская реакция. Тем самым
Волошин и иже с ним поддерживают и оправдывают не только чехизатор-
ские, но и русификаторские эксперименты» 43 .
Обвинения коммунистов в адрес волошинцев в поддержке «русифи-
каторов» были явно незаслуженными, поскольку враждебное отношение
к русскому языку и культуре было примерно в равной степени присуще
как коммунистическим, так и грекокатолическим украинофилам. Презри-
тельные эпитеты «русопяты», «реакционеры», «кацапы», «москальчуки» и пр.,
употреблявшиеся в качестве синонимов, нередко появлялись как на страни-
цах грекокатолической «Свободы», так и коммунистической «Карпатськой
правды». Однако даже наиболее последовательные сторонники украинской
ориентации в лице коммунистов были вынуждены фактически признать,
что украинский литературный язык не был полностью понятен подкар-
патским русинам. Так, украинские названия месяцев и некоторые другие
непонятные русинам украинские слова редакция «Карпатськой правды»
дублировала в скобках традиционными русинскими названиями, приучая
русинов к литературному украинскому языку...
В январе 1926 г. на совещании представителей компартии Украины, га-
лицкой краевой организации компартии Польши и подкарпаторусского ко-
митета компартии Чехословакии обсуждался вопрос украинизации русинов
и активизации коммунистического движения в карпатском регионе с после-
дующим присоединением Галиции и Подкарпатской Руси к Советской Ук-
раине. В ходе совещания «было принято решение о том, что Украина будет
нелегально, по линии Коминтерна, обучать в Харьковском коммунистичес-
ком университете имени Артема русинов-коммунистов украинскому языку и методам нелегальной коммунистической деятельности. Одновременно,
компартия Украины будет финансировать двуязычную газету “Карпатская
правда” (издаваемую на венгерском и русинском языках), но с непреложным
условием, чтобы в дальнейшем эта газета издавалась только на украинском
языке. Поскольку в Подкарпатской Руси не было среди местного населения
человека, который бы знал украинский язык и справился бы с должностью
редактора украиноязычной газеты, то из Галичины в Ужгород был направ-
лен галичанин-коммунист О. Бодан» 53 .
enzel
October 9 2014, 09:12:56 UTC 4 years ago
alexb2006
October 9 2014, 09:56:42 UTC 4 years ago
Да, чтоб у Вас не было иллюзий после товарища "Григорьева" и Петра и Мазапы: КПЗУ и КПЧ в начале двадцатых на "украйинских землях" собирали до трети голосов на выборах. Вызванный снятием наркома Шумского развал КПЗУ привел к массовому оттоку ее бывших активистов к националистам, а впоследствии - в УПА.
enzel
October 9 2014, 12:35:05 UTC 4 years ago
alexb2006
October 9 2014, 13:42:40 UTC 4 years ago
Вы про сталинскую дерусификацию Пряшевщины вообще слышали?
semenoff
October 9 2014, 15:33:41 UTC 4 years ago Edited: October 9 2014, 15:37:07 UTC
Это начало и так сказать, исход спора. Большевиков не было до 1917 и нет сегодня, а украинизация только разгорается. С католиками бороться сложно, их миллиард.
Я разумеется не спорю, что Новороссию к Украине приписал Ленин, по видимому в рамках все той же католизации.
Иначе, вне религиозного вопроса, упертость украинцев в отношении западного диалекта вообще необъяснима.
enzel
October 9 2014, 15:43:17 UTC 4 years ago Edited: October 9 2014, 15:44:09 UTC
Ленин же и его ученик Коба делали Украину не из униатских земель, которые они отдали полякам в 1921 г., вместе с массой сугубо православных, а из того, что называлось Югом России.
semenoff
October 9 2014, 16:08:47 UTC 4 years ago Edited: October 9 2014, 16:11:54 UTC
Киев никогда не был уж очень дружественным городом и до большевиков, например там убили Столыпина. Да и Украина в целом не слишком дружественна России и оказала губительное влияние на Россию не раз. Например, когда Махно и Петлюра ударили в спину Деникину, который реально мог взять Москву и изменить историю.
Я хочу сказать, что Украина и украинский язык - реальность вне всяких большевиков.
enzel
October 9 2014, 17:11:06 UTC 4 years ago
Далее, есть Юго-Западный край - Подолия, Киевщина, Волынь - один из исторических оплотов России, Волынь так вообще была едва ли не самой лояльной частью Империи. Никакой враждебности там не было и быть не могло в принципе, кроме враждебности евреев, один из которых и убил, как известно, Столыпина.
И третья часть - то, что называют Новороссией, т.е. полоса от Бессарабии до Области Войска Донского.
Малороссийский диалект, говор, был реальностью, обычной этнографической особенностью в рамках огромной общерусской страны. Таких "украин" по всей России можно было бы указать десятки. Но нужно была специальная политическая воля, чтобы на базе одной из них сделать "особую" страну.
То, что я тут вкратце излагаю, есть настоящая, классическая русская позиция по т.н. "украинскому вопросу". Добавить тут нечего, да и незачем. Единственное, что тогда хотели Галичину (Червонную Русь) включить в состав РИ. Теперь этого делать не стоило бы - пусть это и будет настоящая Украина - и всё.
semenoff
October 9 2014, 22:22:22 UTC 4 years ago Edited: October 9 2014, 22:23:58 UTC
Мне очевидец событий рассказывал, украинский язык + католичество распространялось в сельской местности через сельские школы.
Города росли за счет притока сельского населения, и сегодня Киев - Украина.
Я в общем то и не спорю с вами, просто пишу что знаю на сегодня. Полагаюсь на ваше мнение что там было 100 лет назад.
Еще мне кажется украинцы - враги русских, примерно как поляки. Это в частности хорошо описано в книге Булгакова "Белая гвардия".
enzel
October 10 2014, 07:17:50 UTC 4 years ago
schtabs_kapitan
October 10 2014, 10:24:30 UTC 4 years ago
enzel
October 10 2014, 12:56:20 UTC 4 years ago
Anonymous
October 10 2014, 14:12:46 UTC 4 years ago
А уж о лютеранских и католических общинах и говорить нечего, их было огромное кол-во в одном только СПб.
enzel
October 10 2014, 14:37:55 UTC 4 years ago Edited: October 10 2014, 14:39:09 UTC
Anonymous
October 10 2014, 15:31:16 UTC 4 years ago
--------------------------
Разве после указа о веротерпимости ситуация не изменилась? К примеру, барон Маннергейм и Бухарский эмир, если я не ошибаюсь, имели статус адъютантов Его величества, но они не были православными (а для Эмира еще и был построен дом-дворец в СПб, в котором, правда, он уже не успел пожить).
Как бы то ни было, РИ, как представляется, уже уходила от ассимиляционной политики, причем если при монархии нац. вопрос еще как-то затушевывался принципом подданства, то уже в республике (при ВП) начались проблемы.
С другой стороны, даже и при монархическом строе, например, Британская империя как-то обошлась без ассимиляции, ведь британец - не национальность.
enzel
October 10 2014, 17:50:47 UTC 4 years ago Edited: October 10 2014, 17:54:30 UTC
А Маннергеймы хороши и без православия, очень даже.
А Британская Империя - монархия, всё ещё. И это всё решает, как решало подданство в РИ. И английские язык и культура в придачу, тоже какую-то роль играли и играют, а не "великая индийская", например.
schtabs_kapitan
October 10 2014, 15:17:35 UTC 4 years ago
schtabs_kapitan
October 10 2014, 15:22:43 UTC 4 years ago
schtabs_kapitan
October 9 2014, 16:15:33 UTC 4 years ago
Безусловно, правъ авторъ блога, разрусификацiя была возможна, какъ и возможнымъ было и созданiе такой твари, какъ "совѣтская украина" только и лишь на исконно-русскихъ, малоросскихъ земляхъ. Отъ Харькова и даже до Одессы. Отказы въ прiемѣ на работу, увольненiя, насильственное насажденiе украинскаго языка, контроль! за процессомъ украинизацiи, - все это было возможно въ преимущественно и противъ преимущественно русскаго населенiя.
КПУ создавалась и мыслилась прежде всего какъ противовѣсъ...украинскому нацiонализму (буржуазному, злобному, въ европу обращеннаго). Отъ того и нанимать пришлось идеологiю самостiйничества, отъ того и послѣ разгрома партiи на западной украинѣ, бывшему коммунисту очень легко претвориться въ ушкуйника-нацiоналиста. Да вотъ послушайте: "украинская коммунистическая партiя за рѣшительный разрывъ съ традицiями провинцiальной ограниченности и рабскаго подражанiя русской культурѣ...за самостоятельное равитiе украинской культуры съ использованiемъ всѣхъ цѣнностей мiровой культуры". Внутренее родство и общность источниковъ русской и украинской культуры въ Приднѣпровьѣ трактуется какъ рабская зависимость одной отъ другой! Болѣе того, носители русской и украинской культуры не могутъ работать на украинѣ на равныхъ правахъ и на равныхъ основанiяхъ надъ строительствомъ пролетарской культуры. Какой ужъ здѣсь Миллеръ...
enzel
October 9 2014, 18:45:53 UTC 4 years ago
schtabs_kapitan
October 9 2014, 18:54:20 UTC 4 years ago
alexb2006
October 10 2014, 16:41:05 UTC 4 years ago
Правильно, зачем знать про Пряшевщину? Тем легче вести невежественные разговоры об униатах.
Между прочем, великий русофил Александр Васильевич Духнович, пряшевский каноник, был греко-католиком.
Другой униатский священник, Степан Фенцик, на базе скаутов общества Духновича создал Русскую Национальную Гвардию Чернорубашечников, в 1939-ом самым активным образом громившую "Карпатскую Украину".
\\КПУ создавалась и мыслилась прежде всего какъ противовѣсъ...украинскому нацiонализму (буржуазному, злобному, въ европу обращеннаго). Отъ того и нанимать пришлось идеологiю самостiйничества, отъ того и послѣ разгрома партiи на западной украинѣ, бывшему коммунисту очень легко претвориться въ ушкуйника-нацiоналиста.\\
Да ну!? И где об этом можно прочитать?
schtabs_kapitan
October 10 2014, 17:18:00 UTC 4 years ago
alexb2006
October 10 2014, 19:18:08 UTC 4 years ago
schtabs_kapitan
October 11 2014, 09:22:06 UTC 4 years ago
alexb2006
October 11 2014, 11:33:40 UTC 4 years ago
\\КПУ создавалась и мыслилась прежде всего какъ противовѣсъ...украинскому нацiонализму (буржуазному, злобному, въ европу обращеннаго).\\
Насчет Галиции, извините, снова ахинея. Москвофильство к тому моменту там переживало упадок, чему причиной были даже не столько Талергоф и отступление вместе с русской армией тысяч беженцев-москвофилов, сколько отсутствие финансовой поддержки русофилов из Петербурга во воторой половине 19-ого века и, представьте себе, классическое образование в Российской Империи, куда на места преподавателей древнегреческого и латыни эмигрировали десятки активных русофилов, что в тех условиях означало резкое усиление украйинской партии в Галиции.
schtabs_kapitan
October 11 2014, 13:53:28 UTC 4 years ago
Вамъ культурнаго воспитанiя не достатетъ, оттого и грубость и невѣжество. Русофильскiя настроенiя въ Волыни и Восточной Галицiи были сильны вплоть до начала второй мiровой. Это, опять же, фундаментальный фактъ. Вы, очевидно, никогда не слышали о русскихъ съѣздахъ въ польскомъ Львовѣ. "... Организованность русскихъ галичанъ, произнесенныя рѣчи и звуки галицко-русскаго гимна Пора за Русь, произвели на участниковъ съѣзда не только большое впечатленiе, но и снабдили ихъ тѣмъ зарядомъ знергiи, который такъ необходимъ для преодоленiя общественной и политической пассивности русскаго населения восточныхъ воеводствъ Польши". Или русскомъ движенiи на Волыни. Отъѣздъ десятковъ русофиловъ, прискорбный фактъ, однако остались сотни тысячъ русскихъ. Съ политическими лидерами. Такими, какъ депутатъ сейма Серебренниковъ.
alexb2006
October 11 2014, 16:13:41 UTC 4 years ago
Каюсь, "фундаментальный факт" мне неизвестен, напротив, знаком с суждениями Щеголева и Струве. У последнего (РАЗМЫШЛЕНИЯ НА ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕМЫ XIII. Две конверсии. — Истина не только социологическая, но и полицейская):
По мнению знатоков, листки Почаевской лавры нужно лишь слегка ретушировать, чтобы получить эсерские прокламации о земле, а сведущие в украинских делах люди уверяли меня, что написанные на малороссийском языке прокламации этого учреждения объективно подготовляют украинское возрождение в самом демократическом стиле.
schtabs_kapitan
October 11 2014, 16:56:44 UTC 4 years ago
Вотъ вы говорите, Струве...А мнѣ довелось бѣседовать съ внукомъ человѣка, который долгое время былъ правой рукой Коновальца, съ сыновьями партизановъ УПА, просто съ жителями Зап.Украины, которые событiя тѣхъ лѣтъ отлично знаютъ изъ разсказовъ отцовъ и матерей (а кое-кто изъ нихъ застал боевыя дѣйствiя между партизанами и МГБ). Общѣе мненiе, - да, согрѣшили, радовались совѣтской армiи, потому какъ, отъ Польши освобожденiе, потому думали, что свои пришли! Не москали, а свои, - русскаго мiра. Да за два года и послѣ сотень тысячъ высланныхъ, тысячъ разстрѣлянныхъ, энтузiазмъ смѣнился ненавистью.
alexb2006
October 11 2014, 18:21:50 UTC 4 years ago
Хоч би якими були справжні Лєнінові мотиви та сподівання, договір від 30 грудня 1922 року став однією з найважливіших подій в історії України та Росії. Досить порівняти його пункти з вимогами українців та інших народів після березня 1917 року, коли ще не йшлося про Росію як складник федеральної держави – наступниці імперії Романових. 1922 року Лєнін перевершив Грушевського: можна сказати, що договір 1922 року та конституція СССР 1924-го були політичним – хоч у тодішніх політичних обставинах тільки формальним – визнанням історичної концепції, яку Грушевський 1904 року виклав у статті «Звичайна схема “русской” історії і справа раціонального укладу історії східного Слов’янства». Грудень 1991 року виглядав би інакше, якби Лєнін не переміг Сталіна й не запобіг «автономізації» союзних республік.
...
Про те, що саме українські соціялісти найбільше цінували в більшовиках, дуже відверто писав перед поверненням до – вже совєтської – України, один тоді ще екзильний науковець. Михайло Лозинський, фахівець у міжнародному праві, стверджував в «Увагах про українську державність» (Відень, 1927), що більшовики знищили соціяльне підґрунтя російської домінації в Україні, адже перед революцією аристократичні землевласники та міська буржуазія були росіянами.. Земельна власність перейшла в руки українського селянства. На Правобережній Україні переважали поляки, й уряд Директорії не зміг би підважити їхньої економічної зверхности. Українська лівиця цінувала те, що більшовики руйнували старий соціяльний лад, а відтак підривали панівну позицію російської спільноти й культури в українських містах – за капіталізму українцям це ніколи не вдалося б. Отож вони вірили, що більшовики розчистили шлях для зростання української присутности й переважання українців у містах.
Mutatis mutandis, осенью 39-ого галичане радовались примерно тому же самому, начиная с варварского переименования университета имени Казимира Великого в честь местного графомана-социалиста Ивана Франко.
memento_iv_mo
October 10 2014, 01:54:24 UTC 4 years ago
Русским почаще необходимо это озвучивать. Совков - особенно крипто-краснопузо-свидомых - от этого реально воротит.
enzel
October 10 2014, 07:46:34 UTC 4 years ago
yuridmitrievich
October 11 2014, 14:45:09 UTC 4 years ago
У большинства людей предки до революции были не из бар, поэтому они и ассоциируют себя с совком, когда их предки и страна чего-то достигли. Не ассоциировать же им себя с дореволюционным крестьянством, откуда они произошли.
«Домашняя обстановка современного мужика упрощена до степени, которою удовлетворился бы человек разве только пещерного периода. Стол, скамья, голая кровать, грязное тряпье, два-три горшка, чугун, чашка. Иногда не на всю семью хватает даже деревянных ложек. Везде грязь и вонь, и легионы насекомых. Часто один рваный тулуп обслуживает всю семью, а по ночам заменяет одеяло или подушку хозяину дома.
Жизнь в деревнях стала положительно невыносимой. Всеобщее озлобление всех против каждого и каждого против всех дошло до крайней степени. Мужики жалуются, что они боятся друг друга, по вечерам избегают появляться на улицах родной деревни. Человек человеку зверем стал».
И.А.РОДИОНОВ РЕШЕНИЕ ЕВРЕЙСКОГО ВОПРОСА
Доклад, прочитанный автором в Русском Собрании 16 февраля 1912 года.
enzel
October 11 2014, 16:26:33 UTC 4 years ago
Человек, гордящийся советскими "достижениями" безнадёжен и тут не о чем говорить даже. Но надо научиться перестать себя ассоциировать с советским в принципе, называть это "моим", "нашим". А вместо этого ориентироваться на русское, как дореволюционное, так и зарубежное. Вот только тогда и сможет возникнуть новая русская культура, не иначе.
yuridmitrievich
October 11 2014, 17:34:30 UTC 4 years ago
«Мне показалось, что народ наш смотрит на дело совсем просто, не с точки зрения идеалов политической философии славянофилов и не по рецептам революционеров, а также и не с религиозной высоты догмата Церкви о царе-помазаннике, а с разумной практической идеи — пользы. Была бы польза от царя, исполать ему! Не стало — или мало — пусть уйдёт! Так и с другими властями — кадетскими, советскими. Здоровый простой взгляд».
Митр. Вениамин (Федченков) Россия между верой и безверием
enzel
October 11 2014, 17:48:35 UTC 4 years ago
yuridmitrievich
October 11 2014, 17:56:10 UTC 4 years ago
enzel
October 11 2014, 18:09:23 UTC 4 years ago
yuridmitrievich
October 11 2014, 15:07:53 UTC 4 years ago
enzel
October 11 2014, 16:28:24 UTC 4 years ago
yuridmitrievich
October 11 2014, 17:20:32 UTC 4 years ago
"Окраины воспользовались ослаблением России, вызванным войной и революцией, чтобы показать зубы. Они начали мстить за Все многолетние действительные притеснения и меры совершенно правильные, но которые не мирились с национальным чувством завоеванных инородцев
Это с точки зрения нашей, русской, возмутительно, подло, - все это так, по человечески. Вся ошибка нашей многодесятилетней политики - это то, что мы до сих пор еще не сознали, что со времени Петра Великого и Екатерины Великой нет России, а есть Российская Империя. Когда около 35 % населения инородцев, а русские разделяются на великороссов, малороссов и белороссов, то невозможно в XIX и XX веках вести политику, игнорируя этот исторический капитальной важности факт, игнорируя национальные свойства других, национальностей, вошедших в Российскую Империю - их религию, их язык и проч.
Девиз такой Империи не может быть "обращу всех в истиннорусских". Этот идеал не может создать общего идеала всех подданных Русского Императора, не может сплотить все население, создать одну политическую душу. Может быть, для нас русских было бы лучше, чтобы была Россия, и мы были только русские, а не сыны общей для всех подданных Царя Российской Империи. В таком случае откажитесь от окраин, которые не могут и не примирятся с таким государственным идеалом. Но ведь этого наши Цари не желали и Государь ныне, далек от этой мысли.
Нам мало поляков, финляндцев, немцев, латышей, грузин, армян, татар и пр. и пр., мы пожелали еще присоединить территорию с монголами, китайцами, корейцами. Из за этого и произошла война, потрясшая Российскую Империю; и когда мы опять придем в равновесие, и придем ли вообще? Во всяком случае. еще произойдут большие потрясения. А при теперешней политике, когда по крайней мере скрытыми идеалами Царя - это идеалы полупомешанной ничтожной партии "истиннорусских людей" -- можно, не будучи пророком, предвидеть и чуять еще большие беды..."