Смыслов, стоящих за уничтожением России и возникновением на её месте советии, можно выявить немало, более универсальных и более частных, в зависимости от применяемого подхода и системы ценностей самого исследователя. Если сосредоточиться именно на самых общих смыслах, то одним из них, несомненно, является замена чести бесчестьем. Написав два эти слова, сразу подумал, до чего архаичными и периферийными они покажутся большинству современных людей: «Береги честь смолоду...» Тем не менее, вне категории чести невозможно приблизиться к пониманию принципов строения и функционирования Российской Империи и принципов поведения наиболее важных с точки зрения жизни государства частей её населении – её ведущего слоя, её служилого сословия (но, разумеется, не только их). Есть понятие о чести и страх потерять её – одна реальность, нет этого понятия и этого страха (действительно, а чего бояться-то?) – совершенно иная. С точки зрения людей чести, то, что случилось в 1917 г. и продолжается по сию пору, есть торжество бесчестия. С точки зрения людей, понятия о чести не имеющих, – «всё нормально». Объяснить вторым, что всё как раз ненормально, едва ли возможно – другая программа.
На всё это можно возразить, что не с одними нами случилась такая неприятность – утрата представления о чести как о важнейшем регуляторе социального поведения. Собственно, переход от «старого порядка» к «современности» (modernity) и есть путь замены чести бесчестием. Так-то оно так, но дьявол, как всегда, в деталях. В странах Запада этот процесс проходил более-менее постепенно и длительно, он не выглядел как полная и единовременная отмена одной морали и замена её другой, «новой». Шла долгая борьба старого с новым, старое оборонялось, иногда контратаковало, и, во всяком случае, сохраняло сомкнутость строя и возможность демонстрации флага. Благодаря этому во вполне в целом цинично-бесчестных современных массовых обществах Запада сохранились отдельные бастионы чести, её рыцари, напоминающие окружающим своим словом, видом и поведением о том, что есть и иная шкала, иные ценности и тем самым способствующие поддержанию в обществе некоего уровня "приличий". В России же всё рухнуло – разом, и без каких-либо шансов для немногих уцелевших носителей кодекса чести продолжать играть роль позитивного примера, пусть и в качестве некоего арьергарда «старой культуры», "уходящей натуры". Такой роскоши им не позволили. В результате хамское бесчестье восторжествовало в советии не только мгновенно и практически беспрепятственно, но при этом ещё и агрессивно насаждалось, пропагандировалось в виде всеобще-обязательной «революционной морали». Находясь внутри этой советской традиции, дыша её воздухом на протяжении трех-четырёх-пяти поколений, уже невероятно трудно представить себе, о чём, собственно, идёт речь. А речь идёт о некой невосполнимой утрате человеческого качества, об определённой социо-антропологической мутации. Sapienti sat.
ostsee
May 13 2009, 20:43:19 UTC 10 years ago
enzel
May 14 2009, 06:53:59 UTC 10 years ago
НАТАН ЗОРГЕ
Anonymous
May 14 2009, 10:19:49 UTC 10 years ago
---
так это не только в постсовке, это повсюду так, может, за исключением Японии.
enzel
May 14 2009, 07:53:23 UTC 10 years ago
НАТАН ЗОРГЕ
Anonymous
May 14 2009, 10:42:02 UTC 10 years ago
---
я бы не стал утверждать столь категорично. личная честь оставалась у многих и она могла переплетаться с честью корпорации и даже государства. возьмём область спорта, к примеру.
orthoved
May 14 2009, 15:38:38 UTC 10 years ago
Благодаря этому во вполне в целом цинично-бесчестных современных массовых обществах Запада сохранились отдельные бастионы чести, её рыцари, напоминающие окружающим своим словом, видом и поведением о том, что есть и иная шкала, иные ценности и тем самым способствующие поддержанию в обществе некоего уровня "приличий".
А кого бы изъ извѣстныхъ западныхъ людей (группъ) Вы бы назвали такимъ сегодняшнимъ "бастіономъ чести"?
enzel
May 14 2009, 16:07:44 UTC 10 years ago
enzel
May 14 2009, 16:08:49 UTC 10 years ago
НАТАН ЗОРГЕ
Anonymous
May 14 2009, 17:18:25 UTC 10 years ago
---
любопытно, какой бастион чести Вы усмотрели, к примеру, а английской королевской семье?
Re: НАТАН ЗОРГЕ
enzel
May 14 2009, 18:02:46 UTC 10 years ago
НАТАН ЗОРГЕ
Anonymous
May 14 2009, 19:07:08 UTC 10 years ago
---
Это само собой разумеется. Я с этим не спорю.
Я всего лишь отмечаю, что процесс разложения на Западе зашёл столь далеко, что о корпоративной чести, о «бастионах», говорить уже не приходится. Можно говорить только о чести индивидуальной. И в этом отношении я не вижу принципиальной разницы с постсовком.
Re: НАТАН ЗОРГЕ
enzel
May 15 2009, 06:40:00 UTC 10 years ago
НАТАН ЗОРГЕ
Anonymous
May 15 2009, 09:56:23 UTC 10 years ago
---
разница, безусловно, имеет место. но это разница количественная и она постепенно нивелируется - мы поднимаемся, они опускаются.
Anonymous
May 14 2009, 17:49:53 UTC 10 years ago
orthoved
May 15 2009, 08:40:41 UTC 10 years ago
Изъ Вашихъ примѣровъ не совсѣмъ понятно, что Вы понимаете подъ "человѣкомъ чести".
Вотъ допустимъ графъ Николай Дмитріевичъ Толстой-Милославскій для Васъ человѣкъ чести? И если да, то есть ли такой аналогъ среди перечисленныхъ Вами?
enzel
May 15 2009, 10:21:56 UTC 10 years ago
orthoved
May 15 2009, 10:35:03 UTC 10 years ago
Да развѣ уникально, аналогъ Французской революціи, просто радикальнѣе и народъ больше "обрабатывался". Прессовали бы ихъ какъ русскихъ - было бы тоже самое во Франціи (а то ещё и похуже, учитывая что русскіе были сильнѣе духомъ).