Галковский Дмитрий Евгеньевич (galkovsky) wrote,
Галковский Дмитрий Евгеньевич
galkovsky

75. СОВЕТСКИЙ ВОЛК.-2

В №69 почти 50 - пишите сюда.
1
Хотелось бы узнать, как вы смотрите на Аверинцева через призму своей теории о необходимости русскому образованному классу эвакуироваться в свою духовную метрополию – Европу. Завидная судьба русского интеллектуала – профессор в провинциальном западном университете. Нечего тут с азиатскими уродами возится, следует углубиться в собственное индивидуальное существование. Что, разумеется, наиболее достойно и комфортно можно осуществить лишь на Западе.
Вот Аверинцев некоторым образом и последовал вашей программе.
Конечно, я несколько утрирую. Но мне кажется, что суть дела предал без особых искажений.
Видите ли, для меня русский это и есть европеец, или, в крайнем случае "североамериканец". А советский - это метис, "латиноамериканец". Предположим, латиноамериканцы завоевали Северную Америку. Куда белому американцу податься? Очевидно уехать в Англию, Германию, Францию. А если неповезло латинам? Уезжать боливийцу или мексиканцу в Европу бессмысленно. Даже в Испании он никогда не приживётся, будет восприниматься даже хуже, чем просто иностранец. Житель Квебека за одно поколение превратится в стопроцентного француза, житель Новой Англии - в англичанина. И русские за два поколения полностью ассимилировались с западноевропейцами и стали французами или немцами. Стопроцентными.

Трагедия Аверинцева в том, что он, несмотря на декларируемую русскость, был человеком уже латиноамериканского склада. Не во всём, но во многом. Жизни на западе он не понимал, также, как её непонимал Солженицын, ещё один недорусский. При этом советскому миру и тот и другой были ещё чужды или, в известный момент, уже чужды. Отсюда одиночество и непонятость.

> Трагедия Аверинцева в том, что он, несмотря на декларируемую русскость, был человеком уже латиноамериканского склада. Не во всём, но во многом. Жизни на западе он не понимал, также, как её непонимал Солженицын, ещё один недорусский. При этом советскому миру и тот и другой были ещё чужды или, в известный момент, уже чужды. Отсюда одиночество и непонятость.

Мыслю это дело в иных категориях, но примерно так же (т.е. с непринципиальными для данной темы отличиями).

Однако тогда возникает вопрос, зачем же с людей спрашивать за то, что они не стали вождями европейства? Получается, что и хорошо, что не не стали.

И вот какой еще попутный вопрос. Аверинцев уехал на Запад лишь в 90-е. А почему не раньше? Ведь при желании мог бы давно отбыть в любезную Европу.

"Чингис-хан с телеграфом" - выражение А.Герцена, первоначально ни к кому персонально не относившееся.
"Чингис-хан с телеграфом" статья Льва Толстого, написанная им в 1909 году. Там есть фраза:

"В настоящее время русское правительство находится вполне в том положении, о котором с ужасом говорил Герцен. Оно теперь тот самый Чингис-хан с телеграфами."

Далее Лев Николаевич негодует на царя, почему тот ездит в поездах с охраной - террористам неудобно целиться.
Ну вот ещё. Герцен какой-то.

Здравствуйте господа

В последнее время занимает такой вопрос -
как выглядит свобода-по-русски.
Каким образом человек в России может положительно
осуществлять свободу.
Из литературы примеров нет - быть Печориным или Одиноковым
не хочется, Раскольниковым и Верой Павловной тем более.
Андрей Болконсий надоел уже очень давно, смотрел я на это небо-
ничего не понял.
Итак, возможна ли положительная свобода-по-русски.
Осуществить свободу по-русски - ЛЮБИТЬ и быть православным. :)
(В качестве примера я рекомендовал бы в первую очередь протопопа Аввакума.)
так вы за свободную любовь? вот уж не думал... хе-хе... :)
Я с ним не играю - я на нём горю. :)
Спасибо за ответ, Петр,
Аввакум действительно свободная личность,
но в экстремальных обстоятельствах.
Как быть свободным на войне, во время революций,
репрессий и т.п. мы знаем.

Но как быть просто свободным-по-русски не в условиях
борьбы? - ЛЮБИТЬ и быть православным. :) - слишком общий
ответ.
Где-то прочитал - единственная возможная цель жизни порядочного
человека - борьба с тиранией.
Можно вспомнить Чехова - выдавливать из себя раба.
Ну выдавил ... а дальше ЧТО ???

С уважением,
Владимир Алексеев

Владимир, ответа на вопрос "как быть просто свободным-по-русски не в условиях борьбы" - у меня нет: таких условий не знаю... Думаю, они невозможны в принципе: есть - жизнь, и есть - летаргия. Ценности не могут меняться от условий, в которых мы живём.

По поводу Чехова рекомендую замечательную статью Ильи Бражникова БЕС ПО КАПЛЕ (Апокалиптический либерализм Чехова):
http://www.zavtra.ru/cgi/veil/data/denlit/062/52.html

Спасибо за вопрос. :)