Сергей Сергеевич Каринский (enzel) wrote,
Сергей Сергеевич Каринский
enzel

Categories:
ДЕД-ПОБЕД

Ранний СССР был страной воинствующего безбожия, в особенности, антихристианства – надо было выгибать в обратную сторону традицию православной Империи. Выгнули знатно. Но вдруг случилась незапланированная загогулина – коварное нападение врага (вчерашнего друга) на мирно спящие города и веси. И произошло «великое отступление» (термин Н.С.Тимашева) – не столько отход непобедимой РККА к нижней Волге, сколько отказ горийского семинариста-недоучки, а теперь всесоюзного пахана, от раннебольшевицких крайностей в пользу декоративного использования некоторых традиционных элементов уничтоженной России ради выживания собственного режима в экстремальных условиях.

Так, среди прочего, была «восстановлена» или «учреждена» советская церковь, РПЦ (МП), существующая и поныне. Учреждение это было изначально служебное, точнее говоря, сервильное, в сущности, спецподразделение КГБ. После смерти своего «учредителя» организация эта знала разные периоды, от новых хрущёвских «гонений» (хотя кого там было уже «гнать»?) до незаметного прозябания при Брежневе и его преемниках. Но вот объявился говорливый генсек с метиной на темени, началась «перестройка», подули ветры перемен и на затхлом подворье РПЦ (МП). Вспомнили о «тысячелетии крещения Руси», а тут, кстати, и новый полутрофейный «патриарх» с немецкой фамилией – стали активно готовиться к роли подпорки, а вскорости и замены безнадёжно покосившейся башни «коммунизьма», подлежавшей плановой ликвидации.

Проблема была лишь в том, что годы соввласти не прошли бесследно, да и общемировой процесс секуляризации брал своё. И «церковь» была «не то», и народ, ею окормляемый, едва ли был в состоянии подняться до уровня цивилизованной воцерковлённости в сколько-нибудь значимых масштабах. Скорее всего, впрочем, такая задача и не ставилась вовсе, ибо чекистской церкви, поражённой галопирующей маммонизацией (нынешний «патриарх» внёс в неё вклад сугубый), нужны были прежде всего власть и авторитет, респектабельность государствообразующей институции, а отнюдь не забота о спасении душ пасомых, как того требует христианское вероучение. Это означало, что священноначалие исходно мирилось не только с обрядоверием, но и с проникновением в околоцерковную среду элементов магии, язычества, всяких культов и культиков, которые были хороши уже тем, что соблазняя малых сих, являясь предметами их веры, формально отправлялись в церковной ограде, с позволения (индульгенции) духовных властей, вплетаясь в эклектичную ткань воззрений и верований советских людей посткоммунистической эпохи.

О чём идёт речь? Да о множестве самых разных явлений и фактов, начиная с «мощей» Ульянова (Ленина), до малевания «икон» Джугашвили (Сталина) и его ближайшего помощника по военной части унтер-маршала Жукова. Сюда же относятся и явно языческие монументы и символы, входящие в предметный набор культа ВОВ, от огромной валькирии в Царицыне (маркирующей максимум германского продвижения на восток) до повсеместных и несчётных стел, обелисков, «вечных огней» - не только не имеющих никакого христианского отсыла, но нередко очевидно антихристианских по своей стилистике и символике.

По мере того, как РФ всё более удалялась от своей коммунистической прародительницы с её «красным октябрём», она всё более нуждалась в иной государственной мифологии, и вполне естественно, что ею стала мифологема ВОВ. Однако помимо секулярной мифологии (как бы истории), но в тесном переплетении с ней, возник и новый языческий культ, а говоря точнее, уже довольно старый второстепенный и вспомогательный культ окончательно эмансипировался, раздулся и вышел на передний план. Возникла целая религия ВОВ, вовославие, более точно именуемая вовобесием или победобесием.

Можно уже говорить о различных специфических проявлениях этого культа, иные из которых постоянно находятся у нас перед глазами, достигая к апогею праздненств высших степеней назойливости. «Ветераны», «ленточки» (подменные и дважды уворованные: у русских советскими, а потом у советских эрэфными), слоганы воинственные, благодарения какому-то «деду». Впрочем, не «какому-то» - Деду-Победу. Персонификации его пока нет, но она будет, грядёт. Можно предположить, что она должна включать. Во-первых, два главных вождя: Ленин и Сталин. Нынешний вождь – продолжатель, Внук, перенимает эстафету, он рядом с Дедом. Во-вторых, должна быть и некая неотмирная сакральность и величавость образа. Идеально подошла бы фигура «патриарха» Гундяева (Кирилла) – длинные седые волосы и борода, свободная ряса, развевающаяся на ветру подобно знамени. Обязательные элементы декора: кровавые пентакли, златые серпомолоты, двухцветные ленты и даже, возможно, мантия. Вот если бы всё это убедительно творчески соединить, мог бы получиться идеальный Дед-Побед, которому простые эрэфяне от чистого сердца обращали бы свои бесхитростные молитвы:

Спасибо Деду-Победу
За папу и маму,
За мирное небо,
За немецкую тачку,
На которой я еду,
За вкусное мясо к обеду.

Отдельно спасибо
За Шойгу-Кожееда,
Ну а сверхотдельно –
За нашего Путина В.В. -
Да пошлёт ему Дед-Побед
Еще много раз по сто лет!..
Tags: аллегория, идеология, метафора, новосовок, эти удивительные советские
>Возникла целая религия ВОВ, вовославие, более точно именуемая вовобесием или победобесием.

Не возникла, и не факт что возникнет. Нет более-менее стройной идеологической системы, сплошные нестыковки и противоречия.
Победобесие - это скорее стиль но никак не учение, там даже единой концепции нет.
Это, скорее, плюс. Всякая система подвержена спорам и конфликтам сторон, возникают ереси, секты. А тут такая вязкая каша - в которую надо просто погрузиться и отдаться ей, никакой головной боли.
Но это нельзя назвать идеологией или основой хоть какойто концепции.

Кроме того:
>Персонификации его пока нет, но она будет, грядёт.

Может быть, но пока не вижу даже попыток грести в этом направлении. Для персонификации нужна абстракция: Великий Кормчий, Старший Брат, Духовный Лидер. А у туземцев все на уровне каменного века, когда вместо понятия "вождь" использовалось имя собственное текущего альфы.
Очень даже можно. Как раз строгая системность нежелательна. В невежественной среде можно лепить всё, что угодно, лишь бы было в нужной политической струе.

Насчёт персонификации. Конечно, это был бы уже следующий, более высокий, уровень.

Вот это как раз и странно.
Обычно агрессивные тоталитарные социумы опираются на стройную идеологичекую концепцию.
А здесь все висит в пустоте. Как будто весь цирк организован не изнутри а извне.
Так стадия агрессивного тоталитарного социума давно пройдена. Сейчас совсем другая эпоха, для которой требуются иные, нежёсткие, конструкции, всякие "гибриды". Эклектика, постмодерн, гиперинформатизация в условиях слабо структурированного диковатого социума без национальной элиты, тут открывается простор для всяких умельцев-шарлатанов.
В раннем СССР молодёжь частенько оскорбляла чувства верующих.

«На Рождество было устроено шествие комсомольцев…
Шествие кончилось сожжением на площади изображений Христа, Магомета, Будды и т. д. Подобные процессии скоро возбудили против себя народное мнение. Еще раньше был издан декрет, запрещающий оскорблять религиозное чувство народа под страхом наказания.
В результате, эти демонстрации были перенесены с улицы в закрытые клубы комсомола (так, например, праздновалась комсомольская "Пасха" в 1923 г.)».
В. Марцинковский ЗАПИСКИ ВЕРУЮЩЕГО Прага, 1929.
" Христа, Магомета, Будды и т. д."

Иеговы, как я понимаю, в списке сжигаемых не было?
Возможно, что не смогли найти его изображение.

"В это время, уже с 4-го января 1919 г., стал действовать новый закон, в силу которого можно было освобождаться от военной службы по религиозным убеждениям, если подсудимый мог доказать свою искренность, а не оказывался, по тогдашнему выражению, "шкурником".
Был организован "Совет религиозных общин и групп", куда входили представители различных вероисповеданий. Участвовали В. Г. Чертков, И. Н. Колосков (от христиан-трезвенников), П. В. Павлов (от баптистов) и т. д.
Эти представители имели право быть экспертами на суде.
Приехав в Москву, я подал заявление об отказе в местный Народный Суд (бывший Мировой суд)".
В. Марцинковский ЗАПИСКИ ВЕРУЮЩЕГО Прага, 1929.

Anonymous

May 8 2015, 18:04:11 UTC 4 years ago

Энергично написано!

Несомненно, Вова и сталин, сталин и Вова - это стропила новейшей российской государственности. Если их убрать, постройка обрушится до фундамента.

Но фундамент этот, Восра (mille pardons!), тоже никуда не делся.
Если профанное победобесие когда-нибудь развеется как морок, тем мажорней просияет трансцендентальное оправдание нашей никчемности - Восра.

Кащеево яйцо, Ковчег Завета, последняя завеса - здесь. Чем для простецов остается "дед-побед", тем для посвященных истинным религиозным символом пребудет мавзолей и Восра.
Вполне согласен.
А по-моему, тут явная попытка сделать из Победы национальный бренд подобный Дню Благодарения в Штатах - отсюда эти бесконечные "спасибо" дедам (т.е. предкам), т.е. есть сознательное (или бессознательное) подражание. И культ этот точно также как в Штатах демонстрирует и связь с Европой и одновременно "победу" над ней (пилигримы ведь спаслись от преследований в Европе). Только в Штатах президент в честь праздника отпускает индюшку на волю, а в РФ Васильеву после балагана "суда" (который больше напоминает ритуальное прелставление, и публика это тоже понимает) наоборот посадили в клетку
Разве допустима подобная параллель? И что это говорит о тех, кто действительно ставит - если ставит - подобную цель? Дикари и циники - самое мягкое, что тут можно сказать.
По-моему, аналогия просто бросается в глаза, Победа несколько менее коммерциализована, хотя я например уже видела девушек в пилотках (не знаю купленных или полученных бесплатно), а дальше этого будет больше - специальные костюмы, щляпы и другая меморабилия (фигурки разных родов войск, техника, военные награды), специальная еда - "солдатская каша", "фронтовые сто грамм" и т.д., даже если праздник перестанет быть официальнам. А бороться с коммерциализацией очень трудно, если не невозможно.
Я говорю не о том, что она есть или нет, но о том, насколько она приемлема, допустима. Это же абсурд делать из ТАКОГО события то, о чём Вы пишете. Верх цинизма и бестактности. Очередное подтверждение дикости и аморальности путинского новосовка.
Режим тут ни при чём, в каждой семье есть участники войны (потому что она действительно была массовой, в отличие скажем от космоса и всего что с ним связано), и их потомки хотят праздновать, а не скорбеть (тем более есть что - победу). И пытаться навязать в данном случае комплекс жертвы не получится, какие бы усилия к этому ни прилагались.

enzel

May 9 2015, 08:30:38 UTC 4 years ago Edited:  May 9 2015, 08:35:14 UTC

Ну, перенесите это на остальной мир, "празднующий" 8 мая - почувствуйте разницу. А пропагандировать советское дикарство - увольте.

Нормальная восстановленная Россия - если Бог даст - будет, конечно, отмечать память жертв этой пирровой победы, но именно в модусе памяти, как и положено цивилизованной христианской стране, а не в форме варварского балагана на мешке с костями, каковым является совок.
Остальной мир и День Благодарения не празднует, это чисто американский праздник
Но это сугубая дикость проводить параллель между днём поминовения жертв в войне (кол-во коих не поддаётся до сих пор точному исчислению) и каким-то там "Днём благодарения". Параллель нужно проводить со всем остальным миром по части "дня победы". Настоящая же победа будет одержана Россией только после её освобождения от совка - это будет истинный День Победы и праздник радости.
Функционально эти праздники имеют много общего (для США и России). "Остальной мир" (в первую очередь Штаты), победу во второй мировой дикостью не считает, совсем наоборот - считает победой цивилизации над дикостью (и это при том что Штаты сбросили ядерную бомбу на гражданское население Японии)
Начать с того, что нет по-прежнему никакой России, а есть совок, который только усилился после этой злосчастной войны. Американцы отмечают дату 8 мая, но не превращают её в торжество над врагом, а поминают павших. Это и есть цивилизованный подход. А в РФии - дикость. Но это РФия, а не Россия, единственное утешение.
Американцы НЕ отмечают 8 мая (trust me on that), для них это V-Day in Europe, у них есть Victory over Japan Day (какой-то из понедельников августа), но он не является федеральнам праздником. Ещё отмечают D-Day (высадку в Нормандии 6 июня 1944 года) и вообще считают себя главными победителями "нацизма" в Европе, снимают фильмы про это? а кадры нацистской кинохроники идут как horror documentary по многим каналам
Ну вот и у нас этот самый V-day in Europe пусть будет, как у всех нормальных европейцев. А "победу над Японией" с бомбой даже не считают общеобязательным событием - хотя, между прочим, американо-японская война шла почти четыре года и была весьма тяжёлой. Это правильно: Америка и Япония стратегические партнёры. Нынешняя Япония - отформатирована американской оккупацией. Это - один мир. А чекистосовок - другой - собачья конура и мешок неопознанных и незахороненных костей. Причём даже не ясно, какой из сторон убитых людей.
Нет, здесь будет свой русский День Победы, Европа пусть присоединяется если хочет. Мне вот другое интересно - среди азиатов, участвовавших в праздновании, почему-то не было северных корейцев, хотя монголы (!) с китайцами (и примкнувший к ним Рауль Кастро) присуттвоаали, это только С.В. мог бы объяснить.
Русский День Победы, может статься, когда-нибудь и будет - над совком. Вот это будет действительно Русский День, или День Восстановления России.
Победа над Гитлером не менее почётна
Для других государств - несомненно. Но не для СССР - много худшего, чем гитлеровская Германия.
Оба хуже, и нет причины не гордиться своей победой над Гитлером
Для меня она никак не моя и никаким предметом гордости являться не может. А является поводом посожалеть о самой реальной упущенной возможности сковырнуть совок.
Оказаться под Гитлером по-Вашему было бы лучше? По-моему, это такой позор, после которого вообще невозможно отмыться.
Могло выйти по-разному. Но многие оказались и как-то ничего, отмылись. Франция по-прежнему - великая держава.
Франция отмылась благодаря русской победе, а русским отмыться не помог бы никто
Вы являете собой пример мощнейшей антигитлеровской индоктринации. А подумайте, что советский режим - хуже, и много хуже. И кому надо "отмываться"?
А Вы являете собой пример мощнейшей антисоветской индоктринации и готовы ради неё отрицать бесспорную русскую победу
Так её и сам Пахан, похохатывая с рюмкой в руке, отменил. Была как бы русская, а стала советская: забудьте, братья и сестры. На самом деле, она никогда не была русской: сначала была подсоветской, а потом - просто советской. Русские победы кончились с концом России в ноябре 1920 г.
Никакой "пахан" и никакая идеология (это всё не более чем слова) не могут отменить самого факта победы и русскости победителей.

enzel

May 9 2015, 18:46:25 UTC 4 years ago Edited:  May 9 2015, 19:30:54 UTC

Русскости по 5-му пункту совпаспорта (у кого он был - у половины "победителей" не было). Вот Вам привет из прошлого: http://www.golos-epohi.ru/?ELEMENT_ID=13349.
Не по 5 пункту, а по рождению и воспитанию, что кстати Солженицын подтверждает (т.е. в данном случае выбор Вами цитаты по меньшей мере странен). Солженицын делает акцент на жертвах, но победу это никак не отменяет, Победа - свершившийся факт и обладает самостоятельной ценностью именно в этом своём качестве. В пропагандистском же плане пытаться навязать победителям (очень большому количеству людей) виктимную ментальность, по-моему, невыполнимая задача и уж точно не стоит затрачиваемых усилий. Люди не любят быть лузерами даже когда факты это подтверждают, а тут обратный случай.

enzel

May 10 2015, 07:50:34 UTC 4 years ago Edited:  May 10 2015, 07:51:03 UTC

Солженицын - советский человек, пропитанный советскими мифами. Я на него указал лишь в аспекте отсутствия у него победобесия, подчёркивания того, что это день Скорби и Памяти, как во всём цивилизованном мире, а не бряцания оружием и сплачивания вокруг гебисткой шайки - в чём он абсолютно прав. Про "виктимнкую ментальность" я не понимаю. Про рабскую и глупую - понимаю. Это есть. Низовой русский человек проявил её сполна. Стал советским. Теперь не понимает, что такое быть русским, думает, что совок и Чека это Россия, если их густо обвязать этими самыми ленточками (т.е. дважды украденными и испохабленными георгиевскими лентами). Ерунда с художеством, как мягко замечал Розанов. Про них в своё время Галковский много, едко и точно, писал, как про сидящих под столом несмышлёнышей с "тёщиными языками". Так и сидят: "не отдадим победу и космос! У-у-у!..."
Вот уж кто гебистский клоун (причём злобный) так это Галковский, т.е. в данном случае никакой не авторитет. Сейчас вот занят тем что Украину поливает вместо того, чтобы налаживать диалог
Оказался. Но ещё лет десять назад был много лучше и говорил, точнее, писал, дело. Поэтому я и обращаюсь к тому Галковскому как к союзнику против нынешнего, выбравшего "окошечко".