Сергей Сергеевич Каринский (enzel) wrote,
Сергей Сергеевич Каринский
enzel

ГОСУДАРСТВО И ЛИТЕРАТУРА

Раздаются вполне обоснованные сетования на упадок русской словесности в РФ, на общее падение гуманитарной культуры, на вырождение самого русского языка. А что вы хотите - именно так и должно быть в результате грандиозного советского эксперимента. И не только в сфере литературы, культуры, но - везде, вообще. Вот несколько фотографий (позаимствованных по обыкновению у юзера humus):






Полковой "Гессенский" марш




Это Гатчина, Высочайший смотр Синих (Царицыных) Кирасир, т.е. Лейб-гвардии Кирасирского Ея Величества Государыни Императрицы Марии Феодоровны полка, расквартированного в этом дворцовом городке. Во времена, к которым относится эта съёмка, в его рядах служил Г.И.Гончаренко (1877-1940), более известный под своим литературным псевдонимом Юрия Галича. Писатель он невеликий, но очень приятный, настоящий. Кто не читал - рекомендую.

Полк жил дружной семьёй. Большинство офицеров были из Николаевского училища. Было несколько пажей, несколько лицеистов. Большинство из старых дворянских родов - Еропкин, князь Кольцов-Масальский, братья Мордвиновы, Арапов, Лазарев, Свечин, Крылов и Толстой. Сын поэта - Случевский, племянник известного путешественника - Пржевальский, Палицын*), Львов, Бородин, князь Урусов и князь Трубецкой. Хан Эриванский, побочный сын одного из великих князей - Искандер, известные в кавалерийском мире спортсмены - Эксе и Плешков. Наследник, великий князь Михаил, нёс в лейб-эскадроне службу субалтерн-офицера. (Ю.Галич. Старая гвардия)

Император производил чрезвычайно приятное и, одновременно, какое-то странное, загадочно-призрачное, как бы бесплотное впечатление.

Ничего, решительно ничего не было в Государе от его деспотично-неукротимых, грозных и властных предков, от великого Петра, от безумного Павла Петровича, от сурового Николая, от покойного родителя, мощного Царя-Миротворца.

Сухощавый, среднего роста, скромный, застенчивый, деликатный, с ласковым взором мягких лучистых серо-голубых глаз, с тихим спокойным голосом, с выдержанной, ровной, неторопливой речью, он ни в малейшей степени не воплощал в себе образ самодержавного властелина, неограниченного повелителя великой Империи. (Ю.Галич. Синие кирасиры. Ч. 2, гл. 33)



Гатчинская сирень в 1908 г. (фотография С.М.Прокудина-Горского);
Г.И.Гончаренко (Ю.Галич), сирень обожавший

____________________
*) Это корнет (1909), позднее поручик и ротмистр В.М.Палицын (1885-?), представитель калужских Палицыных, чей портрет дан в Записках кирасира кн. В.С.Трубецкого, а не относившийся к ярославской ветви Палицыных родной дядя моей прабабушки А.К.Палицын (1848 - не ранее 1916), который также служил в этом полку, но значительно раньше: http://enzel.livejournal.com/418225.html.
Tags: imperium rossicum, photo, rossica vs. sovietica, история, литература, метафора, символика
3
Считается автором протографа "Не падайте духом, поручик Голицын...", не знаю, насколько обосновано

enzel

January 12 2017, 16:13:44 UTC 2 years ago Edited:  January 12 2017, 16:51:19 UTC

Стихи он писал и издавал. Среди его сослуживцев - титулованные аристократы, сам Великий князь Михаил Александрович. Но вкус у него всё же был, так что - не уверен. В вышедшем у нас в 2012 г. четырёхтомнике Галича есть рассказ "Поручик Мирович" и короткое стихотворение "Поручик Лось":

Стоял январь и полк стоял в Карпатах.
И заболел цингой поручик Лось.
- Как хорошо сейчас в румяных хатах?
Дурак, дурак, мечты о хатах брось!

Тянулись дни тоскливо, как недели,
Кругом лежала снежная постель.
Ряды гусар редели и редели,
Свистел буран и плакала метель.

Стоял февраль и полк стоял в Карпатах.
И умер вдруг поручик бедный Лось.
- Как хорошо сейчас в румяных хатах?
Дурак, дурак, мечты о хатах брось!

(Из сборника "Гусарские сказки")
да, четырехтомник близок к ПСС. Целиком его, увы, не сканили и не выкладывали. В русском Китае не очень котировался ("Ю. Галич — «поэт» калибра г-жи Нилус — и его статный «опус» ничего не говорит нашему вкусу", и т.п.; но там, конечно, планка среднего уровня поэзии оказалась очень уж высока
Было с чем сравнивать, с Колосовой и Несмеловым.
А я Куприна перечитываю, короткие рассказы. Сразу видно русского офицера, не штафирку какую-нибудь.
То ли дело боец-омоновец! :)
Времена меняются, язык развЕвается, как написал мне один московский издатель :)
А мне вот некоторое время назад на бульварной скамейке попался карманный томик "Generation П", выпавший из чьего-то кармана...
Будете иметь представление, не худший из пелевинских ранних романов.
Назначить-то поэтом и писателем можно, да только кто ЭТО читать будет?
Так читают и считают литературой, награждают, обсуждают - если Вы о нынешних авторах и авторках.
На моих глазах много раз уже выносили на помойку не только ПСС Ленина и Маркса, но и Горького, Полевого и других советских, а сегодня уже выносят Дюма и Скотта. Народ освобождает место в тесных квартирках. Может и правильно. А насчет современных... думаю, что фамилий даже не знают, не то что читать. Да и я грешен, даже в руки не беру, с особым трепетом собираю то, что издано до исторического материализма. Кстати, с удивлением обнаружил, что дореволюционное руководство к познанию истории Смарагдова сын прочитал с удовольствием и дал хорошую рецензию, хотя объем в разы превышает советский учебник. 6 класс. Говорит - читабельно, а школьный учебник написан, чтобы голову сломать.
А вот я что-то не могу выносить на помойку даже самую дрянь, скорее - наоборот :)