Почему советские люди не приемлют обращения «господин»? Казалось бы, что плохого самому быть господином и других так же называть? Но нет, что-то против этого восстаёт. Не нравится им это, причём активно, до прямой враждебности: не хотим никаких «господ»! О чём это свидетельствует? Такое впечатление, что это подспудное отталкивание от «не своего», не свойственного. Настоящих господ, т.е. хозяев, владельцев, правителей давно уничтожили либо изгнали, отбросив явную, легальную социальную иерархию (но негласно заменив её иерархией теневой, нелегальной), всех уровняли в советском «товариществе», в этой круговой поруке изначального Преступления, хамства, безответственности и приниженности. Ведь вместе с иерархией и её носителями были отброшены, объявлены ничтожными и представления о личной чести, личной ответственности и человеческом достоинстве. Обращение «господин» их в первую очередь и предполагает в субъекте, к ним адресуется – а их-то уже и нет, что-то там только смутно брезжит на дне памяти, услышанное вполуха на уроках литературы в школе, историческая рухлядь. Нет, тут, "у наших", уже всё иначе устроено, по-советски: официально – «товарищи», неофициально, по-уголовному – «братва», «братки». Советский мир сущностно и безнадёжно уголовен, это надо чётко понимать, и эта уголовность существует уже на подсознательном уровне – но тем важнее она как фактор самоидентификации, функционирования системы опознания «свой-чужой», как фактор выработки поведенческих кодов. В проявлениях этой уголовной этики (и эстетики) нет недостатка, она пронизывает всё общество, сверху донизу, она повсюду: на ТВ, в кино, в жёлтой прессе и в глянцевых журналах. Но если раньше, в позднесоветскую, «застойную», эпоху она маскировалась партийно-бюрократическими чопорными манерами, советской благопристойностью, то теперь, с открытым водворением «чекизма», она стала уже явной нормой, правилом хорошего тона. Приблатнённость как стиль поведения и общения, мир шпаны и мир власти уже практически неразличимы. Собственно, стоит говорить о власти шпаны как социокультурной характеристике нашего времени. Как говорится, всего вам доброго.
Cм. на эту же тему: http://orthoved.livejournal.com/83155.html#cutid1
Господин от слова Господь, товарищ - от товара
alexeyshornikov
March 9 2009, 11:39:27 UTC 10 years ago
Премного благодарен за отличный рунетовский поста! Впрочем, как всегда.
Этимология обращения "господин" уходит в глубь веков и являет собой пример закваски Христовой, коя стала прорастать на земельных угодьях нашей Богохранимой страны!
Изначально слово звучало как "Господарь", то есть Господом данный - дар Божий. Затем превратилось в "господин", то есть Господь один.
Такая лексическая конструкция неслучайна, ибо христианское учение наделяет каждого человека образом и подобием Божием. Тем самым, в самих себе люди и видят Бога, человеческим воплощением коего был Господь наш Иисус Христос!
Не случайно Христос сказал, что "если сделаете малым сим - Мне сделаете". Таким образом, обращение "господин" есть калька с Божественного Творения самого человека, кой и несет в себе образ и подобие Божие.
Большевики были богоборцами. Потому им было просто невыносимо именовать себя господами, ибо этим они признавали бы Божественное происхождение человека, а не обезьяннее.
А вот слово товарищ происходит изначально от слова "товар". "Духовный" отец большевизма К.Маркс как известно значительную часть своего обоснования мировой революции изложил в труде с ироническим названием "Капитал". Так вот в этом "труде" товару отведено достойное место.
Поэтому именую друг друга этим словом большевики как бы подчеркивали свое родословие от товара и товарно-денежных операций.
Кроме того, товарные отношения характерны и для криминального мира. Потому Ваши выводы точны.
В дополнение хотел бы вставить два ролика, описывающие суть большевизма:
Re: Господин от слова Господь, товарищ - от товара
orthoved
March 11 2009, 19:37:36 UTC 10 years ago
Да ладно Вамъ передёргивать. Товарищъ - это старинное русское слово, извѣстно съ 14 вѣка. Оно образовано от слова товаръ, которое употреблялось въ значеніи «добро, пожитки; походный или военный обозъ». Т.о., товарищемъ первоначально называли того, кто былъ вмѣстѣ въ поездкѣ, прежде всего въ торговой поездкѣ. Товарищъ – это временный другъ, но прочно связанный съ другимъ человѣкомъ всеми случайностями путешествія по дикимъ и опаснымъ мѣстамъ. Буквальное значеніе этого слова – «тотъ, кто съ тобой въ одномъ товарѣ, въ одномъ обозѣ, въ одномъ походѣ».
Въ более широкомъ значеніи употреблялось для обозначенія сотрудниковъ, связанныхъ общимъ дѣломъ, обстоятельствами, сослуживцевъ и пр.
По словарю Даля: «Товарищъ - дружка, сверстникъ, ровня въ чём-либо; однолѣтокъ, односумъ; помощникъ, сотрудникъ; соучастникъ въ чёмъ; клевретъ, собратъ. Товарищъ дѣтства - совоспитанникъ; по службѣ - сослуживецъ. Товарищъ министра - старшій помощникъ, заступающій его».
Большевики же исказили употребленіе этого слова (какъ они и вообще исказили русскій языкъ), введя его какъ обращеніе (которым оно никогда не было въ русскомъ языкѣ), вмѣсто словъ "господинъ", "сударь" и навязавъ людямъ "соучастіе" въ своёмъ "дѣлѣ".
Re: Господин от слова Господь, товарищ - от товара
orthoved
March 11 2009, 19:44:20 UTC 10 years ago
Выраженіе "Товарищъ Ивановъ" съ т. зр. русскаго языка - безсмыслица. Товарищъ онъ всегда чей-то (мой товарищъ, твой товарищъ и пр.), не бываетъ товарищей "вообще".
НАТАН ЗОРГЕ
Anonymous
March 9 2009, 11:58:31 UTC 10 years ago
---
в данном случае совецкие правы. они инстинктивно чувствуют, что обращение "господин" или "сударь" идёт им, как корове седло.
кстати, вспомнился давнишний случай: в году эдак в 1977 возвращался я из Питера с зимних студенческих каникул. сидели компанией до позднего вечера в ресторане. к поезду поспел за пять минут до отхода. попутчики мои в купе уже разделись и легли, но ещё не спали. я войдя, будучи сильно подшофе, приветствовал их:
"добрый вечер, ГОСПОДА". так на меня обиделись, словно я их обложил по матушке. а народ-то был из совковой "интелигенции".
Re: НАТАН ЗОРГЕ
alexeyshornikov
March 9 2009, 13:20:12 UTC 10 years ago
Даже современные комсомольско-чекисткие бизнесмены с трудом выслушавают обращение "господа". А как их воротит от словосочетание "милостивые государи"...
Re: НАТАН ЗОРГЕ
enzel
March 9 2009, 14:32:23 UTC 10 years ago
Напрашивается известная поговорка: боятся как чёрт ладана. Язвит их, корёжит.
Re: НАТАН ЗОРГЕ
alexeyshornikov
March 9 2009, 14:56:20 UTC 10 years ago
vladimirow
March 9 2009, 15:21:50 UTC 10 years ago
Вообще я поражаюсь уровню знаний и интеллекта людей стоявших за спинами большевиков.
enzel
March 9 2009, 16:01:18 UTC 10 years ago
vladimirow
March 9 2009, 16:50:18 UTC 10 years ago
Что-то мы про них не знаем или не видим. В общем Господин Галковский прав, нужно обратить на них внимание.
Deleted comment
enzel
March 10 2009, 06:14:13 UTC 10 years ago
eednew
March 10 2009, 08:20:26 UTC 10 years ago
Это во многом зависит от того, с кем поведешься.
Deleted comment
enzel
March 10 2009, 16:31:55 UTC 10 years ago
pankratiev
March 10 2009, 16:31:48 UTC 10 years ago
Отличная формулировка! Кажется, что очевидно, но только после того, как сфомулировано и прочитано.
Кстати именно из-за того, что у нас все отношения в публичной сфере НЕФОРМАЛЬНЫ и НЕПРЗРАЧНЫ, невозможно выстроить ни одного не симулятивного института. Всё становится слишком зыбким: власть, правоохранение, предпринимательство, пресса... Всё время получается "как всегда" и "вообще-то нельзя, но если хочется, то можно".
enzel
March 10 2009, 16:35:05 UTC 10 years ago
pankratiev
March 10 2009, 16:45:44 UTC 10 years ago
Да, право пострадало первым. 1917 - вакханалия нелегальных действий по всей стране.
Наши деятельные современники - бинесмены, публицисты - любят сегодня говорить, что "нужен независимый суд", они порой непонимая, интуитивно чувствуют, что вязнут в болоте, что дискомфорт, но "откуда ноги растут" не знают. Надо объяснять.
"господа"
b_graf
March 10 2009, 20:39:48 UTC 10 years ago
Re: "господа"
enzel
March 11 2009, 07:17:36 UTC 10 years ago
filonenko1
May 4 2010, 21:17:47 UTC 9 years ago
enzel
May 5 2010, 06:30:58 UTC 9 years ago