Сергей Сергеевич Каринский (enzel) wrote,
Сергей Сергеевич Каринский
enzel

Categories:
ПУШКИН НА ФОНЕ

Сегодня - 180 лет со дня смерти Пушкина. Москвовед А.М.Дедушкин отметил эту дату серией исторических снимков памятника Пушкину в Москве. Мы пойдём проторенным им путём, только отберём и прокомментируем снимки на свой лад.





Памятник, как известно, был открыт в 1880 г. в конце Тверского б-ра (он начинается у Никитских ворот). Бронзовая фигура поэта была обращена спиной к церкви Вознесения, где он венчался, а лицом к Страстному монастырю. Лучше всего она смотрелась как раз на фоне этого монастыря и особенно - его знаменитой колокольни.












Менее типичный ракурс - с церковью св. Дм. Солунского, конец XIX в.

Виды en face, три четверти и сбоку несколько проигрывали:





Хотя есть чудесный импрессионистический снимок В.И.Улитина (1930):




Общий вид Страстной пл. с дома Нирнзее, 1920-е гг. На переднем плане церковь Димитрия Солунского у Тверских ворот, снесённая в 1933 г.


Страстная пл. в 1935 г. Уже появилось здание "Известий"


Напротив колокольни Страстного монастыря в 1936 г.

В 1937 г. давно закрытый монастырь был разрушен, вместо него стал зиять пустырь, выигрышный фон исчез. Пустота требовала заполнения, новой доминанты, взамен уничтоженной. Сам же Пушкин уничтожен отнюдь не был - советская власть взяла его в оборот, включила в программу, сделала своим, народным, осоветила, что и нашло впоследствии своё символическое выражение в перестановке памятника.


Снимок 1939 г.


Фото 1945 г.


1949 г., 150-летие со дня рождения - решили, видимо, повременить: пусть отпразднует на старом месте. Зато на следующий год произвели трансплантацию.




Советские передвижники

Ну и, как положено, повторно открыли:



С тех пор Пушкин вот так и стоит на месте уничтоженного монастыря, лицом теперь уже к своему старому месту и к церкви Вознесения в перспективе Тверского б-ра, а спиной сначала к пустырю, потом - к выстроенному на нём кинотеатру Россия, переименованному в Пушкинский, а совсем недавно - просто в театр Россия. Этот перемещённый Пушкин - предмет советского культа, а теперь и один из символов официальной доктрины единства российской истории.
Tags: in memoriam, photo, rossica vs. sovietica, история, символика
1


1939 и 1949 различаются на минуты.



Серж Лифарь с пистолетом, из которого был убит Александр Пушкин. Это была пара кленовых дуэльных пистолетов калибра 12 мм французской фирмы Le Page.
Ну что ж! Нас рассудит пара
Стволов роковых Лепажа
На дальней глухой полянке,
Под Мамонтовкой, в лесу.
Два вежливых секунданта,
Под горкой - два экипажа,
Да седенький доктор в черном,
С очками на злом носу.

Ещё один юбиляр - 110 дней со дня рождения.

И
снова отмечается как им - поэтам - трагично повернулось с окружением и с властями.
Скала и шторм. Скала и плащ и шляпа.
Скала и - Пушкин...

Автор уродился в этот день в Москве.
Пастернака Вы любите, да.

А умерли - Достоевский и Пушкин, с разницей в день. Равновеликие утраты.
ПастернакА :)

Достоевский счастливо избежал ужаса 1 марта.
Изначальная география конечно очень символична.

Но фарш взад не провернуть. Даже если Страстной восстановить, высокие здания по сторонам его подавят.
Не думаю, что в подобных случаях эта метафора уместна. Тут как раз можно восстановить главное - Страстной монастырь и вернуть при этом памятник на исходное место. Это было бы ярким актом символической реституции.
"восстановить главное - Страстной монастырь"
Только чьё же это имя в том монастыре на Великом входе возноситься будет?
Вам известно об американском издании Тайных записок Пушкина в серии ЛитПамятники? http://www.mipco.com/win/pushLP.html
В 2016 году наступил 30-ти летний юбилей со времени первого издания этого шедевра. Читайте о книге http://za-za.net/proletaya-nad-knigoj/
"Как Джугашвили застрелил Пушкина." У.О. Энцель"

Энцель, а вот монастырь или поликлиника?
Пользователь serg_slavorum сослался на вашу запись в своей записи «post» в контексте: [...] а потом и сам на него переместится (более подробно см.: http://enzel.livejournal.com/421685.html [...]