АН (funt) wrote,
АН
funt

Categories:

Europa Universalis IV.



Не выдержал.

Попробовал поиграть разок на лёгкой сложности, чтобы просто почувствовать вкус и все прелести. Выбрал Московию.

Оказалось, что даже на лёгкой сложности всё не так легко. В качестве гранд-стратегии выбрал Drang Nach Suden -- хочу выйти к тёплым морям, а желательно и океану -- поучаствовать в колонизации новых земель. Куда конкретно -- неважно. Куда кривая выведет.

Мелкие вассальные княжества постепенно присоединил дипломатией, освободив места для дипотношений. С Пермью сделаю то же самое. Тверь съел, чтоб не досталась Новгороду. Потом за три захода аннексировал и сам Новгород (сейчас закончится третий), растоптав вольную республику. Войну с мусульманскими государствами на Юге решил пока отложить, а там посмотреть, на кого лезть: присоединять кучу муслимских провинций сейчас не хватит пороху: достаточно Касимова с его периодически восстающими суннитами.

Заключил выгодный династический брак с Польшей, а потом и военный союз. Чрезвычайно им дорожу: Польша раскинулась от моря до моря и стала узкой полоской санитарного кордона между Миттльевропой с одной стороны и различными неприятными соседями с другой. Правда, у неё уния с литовцами, но я забил на страдания соотечественников в Курске, Брянске и Смоленске: земли пока достаточно, а юг важнее. Взамен войско польское очень помогало в войне с тем же Новгородом, за который постоянно вписывались северогерманские ордена. Также заключил союз с Сербией, которая превратилась в крупное государство, приросла Валахией и Боснией и разрослась тоже от моря до моря. В отделённой перспективе я наивно рассчитываю, что братушки помогут в войне с Турцией, которой, кажется, не избежать при любых геополитических раскладах.

Таким образом у меня два хороших союзника в центральной Европе, но я сильно проигрываю Западу в технологиях (ничтожный Ливонский орден опережает меня на 5 пунктов) и в то же время не могу провести вестернизацию. Основываясь на всём этом я принял решение не лезть в Адриатику и оставить фантазии про щит на вратах Цареграда, а немного отсидеться, окультурить и русифицировать присоединённые провинции, подкопить рекрутов и развивать экспансию на юг. Крым трогать пока бесполезно -- за него впишется Турция, а вот Золотую Орду надо бы присоединить и тоже русифицировать -- придётся подкопить соответствующих технологий и открыть религиозную ветку (я начал с военной). Орда слабее даже сейчас, но я для верности жду, пока она впишется в очередную внутримусульманскую разборку, под шумок которой собираюсь выйти к Астрахани и Дагестану.

В результате я рассчитываю иметь в качестве имперского ядра "Восточную православную Польшу" от Северного Ледовитого океана до Каспия. Дальше я обнаруживаю себя на Северном Кавказе и здесь наступает момент истины. Вариантов два:

а) Двигаться в Палестину и Северную Африку. При этом раскладе достаточно отжать у Турции Азербайджан, который они скоро присоединят, а дальше вступать в схватку с довольно могущественной державой Мамлюков, раскинувшейся от Алеппо до Ливии вдоль Средиземноморского берега (если, конечно, эти земли к тому времени не аннексирует та же Турция). Таким образом я стану большим игроком в Средиземноморье и получу хороший доступ к колонизации Африки по побережью Персидского залива и дальше до Сомали, а там и Кап не за горами. В идеале -- при всём при этом умудриться одновременно дойти до Марокко, сметая на своём пути поганые Алжиры и Тунисы, а оттуда плыть в Южную Америку (а можно ещё и Северную и Центральную) и одновременно вести колонизацию на Юго-Западе Африки в сторону Мавритании, Сенегала и далее по побережью. Но, боюсь, к таким ништякам я не успею: Кастилия уже основывает первые колонии на территории Бразилии. Одновременно доступ в Персидский залив даёт некоторые шансы поиграть свою игру в Иране и на Аравийском полуострове.

б) Двигаться сразу в Персию. В этом случае взаимные претензии с Турцией заканчиваются Азербайджаном, а дальше предстоит большая материковая война в Иране, выиграв которую я смогу вцепиться в Индию и при этом колонизировать Юго-Восток Африки. Об Америках придётся позабыть, зато есть шанс доплыть до Австралии. Одновременно более восточное направление экспансии открывает путь на Китай и к Тихоокеанскому побережью, к тому же вместо Мамлюков моими основными противниками будут большей частью ничтожные варвары, а большим державам я не буду мешать и достаточно будет иметь какую-никакую оборону в коренных губерниях и грамотно выбирать союзников в мирное время. Ещё более лайтовая версия этого варианта -- вообще не лезть на Турцию, а двигаться в Персию, захватив Ногайскую Орду

Отсюда у меня к Вам, дорогие друзья, вопросы:

1. В чём я наивен и чего не учёл в своих гениальных построениях? Насколько моя гранд-стратегия вообще реалистична?

2. Так ли важны для колонизации порты близ неизведанных земель? Или мне на самом деле Ингрии с Невой достаточно?

3. Казань. Совершенно бестолковое государство, с которым не хочется ни войны, ни союза. Что с ним делать? Нужны ли провинции блистательной Казанской державы православному мракобесу-империалисту из варварской Московии?

4. Религия. Можно ли как-то научить подданных веротерпимости или моя гранд-стратегия предусматривает безжалостное христианское миссионерство и массовые убийства мусульман на присоединённых территориях? Могу ли я принять ислам, чтобы заключать династические браки с магометанскими правителями и по стеночке, по стеночке вассалить их, а потом и аннексировать? Плохо ли это для взаимоотношений с Европой?

5. Аннексия. Как лучше, учитывая мусульманство моих основных соперников? Присоединять сразу? Делать вассалов? Может, выгодно освобождать независимые державы? В частности, у Орды можно откусить Астрахань -- но нужна ли мне независимая Астрахань и что мне потом с ней делать? Присоединять с помощью новой войны? Или в случае освобождения она автоматичеки попадёт в зависимость и предоставит мне всё, что нужно (в первую очередь территорию для прохода и снабжения армии и автоматические военные союзы).

6. Что ещё меня ждёт и какие вообще Вы можете дать советы по игре?

Заранее спасибо, уважаемые коллеги. В случае большого успеха гранд-стратегии торжественно обязуюсь наваять остросюжетный ААР.

Пока что всё так:
eu4
Tags: eu4, задрот
играл тоже недавно. за московию. помоему до 1730 года. удалось колонизировать сибирь. забрать земли на западе до минска и киева и молдавии. на юге крым и грузию. средняя азия до самарканда. по лимиту флота 100. по армии был на первом. месте. денег было завались. но девать их было некуда. поэтому бросил и жду новый патч.

1. Для игры за Московию с такой экспансией тупо не хватает админ. очков. Когда щиток на киев в 1690 году стоит 500 очей . это много.
кроме того из админ очков надо подымать стабильность и строить сразу две ветки зданий : админ и произ-во. в результате в конце игры просто некуда девать деньги. Единственный выход быстро вестернизироваться захватив новгород и ждать швецию с разницей в 7. но после вестернизации стабильность падает на -3 все накопленные очки пропадают. сплошные восстания. и просто выпадаешь на 10-15 лет на все это. Вообщем с админ. очками как то не пропорционально у разработчиков.
2. Порты важны с корами.
3. Все казани надо захватывать как можно быстрей. иначе потом османны станут защитниками веры. и тогда будет засада и геморой.
4. Терпимость повышает значение толерантности. Повышать можно через Идеи.
5 Всех муслимов надо присоединять и крестить. Иначе потом будут постоянные войны с Османами
6. Для игры за Московию и вообще экспансию самое важное админ очки и сила креста животворящего. плюс надо беречь наследника и царя, потмоу как регенство это вообще жопа.

diunov

January 13 2014, 05:35:58 UTC 5 years ago Edited:  January 13 2014, 05:36:20 UTC

1. Я бы на юг не лез, там слишком много мусульман с чуждой религией и культурой, европеизировать их - не хватит ресурсов

2. Важны. Фактор колониальной дистанции работает.

3. Казани по любому не жить. Присоединять и русифицировать

4. Толерантности не выйдет. Миссионерство и смена культуры, иначе постоянные мятежи и внутренние проблемы при любой нестабильности, а таких периодов будет много

5. Только полное завоевание.

6. Колонизировать Сибирь и малозаселенные степи, выходить к Тихому океану, там немного упромыслить Китай. Параллельно решать вопрос с Черным морем и Балтикой, ликвидировать Литву. Заморских колоний России не надо - своих территорий достаточно для того чтобы лет через 200 стать самой великой державой. В общем то по игре видно, что историческое развитие - самое разумное. Разве что все можно побыстрее успеть
Плюсую. Странно иметь владения в Африке (что подразумевает необходимость иметь и развивать флот и ассимилировать многочисленных негров), игнорируя находящуюся под боком Сибирь.
А за негров еще и конкуренция.
Московии менее чем какой-либо другой державе нужны заокеанские колонии, с них налоги пониженные. Это не имеет смысла, когда под боком огромная и почти пустая Сибирь, полная ценных ресурсов.
Оттоманы очень серьезный противник для невестернизированной России, с ними надо аккуратнее, лучше всего взять в союзники Австрию (к тому же, к тому времени возможно будут проведены все реформы, с последней реформой вся СРИ становится одним государством), у которой Оттоманы - райвал, они охотно с ними воюют.
Вообще, в большинстве случаев колонизация предпочтительнее захвата провинции с чуждой религией. Слишком много с ними мороки.
Я стал двигаться на восток. Первый тех был - оборона, а второй, не помню, экспансия (?), который сразу дал колониста и понеслась - на восток. В итоге уния с Украиной, Крым, Кипр (сам присоединился), Финляндия, Литва, Кавказ с Азербайджаном и движение в Бухару и Самарканд и в сторону Алеппо, Иерусалима и Александрии. А на востоке: вплоть до Сахалина и Камчатки с Курилами, Тайвани, нескольких островов в Море специей, устьем Ганга (Бенгалия и Бангладеш) и весь Юго-Восток Китая (от Хайнани до современного Шанхая, со всеми торговыми портами).

Флот, зато самый мощный, я держал только на Тихом океане, с транспортами. Которыми осуществлял карательные акции и воевал с коалициями.

Из политики: Швеция стал третьесортной державой, Австрия и Саксония вернейшими союзниками. ВеликоБритания, Франция и Испания с Португалией - колониальными монстрами. Речь Посполитую я порезал на Польшу и Собственно Речь Посполитую. Османы тихо умирали под ударами меня и Речь Посполитой. Понаделал кучу мелких государств из Османской империи: Византию, Сербию, Албанию, Валахию. Пока они между собой развлекались, я собирался.

Правда казахи под боком - ожидали своей участи, но игра закончилась. И Иерусалим с Александрией тоже ожидали.

Казань в самом начале рыпнулась на меня и я оттяпал у нее пару провинций, которые причиняли дикую головную боль - никаких доходов и восстания. Зато попозже татары стали дружественной нацией, которые с великиросами заодно.

П.С. И еще, я не вестернизировался ни разу. Ну и конечно, за счет крутизны у меня всегда был включен защитник Веры.

По вашим вопросам:

1) Попробовать стоит. Надо только правильные технологии выбирать. Они решают.

2) Невы с Ингрией не достаточно для колонизации, расстояние слишком великом.

3) Казань нужна, потом татары дружественными становятся. Но ее можно завасалить, а потом втянуть в государство.

4) Технология Религия может помочь. Очень и очень.

5) Ничего вам автоматически делать не будут. Они наоборот скорее всего - освобожденные страны - начнут строить козью рожу, прямо как реальная Болгария с РИ после 1877-78. Можно завасалить муслима, а потом отдавать ему - продавать по нулевой стоимости - муслимские провинции оттяпанные у других муслимских стран. У меня таким васалом была Золотая Орда. Потом ее тоже втянул со всеми провинциями.

6) Из советов я бы сказал, что Технологии должны отражать выбранную вами стратегию.
И вот мануал по торговле:
http://www.snowforum.ru/forums/?board=europa&action=view&id=-197806&ts=20130816012727


1. В Новый Свет, я думаю, шансов нет успеть, Африку колонизировать попробовать можно, но зачем, если есть бескрайняя Сибирь под боком? Колонизируй не хочу. Плюсы: нет штрафа за заморские владения( а значит и не нужно беспокоиться о торговой силе), нет конкурентов, можно вместо идеи путешествия в новый свет взять идею экспансии, которая бонусом даст повод для войны со всей азией, можно быстрее эуропейцев получить доступ к дальневосточному пирогу, а там много вкусного, поверьте. Минус один - сибирские провы все же победнее прочих доступных для колонизации.
2. Порты со щитком нужны для колонизации провинций с которыми нет сухопутной границы. Но колониальной дистанции от Ингрии до Африки или Америки будет хватать только когда там уже все расхватают. Есть правда лазейка - можно попросить доступ к портам у Испании/Португалии/Британии.
3. Казань стоит обкусать и загнать в вассалы - на время хороший буфер между ногайцами/казахами, кто там сильнее будет. Потом аннексировать. Вообще, стоит как можно раньше хапнуть пару-тройку татарских пров( проще всего от Золотой Орды отъесть) - через какое-то время татары станут признанной культурой и их можно будет просто перекрещивать.
4. Религиозные идеи для Россиюшки обязательны, толерантностью вакхабитов не проймешь. Ислам принять, наверное, только через восстание или войну.
5. Мусульман проще сразу присоединять и перекрещивать( исключение - Казань), братьев-славян - загонять в унии/вассализировать, откармливать, аннексировать. Например, можно отобрать украинскую прову у Литвы, выделить Украину в качестве вассала, а при следующих войнах заставлять Литву возвращать Украине национальные провы( только не заставляйте Литву сразу выделить всю Украину - она получится слишком большая и в вассалы добровольно не пойдет). Потом аннексировать Украину обратно. Не получаем агрессивного расширения, дешевле по очкам, бонусом Украина сама национализирует отобранные провы. Точно так же при первой же войне с Новгородом можно заставить его отпустить Финляндию. Финны легко соглашаются на вассалитет - отличный буфер со шведами, плюс у них в Швеции национальные провы.
6. Совет номер один: не забивайте на татар - либо они в составе России, либо помогают Отоманам Россию пилить. Совет номер два: с Польшей и Литвой дружить можно, но рапилить их выгоднее.
Привет,
игра напрягает мозг и это радует.
для успешности необходима экономика. нужно вливать админ поинты в эконом постройки которые дают возможность нанимать тех же советников.
Очень важно иметь стабильность на уровне хотя бы +1 это сильно помогает.
религиозная осимиляция это первое дело после захвата территорий. культурная тоже хорошо, но вторично.
Как только война затягивается начинаются бунты и это раально тяжело подавить.
Очень полезно занять ключевые точки через которые идет торговля. Тут они в Казани, Астрахани и Крыму.
Очень аккуратно с превышением лимита захвата после войны, до 100% все легко. Я как то влез в 320% еле выкарабкался.
Стратегия расширения:
у противника нет или слабые альянсы. Схожая религиозная группа. Экономически выходные участки (базовый доход от +4).
Всегда перед началом допломаты должны сделать "право на захват" (играю в арглийскую версию не знаю как перевели). Причем лучше на 2-3 территории до объявления войны. Это уменьшает к-во очков победы для их захвата и требует 50% на осемиляцию территорий.
Кратко как то так.
Как уже правильно выше заметили - колонизация Сибири выгодней заморских колоний. Любая провинция, не имеющая связи по суши со столицей, приносит доход в виде тарифов (где-то 10-15% от суммы производства и налогов, точно не помню). Сибирские же колонии для Московии/России лишены этого минуса, в придачу к этому колонизация Сибири открывает выход к богатым китайским землям, просто забитым чаем и фарфором, довольно дорогими ресурсами. А с китайскими землями Россия в состоянии воевать хоть со всей Европой одновременно.

Играл Россией с месяца два назад, на тот момент актуальной была такая механика: создание вассала из своей территории гарантировало, что он будет иметь религию материнского государства. Т.е. тактика следующая: захватывается в несколько войн государство, но админ. очки не тратятся на национализацию провинций, затем, когда государство уже не существует, создается вассал, имеющий уже нужное нам православие, после чего вассал сам начинает крестить свои провинции в нужную нам религию, так же мирная аннексия освобождает нас от траты административных очков на национализацию провинций. Так же можно продавать захваченные провинции вассалам, если они имеют прямую границу и общую религию либо культуру, иначе шанс продать будет крайне низок. Тогда вассалы выполнят национализацию провинции за свои административные очки.

Другая проблема в том, что необходимо учитывать штраф агрессивной экспансии. Обычно, этот штраф идет в отношения к державам, имеющим прямые границы с целью, у которой отбираются провинции. Потому захват Казани вряд ли сильно испортит отношения с Европой.

В начальной стадии игры за Московию, ее лучше союзники - Дания и Польша. Потому что прямой границы с этими странами нет, соответственно нет отрицательного модификатора border friction в отношениях, а прямые границы остаются с их подневольными государствами, которые сами по себе нам навредить не в состоянии. Данный союз позволяет обеспечить себе относительную безопасность на время захвата Новгорода и Казани.

Вот какая Россия по этой тактике получилась у меня к 1704-му году, после чего играть стало неинтересно и забил на партию. http://puu.sh/6h58M.png

Есть еще куча всяких тонкостей, но что-то я уже слишком много написал для одного комментария, да и самому находить подобные вещи гораздо интересней, чем читать о них. Желаю приятной игры.
1. Про захват — административных очков всё ассимилировать тупо не хватит (а, учитывая, что там будет куча чужих религий, это ещё и увеличит частоту бунтов). Куда выгоднее, да, идти на восток и спокойно заниматься колонизацией.
2. По идее, не слишком важны. Ну разве что могут приносить неплохой профит как порты.
3. Где-то через полвека (особенно если взять Наступательные идеи), у России будут довольно большие запасы рекрутов и лимит армии; можно будет собрать полков 80 и раскатать Казань в лаваш. А провинции — почему нет, лишними совсем не будут.
4. Сомневаюсь, что можно будет обучить веротерпимости, так что, да, скорее всего, придётся миссионерствовать и изредка гасить бунты. Религию самому менять нельзя, и, да, отношения с Европой могут заметно попортиться.
5. Если есть возможность делать вассалов — лучше делать их. а) не портятся отношения с другими странами; б) после аннексации провинции автоматически становятся национальными. Это важно.
Да, освобождать независимые державы очень выгодно — потому что они, как правило, невелики и очень хорошо относятся к державам-победителям войны, по итогам которой их освободили (медленно падающий бонус +100 к отношениям) — вследствие этих пунктов они легко становятся вассалами и аннексируются.
6. Не советую воевать (особенно в одиночку) с Османами — у них века до 17го будет довольно мощная армия. Потом уже можно будет объединяться с европейцами и вместе вырезать турецкии армии, да.
Ещё — судя по скрину, советников нет, а их лучше держать, хотя бы на +1. Очки лишними никогда не бывают.
Там дальше будут 2 события, от которых игра за Московию очень зависит.

Сначала будет Смутное время, которое роняет стабильность в -3 и дополнительно поднимает риск восстаний.

А потом Петровское Посольство, в ходе которого будет проще вестернизироваться.

А вообще, Россия очень сильно рулит на поздних стадиях игры, получая национальный бонус к технологиям - очень быстро догоняет и перегоняет всех по технологиям. Современная армия с мэнпавером раза в 2 больше, чем у любого оппонента - это зло.

За счет мэнпавера можно затерпеть практически любую войну и ее последствия. Я, например, разгромил технологически более развитую Швецию, и затем 20 лет держал ее в оккупации без аннексии. То дипломатических очков не было, то с соседями не хотел ссориться - в итоге по условиям мира аннексировал 3 провинции, но Шведы не смогли восстановиться после оккупации вплоть до конца игры, и их дербанили все - потому что военный уровень упал несказанно.
Советы следующие:

- землями прирастать только через вассалов, админку тратить на core в самых крайних случаях. Идеальный вариант - дождаться когда какая-нибудь большая страна постепенно сливает свои провинции, пока у нее не остается 2-3, тогда через войну вассализировать ее, затем через войны с теми, кто ее до этого ел, возвращать своему вассалу core. Потом аннексировать. Это самый выгодный с точки зрения затраты очков вариант. Также очень круто, например, взять у Литвы/Польши одну провинцию, сделать вассала Украину, потом вернуть ей все ее core, потом аннексировать. Также можно захваченные провинции продавать вассалам, чтобы они тратили свою админку на превращение в core (например, все белорусские регионы я скормил Полотску). Очень полезно освобождать небольшие нации в ходе войны с целью их вассализации дальнейшей (например, Финляндию надо выбить из Новгорода).

- не бояться превышать лимит дипломатических отношений, так что вассалов иметь надо хоть штук 5 + аллиансы, и вообще всячески отставать именно по дипломатии, потом за ее счет как раз на вестернизацию выходить.

- стараться не отставать по военным технологиям, есть весьма критичные разрывы.

- вестернизацию проводить после заключения мирного договора с принципиальными врагами и обзаведясь хорошими жирными союзниками.

Мои опыт за Россию тут - http://egor19.livejournal.com/62589.html .