В связи с затронутой в комментариях к последнему посту Д.Е.Галковского темой (http://galkovsky.livejournal.com/145331.html?thread=26166451#t26166451) не могу не заметить, что никаких русских, строго говоря, давно уже нет. А кто есть? Есть следующие три категории русскоязычных:
1) советские (идейные, родом из совка);
2) советоидные (мало или вообще не идейные, родом из РФ, т.е. из совка второго порядка);
3) некоторое количество пытающихся сознательно отстраиваться от двух вышеназванных групп и ориентирующихся при этом на историческое предание о России и её артефакты (что при этом выходит - вопрос отдельный).
Вот такой русский вопрос, если схематично.
(P.S. Вроде анекдота. Помнится, с умницей и эрудитом Faustpatrone пытались отыскать среди известных нам обоим хотя бы на уровне телеимиджа современных гуманитариев не несущих на себе тех или иных советских отметин, т.е. практически современных русских (если исходить из небесспорной посылки, что негативной характеристике "несоветский" соответствует позитивная - "русский"). Искали-искали и остановились на одном (!), обоих нас устроившем - поэте, переводчике и историке литературы Николае Котрелёве. Ни Аверинцев, ни тем паче Вяч. Вс. Иванов - не прошли.)
gr_mavrov
June 12 2009, 13:35:26 UTC 10 years ago
enzel
June 12 2009, 14:08:57 UTC 10 years ago
gr_mavrov
June 12 2009, 18:27:32 UTC 10 years ago
Мне интересен другой момент: когда то центром русских европейцев был Питер, был государственный аппарат, был проект. Сейчас центра нет, в государственном аппарате мутные люди, ну а проект сам по себе без центра особой роли не играет, да и проекта в общем то нет. Поэтому и занятно, а что станет с третьей группой. Субкультура среди Совка второго уровня?
enzel
June 13 2009, 07:07:09 UTC 10 years ago
gr_mavrov
June 15 2009, 13:41:17 UTC 10 years ago
sssshhssss
June 12 2009, 20:19:16 UTC 10 years ago
Честно говоря, хотя я и разделяю ваше представление о внутренних различиях в русском советском народе, мне кажется, эти различия - контуры естественного социального расслоение. Типа умные, культурные, богатые - за Россию, глупые, некультурные, бедные - за совок, более-менее - за то, что есть. Проблема в том, что естественное социальное расслоение в РФ не совпадает с наличествующим. То есть дураки занимают место умных, оказываются с ними в одном вагоне и тогда начинается "дискуссия".
Anonymous
June 12 2009, 20:42:20 UTC 10 years ago
Это удивительный типаж, занятый социализацией своего мировоззренияЮ но не идеализацией своих представлений, как это принято у русских.
enzel
June 13 2009, 06:55:24 UTC 10 years ago
enzel
June 13 2009, 07:25:28 UTC 10 years ago
Deleted comment
enzel
June 13 2009, 07:32:11 UTC 10 years ago
censor7
June 12 2009, 23:55:32 UTC 10 years ago
enzel
June 13 2009, 07:36:52 UTC 10 years ago
НАТАН ЗОРГЕ
Anonymous
June 13 2009, 09:31:14 UTC 10 years ago
---
Вы идеализируете старую Россию, потому Вам и видится такой большой разрыв с современностью.
censor7
June 13 2009, 14:06:14 UTC 10 years ago
(В частном, рассматриваем случае можно говорить о совдепиках как об изрядной части русских, в которых столь прочно укоренилось совдеповское, что в этом можно видеть как культурно-историческое, так и даже психическое отклонение. Можно даже признать, что часть эта столь велика, что массой своей искажает представление о русских; но невозможно говорить, что эта часть "отменяет" русских.)
Жасмин есть беленький цветочек…
valerian_igor
June 13 2009, 09:58:19 UTC 10 years ago
Другое дело, что, может быть не стоило так уж сильно филологически привязываться к некому разделению Дмитрия Евгеньевича на «русских» и «советских», заточенному им некогда для публицистических нужд. С другой стороны, классификация кажется неполной. Можно добавить неидейных по пункту три. Но тут я уже высказываю свои мысли.
НАТАН ЗОРГЕ
Anonymous
June 13 2009, 10:38:47 UTC 10 years ago
---
да нет, это разделение как раз весьма справедливо во всех отношениях.
другое дело, что трудно согласиться с уважаемым enzel'ем о невозможности полного выдавливания из себя совка. в конце концов сознание не может оставаться неподверженным влиянию бытия.
Re: НАТАН ЗОРГЕ
valerian_igor
June 13 2009, 11:43:26 UTC 10 years ago
Ну так-то на самом деле имено в конце концов сознание-то и остается неподверженное влиянию бытия. Типа умом все понимаешь, а живешь в хрущевке.
Re: НАТАН ЗОРГЕ
enzel
June 13 2009, 16:11:57 UTC 10 years ago
Re: Жасмин есть беленький цветочек…
censor7
June 13 2009, 14:18:24 UTC 10 years ago
(Если уместно здесь говорить о собственном взгляде на вопрос, то я склоняюсь к позиции А.Н. Севастьянова, правда, с некоторыми уточнениями, говорить о которых пришлось бы слишком пространно, а потому не дерзну.)
Re: Жасмин есть беленький цветочек…
valerian_igor
June 13 2009, 16:48:54 UTC 10 years ago
kotichshe
June 15 2009, 11:46:02 UTC 10 years ago
(Задумавшись.)А я кто?
точно не 1)
и не 2) Москвич ведь это не страна, и не нация, и не народность.
и не 3) ибо точно всегда знал, что некуда отстраняться.
(Ещё подумав.)
Житель дореволюционного старого дома.
Старого, старого, так называемого "голого", т.е. неоштукатуренного.
Именно такие дома мне и нравятся до сих пор, правда с каждым годом их становится всё меньше и меньше.
А как Вам такая классификация?
(не моя, а чья, увы - не помню)
90% - "лохи".
9% - "ломщики"
1% - "философы"
Причём все эти понятия означают совсем, совсем другое.
Лохи - это вовсе не доверчивые овцы, которых стригут.
Ломщики - это вовсе не разновидность уголовников.
А философы - и не философствуют вовсе.
enzel
June 15 2009, 12:28:34 UTC 10 years ago
Только не "отстраняться", а "отстраиваться" - ходячий термин из рекламы/маркетинга, указыващий на попытку особого позиционирования по отношению к уже имеющимся близким товарам на рынке. Элементарное отстраивание - сказать: я не такой и не такой, а другой. Пусть за этим и не стоит ничего принципиально иного - важно само желание, сознательная установка.
kotichshe
June 15 2009, 13:06:55 UTC 10 years ago
>...я не такой и не такой, а другой.
Положим, что я сколько себя помню, всегда другой.
Только, скажем Дмитрий Евгеньевич это сознательно обосновал, проговорил, объяснил самому себе(ценою огромных жертв), а я - нет, но поступал то я всегда, так, как если бы прочно растолковал самому себе раз и навсегда - ху есть ху.
Положим, что другой, ну и что?
(Это я сам себя спрашиваю вслух.)
Этого мало, это почти ничего , так... пушинка.
Положим если бы Пестель(условная фигура, сам Пестель гад редкостный) был бы много умнее, порядочнее, да знал бы на два порядка больше - и что участвовал бы он или тем более руководил бы стоянием на Сенатской площади? Никогда. Он юродствовал бы всю свою жизнь. Вот что грустно, и очень.