Галковский Дмитрий Евгеньевич (galkovsky) wrote,
Галковский Дмитрий Евгеньевич
galkovsky

Categories:

795. ВОЯЖ №2: ШВЕЙЦАРИЯ. (III. МОНТРЁ. ВОКРУГ И ОКОЛО НАБОКОВА)


В Монтрё наша гостиница была рядом с гостиницей Набокова – Монтрё-Паласом. Это два жёлтых здания справа в стиле модерн. Зеленый квадратик слева – небольшой скверик, где стоит памятник работы скульптора Рукавишникова, его дальнего родственника.

Палас стоит на самом берегу Женевского озера-моря, а наша гостиница - ещё ближе, почти в воде. На фото не получилась панорама. Если посмотреть чуть левее, то открывается вот такой вид:


Погода в Монтрё была фантастически тёплая и солнечная, где-то +13.



Завтрак в гостинице.



Монтрё считается джазовой столицей Европы, там проходят знаменитые фестивали. Первое что мы увидели в фойе гостиницы – маленького китайского мальчика, игравшего что-то академическое на рояле, в окружении сверстников. Видимо был какой-то конкурс.


Поэтому Набоков сидит в окружении памятников неграм-джазистам и выглядит всё это довольно комично. Или символично. Набоков от них брезгливо отворачивается.



Ло, оставь Владимира Владимировича в покое!

Набокова принято считать аристократом, это не совсем так. Его мать была из семьи старообрядцев, то есть брак родителей походил на брак английского лорда и дочки гонконгского/голкондского купца. В эмиграции ситуация была отполирована до блеска самим фактом эмиграции, а также блестящей женитьбой на невозможной «Слоним». Это уже человек в белой рубашке и галстуке поехал на слоне через тропический лес: жара, лианы, вопли мартышек, круги пота подмышками.

Тут можно вспомнить судьбу «евразийца» Блейка-Оруэлла, бывшего бирманского полицейского. Аристократическая поза, принятая Набоковым, неубедительна и даже мало понятна. Вообще-то аристократы никаких поз не принимают. До такой степени, что люди двумя-тремя классами ниже могут принять эту «социальную естественность» за хамство. Набоков всю жизнь прожил на герценовской фальшивой ноте обиженного фальшивого аристократа и это делает его личную биографию малоинтересной для литературоведческого анализа.



Колеблем треножник :)

Странным образом вроде бы фактурная, вроде бы парадоксальная, вроде бы где-то даже загадочная жизнь Набокова оказывается жизнью убежденного рантье и филистера. Не было в его личной жизни ни трагического одиночества, ни судьбы изгнанника, ни даже плохого или истеричного характера (не говоря уже об интересных патологиях). Жил человек в свое удовольствие, аккуратно потреблял мещанские радости и посмеивался. Все остальное – в книгах, действительно великих и осенённых таинственным хитросплетением смыслов.

В какой степени это была сознательная жизненная позиция? Думаю в гораздо большей, чем это можно себе представить. Дураком Владимир Владимирович конечно не был. «Прости господи глуповат» был Бунин.


Набоковская жизнь в Монтрё это итог карьеры процветающего буржуа. Опять же ловко вывернутая как продолжение судьбы изгнанника, будто бы из чувства нансеновского протеста решившего до конца дней жить в гостинице. В нескольких номерах люкса на всём готовом с прислугой и секретарями. На фешенебельном курорте. И так 17 лет.

Настоящим аристократом был вышеупомянутый Толстой. Уж этот никогда бы не стал писать политкорректную (для русского генетического изгоя) «Лолиту», а главное сказал бы западным послевоенным людям всё, что он о них думает. Мало бы не показалось. От его антишексипировских филиппик англичан до сих пор корчит до немоты. Показал бы Лев Николаевич и футбол, и бокс, и хоккей с шайбой. И энтомологию. Втрамбовал бы бредбериевских бабочек в грунт штучек так двести. Запомнили бы тульского лорда надолго.

Монтрё город вытянутый вдоль побережья в несколько ярусов. На верхнем ярусе прямо над гостиницей, где жил Набоков, находится кладбище, где он похоронен. Мы поднимались туда по серпантину, оказалось минут сорок. А обратно нашли вертикальный спуск по лестницам и мостикам и получилось минут 10.


Кладбище было залито солнцем, могилу мы нашли быстро, поклонились и положили свечку с венком – так там принято. Кладбище католическое, недавно рядом похоронили его единственного сына. Было бы интересно с Дмитрием поговорить, да знал, что не судьба.


С кладбища открывается вид на нижние ярусы города, озеро и горы на противоположенном берегу. Cтоящие рядом виллы выглядят как скриншоты из Lineage II.


Кстати, о виртуальной реальности. Эволюция нищенства дошла на бездуховном Западе до такой вот стадии. Завтра проснётся Наташа и вставит сюда видео, а пока ограничусь фото.


Вот так вот, ребята. Следующий город – Лозанна, но о нём в следующем посте.

P.S. А вот и видео:



Белые шутники распространяют сказку о мировом правительстве в Швейцарии (со списками!). Вот так всё и выглядит. Нашли. Тут вам и Носик, и Гельман, и Пригов с Ольшанским. Типаж.
"Втрамбовал бы бредбериевских бабочек в грунт штучек так двести."

Причем босиком, голыми ногами.
"аристократы никаких поз не принимают"
ага тряся вшами.

софья андревна писала в какой толстые жили антисанитарии.

хуже бомжей.
Расуждения об аристократичности Толстого и Набокова забавны, хотя и противоречат википедии. Ну чтож тем хуже для нее. Хотя с другой стороны ясно что у Вас сохранились иллюзии о русской аристократии.
Луркмор вообще не считает Толстова и Набокого за людей, отсюда мы можем сделать вывод. что Луркмор лучше Википедии
Педивикия, она же Рукипедия - колониальная энциклопедия, анально оккупированная умеренно тупыми грантоедами Госдепа.
Приятно посмотреть...

В Шийон не заходили?
Да, все большим и большим кретином Вы проявляетесь, к сожалению.
Покачиваясь в креслице: и это только начало!
Ждем с нетерпением. Аудиозаписей агуканья и первые подергивания наследника на видео.

Deleted comment

Вы ещё напишите, чтобы чел ещё и понял прочитанное :)
Все неудовлетворенные современные философы выеживаются по-разному. Удовлетворенные - одинаково,

Может, пора на гламурную периодику перейти? Смысл тот же, а фотографии и персоналии шикарнее.

citizen_md

January 22 2013, 16:36:50 UTC 6 years ago Edited:  January 22 2013, 16:37:03 UTC

Очередная "циля" из "массачуссетса" предсказуемо обиделась на невозможную «Слоним».

Реакция немного запоздалая - абсолютно тоже самое про "слоним" можно найти в БТ,
написанным ДУ аж в начале 80х.
Зато обосрал самого Набокова, получил удовольствие.
...а также блестящей женитьбой на невозможной «Слоним»

Угадал, поди. Кто ж мог знать тогда, в 1925-м...
Спасибо, было очень интересно прочитать. Как в старые добрые времена )
Совсем неожиданный взгляд на Лолиту, как на произведение ожидаемое от "русского изгоя".
"Как в старые добрые времена"

Ага :).
Спасибо. Очень интересно
вышеупомянут прости господи глуповат Бунин. бред Берии-евские бабочки, в общем, так же далеки от лоренцовской, как и брэдберевская, которая тоже довольно частный случай, и далековата от герценовско-декабристско-ленинских. но ход мыслей понятен, и уже давно.

Deleted comment

приняли позу? генетический изгой?
Васильев? Александр? Я вас узнал!
Нормальные это интересно какие?
Мартинсы и бомбер?
А кто это?
Специалист такой по моде
Какой из двух?
Один историк моды, зато другой читал БТ.
Тот который мода, коннчно

emdrone

January 22 2013, 05:36:40 UTC 6 years ago Edited:  January 22 2013, 05:41:53 UTC

ivanov_petrov вздыхает:

Сдаюсь и признаюсь
Набоков. Ада. "Последний" крупный роман. Автор собрал всё что хотел и написал вещь, как хотел...
На скольких же языках надо писать, чтобы было так скучно... [...]
http://ivanov-petrov.livejournal.com/755893.html

Я ответил:
    Меня не так давно постигло абсолютно такое же ощущение: до чего же скучно. Не поверил себе, решил, что это потому что по-английски, попробовал перечитать Аду в русском переводе. Осилить не смог.
    Поразился вдвойне, решил просмотреть другие поздние романы. Впечатление только подтвердилось.
    Тогда я стал копать биографию Н. Поскольку сильно увлекался им раньше, то материалов нашлось достаточно. И, если читать их ЦИНИЧНО, то жизнь Набокова оказывается практически противоположной легенде, каноническому набору интерпретаций и эмоциональных отношений к набору невнятно рассказанных событий его жизни.
    Набоков - не тот, за кого его принято считать. Сказка лжива. Я собрал на длиннейший пост в ЖЖ - и постеснялся писать.

    Лишь один раз оставил комментарий-конспект основных положений в chto_chitat, потом кажется стер.



Длинный и подробный пост на особом литературном наречии (которым ортодоксия предписывает высказываться о мэтре) я никогда наверно не напишу. Но, подумав, решил повторить тот лишенный деталей конспект-комментарий.

Читая это мнение, следует держать в голове, что я отношусь к языку Н. может быть даже с восхищением, он (мне как наверно очень многим) показал как (как плотно, как изобретательно, и т.е.) должно им пользоваться.

Речь ниже о набокове-человеке
http://emdrone.livejournal.com/191992.html
На Ельцена похож...
Вы относитесь к Набокову как к бездарному журналисту (т.е. жежисту), который вместо хотя бы полезного "обличения пороков" занялся ресторанной критикой. Но Набоков не бездарный, а гениальный, и не журналист, а писатель. Если вы что-то не понимаете у взрослых, это ваша проблема, а не взрослых. Примите как постулат, что взрослые умные, и если в их мире что-то непонятно, то не от их глупости, а от вашей недостаточной образованности.
Небольшая разница между мной, человеком с реальным естественнонаучным образованием, никак не гуманитарием, и вами в том, что я пишу ФАКТАМИ, которым наплевать на гениальность и игры "я круче, потому что я вот взрослый"

Факты замечательная вещь, их нельзя проигнорировать.

Вы же привыкли не более чем надувать щеки и шаманить на ровном месте. Если хотите поиграть в свою "взрослость", потрудитесь-ка пойти объяснить по пунктам, как вам опровергнуть набор ФАКТОВ в моей заметке.

Вроде подлости (Чернышевский - свои бумаги закрыты на 50 лет) или (победить боксера в шахматы) или (подлейшая русофобия) или (участие семьи в предательстве и госперевороте и, главное, политически мотивированная жизнь самого ВВ и его родственничков вроде резидента ЦРУ по писателям и культуре)

Сыграть в пошлую манипуляцию "психиатр" (когда манипулятор называет любые действия второй стороны, одновременно как будто возвышая себя и рисуя оппонента в виде "больного" или "ребенка") на мне, взрослом человеке с отличным образованием и высоким Ай-Кью, вам, Кряк, не удастся.
Зубов у вас нет.
>Вроде подлости (Чернышевский - свои бумаги закрыты на 50 лет)

Набоков пользовался перепиской и дневниками Чернышевского, официально (и помпезно) изданными, через 50 лет после его смерти. Следовательно, с т.з. "человека с реальным естественнонаучным образованием", подлец здесь вы. Но я вас таковым не считаю - образования не хватает.

>или (победить боксера в шахматы)

Это где это? Набоов придумывал шахматные этюды и публиковал в прессе - это высокий уровень владения предметом.

>или (подлейшая русофобия)

Набоков свое происхождение не скрывал, им гордился. О вкладе в сокровищницу русской культуры и не говорю.

>или (участие семьи в предательстве и госперевороте)

Сын за отца не ответчик - это даже ваш Сталин признавал - правда только на словах.

> и, главное, политически мотивированная жизнь самого ВВ и его родственничков вроде резидента ЦРУ по писателям и культуре)

Вы уж определитесь, что шьете - аполитизм или агента ЦРУ. А то и то и другое как-то мешает друг другу.
В том-то и дело! - вы не видели моего поста о Набокове по ссылке. Как доказывает ваш комментарий.

Его русофобия - один из примеров - на которые я там указываю - рассказ из Nabokov's Dozen. Агитка не просто 100% политическая и продиктованная ненавистью, но еще и написанная в годы Великой Отечественной.
Он вообще не считал русских пострадавшей стороной, вот в чем дело. Русские для него были частью немцев. Как следует из того рассказа
А вам какое дело до русофобии? Русские как-нибудь сами между собой разберутся.
страдает человек. ночей не спит
хорошо, что у нас за океаном, есть такой защитник.
не было никакой Великой Отечественной войны


была -- Вторая Мiровая , которую вели въ т.ч. на территорiяхъ по закону принадлѣжащихъ Россiйcкой Имперiи , на коихъ произходила гражданская война

Deleted comment

Да, Pnin лучший. А главное всё так узнаваемо, со времён Набокова американская академическая среда не сильно изменилась..
У меня нет ненависти - у меня просто появился - после может быть десятка лет обожествления - взгляд, очищенный от набоковских фасадов и я написал как оно есть на самом деле.

А уж что делать с этими фактами - вам самому решать

Deleted comment

да-да-да. Так "ненавидел коммунистов", что его папа предал страну и бегал с поддельным письмом об отречении в кармане. Расчищая путь тем самым коммунистам, которым Керенский намеренно отдал власть.

Ну а рассказ, придержав свою глупую лекцию - поверьте, я столько Набокова перечитал, когда вас еще на горшок сажали - все-таки найдите и ознакомьтесь.

Там единственной пострадавшей стороной Войны выведены жиды. Русские нарисованы как союзники нацистов.
Отчего-то (какая загадка, правда?) неотличимо от позиции сегодняшних холуёв Запада, орущих что "сталин и гитлер одно" чтобы уничтожить русских на этой Земле.
Ну а рассказ, придержав свою глупую лекцию - поверьте, я столько Набокова перечитал, когда вас еще на горшок сажали - все-таки найдите и ознакомьтесь.

Там единственной пострадавшей стороной Войны выведены жиды. Русские нарисованы как союзники нацистов.
Отчего-то (какая загадка, правда?) неотличимо от позиции сегодняшних холуёв Запада, орущих что "сталин и гитлер одно" чтобы уничтожить русских на этой Земле.


Вы имеете в виду "Conversation Piece, 1945"? Я там не усмотрел указываемых Вами смыслов. На первом слое там описание пронемецкой пронацистской пропаганды в Америке (а Америка - германская страна), а на втором слое - то, что за руских и сказать-то некому.

Впрочем, любой может почитать сам и вынести свое мнение:

Английский оригинал: http://www.electroniclibrary21.ru/literature/nabokov/14.shtml
Три русских перевода:
http://flibusta.net/b/214237/read
http://flibusta.net/b/205109/read
http://flibusta.net/b/38610/read
Прочитал. Заинтересовала тема двойника героя-рассказчика. И вот это место:
Worst of all, the whole affair assumed a dreamlike,
grotesque aspect when related in detail, whereas all I really
had to say was that a person from some unknown address in the
Middle West, a person whose name I did not even know, had been
talking sympathetically about the German people to a group of
silly old women in a private house. Indeed, judging by the
expression of that same sympathy continuously cropping up in
the writings of certain well-known columnists, the whole thing
might be perfectly legal, for all I knew.
- мне показалось, или автор здесь издевается над героем т.е. самим собой?

theut

January 24 2013, 23:55:30 UTC 6 years ago Edited:  January 24 2013, 23:55:42 UTC

Как и в остальных случаях "раздвоения".
У меня сложилось такое прочтение: Набоков пытается представить себе, что он мог бы быть другим - не либералом, юдофилом и германофобом, а крайне правым, юдофобом и германофилом, симпатизирующим нацистам. Он описывает, в каких кругах вращался бы он-другой, при этом он видит их глазами себя-реального и одновременно догадывается, что он-другой видел бы их иначе. Не без насмешки над собой-реальным он заключает что он-реальный написал бы на его-другого донос в ФБР, и в конце рассказа пытается угадвать, как он-другой отнесся бы к ему-реальному. Мне остался непонятным смысл эпизода со шляпой.

Впрочем, сцену написания доноса можно читать и по-другому - как издевательство не над собой, а над Америкой - поди пойми что-нибудь в их законах.
Набоков пытается представить себе, что он мог бы быть другим - не либералом, юдофилом и германофобом, а крайне правым, юдофобом и германофилом, симпатизирующим нацистам.

...или пытается исследовать эту дуальность на истинность.

Мне остался непонятным смысл эпизода со шляпой.

Параллельное квипрокво. Удвоение двойничества.

Впрочем, сцену написания доноса можно читать и по-другому - как издевательство не над собой, а над Америкой - поди пойми что-нибудь в их законах.

А это - рефлексия рефлексии. Выход из дуальности.
Тогда шляпа, найденная под старыми журналами, означает - где-то внутри Набокова был он-другой?
И это:
I hurried to a front window, opened
it, and, as Dr. Shoe emerged four stories below, tossed the hat
in his direction. It described a parabola and made a pancake
landing in the middle of the street. There it turned a
somersault, missed a puddle by a matter of inches, and lay
gaping, wrong side up.
- опять про отношение его-реального к нему-другому?
Увидел по ссылке у вас пост №133 - по версии Дмитрия Евгеньевича "реальный" Набоков был осознанно носимой всю жизнь маской, тогда издевательство над "реальным" понятно.

Deleted comment

Deleted comment

Увы, не знаю ничего про Набокова, никаких подробностей жизни.
Не читаю про жизнь авторов произведений вообще, так как не интересно мне.
А вот произведения читаю. Мало, но читаю.
Например, "Дар" прочитал.
Очень сильно написано!
Весьма.
Написано настоящим, большим поэтом!
Вся книга есть огромное множество стихотворений, причудливо соединённых вместе.

Думаю, что Набоков - это весьма "продвинутый" Лев Толстой-Достоевский 20 века.
Это следующая ступень, ступень выше Толстого-Достоевского!
Да, "Дар" пожалуй самое лучшее, потому что потом в его эволюции направленние на разрушение смыслов стало преобладать. Дойдя до полного вырождения в "Look Back at Harlequins"
Ах, всё происходящее сейчас в РФ настолько бессмысленно, смысл настолько разрушен - что Набоков делал совершенно то, что надо. Собственно смысл уже почти сто лет как разрушен на территории бывшей РИ.
Увы, это так.
Так за что тогда Вы корите Набокова, не он же устраивал февраль 1917 года!
Просто, чтобы понять Набокова нужно избавиться от всех ширм, стоящих между реальностью и декорацией.
А у Вас ширм ещё полным-полно имеется...
Oh. hell what bull
" Так за что тогда Вы корите Набокова, не он же устраивал февраль 1917 года!" -- папа его устраивал. Бегал с поддельными письмами в кармане, о якобы отречении то ли самого царя, то ли его брата.
А сынок предателя страны всю жизнь потом утверждал что он самый аполитичный человек в мире. Одновременно в годы Войны написав рассказ, где русским отказано даже в праве считаться пострадавшими от немецкого нападения. Он русских зачислил в сообщники фашистов, выведя единственной страдающей стороной евреев.

Такой вот был подонок
А Вы разве не аполитичный?
Что же Вы не стоите на Красной площади с плакатом "Долой колониальное правительство"?
Что же Вы не мотаете срок за политику?
Кто Вы вообще такой?

Deleted comment

Извините, я о другом.
Сам роман есть множество стихотворений, сам текст, а не стихотворения в тексте.
Сам текст необыкновенно поэтичен.

О чём роман, о чём сам текст?

Сильные, состоявшиеся вещи всегда говорят об одном:
ОБО ВСЁМ И НИ О ЧЁМ.
Это есть признак, точнее один из признаков сильного стихотворения.
Второй признак - это то, что сильное стихотворение нельзя пересказать прозой, не потеряв при этом ничего. Сам текст таков. что его нельзя разъять на части, переставить что-либо, дополнить или убавить, всё там весьма выверено - как в стихотворении.

Deleted comment

Томас Вулф в одном соем романе эпизоду, когда женщина возвращается в дом за забытой вещью посвятил 250 страниц. Это ж как мешает гладкости сюжета.
А "Улисс"? До чего же примитивный, да просто никакой, сюжетец-то
Вот то ли дело "Двенадцать стульев" или там "Жизнь и судьба" - это да, книги на века! Сюжет, то-сё.

Deleted comment

Трепещу! Обличили.
Правильно ли я понимаю, что пребывая в столь несказанном счастье (Джойса, Вулфа не читал и не собираюсь) свои суждения о литературе вы считаете истиной в последней инстанции?

Deleted comment

Не могли бы вы проиллюстрировать примером, назвав два-три гениальных литературных произведения, написанных современным русским языком, чтобы иметь представление о художественном вкусе, близком к идеальному.

Deleted comment

полагаю, что мѣрзкое азiатское идолопоклонство въ адресъ Чернышевскаго ДОЛЖНО было получить такой отвѣтъ

при всемъ моемъ неоднозначномъ отношенiи къ Набокову, "Даръ" должны прочитать всѣ учителя русской литературы
В первой половине футбольная лексика в русском языке ещё не сформировалась. Все корни футбольных терминов были английскими. Не у Набокова, а вообще. Отсюда все эти "кикнуть", "беки", "удар в гол".
Спасибо. Ждем следующих постов.
Настоящим аристократом был вышеупомянутый Толстой.

Толстого вроде не упоминали )

Спасибо за пост!

Вы не могли бы подробнее рассказать о Бунине?
Дмитрий Евгеньевич, а Вы не могли бы пояснить про "невозможную Слоним"?
На тогдашней фазе развития русские евреи были чем-то вроде чеченцев, с ними было лучше не связываться вообще. "Вы ищите прОблем, их есть у меня".
Это же Элвис практически досллвно!
If you looking for.trouble, you come to right place
Спасибо!
А на сегодняшней фазе развития евреи есть что?
Может, головная боль после разговора?
Вот поговорил с евреем и - голова заболела от него и говорения его?

khemool

January 23 2013, 04:02:06 UTC 6 years ago Edited:  January 23 2013, 04:02:47 UTC

Не исключено, что на сегодняшней стадии евреи уже совершенно ассимилированы русскими, и только превратно понятая гордость (наравне с традицией подключения к денежным потокам) не даёт еврейской части русских сей факт признать
А что значит "генетический изгой" в связи с "Лолитой"?
Что касается его судьбы, то ведь её швейцарское завершение было лишь итогом, действительно несколько сомнительным из-за слишком явной буржуазности, арранжируемой невозможной мадам. Но Берлин был полон одиночества, бедности, а подчас и трагизма. В бедности в Праге умерла мать. В 1936 г. он засыпал друзей отца письмами, прося помочь выбраться, найти работу - в этих письмах совершенное отчаяние. Попав в последний момент в Америку, он тоже отнюдь не почивал на лаврах (сиринские там были никому не интересны), а тянул университетскую лямку, вполне ординарно и скучно. И только попадание с "бедной девочкой" решило вопрос. Написал ли он её с расчётом, что она его станет кормить всю оставшуюся жизнь? В начале так бы не показалось. Но на самом деле, кто знает.
Лолита ето единственный мировой бестселлер русской послереволюционной литературы. Тема "Лолиты" - педофилия. Почему это произведение стало бестселлером? У Набокова вещей такого уровня штучек пять. Да и новеллист он прекрасный. Значит это стало русским бестселлером из-за довеска. Люди посмеялись и дали рекламку. А представьте, если бы в своё время сделали первоклассную голливудскую экранизацию "Камеры-обскуры"?

Генетический изгой, потому что русский после 1917 года должен быть евреем, то есть не европейцем. Иначе он будет "несчастным белым человеком", которому надо помогать и который на что-то там имеет моральное право. Слоним это хорошо, но сам проклятый Набоков был русским уродом. Да ещё с аристократическими претензиями.

Про "лямку в универститете" это вы хорошо. Мучился в эмиграции человек, а в СССР шахтёры на баянах играли.

Набоков полон одиночества и трагизма как великий писатель и мыслящий одиночка, но отнюдь не как член социума. Всю жизнь пил кофий со свежими булочками, попукивал и ловил бабочек. Сравните с Шаламовым.
"Довесок" это педофилия? Ну что там сравнивать с Шаламовым... Его довоенная эмигрантская жизнь была не лучше, чем у б-ва людей его круга, тоже эмигрантов. Зарабатывал он мало и нерегулярно, давал уроки, Слоним что-то переводила в конторе - это всё им описано и, скорее всего, так и было. В его опубликованных письмах к Ростовцеву просто униженные мольбы о помощи: замолвите словечко, дайте справку, что я писатель. И он писал так многим, вплоть до Бердяева! В Америку он попал практически фуксом, без какого-либо серьёзного долговременного контракта, и так продолжалось долго, пока наконец не дослужился до постоянного места. Конечно, и это можно считать за счастье, в сравнении даже кое с кем из оставшихся в Европе. А что было бы настоящим трагизмом для человека в его положении? Если бы Слоним с сыном арестовали немцы?
Извините, но он в эмиграции получил элитное образование. О дальнейшем можно не писать. Так можно сказать, что и Беккет "ютился". Набоков вёл жизнь среднего западного гуманитария того времени - это низ среднего класса 20-30 гг. в Европе. Мало денег, но нет заунывной работы в конторах и в общем прикольно. Особенно по молодости.
Это так. Поначалу всё шло неплохо, для той ситуации - до убийства отца, весьма сильного удара, кстати. Впрочем, не в этом даже суть. А почему Вы вообще упрекаете его в этой житейской обыденности? Разве непременно нужно, чтобы как с Достоевским, или чтоб дуэль? Жизнь как жизнь. А если б не было революции? Совсем был бы ужас счастья как нормы.
Почему упрекаю? Просто стремлюсь понять. То, что в центре Солнечной системы Солнце, а не Земля, это не упрёк Земле. Хотя, согласен, была и такая точка зрения.

Затюканный советский интеллигент сначала измыслил себе аристократа Набокова, а потом ходил вокруг него эпициклами всю жизнь: "загадки", "парадоксы", "перекосы", "аберрации". Дзынь-чпок-тру-ля-ля, докторская диссертация.
Это он, интеллигент, по советскому своему невежеству. Но и по контрасту с советской жизнью тоже - понять можно. Я только не могу понять, что такого Набоков мог сделать, чтобы не подпасть под Вашу аттестацию. Вступить во ВСЮР? Жениться не на Слоним, а на приличной русской девушке? Разоблачить идейных друзей своего отца и их патронов? Но согласен, что то, как он себя держал в эмиграции - некрасиво, неблагородно, неаристократично - не по-толстовски.
Брак на Слоним был браком по расчёту, иначе в его среде и не могло быть. По семейно-бытовым традициям. Конечно была и личная симпатия, и родство душ, что доказазывает последующая жизнь. Но человек очень подумал, и никакого "интеллигентского невежества" там не было.

По обстоятельствам темперамента и биографии он сначала вполне включился в эмигрантскую жизнь и был плоть от плоти оной. Но быстро (довольно быстро) смекнул что "здесь нечестно играют" и дальше от пузырящихся дураков аккуратно дистанцировался. Постепенно. При этом Слоним (и героический папа) служили ему индульгенцией от слишком непотребных нападок и провокаций со стороны кипящего болота монтаньянствующей жиронды "бывших людей" (и даже "бывших евреев").

Прав тут был Набоков, но ничего аристократического в таком поведении (как он силился доказать всю жизнь и доказать прежде всего самому себе) не было. По другому, но в подоплёке так же, ломало Солженицына, купившего себе имение и пытающегося, будучи сельским учителем, имитировать аристократа с конным спортом и изящной словесностью. Это такое "усложнение" в пику толстовскому "опрощению". Из графов - в сельские учителя, из учителей - в графы.
Может среди беллетристов не стоит искать аристократов? Не для них это занятие. Аристократы реализуются во власти, в войне, в управлении. В старой Англии пишущие аристократы прятались за ширмой "Шекспира". Потому как пьесы сочинять для их породы занятие низкое. Толстой спикировал из аристократии в интеллигенцию – родовую усадьбу проиграл в карты, ютился с семьей в домике для прислуги, писал романы, юродствовал в землепашестве, а затем в политике…
Пришла пора революции, междоусобицы, эмиграции и писатели (даже с происхождением) не стали вести себя как аристократы – они уже были в другом сословии.
Наоборот, для аристократа незазорно быть даже журналистом. Черчилль пописывал статейки с младых лет. Это кагбыбисты внушили за последние годы идею о мизерабельности пишущей братии. А письмо занятие благородное. Вот топтун на улице - это ниже официанта и гардеробщика, это да. Да и полицейский во всем мире получает погоны не офицерские, а картонные.
С Черчиллем один нюанс. В молодости он был военным корреспондентом. Служил пером и шпагой. В старости писал мемуары. Т.е. все очень благородно и, если можно так сказать, "нелитературно".

"Да и полицейский во всем мире получает погоны не офицерские, а картонные"

Однако, пули в грудь или нож в спину они получают вполне себе настоящие. Сыск не всегда и не у всех считался зазорным делом, а уж шпионаж тем более...

"Вот топтун на улице - это ниже официанта и гардеробщика"
Вполне возможно. Это обитатель морального дна, как и, например, бульварный репортер.
Полицейский это по сути сторож
В свою очередь писатель по сути соглядатай. У Бориса Пильняка один рассказ заканчивается так: "Лиса - бог хитрости и предательства; если дух лисы вселится в человека, род этого человека - проклят. Лиса - писательский бог!".
Вот Пильняка честные люди и убили. А хули книжки пишет!
Дело Пильняка в НКВД вел следователь Николай Шиваров. Это был человек не чуждый миру литературы - бывший болгарский журналист.
Так можно сказать, что дело пильняка вела обезьяна
А, писатели себя сами убили. Ловко!
Это да. Вот Сталин тоже писатель, да и поэт в молодости. Видимо из зависти к успеху, как Сальери, все и устроил.
Так там многие были "не чужды". Писатель это у нас кто? - Инженер человеческих душ. Вот и следователь НКВД - тоже инженер душ. О Юрии Владимировиче вон говорили - поэт! Даже стишки какие-то, якобы его, цитировали...
Почему же только у нас? Вот, например, Казанова великолепный писатель и в то же время фискал инквизиции, или Даниэль Дефо и Сомерсет Моэм - и писатели, и шпионы. Т.е. как и все люди подобного занятия подглядывали, подслушивали, доносили, общались с профессиональными убийцами, которых, возможно, и направляли. Жажда заносить свои фантазии на бумагу (папирус и т.д.) может посетить любую голову, даже голову бомжа и вора вроде Жана Жене. Нравственность (порядочность) здесь не причем. В то же время, на мой взгляд, писатель столь трепетно относится к своему генератору идей и сюжетов, что эгоцентризм выводит его из поля соблюдений всевозможных кодексов. Поэтому аристократизм и литераторство две вещи несовместные. Возможно, что понимание этого факта и заставляло Льва Толстого усиленно опрощаться.
Только вы зря ставите советских на одну доску с их хозяевами. Укажите среди совтаповцев хоть одного добротного писателя, чтоб не стыдно было? Разве что "не чужды" литературным интересам. А вот гр. Л.Н.Толстого, как и русских писателей в целом, упоминать на фоне всей этой шушеры неуместно - из другого мира люди.
"Добротный писатель" - не синоним порядочности. Ну, что вы все о советских да о советских... Я вообще не об этом говорил. Советские это так - частность. Толстой в последние 10-15 лет своей жизни был уже вполне "советским"...
Это он придуривался под сенью русского гос-ва - пока она была. Крайне интересно, чтобы он проорал в 17-м году, доживи он до него.
Наверно, что-то "максимгорьковское" между "приветствую" и "проклинаю"... Думаю, что ЧК его бы не тронула. Он же "глыба" и "зеркало". Дожил бы до 28-30-го и успокоился бы на щедром пайке.
Плеханов вот проорал из Финляндии. Это как-то его извиняет?
Конечно. Сам Пуришкевич написал ему эпитафию :)
Почему "якобы"? Такие стихи только генсек мог написать:

Да, все мы - смертны, хоть не по нутру
Мне эта истина, страшней которой нету.
Но в час положенный и я, как все, умру,
И память обо мне сотрёт седая Лета.
Мы бренны в этом мире под Луной:
Жизнь - только миг, небытие - навеки;
Крутится во Вселенной шар земной,
Живут и исчезают человеки,
Но сущее, рождённое во мгле,
Неистребимо на пути к рассвету,
Иные поколенья на Земле
Несут всё дальше жизни эстафету.

Оцените красоту рифмы "нутру-умру", слово "человеки"; а также "седую Лету".
Да, класс повыше, чем у Леонида Ильича, но кто поручится, что это не какой-нибудь "Аграновский"?
Троцкиста не жалко :-)
Это у Набокова так один рассказ называется.
Порядочный шпион это непрофессионализм.
Бедный Толстой ютился на двух этажах, хорошо, однако , жила его прислуга.

Deleted comment

Сравните с Шаламовым(с)
Именно так, и как промежуточнй результат- Платонова.
А тим у них один и тот же.
>Значит это стало русским бестселлером из-за довеска.

Не стоит ли здесь убрать слово "русским"? Или Вы считаете, что со "своим" автором книжные дельцы поступили бы иначе и раскрутили бы то, что поскучнее? Чего ради? Остренькое ведь всегда интереснее публике. Не для морального воспитания читающих масс же.
В Ялте напротив точно такой же гостиницы с развеселыми полотняными маркизами стоит невозможно безобразная скульптура Дамы с собачкой. А чуть дальше, за спиной зрителя - думаю, тот самый мол, где она когда-то потеряла свой лорнет.
Так ялтинская скульптура сделана в достаточно "традиционном" духе. Такую вполне могли поставить и с советское время. "Постмодерн" туда пока ещё не проник. А гостиница, если я правильно помню, там в каком-то "мавританском" стиле сделана.
Да, точно, скульптура стоит перед "мавританской" виллой "София"
А та, о которой я говорю (вилла "Елена"), располагается чуть дальше
Фотографии напоминают французский Анси с его озером...
Спасибо за интересный пост :)
Зацепила мысль про аристократов и позы - как точно!
Врядли это связано, но мне всегда казалось, что с возрастом люди становятся более естественными.

flammar

January 22 2013, 09:20:01 UTC 6 years ago Edited:  January 22 2013, 09:20:10 UTC

А пиарасты с возрастом становятся более пиаристыми, наверное, - это для них и есть естественность...
Осмелюсь все-таки оспорить мнение Дмитрия Евгеньевича об отсутствии "интересных патологий" у Набокова.
Хоть триджды гений не написал бы "Лолиты", не понимая и не чувствуя сути.
"Лолита" не про педофилию, а про навсегда ушедшую молодость и упущенные возможности.
Набоков просто занял свободную нишу. Творчество то же изобретательство. Если придумал что-то новое, надо патентовать.
"Тату" ver.0.0.1...
Ну да, Толстой бал Наташи Ростовой в пеньюаре писал.
Еще на эту тему: по Голосу Америки слушал весьма убедительную передачу о том, что Достоевский ничего убедительного о любви мужчины и женщины не написал, но много весьма вдохновенного о мужской дружбе, братстве и т.д.
Оговорюсь: я космополит, либерал и проч.
А можно как-нибудь при случае развернуть про аристократию, "социальную естественность", ну и Толстого за одно?
Это у вас такой медовый месяц? Круто, круто! ;-) Bon voyage!
"От его антишексипировских филиппик англичан до сих пор корчит ..."

"Движемся-то мы движемся, но куда? К этическому идеалу. Человечество становится человечным. Что дали ваши империи? Не новое ли варварство? Но человечество его преодолеет. Интеллект - гуманность - Толстой - духовность - крылья."
Г. К. Честертон
Оруэлла корчило. Он же о Замятине: "Я не читал других его книг, но знаю от Глеба Струве, что он прожил несколько лет в Англии и создал острые сатиры на английскую жизнь. Роман «Мы» явно свидетельствует, что автор определенно тяготел к примитивизму."
Орвелловский "1984", по мнению некоторых, есть пародия на английскую жизнь времён королевы Виктории. Так что, получается, все "тоталитарные антиутопии" оказываются при ближайшем рассмотрении "острыми сатирами на английскую жизнь".
А честертон-то походу страшный человек был, куда там прямодушному Оруэллу с его "Толстой не знает английского, поэтому Шекспира не оценил":
брата убило на первой мировой, так наш христианский неоклассик стал жить с улыбкой. Так и прожил, смеяся. Кафка еще дивился на зверушку.
Кафка был шизофреником, им по штату положено всех бояться и на всех дивиться.
"Как в старые добрые времена", да. Спасибо, будем ждать еще. И - если можно - про Юнга, о котором вы почти ничего не писали.Введь места там почтенные, психоаналитические! %)
Спасибо. Ждём продолжения

flammar

January 22 2013, 09:24:38 UTC 6 years ago Edited:  January 22 2013, 15:01:50 UTC

Насчёт Набокова, Лоли и негров - вспоминаю книгу "Палач" моего любимого писателя Лимонова: там был рассказ как он жил в low-end отеле, где кроме него были одни негры, и там в одной из соседних комнат жила негросемейка, в которой папа периодически выгонял всех из комнаты и трахал там свою тринадцатилетнюю дочь ( http://lib.ru/PROZA/LIMONOV/mussolini.txt )... Думаю, с местом памятнику "угадали" чётко...
Памятник Набокову раньше стоял в Монтре-Паласе, в холле - у меня даже где-то есть фото (поскромнее). Жила в этом отеле в люксе, встречала Новый 2000 год. Вообще Монте хорош не сам по себе, а как декорация к личному счастью.
Может всё-таки Блэр-Оруэлл?
Good job. Избавили меня от необходимости поправлять мэтра.
"Блейр", наверное.
Судьба у Дмитрия была интересной.
Дмитрий Евгеньевич, "Анну Каренину" английскую не смотрели еще?
Аристократы, как это не странно. тоже люди, что русские, что английские. У них разные характеры бывают, попадаются и темпераментные, как Толстой. Не вижу поводов издеваться. Черчиль тоже экстравагантностью отличался.
Дмитрий Евгеньевич, а Бунина за что? :) Понятно, что частная его жизнь была немного абсурдна, но всё же.
Бунин физически не умный человек. У поэтов это сплошь и рядом, у писателей гораздо реже, но встречается. Не то чтобы Бунин дебил, но бросается в глаза контраст между уровнём творчества и уровнем бытового мышления.
Так он недаром хотел считаться в первую очередь поэтом.
Думаю, что стихотворения Бунина есть проза, а вот его проза есть стихотворения!

Так что Бунин - поэт, выразившийся целиком в сворей прозе.

Он и писатель очень сильный, особенно как автор малой прозы. "Окаянные дни", я думаю, точнее и убедительнее в передаче атмосферы эпохи, чем многие другие мемуары периода гражданской войны. Уровень бытового мышления Бунина, если судить по его переписке, адекватен и времени, и характеру - немного мещанский, но без фанаберии.
Ну как вам сказать. Бунин не кончил гимназии, в молодости валандался с толстовцами (не Толстым, а евреями-неофитами, типа Вассермана, с которыми и говорить-то зазорно: "халва", "уаиллях акбар"). Когда он получил нобелевскую премию, у него её украли самым глупейшим образом. А метких сравнений, художественных образов, точного изображения всякого рода жизненных ситуаций у него много, кто же спорит. Это кстати свойство настоящего художника-профессионала - его произведения умнее и глубже, чем он сам. Но не в такой же степени, черт возьми.
Бунин это Макаревич, которому не так повезло со Временем.
Если бы Бунин не валандался бы с евреями, то он бы никогда не стал бы Буниным - не дали бы.
А так - дали!
Бунин - это такой Солженицын, которого выбирали, и выбрали по той же причине, что и Солженицына - вести себя будет так, как надо себя вести.
Только есть разница: Бунин - это русская литература, а Солженицын - советская.
Нет, по молодости валандался от глупости, да и не особо они значили тогда.
Я именно так понял написанное в "Бесконечном тупике" про Бунина.

Очень логичная лестница вниз: Толстой - Бунин - Горький - Солженицын, а потом - рраз и ступенька вверх - Галковский.
Соответственно и мытарства разные, а также накал и размер мытарств, здесть от противного, чем больше соглашательства - тем мытарств меньше, чем больше противоречий навязываемому курсу азиатчины - тем мытарств больше.
Солженицын здесь с его выпитой чашей мытарств лишь подтверждение логичности лестницы - он же сам напросился, он таким изощрённым способом решил прыгнуть вверх.

Именно так я и понял одну из линий "БТ".
-------------------------------------------------------------------
Спасибо за пост Дмитрий Евгеньевич!
Очень красивые места!
Господи, ну вот опять - "за что?". Неужто это Галковский Бунина глуповатым сделал? Вот, когда врач диагноз ставит: "бронхит", или, допустим, "ожирение" - вы ВРАЧА обвиняете? Диагноста? Ну, когда же можно будет спокойно рассуждать: "а я не кашляю - разве бронхит?" или "да, мало двигался в последнее время - нужно бы заняться". Сколько можно этих унылых, в сущности, "виноват-не виноват", "за что?" и прочих, извините, советских вопросов. Тем более на фоне, когда все заврались до степени невероятной, и слова человеческого не услышать.

Простите, голубчик, не выдержал. Уж от вас-то не ожидал. Вы всегда пишете и комментируете с изрядным здравомыслием и юмором, а тут.... ой.
Это всё Достоевщина, милейший.
Я не про ваш коментарий, а про пространство ответа так сказать без относительно личночти.
Развожу руками. Я не врач, потому и спросил что не так с пациентом. Спросил без советской звериной серьезности.
Прошу прощения - не так понял. Тут у нас просто такое уже на каждом шагу - обознался.
---"Дмитрий Евгеньевич, а Бунина за что? :)"---
А вот, кстати, да:
" «Прости господи глуповат» был Бунин "

Главное, что "глуповатось" перенес в произведения и заслуженно получил Нобелевскую премию. А такому недураку и изощренному эстету - ничего с маслом. А все потому, что гениальные советы классиков надо на ус мотать - и счастье тебе будет:-))
А за "Лолиту" спрос еще впереди - припекут черти-то:-). Вот не дурак, вроде, - а так, прости Господи, глупо в грязь вляпался. И зачем? даже Нобелевской не дали...
Невеста не красавица. Значит умная. С чем вас и поздравляю.
Вы - глупый человек. Поздравление примите?
прекрасные путевые заметки
Похоже, что кредит выделенный на "Цифровую машину" накрылся медным тазом.
Свадьба, банкет, поездки в Швейцарию, Исландию + подарки молодой жене...

Приставленный к мэтру агент МИ-6 "Наташа" может ему дорого стоить....
Из фильмы Каин-18-тый:
... Агенты и агентессы! Шпики и шпикухи!
Той же "национальности" что и Ельцен...
До такой степени, что люди двумя-тремя классами ниже могут принять эту «социальную естественность» за хамство.

Это как Толстой в разговоре с Горьким употребил "солёное словцо", описывая себя в молодости?
Так Лев Николаевич ходоком был изрядным, через что и карачун с ним приключился.
Того.
Для русских писано по русски (каждое слово имеет несколько смыслов, матрёшка понимаешь)
Остальным - читатьбиографию.
Я просто Всю его Жизнь в одну фразу поместил. Практика такая чаньская.

Deleted comment

Чань - это как бы буддист.
Соответственно Кот- это как бы кот.
Друг друга стоят че там www.yoki.ru/image/article/6/1/4/16614.jpeg
щщас, я тоже, на хозяина журнала с кулаками наброшусь(но в позитивном, в позитивном смысле). Ну Набоков и все-все-все, ну уже не актуальны, ну просто до зубной боли, это как если по тысяче раз обсуждать книги Роберта Стивенсона. История это, ушло в прошлое, для подрастающего поколения.
А Швейцария сама по-себе актуальна. Но проблема в том, что это крепость, крепость во всех смыслах. Всё открыто, как бы во все карманы можно посмотреть, а как работает не ясно, и самое главное никому не интересно.

citizen_md

January 22 2013, 16:26:14 UTC 6 years ago Edited:  January 22 2013, 16:26:54 UTC

Да, Швейцария - это Тема:

советский сначала измыслит себе Швейцарию , а потом ходит вокруг эпициклами всю жизнь: "загадки", "парадоксы", "а как работает не ясно", "аберрации". Дзынь-чпок-тру-ля-ля.
2 journal entries, North America, Moldova

Interests (16) Британская Империя, Галковский, Древний Рим, История колониальной политики, Канада, Новая Франция, Российская Империя, США, Тарле, Холодная Война, бремя белых, военная история, империализм, наполеоновские войны, новейшая история, формирование наций
<закутываясь в теплый клетчатый плед>
Interests (124)
"*nix, linux, Александр Галич, братья Стругацкие ,с, с++, самоубийство, си, системное администрирование, философия, фэнтези, фэнтэзи

Советский техно-интелль из пролов?
Тогда у Вас опечатка, надо не ггггг, а бугагашечка.

citizen_md

January 22 2013, 17:22:00 UTC 6 years ago Edited:  January 22 2013, 17:23:16 UTC

Что это было?

Наверное, Вы хотели попробовать себя в роли Капитана О.
Тогда Вы забыли добавить, что еще у меня нет 15-и
идиотских юзерпиков с монтиклизом враскоряку и
никому неинтересных "Мыслей" "за" группу дельта в могадишо.

core2duo

January 22 2013, 16:49:53 UTC 6 years ago Edited:  January 22 2013, 18:21:43 UTC

Ну что, очень неплохо. Согласен с оценками Набокова. Толстой же, с моей точки зрения, дутая величина, типа Сахарова, раздутая жидами для дискредитации режима и перехвата власти.

Цифровая машина, как мы видим, работает. Дмитрий Евгеньевич это заслужил больше, чем кто-либо другой из живущих русских. Будем надеяться, что это надолго, как у Набокова. :)
Мдя... ко всем моим проблемам теперь добавилась ещё одна - захотелось в Швейцарию.

Мдя... благодарю.
Спасибо, Дим.
А "поза", это некий компромисс из за невозможности делать\иметь что хочешь, и ее принимают те кто подстраивается под тех, кто позу не принимает? Я правильно понял суть понятия?
-"Показал бы Лев Николаевич и футбол, и бокс, и хоккей с шайбой."-

Интересно, Достоевский был бы столь же непримирим, окажись он в послевоенное время?
Удивительные повороты реальности. Читаю лекции Набокова, а тут Дмитрий Евгеньевич о нем пишет.
Виды красивые. Причудливый изгиб реальности- лет 15 назад Вы писали о в принципе невозможной сказке о маленьком домике в швейцарских альпах, красивой молодой жене, ушастой собаке, свежем запеченном на огне мясе.. Походу сказка потихоньку становится явью. Так держать!
А вот к Ходасевичу отсылка - это хорошо!
Рад что заметили. До "треножника" и "поэзия, прости господи, должна быть глуповата" народ как-то не догреб.
Тогда уж и до осинового кола, который Ливри хотел загнать в грудь (тогда еше) живущей набоковщины.
А по человечески трогательно -
...
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!
А меня сразу отослало ), не фотграфии, а сам текст к
"То ли дело - Пушкин:
плащ,
скала, морская пена...
...
К Толстому лучезарная легенда
еще не прикоснулась.
...
старик невзрачный, роста небольшого,
с растрепанною ветром бородой"
Почему же не догребли - очень даже догребли, и сделали ссылку - "на классика".
Почему же, "треножник" и "глуповата" прочитываются сразу, так что тут даже особенно и отмечать нечего, классика всё же. На каждый чих не наздравствуешься, да и сколько же можно взвизгивать от восторга (хотя и хочется, благо резонов вы даете отменно много). Подметить треножник в стуле это да, метко.

А вот ссылку на Ходасевича, каюсь, пропустил, по невежеству. Да и всё же не Пушкин... Так что рубрагимов очень кстати прокомментировал, спасибо ему.
"Тут вам и Носик, и Гельман, и Пригов с Ольшанским. Типаж."

Памятник коллективному Советскому Шуту - как и положено, фальшивый.
"Золотой ты наш человек".
"золотой парень" как подобие "хорошего мужика", известного в СССР?
В связи с Толстым - а какова была бы его реакция на события 17-го года, что бы он сказал?
Простим Толстому авторскую проповедь в его произведениях, высказываемою с бесцеремонной назидательностью, его этику, личную религию c Иисусом без церкви, поиски русской правды. Отделим, так сказать, проповедника от художника. В конце концов, у нас останутся великие страницы "Анны Карениной", "Войны и мира", "Смерти Ивана Ильича" и т.д.
Искренне желаю Вамъ оставаться Русскимъ Эстэтомъ и въ какой-то моментъ помочь строить Русскiй Эстэтизмъ
В каком-то блоге я уже встречал почти такую же тему да ладно