Галковский Дмитрий Евгеньевич (galkovsky) wrote,
Галковский Дмитрий Евгеньевич
galkovsky

58. КАК ЛЮДИ - 2 ИЛИ ШЕСТИУГОЛЬНЫЙ МИР

Посмотрел вторую часть "Властелина колец". Кто-то говорил, что вторая часть лучше первой. А по-моему ещё хуже. Действия ВООБЩЕ НИКАКОГО нет. Весь фильм распадается на два отдельных произведения: тягомотный кисель (3/4) и динамичный "Штурм крепости" (1/4). На киселе я, каюсь, даже ненароком вздремнул (сонливость из-за болезни). Штурм с точки зрения спецэффектов конечно шедевр. Ничего подобного до сих пор сделать не удавалось. Это первое изображение крупного сражения 1:1, показанное как развитое действие, единый спектакль с тысячами актёров. Хотя с точки зрения художественной выразительности, по-моему, допотопное "Ледовое побоище" лучше снято. (Это не упрёк "Властелину колец", а комплимент "Побоищу".) Не знаю в чём тут дело. Может быть в прекрасной музыке, коей в "Кольцах" вообще нет - полный провал. Может в том, что самый гениальный мультипликатор всегда проиграет в компановке сцены даже среднему оператору (а снимали "Побоище" люди не средние).

По второму фильму я отчётливей увидел ещё один дефект "Колец". Снято безобразно, актёры плохие и играют плохо. ВСЕ.

Компьютерная графика крупных планов (таковой в первой серии почти не было) несколько разочаровала. Но это как раз объяснимо. Технология только-только обкатывается, поэтому выглядит не совсем натурально. Всё-таки и Горлум, и оркские волки немного "проскальзывают". Бывают не совсем правильные ракурсы, мало кадров на единицу движения. Сейчас и это хлеб, но через пять лет будет выглядеть как отстой.

С другой стороны, стал яснее успех "Властелина колец". Тут "натурализован" весь паноптикум НММ, что миллионами фанатов воспринимается как лицезрение хунвейбинами живого Великого Кормчего. "Увидеть и умереть".

Это не только деградация, но и трансформация кинематографа, постепенное его сращивание с компьютером. Отсюда и странная для такого экстраклассного проекта статичность сюжета и персонажей. Жанр RPG диктует свои законы. Слов нет, игровое поле "Джагет Альянса" должно быть максимально реалистичным. И всё-таки достаточно унифицированным, чтобы сквозь него угадывалась необходимая для правильной игры шестиугольность.

Мир "Властелина колец" изначально шестиуголен. Действия персонажей зависят от бросков игровых кубиков. Толкиен это гениально угадал, САМ НЕ ПОНИМАЯ, ЧТО НАПИСАЛ (характерное свойство великих писателей).

Вторая часть хуже, потому что в первой всё-таки есть один художественно совершенный эпизод. Чёрные всадники, после надевания Фродо кольца, становятся БЕЛЫМИ. Он как бы попадает в мир зла, где зло выглядит белым и пушистым. Сильно и снято красиво. Этот эпизод и есть ключ к дальнейшей судьбе такого рода произведений. Сначала появятся "белая" и "чёрная" версии, как два типа кампаний в "Варкрафте", затем каждый эпизод станет многовариантным: "наденет кольцо или не наденет". Пока мир только шестиуголен. Фигуры на нём двигать нельзя и от провала спасает игровой опыт зрителей и их понимающее ожидание. Но завтра зритель превратится в пользователя, и "пользовать" он будет не трагедию или драму, а "квест". Как квест, кстати, "Властелин колец" и не растянут совсем. Скорее наоборот: что такое для квеста три часа - только выйти из города.
1
Oй, как странно было встретить свой бывший юзерпик :о)
Сейчас и это хлеб, но через пять лет будет выглядеть как отстой.

Это нормально, кино -- вообще скоропортящийся товар. Только единицы с течением времени приобретают дополнительное измерение, как например, дореволюционные кукольные мультфильмы Старевича, которые недавно вспомнились. Ни цвета, ни звука, плюс позади всех существущих кинотехнологий XX века, а смотреть занятно.

Вообще, удивительно, что вы ругаете "Пластилина". По-моему, образцовое кино, ничуть не хуже "Звёздных войн", т.е. некий параллельный мир, в который вытеснены переживания доброй половины человечества. С точки зрения кинотехнологий и количества вложенного профессионального труда -- это, скажем, Мерседес представительнского класса самого последнего выпуска.
За руль которого пять лет никто, несомненно, и не сядет.

Ну и.. "когда взрывается звездолёт -- это серьёзно". :)
>кино -- вообще скоропортящийся товар

Не думаю. Удачное кино - вино. Неудачное - сок. Сок - да, скисает. Вино, как минимум, превращается в исторический документ. Не знаю более сильного ДОКУМЕНТАЛЬНОГО фильма об эпохе 60-х годов чем "Блю-ап".

>удивительно, что вы ругаете "Пластилина". По-моему,
>образцовое кино, ничуть не хуже "Звёздных войн"

"Звёздные войны" - это верхушка хеопсовой пирамиды голливудской халтуры "про космос". Если посмотреть десяточек фильмов даже не из основания, а из серёдки, понятно, что "Звёздные войны" это вершина реализма, достижение максимума художественности и материального воплощения. Это, скажем, развитие "Следствие ведут "Знатоки"" в "Место встречи изменить нельзя" или "Щит и меч-рыбы" - в "17 мгновений".

"Властелин" это завершение пирамиды из параллельного мира - мира компьютерных игр. С точки зрения собственно кинематографа это явная (и большая) деградация.

Всё-таки у сверххита должен быть мерафизический смысл. Реальный. У "Матрицы" он есть. Есть у "Криминального чтива". Даже у "Звёздных войн" есть. А вот у "Властелина колец"... Именно потому что он подаётся в заботливой упаковке, как кетчуп к чипсам в "Макдонольде", его не хочется включать в контекст натюрморта. Так - затесался случайный тюбик.
Там такой молоденький Джимми Пэйдж в эпизоде... и в какого монстра он вырос? Вот так-то жизнь распоряжается...
согласен с вами. ;) но ходят слухи... что третья часть тоже ничего))
> Кто-то говорил, что вторая часть лучше первой.

Признаюсь, это был я. Но имел в виду как раз штурм крепости.
Третья часть в этом смысле еще лучше. Какие роскошные слоники! Навзгулы тоже хороши. Боюсь, правда, что визг навзгула можно оценить лишь в кинотеатре с хорошей аккустикой.
Это не слоники, а слонопотамы. Неужели не узнали?
Кажется я понял в чем Ваша проблема :).

Вот, цитирую Вас, статья "80 лет вместо":

>В русской истории нравоучительность есть. Но это из-за
>масштабов русской глупости: Всей деревней забрались на
>баобабову ветку и три дня пилят огромадной пилой. Уж из
>соседних деревень пришли на дураков смотреть: сидят,
>ждут конца очередной русской истории. Наконец ветка рушится,
>половина пилящих расшибается. Вывод уцелевшей половины:
>"Дерево неправильное". В этот русский спектакль, потешающий
>весь мир, Солженицын включён вполне органично. Как плачущий
>и ораторствующий у очередного баобаба пророк, которого в
>упор не слышат.

Так вот проблема в том, что Вас не устраивает почему-то роль "плачущего и ораторствующего пророка". Вы предпочитаете абстрагироваться от проблем несчастного населения деревни, отстраненно следя за их глупыми ошибками, или злонамеренными заблуждениями.

А между тем что смешного или неправильного в роли Кассандры? Невозможность быть услышанной, положительного результата? А по-моему это единственно возможная позиция человека понимающего ситуацию, а с другой стороны болеющего душой за дело.

В позиции стороннего наблюдателя много кажущихся преимуществ, только вот не перестанет ли "душа болеть"? Да вы много и часто с теплотой и болью писали о России погибшей в 1917-м году, но я уж грешным делом думаю иногда, не литературный ли это прием, чтобы добавить черной краски в образ "полудиких азиатских крестьян"?

К тому же такая позиция ни к чему не обязывает - страны такой, как Вы утверждаете нет. Неужели Вы в таких же красках писали бы о царском правительстве, будучи его современником ;)? Даже если, что скорее всего, Вы и были бы благополучным профессором Императорского Университета? Вряд ли :).

Наполеон говорил про себя - по природе я довольно добрый человек, но могу себя контролировать, и заставлять добрые струны своей души замолчать. Мне кажется сделать это совсем не сложно.

Не потому ли Вас так раздражает чудесный, добрый фильм, что заставляет прижать некоторые струны? Потому, что стать в позицию отстраненного наблюдателя в Толкиеновской ситуации не только трудно, но и практически невозможно. Можно только сочувствовать и сопереживать.

Ведь сравнить "Властелин Колец", со "Звездными Войнами" можно только со зла. По любому аспекту, а по качеству сюжета в квадрате.



С надеждой на опровержение... :).
Когда старый адмирал говорит о вещах ему близких - например о конфигурации артиллерийского парка во время первой мировой войны - то все его рассуждения подкрепляются фактами и слушать его интересно. Когда же он хвалит военно-патриотическую агитку о макаках-японцах, прокрученную в кинотеатре авианосца перед началом сражения в Коралловом море, то все его аргументы сводятся к декларациям "чудесный, добрый фильм", "можно только сочувствовать и сопереживать". Спорить с этим не имея серьёзного флота невозможно :-)
То есть Вы считаете, что английский народ, с КПД близким к 100% пашет на "оборонку", и даже старика филолога тащат под белы руки в Интелидженс Сервис, - думал отсиделся в окопах, в Первую Мировую!? Пиши паскуда агитку!

Или Толкиен не ведал, что творил, одурманный великобританской пропагандой?

А может он гений зла? 20 лет выращивал в пробирке бактерию, чтобы вражеским роботам микросхемы пожрала ;)?

Ну допустим. Но простите, припоминаю как Вы восхищались "Ледовым Побоищем". Разве это не агитка ;)? То есть в некоторых случаях Вы можете оценить мастерство исполнения, независимо от зловредной сущности.

Я просто не могу для себя цельной картины из Ваших впечатлений составить.

Вернемся к другой упомянутой Вами агитке. "Звездные войны" имею в виду. Там доходчиво, на уровне ученика начальных классов гарлемской средней школы объяснено как свободолюбивые политкоректные многонациональные, как Вы их там назвали, ах да Заахренвийские повстанцы порвали на тряпки, пользуясь Вашей терминологией, "арийское зверье" из темной тоталитарной Фурмастраденской Империи.

И _ЭТО_ лучше Властелина Колец? Ну я со скрипом мог бы еще понять, если бы Вы сказали, что это поделки одного плана, какая-то логика в этом была бы. Но чем же "ЗВ" то может быть лучше? Исторической привязки и там и там никакой нет, идеология в "ЗВ" примитивнее. А "КВ" это плод многолетнего труда профессионального филолога, открывший как никак целый новый жанр литературы, и т.д. и т.п.

Вот и остается несчастным читателям строить разные фантастические версии почему же Вы "ВК" не воспринимаете. А я что, я ничего. Адмирал хитрый, адмирал понимает! Марсианская разведка не велит, вот Вы и не воспринимаете :).
Видите ли, отличие художественного произведения от безжизненной поделки заключается в том, что все действия персонажей определённым образом замотивированы. Сюжет может быть самым фантастическим, но действия всегда должны быть реалистичны. Особенно у бихевиористов-американцев. Ведь Станиславский писал свой хауптверк для американцев и по заказу американцев. Всё "американское кино" даже физически придумано русскими. А Москва "ни слезам ни смеху не верит". Станиславский так и говорил: "НЕ ВЕРЮ"! Должен быть МОТИВ.

Возьмём "Терминатора". Мадам рвётся из психушки, врачи её не пускают. ПОЧЕМУ? Навели на бабу порчу или врач глупый? Ничего подобного. Мотивация железная. Мадам бесится, потому что обладает экстраординарной информацией и знает что жизнь человечества в опасности. Врач, не обладая подобной информацией видит то, что видит: у человека тяжёлая форма мании величия энд мании преследования. Чем больше мадам бьётся, тем больше врач убеждается в её болезни. Она это понимает, и решаает "исправиться". Врач её раскалывает. Идёт откат на исходные позиции с резонансным увеличением. Возникает клинч. Коллизия разрешается появлением "бога из машины", точнее, "бога в виде машины". Вот это РЕАЛИЗМ. События невероятные. Но сами мотивы подлинные. То есть САМА ПРИРОДА помогает художнику, он легко входит в тонкости. Там есть вторичная нюансировка. Например, проекция на феминизм 80-х с их унисексом. Для того, чтобы коллизия воспринималась личностно, важно, чтобы зритель занял позицию одной из сторон. Поэтому мадам подвергается сексуальным оскорблениям со стороны персонала. Там каждый штрих рассчитан. Любой нормальный человек "Терминатор-2" будет смотреть открыв рот. Глубокой подоплёки там нет, но это художественное, т.е. живое произведение. И актёры там обречены на хорошую игру - потому что есть что играть, во что "вживаться".

И вот люди с таким настроем снимают "Кольца". Сидит ШТАБ. Штаб ошибаться почти не может. На кону сотни миллионов долларов. Как снимут, так и заработают. Могут +400 млн., а могут и -100. В результате лепят рыхлую бессюжетную чушь и... выигрывают. Почему? Я попытался ответить на этот вопрос - это вообще не кино.

Что касается идеологии, то есть там и идеология. Но тоже не киношная, а, скорее, игровая. Т.е. если и киношная, то от "противного". Не "что вы этим хотите сказать", а что вы этим не хотите сказать.
Согласен, Станиславский разработал систему как надо ставить спектакли, снимать кино, играть роли. Пользуясь ей, даже средний режиссер или актер сможет хорошо делать свою работу.

Причем только здесь "Властелин Колец"? Как книга, так и фильм? Вот Вы в своем творчестве всем ли канонам литературы следуете ;)?

В начале XIX века, битые Наполеоном немецкие и австрийские генералы все время говорили: Посмотрите, как он воюет? Удалился на три дневных перехода от ближайшего магазина! Строит пехоту в колонну - стрелять может один из двадцати! Кто так использует кавалерию!? Это против всяческих правил!

Ну и что, что Толкиен, а следовательно и постановщики фильма пожертвовали какими-то второстепенными правилами. Если бы книга провалилась, тогда да, можно было бы сказать, - Толкиен элементрарных вещей не понимает. Но вместо этого ошеломляющий успех. Книгу ведь никто не раскручивал, она и написана то была в свободные часы, как сказка для детей и внуков. А покорила весь мир, причем в годы, когда средства коммуникации были далеко не теми, что сейчас.

То, что мотивация героев "Властелина Колец" строится на парадоксах не означает ее отсутствия. Фродо любит свою родину, и именно поэтому вынужден ее покинуть. Кольцо является сосредоточением силы, и именно поэтому его надо уничтожить.

Маленький человек, может совершать великие дела, если следует простым законам - любит родину, доверяет друзьям и так далее. То есть не надо быть умным, как Гендальф, могучим воином как Боромир или потомком короля, как Арагорн. Достаточно просто жить по совести. В этом и вся мотивация Фродо.

Что касается парадоксальности некоторых действий, то она отражение парадоксальности идеологии Толкиена, то есть Христианской идеологии. Христианство дает систему ценностей, согласно которой можно определить, как поступать в любой ситуации. Есть однако маленькая оговорочка. "Кто спасет свою душу, тот потеряет ее, а кто потеряет душу ради ближних, тот ее спасет".

Тут кто-то говорил, что Фродо продал душу дьяволу, провозгласив себя темным властелином. Это не так. Фродо ПОТЕРЯЛ свою душу в борьбе с кольцом. Но сделал он это конечно не из жажды власти, просто хотел радиоактивную заразу из родного Шира подальше вынести. Поэтому потеряв свою душу он ее тем самым спас! Попутно спася и все Средиземье.

Или другими словами любое отступление Фродо от его пути означало бы гибель Средиземья, но оно так же означало бы и гибель самого Фродо - его души. Какая уж там еще то мотивация?

Ах да, в фильме же у кольца был еще один владелец - Бильбо. Мы помним, что кольца боялись и мудрейший Гендальф, и эльфийская владычица Галадриэль. Девять куда менее "мощных" колец поработили девять могучих королей.

Единственный кто кольца не боялся - маленький недалекий Бильбо. В фильме, в отличие от книги, очень четко показан этот момент. Борьба Бильбо с собой, когда он расстается с кольцом, это и есть решающая битва за Средиземье! Грохот кольца об пол, это грохот рухнувших планов Темного Властелина. По-моему снято гениально :).

И проходит эта битва не на поле сражения, а в душе человека (пусть в данном случае хоббита). И чтобы победить в ней нужен не ум, не сила, а что-то другое.

Идеология очевидная, и отнюдь не специфически английская(американская).
>Вот Вы в своем творчестве всем
>ли канонам литературы следуете ;)?

Естественно! Другое дело, что литературная техника более расплывчата по сравнению с другими видами искусства. Ей нельзя обучить - или есть или нет. Но если есть, то только так, а не иначе.

>В начале XIX века, битые Наполеоном
>немецкие и австрийские генералы все
>время говорили: Посмотрите, как он воюет?
>...Это против всяческих правил!

Королевская Франция создала две вещи: артиллерию и государственный ресурс. Это было такой бонус, что более-менее успешно военные действия велись даже революционерами. Наполеон, как гениальный полководец, бонусы Франции умножил на себя и получилось то, что получилось. Без людских ресурсов Франции и без французской артиллерии он бы кувыркался на уровне Фридриха Великого и то навряд ли. Ибо допускал "вольности", которые ему сходили при французской форе. Кстати он так и погиб - проел фору.

А далее, о Толкиене, даже не знаю, что Вам ответить. Гм-гм. Как известно, о вкусах не спорят. Например, Ваша матушка смотрит сериал, и конечно там находит и "битву в душе человека", и "маленького человека, способного на большие дела", и даже "христианскую систему ценностей". И действительно, всё это в сериалах есть. Борьба добра со злом, любовь, страсти и т.п. Популярность? Удивительная. Я думаю, "Рабыню Изауру" у нас в стране посмотрело на порядок больше людей, чем "Властелина колец".

Я же говорю о другом - об уровне художественного произведения. Вот в начале первой серии показаны два клирика: один встал на сторону добра, а другой - на сторону зла. А ПОЧЕМУ один выбрал то, а другой это? Мне отвечают - ПО КОЧАНУ. Но ведь это не художественное произведение, а футбол. В игре действительно, какой мотив - только искуственные правила. Почему играют "Динамо" и "Спартак"? Игра такая, вот и играют. "Динамо" можно назвать "Святыми доброделами" ;-) "Спартак" - "Исчадиями ада", но никакой борьбы добра и зла в их игре не будет. Ибо это игра. Условность. "ПОНАРОШКУ". Нет сопереживания (катарсиса) - есть "боление" или "пари". И совсем не случайно Толкиен появился на родине футбола. Или что "толкиенутые" разделяются на команды и бегают друг за другом с деревянными мечами. Или что адмирал, будучи заядлым болельщиком, смотрел "Властелина" пять раз.

>Королевская Франция создала две вещи: артиллерию и государственный ресурс.

Добрый Дмитрий Евгеньевич незаметно подводит плачущего адмирала к витрине с солдатиками, пряча в руке шприц с успокоительным. :)
Вместо пустопорожней демагогии лучше бы провели рекогносцировку на предмет совместного просмотра третьей части "Властелина колец". Может быть в торговом центре у Курского вокзала? Там и пицца есть :-)
Посмотрите , 3я заведомо лучше второй ( дажен по спец-эффектам) и в чем -то даже 1й. А среди недостатков ВК Вы не упомянули главный- мало эротики.
Кстати о политкорректности... Толкиен в переписке ( опубликованной) говорит о том, что его гномов не совсем правильно воспринимают. Гномы -это жадные, немного скрытные, немного злые и не очень далекие- в общем похожи на евреев- заключает Толкиен
То-то я смотрю из Гимли викинга какого-то сделали ;).
>А среди недостатков ВК Вы не упомянули
>главный- мало эротики.

Ох, не говорите. Вообще позор - до сих пор ни одного приличного порнографического фильма с компьютерной анимацией. Полная бездуховность.
Мы полезных перспектив никогда не супротив...

Только вот некоторые мыслители сами саботируют проведение культурно-массовых мероприятий, удержанием социально значимых артефактов :).

А сроку остается до 22 числа февраля месяца.

"Вчера было рано, завтра будет поздно"

P.S. А на Курском звук нормальный? Потому что если звук как у нас в "Орбите" возникают справедливые опасения в целостности головного мозга.

P.P.S. А Вы не будете ехидно хмыкать в самых интересных местах?

P.P.P.S. Посмотрев и 3-ю часть, Вам уже из ЖЖ обратного хода не будет ;).
>Только вот некоторые мыслители сами
>саботируют проведение культурно-массовых
>мероприятий

Имеется уважительная причина - болел утиным гриппом.

>А на Курском звук нормальный?

Не был, но судя по тому, что кинотеатр новый и с сильно навороченным предбанником, должно быть долби и т.д.

>А Вы не будете ехидно хмыкать в самых интересных местах?

Я, батенька, философский факультет МГУ окончил. У нас в 1981 году историю КПСС слепой фронтовик читал, так у меня за весь семестр ни один мускул не дрогнул. А уж полторы пары Толкиена как-нибудь продержусь :-)