Сергей Сергеевич Каринский (enzel) wrote,
Сергей Сергеевич Каринский
enzel

Category:
ФОРМУЛА СОВКА

В некоторых блогосферных кругах вновь дискутируется вопрос о советском подчеловеке - тема поистине неисчерпаемая, что те атом и электрон. Можно сколько угодно входить в тонкости многоразличных проявлений совка (как советского подчеловека, так и общности этих подчеловеков и среды их существования). При этом взгляд изнутри явно недостаточен: за сто лет интенсивного строительства, а потом вялой эволюции советского государства предшествовавшая ему реальность забылась и мифологизировалась, а советская, напротив, въелась и стала восприниматься нерушимой нормой. При взгляде же более отстраненном совок поражает и ужасает. Можно попытаться метафорически выразить это, соположив два следующих изображения:



На левом - некрофильствующая власть двух Володь. На правом: третий Володя - народ, хрипло надсаживающийся в алкогольном бреду о чем-то своем, сокровенном...  Sapienti sat.  Я предельно далек от мысли, что народ можно изменить, показав ему его безобразие. Безобразие - его сущность. Но для людей, обладающих некоторой способностью ко взгляду со стороны, лишнее напоминание о том, в чем они находятся... тоже, конечно, ничего не изменит, но всё же. Отдельная признательность юзеру yu-sinilga за очередной ценный артефакт.

Когда взлетит на воздух зиккурат,
Осыплется рубин с кремлевских башен –
Наградою то будет из наград
И сладостнее питий всех и брашен.
Tags: mausoleum, аллегория, бесконечный совок, зверушки, метаистория, метафора, реплика, символика, соцарт
4
Даниил Андрееев

Подновлен румяным гримом,
Желтый, чинный, аккуратный,
Восемнадцать лет хранимый
Под стеклянным колпаком,
Восемнадцать лет дремавший
Под гранитом зиккурата, -
В ночь глухую мимо башен
Взят - похищен - прочь влеком.

В опечатанном вагоне
Вдоль бараков, мимо станций,
Мимо фабрик, новостроек
Мчится мертвый на восток,
И на каждом перегоне
Только вьюга в пьяном танце,
Только месиво сырое
Рваных хлопьев и дорог.

Чьи-то хлипкие волокна,
Похохатывая, хныча,
Льнут снаружи к талым окнам
И нащупывают щель...
Сторонись! Пространство роя,
Странный поезд мчит добычу;
Сатанеет, кычет, воет
Преисподняя метель.

Увезли... - А из гробницы,
Никому незрим, незнаем,
Он, способный лишь присниться
Вот таким, - выходит сам
Без лица, без черт, без мозга,
Роком царства увлекаем,
И вдыхает острый воздух
В час, открытый чудесам.

Нет - не тень... но схожий с тенью
Контур образа... не тронув
Ни асфальта, ни ступеней,
Реет, веет ко дворцу
И, просачиваясь снова
Сквозь громады бастионов,
Проникает в плоть живого -
К сердцу, к разуму, к лицу.

И, не вникнув мыслью грузной
В совершающийся ужас,
С тупо-сладкой, мутной болью
Только чувствует второй,
Как удвоенная воля
В нем ярится, пучась, тужась,
И растет до туч над грустной,
Тихо плачущей страной.

1942

enzel

February 13 2018, 13:15:41 UTC 1 year ago Edited:  February 13 2018, 13:19:03 UTC

Д.Л.Андреев знал толк в зверушках, в тонкости входил. А сколько лежит зверушкин под стеклянным колпаком? Девяносто четыре года уже! А плачущая,- но не тихо, а хрипло-пьяно - страна, это бард Володя.
Да, в общем-то, не так уж он и плакал. Больше куролесил.
Е.К.

enzel

February 14 2018, 20:49:17 UTC 1 year ago Edited:  February 14 2018, 20:50:24 UTC

Я не о нем, как человеке (весьма мутном), а об образе и о том, что за ним стояло в советской реальности, без чего его культ был бы невозможен.
Это да.
Как в быту куролесил, не так важно. А в душе плакал. Может и неосознанно, но стихи у него очень сакральные.
Да, рвал душу за народ.
Пользователь ukhudshanskiy сослался на вашу запись в своей записи «Формула деградации» в контексте: [...] https://enzel.livejournal.com/454198.html [...]