Как известно, в сети гуляет "демотиватор" на основе картины советского художника А.И.Лактионова (1910-1972) Переезд на новую квартиру (1952). Это эталонное произведение плакатного соцреализма позднесталинской эпохи, в одном ряду со сталинским ампиром и Книгой о вкусной и здоровой пище (особенно, издания того же 1952 г.):
Это вселение нередко трактуют как въезд новых жильцов в квартиру репрессированных или даже расстрелянных прежних хозяев, что, конечно же, неверно. Тут - новая квартира, комнату-другую в которой дали этим счастливым советским людям. Да и время было уже не то, когда, действительно, советские люди относительно массово вселялись на освободившуюся площадь врагов народа. То время - тридцатые, эпоха пресловутого большого террора. Но было ведь время ещё раньше, сразу после революционной катастрофы, когда ещё оставались бывшие, которых уплотнял или вовсе вытеснял народ-победитель, в особенности же его большевицкая верхушка. Такого рода явление отразил на своей картине уже не советский, а русский художник, знаменитый автор Купания красного коня К.С.Петров-Водкин (1878-1939). Это картина - Новоселье. Рабочий Петроград (1937):
Особенно говорящ вид из окна с фанеркой в переплёте, в котором синеют крепость и Нева. Это квартира настоящих бывших, высшего разбора, как-никак на самой Дворцовой наб.! Но помимо чисто жанровой нагрузки картина несёт и более глубокие смыслы, отсылая, в частности, к композиции Тайной вечери, глумливо пародируемой в духе нового мира. Вот из чего надо делать "демотиватор" Хорошо, что хозяев расстреляли! Или даже: Хорошо, что мы победили!
И, для сравнения, третья картина со вселением, Новые хозяева (1913) Н.П.Богданова-Бельского (1868-1945):
Тут изображены новые обитатели дворянской усадьбы, но вселившиеся в неё по праву, законно приобретя её у прежних хозяев или у Дворянского банка, которому имение отошло от заложивших его владельцев. Эта картина отражает бурную социальную динамику Империи последнего её периода, когда происходил энергичный приток новых жителей в верхние этажи здания русского общества. Заметим попутно, что автор картины, в отличие от Петрова-Водкина, не стал осовечиваться, а предпочёл продолжение нормальной жизни в лимитрофной эмиграции, что, увы, не уберегло его от ужасного конца.
ДВА НОВОСЕЛЬЯ
livejournal
September 29 2017, 10:20:29 UTC 1 year ago
yu_sinilga
September 29 2017, 13:44:58 UTC 1 year ago Edited: September 29 2017, 13:49:08 UTC
Лоб нового хозяина жизни ленинский, а трубка сталинская.
Сандомирский замечает: "В центре крепкий, крутолобый, с узким разрезом глаз, уверенный в себе сдержанно улыбающийся Предводитель в белой рубашке". Он творит антиевхаристию, сложив крестообразно руки; трубка в его руке — не просто маскировка художником религиозного подхода к теме, а циничное антикадило. Вместо вина присутствующие потребляют чай с хлебом. Руководит всеми этот основной иуда. Его узкий разрез глаз и крутой лоб нам поистине кого-то напоминает. Если убрать прическу, то Предводитель становится весьма похожим на В.И. Ленина, которого на портрете живописец изобразил в 1934 году в такой же белой рубахе.
enzel
September 29 2017, 14:12:20 UTC 1 year ago
igparis
October 1 2017, 07:42:46 UTC 1 year ago
------------------- в 1952 советские люди не вселялись ни относительно, ни абсолютно массово никуда, кроме лагерей... таким образом становясь врагами народа; это случалась и с ударницами в платочках - в 1000 раз чаще, чем получение ими квартир (новых - в 10 раз реже, чем освободившихся после посадки прежних хозяев)
enzel
October 1 2017, 08:10:24 UTC 1 year ago Edited: October 1 2017, 13:55:06 UTC