Сергей Сергеевич Каринский (enzel) wrote,
Сергей Сергеевич Каринский
enzel

Categories:
ПАСХА


С.Ю.Жуковский. Пасхальный натюрморт, 1915


Н.П.Богданов-Бельский. Пасхальный стол, 1916
Tags: imperium rossicum, культура, прошлое, символика
6

А
мне всё "десять Пасх" вспоминается Павла Долгорукова:
chapaev .ru/ books/Pavel-Dolgorukov_Velikaya-razrukha--Vospominaniya-osnovatelya-partii-kadetov--1916-1926/20

В Праздником! Со светлым Днём!

enzel

April 8 2018, 07:58:40 UTC 1 year ago Edited:  April 8 2018, 09:19:42 UTC

И Вас с Праздником, и день светлый :)
видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите, вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, СМЕРТИЮ СМЕРТЬ РАЗРУШИ.

С Праздником, уважаемый Сергей Сергеевич!
И Вас с Праздником, уважаемый Иван Анатольевич!
Игорь Северянин

ПАСХА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
1926

Гиацинтами пахло в столовой,
Ветчиной, куличом и мадерой,
Пахло вешнею Пасхой Христовой,
Православною русской верой.

Пахло солнцем, оконною краской
И лимоном от женского тела,
Вдохновенно-веселою Пасхой,
Что вокруг колокольно гудела.

И у памятника Николая
Перед самой Большою Морскою,
Где была из торцов мостовая,
Просмоленною пахло доскою.

Из-за вымытых к Празднику стекол,
Из-за рам без песка и без ваты
Город топал, трезвонил и цокал,
Целовался, восторгом объятый.

Было сладко для чрева и духа.
Юность мчалась, цветы приколовши.
А у старцев, хотя было сухо,
Шубы, вата в ушах и галоши:

Поэтичность религии, где ты?
Где поэзии религиозность?
Все 'бездельные' песни пропеты,
'Деловая' отныне серьезность:

Пусть нелепо, смешно, глуповато
Было в годы мои молодые,
Но зато было сердце объято
Тем, что свойственно только России!
Вот ещё в коллекцию современного художника М.А. Калинина:

Спасибо, Юлия Владимировна! У современного художника вроде как деревья уже в цвету :)
Зато стол скудный.
Однообразный :)

semenoff

April 8 2018, 17:40:47 UTC 1 year ago Edited:  April 8 2018, 17:42:13 UTC

Композиция очень хорошая и идея оживить деревьями с улицы тоже неплоха. Автор при этом педалирует крайнюю бедность ( ободранная краска на окнах, убогая старая скатерть и скудная трапеза).

enzel

April 8 2018, 17:43:32 UTC 1 year ago Edited:  April 8 2018, 17:44:58 UTC

Как можно понять, художник советского периода, 1974 г.р.
Потухшие свечки подчеркивают ощущение депрессии.

Я бы еще в изобразил пару луковиц на столе, намекая на бедняков Папу Карло и его друга Джузеппе, но автору похоже было не до шуток.
Типичный питерский вид: и рамы, и из окон видно здание: немцы пленные строили такие двухэтажные домики.
А у нас в Москве на Кутузовском проспекте пленные немцы строили 8 и 10-этажки, я в такой прожил от 0 до 14 лет. Не поймешь этих немцев...
Христос Воскресе !

Строго говоря, цветущие растения в горшках это не натюрморт. Но уже 1915 год, значения слов начали смещаться...
Воистину воскресе!

А что же? Пейзаж?:)

semenoff

April 8 2018, 17:19:21 UTC 1 year ago Edited:  April 8 2018, 17:28:22 UTC

"Пасхальный интерьер", тогда уж.

Там сзади стены и кресла, стулья и столик видны. Живые растения на столе тоже не "мертвая природа".

Натюрморт это другое, обычно срезанные цветы, фрукты и овощи, на столе в банках и вазах. Наверное, дохлый кролик или курица тоже натюрморт (есть такие голландские и итальянские картины).

Между прочим есть и удачный пример. Это Ваш второй пример, где художник грамотно вышел из положения с названием. "Пасхальный стол", хороший вариант названия. Там сзади тоже горшки с цветами, но автор ходил в гимназию наверное и знает что-такое natura morta.

Пасха в Церкви считается символом жизни, поэтому горшки с цветами и переехали на стол с подоконника.
Так morta сиречь бездушная. Есть целый поджанр - цветочный натюрморт.

semenoff

April 8 2018, 17:36:32 UTC 1 year ago Edited:  April 8 2018, 17:38:11 UTC

Только срезанные цветы, ни одного живого растения в горшках. :) Итальянцы понимают разницу между живым и мертвым.

Возвращаясь к сюжету, как и можно было ожидать уже по названию, второй по композиции гораздо лучше. Хотя на первом уж очень аппетитный кусок творожной пасхи :).
Зато на втором кофейный сервиз очень красивый, поищу себе такой, а то надоели розочки.

За картинки спасибо, может быть я просто впадаю в русский негативизм :)

Срезанные цветы могут пустить в воде корни, в плодах содержатся семена и проч.
Кресс-салат нарочно к Пасхе растили, для украшения трапезы.
Мы тут столкнулись со схоластической проблемой: можно ли растущие в горшках цветы считать частью натюрморта :)

semenoff

April 8 2018, 18:27:39 UTC 1 year ago Edited:  April 8 2018, 18:28:26 UTC

Она тесно связана с другой скользкой теологической проблемой, если ли душа у растений и животных... На мой взгляд есть, но ортодоксальный теолог за это загонит меня за Можай...

Иначе как в Раю без животных и райских кущ ??
Какой-такой теолог? В "Добротолюбии" св. отцы говорят, что у животных есть душа; у растений - только жизнь.

semenoff

April 8 2018, 18:52:36 UTC 1 year ago Edited:  April 8 2018, 19:49:43 UTC

Это хорошо что зверям дали амнистию в смысле попадания в рай. Но Аристотель пишет что низшая форма души есть и у растений ("О душе", три формы души). Я бы не удивился если бы узнал что Св. Фома Аквинский, фанат Стагирита, который посвятил жизнь адаптации взглядов Аристотеля в католическом учении, того же мнения.

В любом случае, люди/животные/растения имеют одну и ту же природу, все что есть у одних есть и у других, что с позиций хромосом/ДНК сегодня очевидно. Тем более потрясает проницательность Аристотеля.
Stilleven, "тихая жизнь".

semenoff

April 8 2018, 20:00:45 UTC 1 year ago Edited:  April 8 2018, 20:02:46 UTC

Stileven (dutch) = Still Life (en.) = Natura Morta (it.)

"Застывшая жизнь", пожалуй. Это даже точнее итальянского термина, потому что иначе возникает вопрос "мертвое ли яблоко ?".
В том-то и дело. Поэтому morta следует трактовать как "не имеющее души", а не как "мертвое". Отсюда сочетание битой дичи и цветов, плодов. Но голландцы ввели в свои "застывшие жизни" застывших же животных - ящериц, птиц.

semenoff

April 8 2018, 20:32:14 UTC 1 year ago Edited:  April 8 2018, 20:48:21 UTC

В общем, да. При переводе вышло расширение жанра. Ящерица может быть "застывшей жизнью", но не "мертвой природой".

>>> Поэтому morta следует трактовать как "не имеющее души", а не как "мертвое".

Мне кажется это тупиковое направление в трактовке термина, по сей день господствующее в русском языке. Возможно даже перешло из итальянского, где всегда было принято расшаркиваться перед священниками. Слишком умнО. Между тем, у слова morta есть вполне очевидное значение, да и термин возник в эпоху Возрождения.

Это как раз подтверждается Вашим наблюдением, что птица - часть голландского "натюрморта", но не часть итальянского. Ведь птица "бездушна", а уж ящерица и подавно.
Но почему итальянского? В русский язык слово натюрморт пришло из французского языка.

semenoff

April 10 2018, 17:54:22 UTC 1 year ago Edited:  April 10 2018, 17:54:45 UTC

Скорее всего, да. Но изначально же из итальянского. Вся терминология в живописи, как и сама живопись, итальянского происхождения.
Французских терминов тоже немало, всё-таки именно этот язык был языком европейской культуры.

semenoff

April 10 2018, 22:37:53 UTC 1 year ago Edited:  April 10 2018, 22:48:45 UTC

Вроде до 18-го века была только литература (вроде "Роман о розе") и рыцарские традиции.

По настоящему культурной Франция начала становиться после королев Екатерины и Марии Медичи. Это касается одежды, кулинарии, сервировки стола, архитектуры, литературы, живописи и пр.
После того как Флоренция и Венеция утратила свое лидирующее положение в сфере культуры, Париж и Вена его заняли, да.

Хотя Париж и задолго до 18 века поддерживал очень близкие отношения с Венецией и Флоренцией, но во всем кроме литературы выглядел скорее заимствующей стороной.
Ну, например, Нострадамус. Но кто его содержал ? Екатерина Медичи.
Правильно, Париж абсорбировал итальянцев, содержал их на службе, привлекал. Это происходило в течение трех веков, XVII-XIX, которые и были трехсотлетием европейской культуры, трехсотлетием Европы. Политическая мощь централизованной и универсалистской Франции была каркасом для ее создания, а итальянцы вносили свой творческий вклад, одновременно являясь учителями французов во всем, что касалось искусства. Муратов хорошо об этом писал в статьях 1920-х годов.

semenoff

April 11 2018, 20:44:38 UTC 1 year ago Edited:  April 11 2018, 20:53:27 UTC

С этим согласен.

Но в литературе у французов очень глубокая собственная традиция, основанная на средневековом рыцарстве, которая конечно пережила влияние итальянского Возрождения, но вполне сохранила и свое "рыцарское" лицо (что еще видно даже у Дюма).

В каком-то отношении для культуры рыцарства не нужно было даже Возрождение, потому что рыцарство само несет традиции античности. Это последнее я почерпнул в книге "Осень средневековья".

У германцев зато есть свой вклад в музыку. Общую модель классической музыки создали итальянцы, и изобрели рояль/пианино они, что открыло эпоху великих композиторов 18-19 веков. Но у немцев оказался под руками огромный пласт национальной музыки, который немецкие композиторы успешно записывали на нотной бумаге в причудливо сложных импровизациях.

В начале ХХ века европейская культура в основном завершается. Музыка, живопись, архитектура, литература в основном, останавливается, а наука продолжается до середины ХХ века. Сейчас можно констатировать и полную остановку фундаментальных наук тоже.
Правда родилось и еще живо новое искусство - кино.
Вот кто создал классический пейзаж? Лоррен и Пуссен, два переселившихся в Рим француза. Потом дело довершили Коро и Тернер, тоже с помощью пребывания в Кампанье. Т.е. процесс создания европейской культуры был интернациональный, но на итальянской платформе, разумеется.

Искусство завершилось в период Великой войны. Появилось антиискусство, некий его заменитель в массовую эпоху, самым ярким примером которого является кино.

semenoff

April 12 2018, 15:58:36 UTC 1 year ago Edited:  April 12 2018, 16:10:40 UTC

Классический пейзаж это комбинация цивилизации и природы. Домик, замок, кораблик, или античный сюжет на фоне гор, моря, леса. Он и мог быть создан только в Италии / Франции, больше нигде на Земле нет такой комбинации природы и культуры.

Кино - синтетический жанр, просто соединяющий вместе живопись и литературу, и приводящий все это в движение вместе со звуком. В самом жанре кино нет ничего порочного, как и в любом другом жанре.

Культуру в Европе, если оставить в стороне разговоры о машинном производстве и рабочих, уничтожил романтизм, который к началу ХХ века прямо таки вышел из берегов. Это притом, что лучшие представители романтизма целиком порождены классической культурой и всем этой классической культуре обязаны, да и сегодня воспринимаются скорее как ее часть.

Как мне кажется, романтизм был создан взаимным подзуживанием друг друга Италии и Германии. Итальянцы были национально ущемлены и хотели вернуть северные территории, возникло движение Risorgimento, которое заменило Rinascimento. Это я хорошо понимаю.
Немцы хотели создать единую великую империю, и это я совсем не понимаю, зачем.

Я не исключаю того, что немцы, привыкшие всегда копировать итальянцев, решили собезьянничать и на этот раз, и раз уж итальянцы стали бороться за единое государство и территориальные захваты, то и немцам надо тоже к этому подключаться как-то. Итальянцы же не могут ошибиться.

Россия стала случайной жертвой, в нее даже никто не целился особенно. Горький и Маяковский по своей инициативе переносили дух итальянского Risorgimento в Россию (то есть, дух движения за захват территорий), неаполитанских карбонариев и футуристов-фашистов, заквашенных на психозах Фридриха Ницше, совершенно бездумно.
Ленин перенес в Россию дух мировой империи социализма из прусской казармы, в виде опусов Карла Маркса, который вдохновлялся в свою очередь прусским философом Гегелем.

Сейчас от этого всего отказались, и может быть культура начнет восстанавливаться постепенно. Невероятный рост цен на картины классиков в последние десятилетия это хороший знак.
Нет, уже ничего не начнет восстанавливаться, тут обманываться не стоит.

semenoff

April 12 2018, 16:21:01 UTC 1 year ago Edited:  April 12 2018, 16:25:05 UTC

С слову сказать, деградация культуры очень заметна по деградации пасхального натюрморта, если сравнивать Ваши примеры, и советский аналог, очень уместно приведенный выше юзером yu_sinilga. Нарисовано в реализме, сюжет тот же самый.

В России ничего само не восстановится, конечно. Может на Западе восстановится, а русские опять начнут копировать все подряд. Мне кажется такая тенденция была еще совсем недавно.

Сейчас конечно, этот процесс достиг дна, как говорят :)
Про РФию я и не говорю даже, имею в виду именно Запад. Но куда движется Запад, совсем не ясно. Наблюдаемые тенденции не радуют.
Да все не так уж страшно. Германия бросилась в свою противоположность, из народного национализма - в ультралиберализм. В принципе, это логично с учетом двух последних проигранных ей мировых войн немцы радикально сменили стратегию.

Ну и на основе ультралиберализма и интернационализма Германия объединяет Европу, под контролем США и Англии. ЕС предполагается как заметно и качественно улучшенный СССР, Соединенные штаты Европы.

Конечно им пока не до культуры. Итальянцы тоже после фашизма и мировых войн сникли, превратились в профсоюзное государство.

Ну а Голливуд всегда предполагался как машина денег, нацеленная на глобальный рынок и абсолютную массовость. С такими целями трудно штамповать шедевры.

Поживем, увидим. Мне кажется, архитектура в ЕС и США улучшается понемного в последние годы. Парковая культура на высоком уровне, охрана среды лучше, преступность уменьшается.
Я, кстати, соглашусь с Вашим предложением: Жуковский был именно мастером интерьера, но данное название - авторское, никуда не денешься :)

semenoff

April 8 2018, 18:31:10 UTC 1 year ago Edited:  April 8 2018, 18:58:30 UTC

За одну только творожную пасху (справа на столе) и огромный кусок ветчины или ветчинной колбасы (слева на столе) я готов простить автору небрежность в названии.

Может быть даже название несет оттенок шутки, эдакой фигуры речи. Пасхальный "натюрморт". Что такое натюрморт художник не мог не знать.
Да, привкус иронии тут различим. Но все же, кажется, у голландцев цветы в горшках встречаются в натюрмортах, а вот у итальянцев - нет.

Жуковский заслуживает уважения уже за то, что не замечал народа, причем без всякой позы, нарочитости, органически :)

semenoff

April 8 2018, 19:34:41 UTC 1 year ago Edited:  April 8 2018, 19:51:49 UTC

>>>> у голландцев цветы в горшках встречаются в натюрмортах, а вот у итальянцев - нет.

У них язык не от латыни, поэтому, пытались охватить своим умом. Если срезанные цветы можно, то почему нельзя взять горшок с подоконника ?

>>> Жуковский заслуживает уважения уже за то, что не замечал народа, причем без всякой позы, нарочитости, органически :)

Любил все красивое, наверное, и отрицал уродливое.

В безобразном хотя Ницше тоже находил какой-то катарсис, но безобразное это сильно на любителя.

В Италии народ стали эстетически разрабатывать только начиная с неореализма в кино, как противодействие советской культуре ("бедные, но добрые и веселые католики"), и там же и закончили, когда отпала необходимость. :)

Венеция? В любом случае, чудесная картина!

Думаю, Жуковский инстинктивно сторонился людей вообще, подозревая в них опасность для эстетического, т.е. для творений их же рук - и был тут прав. Поменьше людей!

semenoff

April 8 2018, 20:24:53 UTC 1 year ago Edited:  April 8 2018, 20:51:31 UTC

Да, такой бедняцкий уголок в Венеции, который мне удалось наблюдать в 2011 году.

Но я покривил душой, это не бедность показана, а бывшее богатство, пришедшее в запустение. Это эстетика бывших дворцов с выбитыми окнами, изящных беседок с облезшей краской в саду.

Только поэтому и красиво. Когда то в эти стены были вложены сотни тысяч золотых флоринов (то есть, миллиарды долларов).

Люди, безудержно размножаясь, создают угрозу культуре и цивилизации. Это и стало фундаментальной причиной гибели России. Задачи бизнеса требовали бесконечно увеличивать число неграмотных сельскохозяйственных рабочих, когда перевалило через 70% страна погибла.
С Праздником и Вас!
Христосъ Воскресе!
Воистину воскресе!
С запозданием присоединяюсь.

Натюрморты жизненные, современные, вчера у нас так на столе и было. Побольше размером, но там и народу было человек 25.
Хотя цветы все же срезанные стояли, рыжие розы. И куличей штук 5, разного фасона.