Историк искусства А.А.Трубников (1882-1966) написал когда-то очень верные слова:
В дворянских усадьбах сгустилась вся суть русской культуры; то были интеллектуальные теплицы, в которых распускались самые красивые цветы. Из них вышли Пушкин, Лермонтов, Толстой, Тургенев, Лесков, наши великие писатели, наши лучшие музыканты и поэты. Мы, вышедшие оттуда, любили эти дома с особой остротой. В нас жили туманные страхи. Ходили таинственные слухи о желающих погубить их вместе с нами, что вселяло предчувствие неизбежного бегства. <…> Если русско-византийская культура проявилась в богоносной красоте икон, то эволюция нашего общества после Петра проявилась вовсе не в архитектуре Царского Села или сокровищах, собранных Екатериной в Эрмитаже, а в рождении очень своеобразного и ни на что не похожего мира русских усадеб.
Мысль Трубникова заострил его коллега бар. Н.Н.Врангель (1880-1915):
В России всегда была только одна культура - культура помещиков. Воспитанные иностранными гувернерами, часто потомками древних родов, русские помещики-дворяне с детства вырастали в атмосфере понятий и взглядов человека Запада и несмотря на всю дикость уклада русской действительности навсегда сохраняли хотя бы внешний лоск европейцев.
Сергей Арсеньевич Виноградов, как это легко понять из его фамилии, происходил из семьи священника, причём сельского, из Костромской губ. Тем самым на сословной лестнице он стоял между сыном батрачки Н.П.Богдановым-Бельским (внешность которого, впрочем, наводит на мысль о том, что отцом его был отнюдь не батрак) и шляхтичем С.Ю.Жуковским - двумя товарищами-художниками, живопись которых представляет собой естественный контекст для восприятия работ самого Виноградова. Он учился в Москве и Петербурге и, после короткого харьковского периода, жил и преподавал в Москве. В 1924 г. он, подобно Богданову-Бельскому, уехал в Латвию, где и умер ещё до советского её присоединения.
Виноградов занимает промежуточное положение между Богдановым-Бельским и Жуковским не только формально-сословно, но и по содержанию своей живописи. Богданов-Бельский недаром был поздним передвижником, не состоявшим в Сююзе русских художников, членами которого были Виноградов и Жуковский. У него, прирождённого жанриста, социальное, характерное и, в меньшей мере, психологическое составляют важнейшую часть творческой задачи его произведений. У Жуковского, напротив, социально-бытового в картинах нет совсем, ибо практически отсутствуют сами люди, на первый же план выходит художественно-образная, почти уже декоративная, сторона живописи (картины Жуковского во множестве можно видеть здесь: http://enzel.livejournal.com/389861.html, https://enzel.livejournal.com/451885.html).
Виноградов тоже начинал как жанрист, изобразитель народных типов, однако по-настоящему он нашёл себя как художник лишь тогда, когда принялся писать дворянские усадьбы. Но, как усадебный художник, он сильно отличается от Жуковского не только нередким присутствием на его картинах людей, обычно женщин, но и самим тоном своей живописи, мажорным, энергичным и солнечным - даже когда он изображал вечер и осень. Тут, конечно, сказалась и разница темпераментов двух этих художников, более сангвинического и отчётливо меланхолического. Если усадьбы Жуковского это во многом уже дань памяти о прошлом - часто запущенные и тихо разрушающиеся свидетели былого, то в усадьбах Виноградова именно живут и по-прежнему радуются жизни, хотя делают это, разумеется, спокойно и прилично, со вкусом, как издавна заведено.
Осень, 1907. На этой картине, как и на картинах "Лето" (1908), "В усадьбе", "Сад осенью" (1910), "Ранняя весна", "Сад весной" (1911), "Усадьба" (1910-е гг.), изображена усадьба В.С.Мамонтова Головинка в Тульской губ.
Солнечный день, 1908
Лето, 1908 - одна из лучших картин Виноградова, за которую он было удостоен золотой медали в Мюнхене в 1909 г.
Головинка - тот же дом в несколько ином ракурсе
В усадьбе, 1910
В доме, 1910
Сад осенью, 1910
Ранняя весна, 1911
Весна, 1911
Сад весной, 1911
В доме, 1912
Усадьба Головинка, 1910-е гг.
В доме, 1913 - в этом году художник был удостоен второй золотой медали на Мюнхенской выставке - не за эту ли картину?
В доме, 1914
Играет, 1914
Летние грёзы, 1915 - а где-то война, а через два года - конец...
Летний день, 1917 - и где тут предчувствие совсем скорого конца этого мiра?
Усадьба, 1918
Девушка за чтением, 1919 г. - уже отчетливая ретроспекция и эскапизм
Автопортрет, 1922
На даче летом, 1924
Дама в интерьере, 1924
Утро, 1925
Вид на православный собор Рождества Христова в Риге, 1928
8 октября (25 сентября) - Сергиев день.
РУССКАЯ УСАДЬБА: С.А.ВИНОГРАДОВ (1869-1938)
livejournal
October 8 2017, 15:58:28 UTC 1 year ago
РУССКАЯ УСАДЬБА: С.А.ВИНОГРАДОВ (1869-1938)
livejournal
October 8 2017, 16:02:21 UTC 1 year ago
yu_sinilga
October 8 2017, 16:03:05 UTC 1 year ago
enzel
October 8 2017, 16:12:30 UTC 1 year ago
khebeb
October 8 2017, 16:32:13 UTC 1 year ago
РУССКАЯ УСАДЬБА: С. А. ВИНОГРАДОВ (1869-1938)
livejournal
October 8 2017, 20:33:38 UTC 1 year ago
mmnt
October 8 2017, 21:16:47 UTC 1 year ago
Никогда не задумывался о происхождении фамилии Виноградов, очень уж распространенная и нехитрая. Хотел спросить, а потом погуглил и понял...-)
У меня в детстве соседи по дому были с такой фамилией. Это была полулюмпенская семейка, переехавшая из пригородной деревни, с пьянками, гармошкой (именно гармошкой, отец семейства умел играть немного, по пьяни). Жил еще у них дедушка древний, этот вообще был поляк, звали Казимир. С их старшим сыном я как ни странно сдружился, по-соседски. Но сама семейка была аховая. Наверное поэтому фамилия Виноградов у меня никак с семинарским происхождением не склеивалась. А вот Преображенские и Рождественские в жизни встречались, там все соответствовало (с поправкой на советский пресс конечно).
nvespuccia
October 11 2017, 16:15:32 UTC 1 year ago Edited: October 11 2017, 16:17:06 UTC
enzel
October 11 2017, 17:30:58 UTC 1 year ago
Я тоже в последнее время выяснял кое-какие усадебные подробности по Ярославской губ. Там есть знающие люди на форуме ЯРИРО.
nvespuccia
October 11 2017, 18:16:58 UTC 1 year ago
enzel
October 11 2017, 18:40:53 UTC 1 year ago