Галковский Дмитрий Евгеньевич (galkovsky) wrote,
Галковский Дмитрий Евгеньевич
galkovsky

Categories:

49. РУКИ ПРОЧЬ ОТ ШЕСТИДЕСЯТНИКОВ!

По поводу рецензии Павла Басинского.

Как и в случае Нифонтова несколько замечаний-уточнений. Собственно, два (второе в отдельном посте):

По-поводу моего "антишестидесятничества".

Оно сильно преувеличено. Против шестидесятников я выступил в период "предпостперестройки" 1991-1993 года, во время их пира во время чумы. Исчерпали себя шестидесятники именно тогда, и именно потому что остались в совершенно новых условиях тем, кем были, причём с роковой возрастной усушкой-утруской. Поколение же шестидесятников - Великое, люди они, не в пример последующим последышам, - "с божьей искрой", иногда - с проблеском гениальности. Я в значительной степени не стал печататься дальше из-за этого. Из-за того, что враги шестидесятников увидели в Галковском только то, что хотели увидеть, и стали всячески раздувать. Я же начал с письма Шемякину (шестидесятнику) и Синявскому (тоже шестидесятнику) по поводу Высоцкого (шестидесятника). И эти письма, ироничные и не без яда, были написаны всё-таки дружески по просьбе шестидесятницы же Людмилы Абрамовой с целью вполне конструктивной.

Между прочим, Басинский сам опровергает себя, рефлексируя по-поводу шестидесятнической комедии "Добро пожаловать или "Посторонним вход воспрещён"". Даже эта легковесная лента, как он показал, имеет свой подтекст и внутреннней объём. Это и есть главный признак мастерства. Неужели не видно, что авторы смеялись там и над самими собой? Ещё как! Вспомните сцену "подпольного съезда" под лагерной трибуной. А шутили так люди помнящие лагеря ДРУГИЕ, в этих лагерях часто потерявшие родителей. И "Застава Ильича" и "Иду, шагаю по Москве". Ведь это фильмы талантливых озорных мальчишек, ничего не знающих, с кашей в голове. Но молодых, талантливых. И добрых. Вот в чём штука. Другое дело, что 19.08.1991 они антигосударственный переворот чеченских уголовников изобразили "демократической революцией", затоптали приехавшего в Россию Солженицына и подписали себе политический смертный приговор аплодисментами расстрелу Белого дома. Это "итог", о котором я их предупреждал. Но это нисколько не перечёркивает "шестидесятых годов шестидесятников". Более того, в свете последнего десятилетия шестидесятые всё больше превращаются в недосягаемый образец. Аксёнов и Трифонов на фоне Платонова и Булгакова выглядели бледновато. На фоне Сорокина и Пелевина это ЛЮДИ. Что касается меня, то я "вне игры". Я давно уже продвинулся в стадию космополитизма.
"Я шагаю по Москве".
Ошибка и у Вас, и у Басинского.
А что, инициатором "Энциклопедии Высоцкого" выступала тогда сама Людмила Абрамова?
К энциклопедии был причастен Дом-музей Высоцкого, но делала его самостоятельная творческая группа. Я, как член группы, а затем как руководитель с Домом-музеем общался через Абрамову. Она попросила написать письма Шемякину и Синявскому, чтобы активизировать их участие в проекте. Тексты писем я предварительно показал Абрамовой и опубликовал письмо к Шемякину в НГ с её "благословения". Сама творческая группа была создана Абрамовой. На меня Абрамова произвела самое положительное впечатление. Я на неё, кажется, тоже :-) Проект завалился не из-за идеологии, а по причинам финансово-организационным.

Ну да, она в Доме-музее была (и, наверное, осталась) кем-то вроде "худрука". А сын ее, Никита Высоцкий - кажется, директор. Или какой-нибудь "президент". :)
Дмитрий Евгеньевич, так куда мы катимся, если и Аксенов и Трифонов - ЛЮДИ по сравнению с Сорокиным и Пелевиным. Что нас ждет впереди, если потомкам мы оставим только последних товарищей, или же нам еще долго вариться в котле, подогреваемом шестидесятниками?

И вообще, на Ваш взгляд - что уже сейчас мы можем предложить будущим поколениям? Как наше время (90-е, нач. 2000) обозвать?
>И вообще, на Ваш взгляд - что уже сейчас мы
>можем предложить будущим поколениям? Как наше
>время (90-е, нач. 2000) обозвать?

Вот-вот. С этого перестройка и началась: кто мы такие и как нам наше время назвать. А 60-десятники не рефлексировали, а жили. Писали книги, снимали фильмы, ездили по всему миру, ухаживали за женщинами, били морды стукачам. Поэтому в историю и вошли. Вошли навечно. Потому что были не канцелярской фикцией, а живыми людьми. И людьми, надо признаться, симпатичными.
А по-моему вообще никаких шестидесятников и не было. Соглашусь с Вами - были озорные мальчишки, которым дали в распоряжение маленький уголок общей песочницы. Но в таком случае озорными мальчишками были и революционеры в 17-м, и "быки" 90-х, тоже, надо признаться, симпатичные люди. В чем-то. Наверное.
От многих людей, а теперь вот и от Басинского, слышу о Вашем, ну, что ли, пренебрежительном отношении к мужикам, к деревне... Сам тоже, конечно, замечал. Хотелось бы почитать ваши комментарии.
жаль, что этих "шестидисятников" хотя бы частично не поубивали. они наверное до 90х были в шоке, что их не поубивали, как пятидесятников, сороковников и тридцатников. А в 90е ОПОМНИЛИСЬ и решили, РАЗ НЕ УБИЛИ ЗНАЧИТ ВСЕ МОЖНО. Те, кто раньше опомнились (или догадались) назывались диссидентами и шибко потм уважались.
Задело меня кое-что, Дмитрий Евгеньевич. А именно - Ваше обозначение "путча" 1991 года как "бунта чеченских уголовников". Во-первых, почему чеченских? Из-за Хасбулатова? Во-вторых - почему "уголовников"?
Поймите, Дмитрий Евгеньевич: тут дело в том, что 19 августа я сам был у Белого дома. И 20-го тоже. Это у меня - ЛИЧНЫЕ воспоминания. Причем - именно как о чем-то большом и светлом, в чем довелось поучаствовать ЛИЧНО. "Посетить сей мир в его минуты роковые..." Понимаю, что подставляюсь с этим пафосом, но сказать так должен - потому что так чувствую.
И еще помню, что ночью на 21 - в самую страшную ночь - я струсил. Все штурма ждали. Это действительно было. Люди чувствовали, что их сейчас, возможно, будут УБИВАТЬ. И погода была, помню, наимерзейшая - нудный моросящий дождь, который шел с перерывами весь день и всю ночь.
И я свалил где-то ближе к часу ночи - пока метро еще работало. Ну его к черту - мерзнуть под дождем, не спать, да мама еще дома с ума сходит... А на самом деле - струсил элементарно... Так что все танки и БТРы там без меня горели.
Но я был у Белого дома утром 19-го, в самом начале. Часов в 10 пришел. Когда там еще только-только народ собираться начал. Буквально еще человек 150, может, 200 подошло. Женщины, мужчины, такие как я - студенты или выпускники недавние... Все возбужденные, ничего не понимающие. Тогда еще никакого забора возле БД не было. Подошли прямо к парадному входу, кучкуемся. А разговоры-то все - тоже возбужденные, с надрывом: "Да что же это такое?! Да этого ж нельзя допустить! (про ГКЧП) Да как ОНИ смеют!" И постепенно - "Надо сопротивляться! Это ж надо - танки ввели! Да мы..." И вдруг мысль - "НАДО БАРРИКАДЫ ДЕЛАТЬ!"
Для 1991 - ведь совершенно ДИКАЯ, НЕМЫСЛИМАЯ вещь! Какие баррикады в СССР, в центре Москвы?!
А погода уже стала ощутимо портиться. С утра тучки ходили, и тут раз - и дождик зарядил. Мелкий, но холодный и противный (он так еще два дня подряд будет периодически поливать). И все - буквально все - не сговариваясь, побежали под навес у самого центрального подъезда БД - прятаться от дождика.
Мне это тогда еще показалось странным - люди рассуждают, как они вот сейчас начнут от правительственных войск баррикады строить в центре Москвы - против танков! - а от дождика прячутся...
А потом - как и сегодня - мне это все представляется каким-то... милым, что ли? Ведь потом мы действительно вышли и начали строить баррикады.
И если кто говорит сегодня, что все это, дескать, была бутафория и все это понимали - так не верьте, Дмитрий Евгеньевич! Был реальный СТРАХ. В воздухе разлитый. Это говорю я - человек, который СТРУСИЛ-таки в самый решающий момент.
А люди его преодолели. Много людей.
Причем же здесь уголовники, Дмитрий Евгеньевич?
А атмосфера? Какая была атмосфера в Москве 22-го, КОГДА ВСЕ КОНЧИЛОСЬ? Я своим ощущениям верю, Дмитрий Евгеньевич. Это было ощущение всеобщего СЧАСТЬЯ. Люди на улицах друг другу улыбались. Такого не подделаешь. Именно - День Победы.
Майдан...