Галковский Дмитрий Евгеньевич (galkovsky) wrote,
Галковский Дмитрий Евгеньевич
galkovsky

Category:

59. ШЕСТЬ ТЕЗИСОВ О РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Решил высказаться по просьбе nadejda___ (см. ветку №55). Тема большая, а специалист по теме я маленький, поэтому позволю себе изложить лишь некоторые соображения, оставив за рамками конкретный ход мысли и аргументацию.

1. Вся возня с восстановлением патриаршества до революции была именно мелкой вознёй, имеющей в виду плоскую политическую цель: десакрализацию царской власти => ослабление русского государства => затруднение дальнейшей модернизации России => содействие установлению восточной деспотии. К сожалению, часть православных иерархов купилась на эти дешёвые покупки и фактически поддержала революцию. За что и поплатилась.

2. Распад русской церкви начался сразу после февральской революции и к октябрю зашёл очень далеко. Выборы патриарха были троекратно подтасованы, Тихон был кандидатурой весьма и весьма "февральской". В оправдание церкви можно сказать, что разложение шло с самого верха, от временного правительства (одна мразь Львов чего стоила), а века существования в православном государстве приучили церковь безропотно выполнять все правительственные решения. Впрочем, инерции "вы зарегестрируйтесь - а мы расстреляем" подчинялось всё русское население, расслабленное многосотлетним существованием в обстановке расового комфорта.

3. Не следует смешивать христианство и национализм. Христианство религия антинациональная, но государственная. Если государство национальное, христианство тоже может быть национальным или даже националистическим. Но вообще это "интернационал". И это надо всегда иметь в виду. Например совершенно ошибочно считается, что старообрядчество - это русская национальная (или даже подлинно национальная) церковь. На самом деле, если уж искать национальные корни, старообрядческая церковь была австрийской, постоянно использовалась австрийцами для шпионажа и антирусских инспираций. Старообрядческая верхушка была силой антинациональной, ненавидевшей русских и Россию, и всячески пакостничающей русскому государству. Не случайно старообрядцы горячо поддержали февраль и вошли в лице Гучкова во временное правительство. О таком милом факте, как служба старообрядцев в турецкой армии вообще умолчу.

4. Следует учесть, что религия и философия вещи принципиально враждебные, поэтому о "религиозной философии" можно говорить только в смысле аллегорическом. Человек, всерьёз считающий себя "религиозным философом" либо прекраснодушный богослов (а у богослова получается всё и всегда), либо литератор (вплоть до шарлатанства), либо ПРОВОКАТОР, использующий религию для политических целей. При всём том, разумеется, философ (как и учёный) может быть верующим. На Западе соотношение трёх типов "религиозной философии" где-то 33%-33%-33%. В России: 10%-20%-70%. Отсюда побуждение русских заниматься религиозной философией, подсовывание им религиозной философии выглядит как-то... В общем, ПЛОХО это выглядит. Так плохо, что, пожалуй, наиболее адекватная реакция на подобное предложение: "та воркуй, а я посмотрю", "почему ботинки армейские".

5. Церковь институт крайне почтенный и, я бы сказал, величественный. Но лишь до тех пор, пока церковь не начинает заниматься бизнесом или политикой. Поскольку и тем и другим она занимается всегда, постольку всегда подлежит беспощадному осмеянию. Именно как коммерческий и политический, а не сакральный институт. Как сакральный институт она должна оставаться в неприкосновенности - это утешение и надежда.

6. В расколе русского православия на карловацкую и сергиевскую церкви был смысл, и глубокий смысл, пока параллельно существовали Россия (пускай в виде руин и беглецов), и СССР. Русская эмиграция погибла в 40-х годах, русская культура - в 70-х, русские надежды - в 90-х. Поэтому дело даже не в надуманности расхождений, а в том, что и декларации о надуманности тоже надуманны. Да живите столетия по разным углам, объединяйтесь хоть завтра - НИЧЕГО НИКОМУ УЖЕ НЕ НУЖНО. Это, кстати, хорошо показал спектакль с захоронением останков царской семьи. Ну захоронили. И что дальше? Никто уж и не помнит. А сколько шуму было. И разоблачений. И решений. И помпы.
3
скучный Вы.
Съешь клавиатуру.
this is not your fault
Латинскую тоже.
теплее:)
Религиозная философия, конечно, абсурд. А церковная идеология? Зачем Церкви социальный смысл? Зачем ей быть исторически полезной и выглядеть величественно? Чтобы Дары пресуществлялись? Так они и без того пресуществляются.
Галковский, а чем плохи "прекраснодушные богословы"? Тем, что они не "философы"? Так тут вы несколько устарелой терминологией пользуетесь. Филосософией сейчас принято называть не академическую дисциплину, а сам процесс философствования.

Так и до неотомизма можно легко дойти. Вот Жак Маритен, авторитетнейший французский автор, считал например что правильная, настоящая философия была только у Аристотеля, Фомы Аквината и его школы, Жака Маритена, отца неотомизма. Все остальные были не философы а клоуны.
А может староверы просто более подлинные?
<А может староверы просто более подлинные?>
Может быть. Но если судить по делам, то подлинные уроды.
По каким делам? Отвержение мерзких никониянских обычаев и привычек?
Хорошая память?
отвержение и пр было лет 30-50 после раскола. А потом - просто Аум Синрике
Скорее отечественный кальвинизм.
Хозяин журнала знает больше меня. Попросите рассказать.
если не затруднит.
Ну вот например Гиппиус в дневнике пишет (за несколько месяцев до февральской революции):

"Умер в Москве старообрядческий епископ Михаил (т.н. Канадский)<...> На станции Сортировочной, под Москвой, он вышел и бесследно исчез. Лишь через несколько дней его подняли на улице, как "неизвестного" избитого, с переломанными рёбрами, в горячечном бреду от начавшегося заражения крови. В больнице, в светлую минуту, он назвал себя. Тогда приехал священник с Рогожского <...>
Михаил был примечательный человек. Русский еврей. Православный архимандрит. Казанский духовный профессор. Старообрядческий епископ. Прогрессивный журналист, судимый и гонимый. Интеллигент, ссылаемый и скрывающийся за границей. Аскет в Белоострове, отдающий всякому всякую копейку. Религиозный проповедник, пророк "нового" христианства среди рабочих, бурный, жертвенный, как дитя беспомощный, хилый, маленький, нервно-возбуждённый беспорядочно-быстрый в движениях, рассеянный, заросший чёрной круглой бородой, совершенно лысый. Он был вовсе не стар: года 42. Говорил он скоро-скоро, руки у него дрожали и всё что-то перебирали <...>
В 1908-1909 он бывал у нас уже иным, уже в кафтане старообрядческого епископа, уже после смелых и горячих обвинений православной Церкви. Его "Я обвиняю" многим памятно <...>
И как завершённо он кончил жизнь! Воистину "пострадал", скитаясь, полубезумный, когда "народ", его же "демократия" - ломовые извозчики - избили его, переломали четыре ребра и бросили на улице; в переполненной больнице для бедных, в коридоре, лежал и умирал этот "неизвестный". Не только "демократия" постаралась над ним: его даже не осмотрели, в 40-градусном жару верёвками прикрутили за руки к койке, - точно распяли действительно"

Ещё наверное и рацию разбили. Бился человек в горячечном бреду: "Передайте австрийскому императору, что русские со станции "Сортировочная" два эшелона гаубиц на румынский фронт отправили". А рации-то и нет. Да и ручки пианиста к кроватке привязаны. Ужасы царского режима!
У него, часом, фамилия не Рыбкин была?
Спасибо, Дмитрий Евгеньевич, что не остались равнодушны к вопросу. Пока Вы все-таки ушли от серьезного и глубокого анализа темы, и ответа на вопрос, действительно ли, расхождения «надуманны» - не дали. Мы так тоже говорим, но нам не верят. Поэтому народ ждет настоящей, удесятиренной духовной и творческой энергии и плодов серьезной научной экспедиции...
«НИЧЕГО НИКОМУ УЖЕ НЕ НУЖНО». Это у Вас, Дмитрий Евгеньевич, неоправданный пессимизм. Не хороните заживо. Хотелось возразить Вам на это еще тогда, когда Вы Россию с Бразилией, ламбадой и автором «Властелина колец» («впрочем, не читал»а) предлагали уравнять. Россия – это Святое и самое особое место на всей планете - это Дом Богородицы. Сотни, если не тысячи Ее икон мироточат сейчас на русской земле. Русская земля после всех этих политических, революционных издевательств над ней пропитана мученической кровью, пролитой за веру, за Христа, за то, чтобы оставаться русскими, а значит, православными (как говорил Достоевский, если русский не православный – он не русский). Означает все это то, что Россия – превратилась еще и в Престол Господень (в Христовой Церкви любой Престол обязательно покрыт Антиминсом, в который вшиты святые мощи мучеников). Да, мы на самом дне ада, как сказал Еп. Митрофан. Но Бог любит являть Свою силу именно в немощи, в горе. Помните у Розанова «кто не знал горя, не знает и религии». Мы сейчас умираем и болеем, «чтобы всем открылся Христос.Чтобы человек не остался без Христа». Просто нужно вновь обрести веру и дух. На всей планете нет больше такой земли, нет больше такого народа кроме русского, кто бы смог явить пример покаяния, возврата и соединения человека с Богом - а отошли все, все до единого – потому и жить на земле так трудно стало (я в этом смысле за славянофильство, несколько, конечно, подправленное – без политических амбиций и идей о рассовом или националистическом превосходстве). Насчет же того, как ничтожно наше положение - у евреев нам надо учиться, как Вавилонский плен переживать и как от Египетского фараона убегать – почему им-то все это удалось? – да потому что сохранили во всех политических унижениях единый дух и именно в Боге. Бога они потом оставили и распяли, но держаться крепко вместе друг за друга не разучились. А «мы грешнии, по единому кийждо свое дарование имуще, единения духа в союзе мира не имамы, бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще: сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам являются» (из Молитвы к Свт. Иоанну Златоусту).. Вера истинная, Православная у нас– как Гоголь сказал: вся полнота Истины у нас - а проходим мимо. Или как Вы писали в «Тупике», никак пока не можем «вместить свое разросшееся сознание под купол церкви». А купол-то необъятный, между прочим... НАСЧЕТ ТЕЗИСА 1: по крайней мере на мой дилетантский взгляд, Вы очень правы. Церковь тогда действительно чем-то ненастоящим занималась – она пропустила НАСТОЯЩЕЕ: прославить Прп. Серафима Саровского Царь-Страстотерпец Николай П настоял; церковные же деятели духовно не соответствовали моменту. Да и когда Царь предложил себя на место Патриарха – тоже ПРОМОЛЧАЛИ – видно, о земном мыслили, а не о Божием. Да и вот еще - Праведного Иоанна Кронштадского церковные иерархи тоже не жаловали, не признавали. НАСЧЕТ ТЕЗИСА 2 – в основном, все понятно. Но, во-первых, смущение: Святитель Патриарх Тихон прославлен Богом. Во-вторых, что значит «выборы подтасованы», если был жребий? НАСЧЕТ ТЕЗИСА 4: в основном, все не понятно. Разве, скажем, Розанов - не философ по складу мышления, и разве притом не религиозный, если его картина мироздания неотрывна от религии и Бога? И еще: богословие Владимира Николаевича Лосского - это отнюдь не прекраснодушие – это живое свидетельство о Православии как о полноте Истины...Вы извините за бедный и неадекватный язык – я все-таки читатель, а не писатель – мне извинительно. Постарайтесь за неправильным изложением не усматривать подвоха или провокации. Поверьте, просто и от души, что ищется Истина. Розанова, Лосского, о. Сергия Булгакова, о. Павла Флоренского нет с нами. Их бы спросить... Но есть Вы, и мы не знаем других, кроме Вас, кто серьезно осмысливал бы то, о чем эти люди писали – вот и спрашиваем Вас и именно от Вас, Дмитрий Евгеньевич, ждем серьезных исследований.
Да я, собственно, не по этой части. Т.е. не священник и не богослов. Некоторые соображения, как любой интеллигентный человек, имею, попытался их тезисно изложить. Кстати, Розанов всё-таки не был религиозным философом. Он был философом, писавшим на религиозные темы. Поэтому сборник его статей по этому вопросу и называется: "ОКОЛО церковных стен".

Дмитрий Евгеньевич, извините пожалуйста, я, наверное, что-то не то написала в предыдущем к Вам обращении. Не хотелось бы, чтобы Вы вот так на том и закончили эту тему: «Да я, собственно, не по этой части». Ну, выскажитесь, как Вы знаете, «как любой интеллигентный человек», пусть кратко и по пунктам: какие существуют исторические, политические и иные расхождения (преграды) между Русской Православной Церковью Заграницей и Русской Православной Церковью в России, и какие из них «надуманы», а какие по существу (если таковые есть). Дело в том, что здесь люди привыкли к мысли, что церкви в России после 17-го не стало – она превратилась вследствие «сергианства» в еретическую, безблагодатную церковь, в которой чуть ли не у каждого священника «под рясой скрывался КГБэшный погон» (один здешний священник совершенно убежден: какие монастыри в России? да там нет монахов, то есть совсем нет, и не может быть – там нет истинного, благодатного рукоположения) - а Зарубежная Церковь сохраняла себя в чистоте без порока: о каком объединении между столь несопоставимыми явлениями тут можно говорить? То есть существуют претензии к Церкви в России насчет «сергианства» - справедливы ли они, действительно ли с разрушением коммунистического режима все это не отошло в прошлое истории, а все еще актуально?
Как пример того, что вопрос важен: здесь, в Зарубежной Церкви, люди даже внутри семей, не говоря о приходах, ссорятся – одни «за», другие «против». Аргументы сильны и с той и с дугой стороны. «Сергианство» - что это было? Предательство Бога? Может, лучше, и надо было бы всем погибнуть, но не покориться власти безбожных и злых? Вот, например, от первых христиан не требовалось отречения от своего Бога, а просто бросить какую-то там вонючку в жертенный алтарь чужих божков, только и всего – а мученики без всяких сомнений выбирали смерть, и были прославлены Богом за то как приятная жертва Ему... А, может, «Сергианство» - оно-то и было в тех исторических условиях истинной Христовой любовью, в результате которой все же вера, Православие в России были сохранены – несмотря на 70 кровавых лет власти безбожных и злых, когда само Евангелие считалось опасной антисоветской литературой, за ввоз которой, скажем, из-за границы (не говоря об издании в самом СССР) люди могли быть сурово наказаны – и вот в результате «Сергианства» тем не менее, сохранились церкви как источники, где новые поколения могли хоть что-то узнать? Как в случае Св. Блгв. кн. Александром Невским, который считал, что настоящая любовь – это когда свою душу погубишь ради жизни других (ведь ездил он к бусурманам, вел с ними переговоры, унижался, договаривался, чтобы православных не трогали). И Св. Кн. Александра Господь тоже прославил как жертву благоприятну... Объединение наших Церквей стало бы исцелением глубокой раны на Теле Православной Церкви... Помогай Вам Бог, Дмитрий Евгеньевич!
Видите ли, церковь это дело так сказать семейное, личное. Чревное. Брак - церковное событие, саму Церковь постоянно описывают при помощи "свадебных" аллегорий. В этом есть глубокий смысл. Любой брак, кроме цветов и торжественной музыки, это пелёнки, детские сопли, борщ, стирка, ссоры и т.д. и т.п. Так к церкви и надо подходить. Каноны - ладно. А ПОСМОТРЕТЬ. Как "американские святые" 75 лет жили: марка автомобиля, в каком банке счёт, в какую ложу входили, когда и как сотрудничали с ЦРУ и ФБР, кто финансировал прессу и т.д. и т.п. И не с разоблачительной злобой, а любя. Это, кстати, и есть основа прочного брака: когда знают недостатки друг друга, прощают их друг другу и, в идеальном случае, даже находят в них что-то симпатичное: "я люблю, когда он курит"; "моя глупенькая девочка".
Дмитрий Евгеньевич, поздравляю с праздником Сретения Господня, одним из самых созвучных рускому сердцу и укрепляющих надежду праздником, когда можно поразмыслить об уповании и терпении, о конечном и исполенном «Ныне отпущаеши...»... Хочется поблагодарить Вас за то, что не обошли вниманием наши вопросы. Вместе с тем, есть несколько замечаний. Первое, это то, что не очень-то Вы церемонитесь с Вашим читателем. Ну, вот например из Ваших комментариев о Карташеве: казалось бы - разговор идет об отдельно взятой исторически-конкретной личности – и вдруг: р-раз! – Вы отвешиваете обобщенному русскому человеку проходную затрещину в виде «повсеместного дурака» - почему? за что? Да, ладно. Хозяин-барин. Зато, думаю, что как человек умный Вы не обидетесь и на ответную бесцеремонность Вашего читателя - на мое мнение о том, что разговора у нас не получилось. И не потому, что Вы не священник и не богослов – главная причина тут в том, что Вы, вероятнее всего,– человек невоцерковленный. А воцерковленные и невоцерковленные люди – это как два совершенно разных мира. Двое глухих, слепых и гугнивых – те и то лучше друг друга поймут. Тут многое. В церкви человек научен (богослужебными текстами, житием святых) простой истине: жизнь, судьба человека, любой ее поворот имеют религиозную цель. Над этим невоцерковленный человек только посмеется. То, что для первого – промысел Божий в его судьбе, для второго – слепое совпадение, случай, что-нибудь материалистически объяснимое. Или еще пример. Воцерковленный человек всю жизнь учится страху Божию не называть никого «ракА» (пустой человек), поскольку Сам Христос сказал, что осудимся мы за это на Его Верховном судилище, не говоря уж о слове «безумный», за которое – геенна огненная (Мтф. 5, 22). А от людей, не знающих и не следующих Христову предостережению, ближние получают сплошь и рядом такие себе имена, что хоть всех святых вон выноси! Примеров из того же ЖЖ черпать-не перечерпать, на фоне которых Ваше «русский дурак повсеместен» - это просто, можно сказать, именины сердца. Воцерковленный человек ежедневно со страхом Божиим просит: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданиям Твоим». Невоцерковленный человек – имеет ли он страх Божий не быть оправданным? Да, он в таких категориях и не мыслит. Невоцерковленному человеку никогда не вникнуть в то, что БЫВАЮТ ТАКИЕ ГРЕХИ, ЗА КОТОРЫЕ ПРОИСХОДИТ ОТЪЯТИЕ БОЖИЕЙ БЛАГОДАТИ, и получить или не получить оправдание от такого греха – это вопрос бесконечной жизни или бесконечной смерти – это вопрос СПАСЕНИЯ. Если, скажем, «cергианство» является таким грехом – то Церковь в России должна пройти покаянный путь Св. Апостола Петра. Когда Святой Дух оставляет – то начинается самый настоящий ад - пока не простит тебя Бог: за «трижды отрекся от Него» - трижды должен опять исповедать Его и трижды получить за отречение прощение. Как невоцерковленный человек Вы просто не поняли, что меня и моих друзей волнует, были ли у нашей Церкви грехи именно такого порядка. От этого непонимания и получилось, что все время говорилось не о том, «хотя с виду и казалось, что о том».... И тем не менее, в нашем знакомстве, безусловно, был промысел Божий. По крайней мере, каждый увидел: есть кто-то другой, которого тоже любит и ждет заключить в Свои объятия раскинувший Свои руки на Кресте Господь. Да, вымолит всех нас Царица Небесная и спасет Христос Бог наш. Всего Вам доброго.
К сожалению, Вы, как аниним, не имеете права делать мне замечания личного характера. Увы, анонимность даёт много преимуществ, но за всё надо платить. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Я же, как лицо персонифицированное, весьма узок в спектре своих высказываний - то нельзя, это будет противоречием, то осложнит отношения - но зато имею полное право личностной оценки.

Моё мнение:
1. Вы человек невоспитанный, ибо не представились перед началом разговора явно небезличного.
2. Вы человек неверующий, ибо вера, в этом её удивительное свойство, даже некультурных людей предохраняет от нравственных ошибок.

Всего Вам доброго.
Дорогой Дмитрий Евгеньевич, простите ради Христа и ради наступающего Прощеного Воскресения, если чем Вас обидела лично. Ну, это совсем плохо – получилось, что совсем разругались.
1. Свое имя я Вам назвала сразу, фамилия у меня мужа, и Вам она ничего не скажет. Я зарегистрировалась и легко можно увидеть мою краткую биографию (кстати, в ней я указала, что я воцерковленный человек), и в названии своих ЖЖ-посланий я оставила свое имя. Попробовала вначале, как могла, личностно представиться Вам (посмотрите первое мое к Вам обращение), напомнила о встрече 11 лет назад (переслала Вам копию Вашего автографа) – но Вы меня не вспомнили, что и следовало было ожидать. Представляться более подробно не хочу, поскольку считаю неэтичным навязываться в личное знакомство известному человеку - Вы же “Public person”. Это Ваше неудобное отличие не только от любого читателя, но даже и многих писателей и журналистов – Вас знают все или почти все, а мы (даже с биографией) для Вас – незнакомые, чужие люди, анонимы. Но Вы же писали в начале образования своего ЖЖ, что Вам интересна обратная связь с читателем (может, я поняла Вас неправильно). Не предполагается же при этом, что сотни тысяч Ваших читателей должны Вам рассказывать свою биографию. И обратилась я к Вам именно как просто читатель, который хотел знать Ваше мнение по животрепещущему, БЕЗЛИЧНОСТНОМУ вопросу. Когда Вы написали в своем ответе о марках автомобилей, счетах в банках и т.п., стало понятно, что Вы или не хотите серьезно исследовать вопрос, или просто продолжаете не понимать, о чем я Вас спрашивала три раза подряд. Что Вы решили пошутить, я просто не допускаю. Что Вы не понимаете, потому что глупы – это нонсенс – Вас Бог одарил очень щедро и умом и талантом. Единственное объяснение полного смешения понятий и непонимания – это именно воцерковленность и невоцерковленность. Что Вы в этом увидели оскорбляющее Вас лично? Так сложилось у многих, и это понятно. Я, скажем, больше, чем пол-жизни была невоцерковленным человеком, и если бы моя семья не переехала в США – до сих пор таковой бы и оставалась. ВСЕ мои друзья в России, ВСЕ родные – до сих пор невоцерковленные люди. И это не значит, что я лучше, а они хуже. Наоборот, многие, как я вижу, идут ко спасению, а мне, воцерковленной, до них далеко. Но объективно это различие ставит еще одну преграду-стену непонимания между людьми. Симметрично можно сказать – что это не Вы не понимаете моего вопроса, а я, в силу своей воцерковленности, не понимаю Вашего ответа. Или Вы все-таки считаете, что ответили на заданный Вам вопрос: что же было «сергианство» - предательство Бога, отречение от Него или, наоборот, это была Христова любовь? А, может, вообще этот вопрос исследовать в России опасно для жизни? И лучше оставить разбирать все это следующим поколениям, как и предлагают некоторые святые отцы из Зарубежной Церкви?
2. Бог видит, что сделать по отношению к Вам что-то плохое, безнравственное я не хотела. К сожалению, и верующие, или те, кто таковыми себя считает, или кто пытается хоть как-то дотянуться до веры (как я, грешная, «Господи, верую, помоги моему неверию!»), могут совершать нравственные ошибки (в том числе, и по невоспитанности) – волей или неволей, осознанно или по неведению - и если Вы считаете, что я таковую по отношению к Вам лично совершила, извините еще раз.
Жалко только, что до истины мы так и не дошли... Храни Вас Бог, Царица Небесная и Ваш Ангел-Хранитель.
1. Если я "публичная персона", то

а) со мной легко общаться. Из-за публичности я доступен. Боярского видели живьём миллионы людей, тысячи брали автографы.

б) со мной трудно установить контакт вне сферы моей публичности. Т.е. лично со мной труднее познакомиться, чем с обычным человеком. Я "персона".

Зачем тогда Вы, не будучи представленной, начинаете от меня что-то требовать вне сферы моей публичности и, более того, в сфере глубоко личной? Я Вам честно сказал: я не священник и не богослов, но как Боярский могу изложить свою точку зрения, сугубо частную. А Вы стали настаивать, заставлять бедного Боярского давать медицинские советы и т.д. Оденьтесь и ВЫПУСТИТЕ МЕНЯ ОТСЮДА, Я ДОМОЙ ПОЙДУ.
Дорогой Дмитрий Евгеньевич, задержала с ответом, потому что в Первую Неделю Великого Поста старалась сосредоточиться на Каноне Андрея Кристкого и, каюсь, просто откровенно боялась открывать Ваш журнал - малодушно хотелось, чтобы все «по домам разошлись». Но сегодня день Святого Николая, Угодника Божия, мой день тоже – я служу, как могу, в церкви его имени, и он меня не оставит, вот увидите. Попробую еще раз попросить Вас.
«ВЫПУСТИТЕ МЕНЯ ОТСЮДА, Я ДОМОЙ ПОЙДУ». Дорогой наш Дмитрий Евгеньевич, не выпускаем пока, и сами будем делать вид, что не понимаем тонкого намека. Может, то что я дальше напишу - лично и нескромно, да простит меня Бог, но это все чистая правда жизни. Два года назад две американские леди, хотевшие отобрать себе в профит дом при нашей церкви, обвели вокруг пальца нашу малограмотную старосту и уже пристроились было сдавать наш церковный дом как их собственоость. Но с помощью Св. Николая – чудесно - вдруг все раскрылось. Мы пресекли это беззаконие, призвав на помощь Епископа, но однако, леди американские, которым Православный Епископ не указ, не сдались и начали бороться (по-земному, почти год жизни отняли). Поскольку на мне лежит крест быть во главе церковных дел нашего крошечного прихода (10 постоянных прихожан) – получалось, что меня, в первую очередь, и надо было убирать. Вот и задумали те две дамы публично меня уничтожить, и для этого сфабриковали судебное «дело» о том, что я якобы перешла границу «их собственности» - так к тому времени они уже называли наш церковный дом (замечу, что я член Церковного Совета, и проверяла регулярно, чтобы без нашего ведома кого-нибудь не вселили в тогда пустовавший дом, тем более, такая проверка была насущна во времена сей «осады»). Здесь, в Америке, с нарушением границ частной собствености строго – могут пристрелить, и ничего убийце не будет. Все это было очень неприятно, эти дамы имеют бизнес и в нашем маленьком городишке знают всех, даже судью. И полицию присылали для моего устрашения, когда я была совсем одна в нашей крошечной церковной школе – я да трое моих учеников – отрок да две отроковицы (одну и вовсе еще младенцем следует считать) – дети испугались, когда я после ухода полицейского, плакать начала – тоже мне «училка» (это я сама себя осуждаю – мои детки-ученики не такие)... Потом, когда мне пришел на дом вызов в суд - какое-то время нам на дом стала приходить в числе обычной джанк-мэйл и почта с призывами нанять адвоката «пока не поздно» (при этом листки эти иллюстрировались рисунками человека за решеткой), ну и список адвокатских контор. Может, это так всегда и бывает в США, когда человек попадает в компьютеры как судимый, не знаю, но мне было, мягко говоря, неуютно... А потом мне наш приходящий раз в месяц священник нашел бесплатного адвоката на пенсии – сына русских, эмигрировавших после революции – его-то сын за мое дело не взялся, хотя тоже адвокат, и дейстующий и очень процветающий, только по-русски почти совсем не говорит. А папа его очень даже хорошо говорит. И только что матом меня не поливал за бестолковость. На мое – если с нами Бог, кто против нас? Со мной Иисус Христос и Святой Николай – ничего мне не будет, они все врут, правда победит – на все это адвокат мой кричал на меня: «Какая правда?! Дело Симпсона видела? Против кого ты? Они же АМЕРИКАНЦЫ! Уже по одному этому факту они во всем правы! А ты – кто? Д...ая иностранка, проживающая в США. Заплатите им, как они требуют 1000 долларов, и делу конец!.. Да только за то, что тебя вызовет судья к «барьеру» и ты будешь обязана что-то отвечать в свое оправдание - ты на всю жизнь будешь во всех компьютерах засвечена как судимая! Ты понимаешь, что все твое будущее - под корень!»
Много кричал, но мы (я была не одна, а моя семья и все наши немногочисленные прихожане, всего 8 человек) - мы его заставили выучить все, что написали, и пошли на суд. Там он молодцом был, все исполнял, как просили. Конечно, всё мы выиграли, и сатана отошел посрамленный. После суда наш адвокат сказал: «А судья – молодец, тебя не вызвал...»
Так вот, дорогой Дмитрий Евгеньевич, я боялась открыть Вашу страницу больше, чем было мне неприятно тогда. Больно Вы, батюшко, ругаетесь, даже когда не гневаетесь, а уж, когда гневаетесь...: «Яко аще бо враг поносил ми, претерпел бых убо, и аще бы ненавидяй мя на мя велеречивал, укрыл бых ся от него. Ты же, человече...» А между тем, дерзаем мы от Вас «что-то требовать вне сферы (Вашей) публичности» потому, что как Вы и сами то хорошо знаете, что за талант Ваш огромный, данный Вам от Господа Бога, спросят с Вас. А еще потому, что Вы – не Боярский и могли бы помочь в том вопросе, с которым к Вам люди обратились. Тут не медицинские советы нужны – а анализ конкретного исторического документа, который Бог весть, сохранился ли. Его цитируют отрывками. Чаще всего пресловутое что-то типа «ваши радости – наши радости, ваши горести – наше горести» или еще как-то. Есть, наверно, и масса других исторических документов, разъясняющих позиции и связи или противостояния Православной Церкви и антихристова богоборческого государства. Если мы должны каяться перед Богом – надо каяться, но чтобы покаяться, надо точно знать о чем говоришь, а не придумывать. Или тем, кто требует покаяния, раз и навсегда уразуметь, что не в чем каяться Русской Православной Церкви, что не предавала она Бога и осталась верной Ему, и верно несла Крест страдания и мученичества в богоборческом государстве среди оплевания и битья. У нас на лекциях по философии, известный специалист по анти-религии, помнится, цитировал этот документ (может, и полностью читал, не помню – в другой жизни это было), и хотя довольно глумливо комментировал, все же, это был в какой-то мере анализ – какой-то фактический материал для размышления – увы, к сожалению, тогда мне совсем неинтересный..
И еще. Глубоко верю, что не всё, что Вы излагаете с точки зрения Вашей публичности или вернее, публичной «маски», выражает адекватно сферу Вашего личного. Вы же были способны в свои чуть больше 20 лет написать «830. Примечание к N 793» в «Бесконечном Тупике» – слова, которые помогли, скажем, моему личному укрепиться в мысли о правильности выбранного Пути.. и может быть, не только моему... Кстати, поэтому тоже обращаюсь именно к Вам, а не к Боярскому...
Помогай Вам Бог и храни Царица Небесная!
Одно маленькое уточнение насчёт тезиса первого. Промолчали потому что никто не предлагал говорить - пока. Прежний престол надо ведь было передать, а не бросить. Если бы Бог дал - случилось бы ещё одно счастье в русской истории. Не дал. И то, что не признавали - неправда. Иерархи - это же не партия. Вот была среди них партия, не слишком многочисленная - она не то чтобы не признавала - скорее, игнорировала. Не жаловала, да.
Слово ПРОМОЛЧАЛИ – не мое. Может быть, взятый источник не совсем, с научной точки зрения, безупречный, но у меня, к сожалению, другого нет. У Сергея Нилуса в его труде «На берегу Божией Реки» в пересказе знакомого Нилусу священного лица, который знал некоего иерарха, в свое время участвовавшего в событиях по поводу восстановления патриаршества, сказание выглядит так. Когда Царь Николай П сам поставил вопрос Синоду о восстановлении патриаршества в России, он спросил святых отцов: «...что если я сам его (кандидата в Патриархи) вам предложу?»... - Кто же он? – спросили мы Государя. «Кандидат этот, -ответил он, - Я! По соглашению с Императрицей я оставлю престол моему сыну... а сам принимаю монашество и священный сан, с ним вместе предлагая себя вам в патриархи. Угоден ли я вам, и что вы на это скажете?» Это было так неожиданно, так далеко от всех наших предположений, что мы не нашлись что ответить и... промолчали... И когда владыка нам это рассказывал, то было видно, что он действительно, готов был рвать на себе волосы, но было поздно и непоправимо: великий момент был непонят и навеки упущен – «Иерусалим не познал времени посещения своего»...
Не знаю, насколько эта история "реальна" - но правдива, конечно. Это тоже про Россию столетней давности, "случилось" это "на самом деле" или нет. Но то, что "великий момент был непонят и навеки упущен", вот это давление на "момент" - это несправедливо, по-моему. Вряд ли растерянность, "испуг" Синода могли разом всё решить. Это и для Царя не был "Иерусалим", и для священства. "Рабочий орган", как тут говорят.
Дмитрий Евгеньевич, а не могли бы вы охарактеризовать деятельность А.В.Карташева в 1917? Слышал разные мнения, но подробностей не знаю, посему :-(
Карташёв был масоном. В этом нет ничего страшного - для аристократа. Но Карташёв был типичным сиротой, "сыном полка", которого нашли и воспитали. Такие люди не способны к синтетическому мышлению. Аристократ может быть одновременно а) генералом, б) скрипачём, в) помещиком, г) христианским богословом, д) розенкрейцером, е) камергером, ж) дипломатом, з) кактусоводом и т.д. и т.п. Разумеется сильно он продвинется в одной или двух областях, но вполне серьёзно, на уровне дилетанта в музыкальном смысле (т.е. "бегло играть"), будет от "а" до "з", или хоть до "я". А сиротинушку как поставили на лыжню, так она по ней и покатится. Шаг влево, шаг вправо - провал. У Карташёва правая лыжня была перпендикулярна левой. В результате вся его деятельность - это деятельность русского дурака.

В защиту Карташёва можно сказать, что русский дурак, может быть из-за своей необычайной распространённости, существо не обязательно подлое. Дурак на Западе за неким социальным барьером встречается редко, но это почти всегда сволочь. Русский дурак повсеместен, но весьма часто добродушен. Однако уже потому что он находится за уровнем альпийских лугов, где наступает волшебная "сбываемость желаний", он может быть КРАЙНЕ вредоносен. Хотя, повторяю, "прости ему, Господи, ибо..."
Да, конечно, его деятельность в 1917 :-(.

Но вот будучи в эмиграции он написал "Очерки по истории русской церкви" --- одну из лучших книг по истории России (образумился в эмиграции?). Лично для меня книга Карташева дала ключ к пониманию русской истории, я читал её как роман, после её прочтения для меня, человека без систематического гуманитарного образования, стали доступны и понятны и труды Карамзина, и Соловьёва и проч.. Интересно, как сам он оценивал впоследствии свою деятельность на посту министра вероисповеданий...


Выборы патриарха были троекратно подтасованы

Приведите, пожалуйста, ход Вашей мысли. Вроде бы, общедоступные свидетельства не дают оснований к такому заключению.
Видите ли, выборы - институт очень древний и существует очень много воровских уловок для их подтасовок. Ведь и сами воры постоянно кого-то выбирают, за что-то голосуют. Вспомните "Место встречи изменить нельзя". Шарапов попадает в воровской малине не на аудиенцию к монарху, а на комсомольское собрание. Его на собрании разбирают, он оправдывается. Потом его участь решают ГОЛОСОВАНИЕМ.

Один из основных методов подтасовки - неоправданная жеребьёвка. Когда жребием выбирают право первого хода в шахматах - это понятно. А когда, например, президента? Очевидно это жульнический приём для выигрыша явно проигрышной кандидатуры. Случайно таких вещей не бывает. Тут затрагиваются интересы большого количества людей и самым прямым образом.

Так что, если услышите ни с того ни с сего - ЖЕРЕБЬЁВКА, сразу проверьте карманы и бегите с такого собрания от греха подальше.

Всего таких "признаков на лице" штук десять. Например ещё один бубон на губе - "кооптация". Этот приём особенно любила не РПЦ, а другая русская религиозная организация - РСДРП.
<Так что, если услышите ни с того ни с сего - ЖЕРЕБЬЁВКА, сразу проверьте карманы и бегите с такого собрания от греха подальше>

Дорогой Дмитрий Евгеньевич, просветите, а что ВСЕ Патриархи и Митрополиты Всея Руси не по жребию избирались? Сама по себе жеребьёвка – это как раз не «ни с того ни с сего» - это еще Первые Апостолы Христовой Церкви первый раз жребий бросили, когда сами не могли решить затруднительный вопрос выбора: «И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия, и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из этих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий этого служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. И бросили жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам» (Деян., 1, 23-26).


А наша Православная вера Апостольская, и как Апостолы решали проблемы и особенно в вопросах об Иерархии Церкви (ведь первыми Епископами Церкви именно Апостолы и были) – так и мы за ними благодатию Божией... Если вместе с восстановлением Патриаршества был восстановлен Жребий служения и Епископства Богу в Православной Церкви – что ж в этом плохого? – наоборот, хорошо. Можно и выбирать первоверховных, как Апостола Петра – когда все ясно, а можно и жребий бросать, когда не чувствуешь в себе силу действия воли Божией. Наличие факта Жеребьёвки, даже если она в Русской Православной Церкви раньше и не практиковалась - как косвенное доказательсво подтасовки здесь не проходит.
Уважаемый Дмитрий Евгеньевич, не знаю, выпловит ли эта информация на Ваш старый пост. Но спешу поделиться следующей тематической инфой.
На верху ходят слухи, что следующим президентом РФ будет Гун=яев (Кир). Люди божаться, бьют себя в грудь.