Сергей Сергеевич Каринский (enzel) wrote,
Сергей Сергеевич Каринский
enzel

ЧИТАЯ "БТ": РУССКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ

Несколько забежал вперед в порыве финиширования. А теперь вернемся немного назад:

"В России существовал лишь псевдолиберализм, внешняя оболочка, заимствованная с Запада и прикрывающая собственную косность, инерцию, злобу, неспособность к перестройке сознания и органическому включению в революционный вихрь, который сотрясал Россию более двух веков. Если бы в стране был действительно ЛИБЕРАЛИЗМ, то он бы стоял на разумно консервативных позициях. Общественное мнение тогда всячески бы тормозило часто непродуманные и легкомысленные реформы центральной власти, вроде 1861 года." - "БТ", ком. 547, сс.615-616.

Это замечание очень созвучно основной идее книги В.Леонтовича "История либерализма в России", которую можно передать одной фразой: главным и действительным либералом в России было именно русское правительство, причем на протяжении ВСЕХ царствований, охваченных исследованием (начиная с Екатерины Великой, хотя начать-то можно было и поранее). Что в свою очередь является вариацией известной пушкинской характеристики русского правительства как по сути единственного нашего европейца. Что касается партий, возникших после Манифеста 17 октября, то, по мнению Леонтовича, названия либеральной, да и то с оговорками, заслуживали лишь октябристы и несколько близких им мелких партий правее кадетов, тогда как последние характеризовались им как типичные РАДИКАЛЫ, ну а дальше влево шли уже откровенные революционеры. У нас же и до сих пор многие убеждены, что кадеты это и есть русские либералы.
Tags: Б Т
Насчёт русского прав-ва общее место со времён Вольтера, наверное (часть самопиара русской власти, видимо, к тому же). Банальность, в общем, с ко-й можно согласиться: "рус. либерализм" парадоксальным о-зом видел в европеизации (т.е. построении гос-ва с развитым бюрокр. полем согласно теории полиции) деспотизм.:) Это смешно.:) Насчёт реформ 1861 г.: я думаю, это была не воля для мужиков, а спасение дворян от разорения, т.е. спасти их можно было, только отпустив их крепостных и дав возможность одним через дворянский банк продать свою землю, а другим через крестьянский - купить.
Все же думаю, что чисто экономические соображения по поводу эмансипации крестьян по меньшей мере дополнялись именно либеральным взглядом на необходимость признания за ними гражданских прав. По крайней мере, в сфере риторики это выглядело именно так. Но мне представляется, что это была искренняя риторика, т.е. убежедния тех, кто проводил реформу.
Полностью согласен.

В свою очередь замечу, что успех "августовских" "либералов" после 1991, во многом объясняется тем, что они взяли за образец следования не бездарных и неудачливых "февралистов", а большевиков досталинского периода. Большую часть идеологов этого либерализма составляли "шестидесятники" с их культом "комиссаров в пыльных шлемах".