Шурша ломкими, порыжевшими, обладающими специфическим терпким запахом вырезками из Сан-Францискской Русской жизни 1940-х годов, читаю мемуарные заметки моего родственника, писавшиеся им на склоне лет в Нью-Йорке и отсылавшиеся для печати на другое побережье.
Эти мемуары касаются разных периодов и сторон его жизни в России, от 1880-х годов, ещё до поступления в гимназию, до самого начала Великой войны (отдельный корпус составляют воспоминания из времён революции и Гражданской войны). Там много любопытного: бытовые подробности старой московской и провинциальной жизни, зарисовки судебно-адвокатской среды, к которой он принадлежал, всякие лица и казусы. Одни статьи более очерковые, другие – скорее художественные.
Надо заметить, что начиная со студенческих лет, Н.С.Каринский был довольно тесно связан с артистическими кругами Москвы и, позднее, Харькова и Петербурга, дружил с писателем Е.Н.Чириковым, художником И.Я.Билибиным, был завзятым театралом, а впоследствии женился на художнице по костюмам харьковчанке В.А.Моисеенко (Жмудской).
С.В.Малютин. Портрет В.А.Каринской (1916) - о ней см. http://bellezza-storia.livejournal.com/364138.html.
Сам Н.С. пробовал себя в прозе (в стихах, разумеется, тоже - хотя совсем недавно в Харькове был обнаружен альбом его юношеских стихов), писал рассказы и в конце жизни собирался издать сборник «Тени минувшего», последний раздел которого должны были составить рассказы, но не успел. Ниже – один из них, совсем небольшой (Русская жизнь от 20 сент. 1946 г.).
Страница из альбома Н.С.Каринского начала 1890-х гг., времени учёбы в старших классах гимназии (благодарю за фотографию Н.Шемета), подробнее см.: http://enzel.livejournal.com/407408.html
ВИДЕНИЕ
(рассказ)
Я жил в Мацесте, первоклассном кавказском курорте с серно-нарзанными источниками.
Мацеста – красивое местечко в горах. Всюду, куда ни взглянешь, горы и море зелени.
В конце концов горы утомляют русского человека, привыкшего к простору полей и степей России, к беспредельному горизонту.
Поэтому почти ежедневно после ванн и раннего обеда я шёл пешком к Сочи посидеть на берегу Чёрного моря, полюбоваться его необъятными просторами и кстати выкупаться.
Я был покорён красотой Кавказского побережья Чёрного моря, где великолепный вековой буковый лес подходит к самому морю, отделяясь от него только узкой полоской пляжа.
По сравнению с ним южный берег Крыма, где я бывал гораздо чаще, с его сравнительно скудной растительностью казался просто бедняком, обделённым матерью-природой. А ведь Крым – это жемчужина России!
Дорога от Мацесты в Сочи шла лесом, в конце которого её пересекала горная быстрая, но мелководная речка (сколько помнится тоже Мацеста), через которую экипажи переезжали в брод, едва замочив колёса, а пешеходы переходили по набросанным большим камням.
Однажды, когда я, идя в Сочи, подошёл к реке, то увидел, что вода в ней сильно поднялась вероятно от прошедшего где-то вверху в горах ливня и перейти по камням оказалось невозможным.
Я снял ботинки, подвернул брюки и, перейдя на другую сторону, присел у обочины дороги на камнях, чтобы обуться.
И вдруг, застыл с ботинком в руке: из-за поворота дороги появился лёгкий плетёный шарабанчик, запряжённый парой белых козочек; а в шарабанчике сидела очаровательная девушка лет 16-17.
В одной руке она держала небольшой раскрытый зонтик, в другой – возжи.
Всё было так необычайно и красиво: и сама девушка в бледно-розовом облаке платья, и этот зонтик, гармонирующий с её нарядом и казалось бы такой ненужный среди гор и леса, и большие синие с тёмными длинными ресницами лучистые глаза девушки, и приветливый голос, обращённый ко мне с вопросом - не перевезти ли меня на ту сторону?
Поражённый этим неожиданным появлением, я с восхищением смотрел на девушку и лишь на повторный её вопрос обрёл дар слова и ответил, что только что перешёл речку.
Один миг, и она, переехав на другую сторону, скрылась за зелёной занавесой леса, а я всё сидел с ботинком в руке и проклинал свою ненаходчивость. Почему не догадался я принять предложение девушки и переехать с ней ещё раз через речку и узнать, кто она; откуда явилось это чудесное видение?
В Сочи, в Мацесте все, кого я ни спрашивал, смотрели на меня с удивлением – никто никогда не встречал в окрестностях барышни, которая ездит в лёгком экипаже не белых козочках.
Мои пешеходные поиски в окрестностях Сочи и Мацесты также не увенчались успехом, хотя я исходил все дороги и тропинки, а вскоре мне пришлось и покинуть эти края.
Много воды утекло с тех пор, и, странствуя долго, я, как Одиссей многоумный,
«Многих людей города посетил и обычаи видел,
Много и сердцем скорбел на морях и на суше».
Но всё же порой вспоминается эта удивительная картина: яркое солнце, тёмно-зелёная лесная чаща, быстро бегущая речка, и на этом фоне прелестная девушка с синими бархатными глазами в бледно-розовом и белые козочки.
Где всё это? Это случилось в той жизни, где было так много изящного, оригинального, неповторимого.
Она – эта жизнь – ушла в далёкое прошлое, и об ней можно только повторить то, что сказал поэт о другой эпохе:
«Это было в придворной карете,
Это было в былые года,
Это было при Елизавете,
И не будет вновь никогда».
Нью-Йорк.
byyj
November 3 2015, 08:51:58 UTC 3 years ago
nvespuccia
November 3 2015, 11:03:51 UTC 3 years ago
… великолепный вековой буковый лес подходит к самому морю....Дорога от Мацесты в Сочи шла лесом… - а теперь одни дороги и безумная застройка, увы.
Но, я всё-таки считаю, что эта культура не умерла, так как ей суждено было дойти до нас, потомков. А значит может быть продолжение…
enzel
November 3 2015, 13:08:17 UTC 3 years ago Edited: November 3 2015, 13:15:21 UTC
Относительно поколений, на мой взгляд, последним настоящим было то, что условно можно назвать набоковским, т.е. родившиеся вокруг 1900 г. Уже их дети, независимо от места рождения, были не то.
nvespuccia
November 3 2015, 13:57:09 UTC 3 years ago
В редких случаях культура сохранялась чуть дольше, и в посленабоковском поколении. Пример моего деда: его воспитали дореволюционные мама, бабушка и многочисленные тетки (все мужчины в семье погибли). Он рассказывал, что жили и общались узким кругом, со своими, жили очень тихо и скромно. Дедушка категорически не принимал культуру массового общества: ни в отношениях, ни в искусстве, ни в чем. Причем делал это очень тонко, не навязывая своего никому. Я это называю НАДсущестовованием, парением над реальностью. Они как-бы не замечали окружаещего уродства и жили богатством своего внутреннего мира. Видимо, так только и можно было сохранить себя.
yu_sinilga
November 3 2015, 12:11:29 UTC 3 years ago
enzel
November 3 2015, 13:09:52 UTC 3 years ago Edited: November 3 2015, 13:52:40 UTC
Но в корне неверно думать, что он лишь созерцатель. Это очень деятельный человек, 50-летним ступивший на американскую землю, занимавшийся неквалифицированным трудом, выучившийся водить машину и ставший таксистом в Нью-Йорке! Сильно сомневаюсь, что я бы смог это всё повторить, очень сильно.
nvespuccia
November 3 2015, 14:06:00 UTC 3 years ago
yu_sinilga
November 3 2015, 15:12:15 UTC 3 years ago
enzel
November 3 2015, 15:20:04 UTC 3 years ago