Галковский Дмитрий Евгеньевич (galkovsky) wrote,
Галковский Дмитрий Евгеньевич
galkovsky

Categories:

193. ТРАГЕДИЯ И ДУРАК

В жизни каждого человека есть поступки неловкие, поступки глупые, поступки постыдные. Увы. Ошибки преследуют нас всю жизнь. Самое плохое, что их нельзя поправить.

Расскажу об одном плохом поступке. Далеко не самом плохом, а наоборот, почти о пустяке. Бестактной мелочи, которая врезалась в память и будет время от времени мучить меня до конца жизни.

15 лет назад я наконец устроился на солидную работу и находился в состоянии самом приподнятом. Пиджак-портфель-очки-бумажник-корочки - всё при всём. Продавцы цветов и уличные попрошайки величали меня "командиром", телефон трещал от звонков восхищённых читателей. В таком состоянии я навестил мастерскую своего друга-скульптора. Мастерская находилась в подвале дореволюционного дома, проходить туда надо было через оснащённое кодовым замком парадное (тогда редкость). Первая дверь открывалась свободно, я вошёл, в предбаннике стояла строгая пожилая женщина с поджатыми губами. В нормальном состоянии я бы сразу почувствовал, что она ведёт себя неестественно. Женщина вздрогнула и посмотрела на меня жалостливо-ожидательно. Я буркнул "здрст", она не ответила. На второй двери нужно было открыть кодовый замок. С замком что-то незаладилось, мадам подошла вплотную и стала сосредоточенно следить за моими манипуляциями. Сцена получилась идиотская. Я тыкал кнопки, потом стал звонить в домофон - товарищ не подходил. Наконец появился минут через 15 с улицы - решил забежать в магазин купить чего-нибудь к чаю. Женщина облегчённо поздоровалась, он открыл дверь, пригласил её зайти внутрь. Она вежливо отказалась: спасибо, я ещё час постою. Войдя в мастерскую, я буркнул:

- Тут у вас кадры живут проверенные. Муха не пролетит. "Учёт и контроль". Энтузиаст, ВОХРовец добровольный. Всю жизнь в органах, ни дня без строчки. Всё никак успокоиться не могут, черти.

А друг и отвечает:

- Всё совсем не так, как ты думаешь. У этой женщины много лет назад сын под машиной погиб. У самого дома, на глазах. После этого она сошла с ума. Каждый день выходит и по несколько часов стоит у подъезда - вдруг её мальчик придёт. А он всё не приходит и не приходит. Двадцать лет.
2
Очень похоже на исповедь Тоцкого в "Идиоте".
Вот-вот, в самую точку.
А что, есть похожий эпизод? Просто интересно.
http://www.ilibrary.ru/text/94/p.14/index.html
Только скорее уж исповедь генерала:
"Без сомнения, я виноват, и хоть и смотрю уже давным-давно на свой поступок, по отдаленности лет и по изменению в натуре, как на чужой, но тем не менее продолжаю жалеть... Разумеется, тут одно оправдание: что поступок в некотором роде психологический, но все-таки я не мог успокоиться, покамест не завел, лет пятнадцать назад, двух постоянных больных старушонок, на свой счет, в богадельне, с целью смягчить для них приличным содержанием последние дни земной жизни".

Но это отнюдь не в качестве "наезда" на вас - просто ассоциация.
Понятно. Зря Вы Достоевского читаете.

Вспомнился эпизод с одним человеком. Он прочитал БТ, очень меня зауважал, стал приглашать в гости. При этом нёс какую-то злобную мелкую гнусь. Всегда и про всех. Даже про собственную жену. Я подумал, чего он в моей книге нашёл. Спросил. А он говорит:

- У вас там прелестное место о Горне из "Камеры обскуры". Как он бабу отчпокал, а потом её бутербродом из дождевых червей кормил. Дура спросонья не поняла, съела с благодарностью.

И злобно засмеялся.
Похоже я то же зря Достоевского читаю :-(
Чем не подходит генерал, если без "двух старушек"?
Воля ваша, но я никакой параллели в этом не увидел.
Что до Достоевского, то к нему у каждого свое отношение. Знаете, да? - "Люблю, - ответил он, - я вкус в нем нахожу".
И меня тоже простите, - все, кого невзначай обидел!
//Всё совсем не так, как ты думаешь

это точно
и касается большинства ваших суждений о жизни. столь же нелепых с человеческой точки зрения.
Ваш поступок никак нельзя отнести к постыдным. Совсем другое дело - реакция сегодня. Я не могу серьёзно воспринимать заявления в духе романов какого-нибудь Аксёнова типа "вы из КГБ". Какое сейчас может быть КГБ? Организации давно нет (хотя, принцип, несомненно, остался). Не проще ли ввести другой термин, чтобы не путаться? К слову сказать, у Вас есть склонность к насаждению своей собственной любимой терминологии. Мне, признаться, далеко не все Ваши термины нравятся. Один только пример: Вы часто повторяете термин "номенклатура". Это, как мне кажется, очень плохо, так как Вы ориентируетесь на сочинение партийного функционера Восленского. Кому, извините, в наше время, нужна такая дрянь? Ведь он начинает свой трактат с обзора в русле ортодоксального марксизма. Уже на этом основании сочинение не следует читать вообще.

У нас на мехмате жаргон был развит до невероятия. Каких только словесных изысков не было. Партийных и комсомольских (ВоЛКоСуМских) функционеров мы всегда называли словом "болты" (эвфемизм слова "члены").

Слово это было культовым. Однажды кто-то сходил в театр и принёс с собой программу. Имя (аглицкого) драматурга было - Роберт Болт. Мы долго ржали. А совсем недавно мама (которая в курсе всех наших жаргонных словечек) вдруг зовёт меня к телевизору - в Большом театре готовится к постановке опера Шостаковича "Болт". Я знал вообще-то о её существовании, но слушать не доводилось. С удовольствием послушал бы. Ранние вещи Дмитрия Дмитриевича очень хороши. Один концерт для трубы с оркестром чего стоит (сочинение 1924 года, совершенно хулиганское и столь же прекрасное). Это уже потом, следуя совету мерзавца Тухачевского (о чём мало кто знает), Шостакович стал сочинять симфонии, посвящённые Павлику Морозову. Это называется "Сталин преследовал всё талантливое". То есть один человек сделал всё возможное в его положении - расстрелял мерзкого гада. А другой в страхе трясся четверть века уже ПОСЛЕ смерти тирана и продолжал писать про "1905 год". Фантомные боли, так сказать.

Достойные люди, кстати, не ориентировались на тухачевскую мразь вообще. Мне дико представить, чтобы Пришвин, Маршак, Чуковский, да хоть Паустовский корректировали себя даже под генеральную линию партии. А кое-кто заветам политических трупов следовал - вот что страшно!

Я уверен в том, что только процентов 10 гадости происходило от самого совка. Остальное - от неадекватного поведения самих совков, притом порой лучших из них. Кто заставлял студента МГУ Варлама Шаламова выходить в 1927 году на демонстрацию под лозунгом "Долой Сталина"? До всякой коллективизации, заметим. На мой взгляд, только наглость и чувство безнаказанности. И своим наглым и глупым поведением он подвёл и себя, и ещё кучу людей. Не было бы молодых наглецов - не было бы тирана, не было бы и "колымских рассказов". Вот в чём корень проблемы. А то, что совок - дерьмо, так кто этого не знает.
>Какое сейчас может быть КГБ? Организации давно нет

КГБ это преступная международная организация. С непонятными целями. В общей сложности уничтожила несколько миллионов человек. Сломала жизнь - трём поколениям.

Единственные правильные действия:

а). Генералитет - тщательно разобрать и навсегда изолировать от общества. Родственникам - жесточайший остракизм, беруфсферботен, понищение социального статуса на три уровня (потолок - низы провинциальной интелигенции).

б). Среднее звено - двухлетний промыв мозгов (например, заставить лично проводить эксгумацию в местах массовых расстрелов - ручками, ручками). Неподдельно раскаявшихся (таких должно быть много - люди же), перевести с понижением на два чина в армию и МВД. Карьерный рост - максимум полковник.

в) Стукачи. Публикация полных списков, денежные штрафы, конфискация имущества, доставшегося в результате доносов, запрет заниматься общественной деятельностью.

Всё остальное - БОЛТОВНЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. Думаю, что позиции КГБ за последние 20 лет только усилились. Структура КПСС (вообще удивительно) разрушена. Есть землячества, есть "комсомольцы", есть "КПРФ", но КПСС демонтирована. Наверное, главная причина - развал СССР. Всё-таки интернационализм - суть коммунизма. А КГБ - как новенькая. Следовательно, советская власть никуда не делась. В отличие от большинства стран Восточной Европы и от Прибалтики.
отлично, снимаю шляпу, многие об этом думают ( из тех у кого вообще есть мозги ) но никто не сказал это в слух, браво !!!! и попов, попов вывести на чистую воду, тех у которых сапоги, галифе и наган под рясой, типа патриарха нашего, они особенно отвратительны
Венгерские и словацкие епископы попросили прощения за клириков, сотрудничавших со спецслужбами

Иерархи Католической Церкви Венгрии и Словакии принесли извинения за клириков, сотрудничавших со спецслужбами в годы коммунизма, сообщает "Благовест-инфо" со ссылкой на ENI.

"Хотя об этой проблеме говорят уже давно, до сих пор Церковь не заявляла о своей позиции официально, - подчеркнул пресс-секретарь епископской конференции Словакии Мариан Гавенда. - Ответственность за преследования людей лежит на режиме. Однако мы приносим обществу извинения за тех священников, которые сотрудничали с тайной полицией".

В феврале словацкий Институт памяти опубликовал список лиц, подозреваемых в сотрудничестве с секретными службами. Среди них оказались крупные религиозные лидеры – архиепископ Трнавско-Братиславский Ян Сокол и ушедший на покой епископ Прешовский Ян Гирка, а также предстоятель местной православной общины митрополит Николай. В интервью ENI Гавенда подчеркнул, что архиепископ Сокол и епископ Гирка отрицают "прямое сотрудничество". Оба прелата оказались в списке людей, которых спецслужбы считали потенциальными осведомителями – многие люди попадали в него, сами о том не догадываясь.

В конце февраля словацкая епископская конференция признала тот факт, что "некоторые клирики" состояли в сговоре с тайной полицией "ради денег или карьеры", и пообещала требовать от этих лиц "покаяния и объяснений".

В начале марта с аналогичным заявлением выступили венгерские епископы – незадолго до этого в интернете появился список 219 бывших агентов, среди которых оказались некоторые представители духовенства. Извинившись за недостойное поведение клириков в коммунистическую эпоху, прелаты в то же время осудили анонимную публикацию непроверенных документов. Венгерские епископы также призвали общество признать роль Католической Церкви, которая защищала многих людей от репрессий. "Вся старая система была основана на работе информаторов и агентов, которых постоянно шантажировали, а священников власть считала главным идеологическим врагом, -- говорится в заявлении епископов. – Сломавшиеся люди, сотрудничавшие с режимом, – жертвы бесчеловечной системы, многие из создателей которой до сих пор имеют власть. Эти политики не имеют морального права осуждать бывших информаторов".

http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=31593&cf=
Тут такая штука как я думаю
Наросты и паразиты это - культура(в смысле чашка петри)
Наросты генетика, паразиты от лени омахивться трудно и мыться влом.
АБВГД - это паразитический нарост, т.е. и генетика и просто влом маться(хотя последнее то же чпсть генетической памяти). Так что не чего в чужие чашки Петри заглядывать.
Сколько не сей все одно культура обрасте с воим АБВГД. Вот так ч думаю
ты конечншьно не обижяйся пожялулюйстья.
Боюсь, что "правильные действия" должны иметь такой масштаб, что для их осуществления потребовалось бы КГБ-2. Причём те, кого при этом лишили бы работы, понизили в должности и т.п. вряд ли подчинились бы так просто. Тогда ограничиться "мягкими" наказаниями вроде запретов на профессию уже не получилось бы. Возникла бы ситуация "тридцать седьмой-2". После этого через много лет будущие историки написали бы о том, что преступные организации КГБ-1 и КГБ-2 уничтожили миллионы людей, включая "членов семей врагов народа".
Тут такая штука как я думаю
Наросты и паразиты это - культура(в смысле чашка петри)
Наросты генетика, паразиты от лени омахивться трудно и мыться влом.
АБВГД - это паразитический нарост, т.е. и генетика и просто влом маться(хотя последнее то же чпсть генетической памяти). Так что не чего в чужие чашки Петри заглядывать.
Сколько не сей все одно культура обрасте с воим АБВГД. Вот так ч думаю
ты конечншьно не обижяйся пожялулюйстья.
Мне дико представить, чтобы Пришвин, Маршак, Чуковский, да хоть Паустовский корректировали себя даже под генеральную линию партии.
-----------------------------------------------------------------------
Всякое бывало...
Вон, Паустовский, преподавая в Литинституте, любил подводить студентов к окну и показывать широким жестом на Платонова, метущего двор (был из милости пристроен дворником в Литинститут:
-Вот-де, студенты, перед вами величайший писатель современности!
Однако не затруднялся работать на профессорской ставке на виду "величайшего"- дворника.
Представьте в такой ситуации хоть, например, Фета с Толстым или Вяземского с Пушкиным. А?
Как Вам известно, в советское время многие люди специально уходили в "дворники и сторожа", не желая иметь дело с официозом. Кто-то другой мог в эти же годы занимать какие-то должности. Само по себе ни то, ни другое и не хорошо, и не плохо.

Я допускаю, что Платонов как писатель был талантливее Паустовского. Следует ли из этого, что он должен был занимать более высокую должность? Да и разве это такая большая привилегия - преподавать литературу в институте? Я не уверен, что такого рода работа была мечтой всей жизни Андрея Платоновича Климентова.
Очевидно, мечтой всей жизни Платонова была работа дворником...-)))
Странно, что Вы не понимаете, о чем вообще речь.Что не понимаете, почему преподавать писательское мастерство в институте - Платонов и мечтать не мог.
Впрочем, не странно.
Я-то как раз прекрасно понимаю, что Вы хотели сказать. Что Платонов - великий писатель, а Паустовский - средний. Что Паустовский писал безобидные для соввласти вещи про "Мещёрскую сторону", а Платонов - обидные: про "Чевенгур" и "Котлован". И даже Сам-с-Усам, как говорят, написал на полях его рукописи слово "сволочь".

Все эти факты общеизвестны. Если Вы думали, что я о них не знаю, то это как раз странно.

Моё отношение к советской власти отличается от Вашего только тем, что я все эти вещи воспринимаю без пафоса. Я этого пафоса наслушался уже в раннеперестроечные годы. Ваши рассуждения мне сильно напоминают статьи из коротичевского "Огонька". Такой подход, как мне кажется, не способствует пониманию происходящего. Что блестяще подтверждается контрастом между тем, чего хотели "прорабы перестройки" и того, что мы с Вами сейчас имеем.
Моё отношение к советской власти отличается от Вашего только тем, что я все эти вещи воспринимаю без пафоса. Я этого пафоса наслушался уже в раннеперестроечные годы. Ваши рассуждения мне сильно напоминают статьи из коротичевского "Огонька".
================================================
Какая разница, что они Вам напоминают?
Судьбы-то поломанной и покореженной - не вернуть. Придут триста Коротичей - все равно не вернуть!
В этом весь ужас-то. ОДИН родится Платонов.
Коротичи, если будет надо, напишут и все наоборот.Напишут о великом вожде всех народов, который раскусил эту сволочь - Платонова.
А я вот в жизни не напишу...
> Судьбы-то поломанной и покореженной - не вернуть.

Это называется "ход с козырного туза". Один литературный критик верно заметил, что "эту карту не покрыть, но её нужно при случае вернуть обратно".

Именно потому, что ничего не вернуть, я считаю совершенно бесплодными и ненужными стенания по этому поводу. Давайте составим список всех когда-либо живших достойных людей, с которыми по тем или иным причинам жизнь когда-то жестоко обошлась. Потом сядем в кружок и дружно начнём стенать. Можно даже секту соответствующую основать. Чем не занятие?

Насчёт "коротичей" Вы несколько заблуждаетесь, как мне кажется. То есть насчёт самого Виталия Алексеевича я совершенно спокоен. Но давайте вспомним, с чего всё начиналось? Именно со стенаний по поводу "жертв тоталитаризма". Ещё до "Огонька" это начали делать всевозможные "Даугавы" и "Атмоды" (в Москве покамест было низьзя). Для чего это делалось, Вы не хуже меня знаете. А всей идеологической работой (включая борьбу с "ужастиками") руководил товарищ Яковлев, который внёс неоценимый вклад в дело освобождения свободолюбивых прибалтийских народов от кошмара "советской оккупации". Неужели Вам связь не бросается в глаза?

Говорить и писать о явлениях прошлого можно и нужно, но это надо делать без истерики. Есть факты, цифры. Люди во всём разберутся. Не надо тут никаких эмоций. Люди сейчас и так взвинчены. Понять и осмыслить что-либо можно только в спокойном состоянии.

Моё отношение ко всем пафосным разговорам о несчастных и обездоленных лучше всего выразить словами одного очень хорошего поэта:

"...И строгой не тронут души
Ни правды крикливой надрывы,
Ни пыл барабанящей лжи".
Говорить и писать о явлениях прошлого можно и нужно, но это надо делать без истерики. Есть факты, цифры. Люди во всём разберутся. Не надо тут никаких эмоций.
===========================================================
Уважаемый,
Вы как себе это представляете - без эмоций? Это роботом надо быть. Вот именно - Яковлевым.
Просто умирает человек. Скажем, 80-летний бюргер. И то на отпевании исполняется "Реквием" Моцарта.Вспоминается и кратковременность человеческой жизни, и Божий суд, и воздаяние грешникам, и адовы муки, и, как венец - Страшный Суд.
А что же говорить о людях, принявших мученический венец! И что же говорить об их палачах!
"Люди во всем разберутся". Прекрасно. Только мне кажется, что мы с Вами и есть те самые люди? Я, по крайней мере, точно.
Я вижу "Гернику" и испытываю страх, жалость, сострадание. Без этих "эмоций", а попросту - обыкновенных и естественных человеческих чувств - я была бы не человеком.
У меня бабушка умерла в 92 года - и то ЖАЛКО.Казалось бы - естественная смерть, в очень почтенном возрасте, дети-внуки, все исполнено - а дочь плачет, "пусть бы еще пожила"...
Меня поражает не "истрика", а вот как раз какое-то чрезмерное спокойствие и желание ОТДЕЛАТЬСЯ от осмысления. И уж конечно, коротичи и яковлевы не аргумент.Они и есть продолжение СИСТЕМЫ, которая гнобила лучших и талантливых миллионами. Они - ее порождение.Член ЦК Яковлев появился из пробирки? Враги заслали?
Как я себе представляю ситуацию "без эмоций"? Очень просто. Есть много вариантов.

Представим себе, что хирург делает операцию. Он что, больному не сострадает? И, тем не менее, если он будет это делать "с эмоциями", то от больного ничего не останется.

Второй пример. Пишет литературовед книгу о Пушкине. Можно писать при этом содержательные вещи, а можно проникнуться "эмоциями". Например, можно в столь экстатической форме восхищаться Пушкиным, что безустанно повторять мантру "Пушкин пушкински велик". (Вы наверняка помните то место у Галковского, где он высмеивал "акынов", пишущих в таком ключе.) Есть и второй вариант: вместо воспевания величия Пушкина можно стенать о его несчастной судьбе в стиле "гады немцы, убили Павлика Морозова".

То же самое касается и истории. Если мы хотим именно ОСМЫСЛЕНИЯ, то это должно происходить без эмоций. Факты, цифры, имена, биографии. Читатель всё увидит и осмыслит. Тут либо история, либо истерия. Эти вещи несовместимы. Лозунг Карлсона "спокойствие, только спокойствие" актуален и для хирурга, и для литературоведа, и для историка.

Есть и третий вариант - смирение. Именно на эту тему и написано стихотворение Алексея Прасолова, строки из которого я приводил. Самого поэта, с его трагической судьбой, никак нельзя причислить к бездушным "роботам".

Какое ко всему этому имеет отношение тема жалости - мне непонятно. Лично для меня жалость к людям, вообще к живым существам, даже к вещам (как у Розанова) - это определяющее чувство. Это как дышать воздухом. Я же не буду из-за этого бегать клоуном и кричать: "Я не читаю, не пишу, // Я просто воздухом дышу".

Теперь насчёт пресловутой Системы. Для меня всякое понятие существует в определённом контексте. Представим себе человека, который сначала свято верил в Коммунизм и Вождей. Потом утратил веру в Сталина, но сохранил веру в "ленинские нормы". Потом почитал Солженицына и перестал верить в "идеалы" вообще. Вполне вероятно, что примерно такой путь проделал и Яковлев, и многие другие. И вот, разочаровавшись в былых идеалах, сидит ярославский мудрец с бровями и изрекает глубокомысленно: "Во всём виновата Система. Систему надо менять". Причём, как Вы справедливо заметили, он сам был и есть типичное порождение этой "системы".

Вывод я отсюда делаю такой. Сам термин пригоден на начальном этапе разочарования в коммунистических идеалах. Поскольку я лично никогда не верил в оные, я не могу от первого лица этим термином пользоваться. Что проку от заклинаний типа "Во всём виновата система"? С таким же успехом можно сказать "во всём виновато зло" (с вариантами), "во всём виноваты все", "ни в чём не виноват никто", "все и правы, и виноваты". Осмыслению эти мантры нисколько не способствуют. Желание найти "виновников" и примерно наказать - это в лучшем случае утопия, в худшем - новый виток кровопролития. Кстати, комедию по первому сценарию под названием "Суд над КПСС" с адвокатом Макаровым в главной роли мы уже видели. Кто-то хочет увидеть трагедию по второму сценарию? Пусть ищет исполнителя на роль "Андрея Януарьевича". Боюсь только, что ему не доведётся быть зрителем, так как сам окажется первой жертвой. "Ты меня породил, я тебя и убью". Эдипов, так сказать, комплекс :)
мехматовские рассуждения о шостаковиче отдают пролетарским хамством, чинили бы Вы лучше свои механическо-математические железки и не позорились. Музыковед антисоветчик тоже нашёлся от сохи ( гаечного ключа )
Мне кажется, Вы малость не по адресу. С "железками" я имел дело последний раз в школе на уроках труда. Никакой тяги к подобного рода занятиям я не испытываю. Во многом именно поэтому я и выбрал себе профессию математика. Занимаюсь я вещами чисто теоретическими.

Говоря о Шостаковиче, я высказался в достаточно резком тоне, но это вовсе не есть хамство. Я также не говорил и не подразумевал, что Дмитрий Дмитриевич писал плохую музыку. Как раз напротив. Речь шла только о приспособленчестве. Последнее к музыке не имеет отношения вообще. Это скорее вопросы нравственности, и рассуждать на эту тему дозволено каждому.

Шостакович стал сочинять симфонии, посвящённые Павлику Морозову

Прокофьев тоже не отставал со своим Петей и волком:))
Мне запомнилось замечание о баптисте, который помог в меро поднять прохожему мешок
У каждого свой скелет в шкафу. И как его ни укладывай, так и норовит костями громыхнуть. Что хочешь с ним делай, хоть на кусочки раскроши, да на помойку вынеси, глядь, а он в шкафу опять как новенький. На рёбрышках тренькает. :)

Просить прощения легко. Вот простить...
А мне кажется, что простить как раз легче. Сам по себе человек - прекрасен. В качестве же существа общественного - совершенно омерзителен.

Публичные признания - совсем особая вещь. Вот тут-то и начинаются порой всякие кривляния. Мне странной кажется сама эта установка. Ведь если человек сам признал ошибку, то это его делает как раз более достойным. Я не могу понять нацеленность на "непогрешимость". Ведь этого не бывает; все понимают, что человек с такой установкой - первейший лжец. Тем не менее, многие себя ведут по этому принципу.

Отношения между людьми в любом обществе гадки и уродливы. Я знаю, что они в принципе могли бы быть лучше. Это служит основой для того, чтобы, жалея людей, оставаться тем не менее последовательным мизантропом.

"Кто жил и мыслил, тот не может // В душе не презирать людей" (с)
(Отложив вязание) Виктор, публичное раскаяние омерзительной общественной зверушки под названием "человек" может быть таким же лживым и уродливым кривлянием как и всё остальное в обществе головоногих. "У человека интерес". "Я больше не буууууду!" "Вот и хорошо, сынок, это тебе на мороженое!"
Непогрешимость - да, черта неприятная. Убогие, глупые люди. Махнуть рукой и отойти.

Простить человека по-настоящему, в душе, а не на словах - процесс интимный, мучительно трудный и прекрасный. "Бог простит" - гнусное лицемерие. Сам попробуй возвыситься до такого.


Как раз в публичные акции этого рода я и не верю. Вы говорите, что их легко осуществить, особенно "из интересу". Тут я полностью согласен. Но почему должно быть трудно человека простить по-настоящему? Может быть, многим просто мешает требовательность к людям, вера в "величие" человека. "Гуманизм" мешает - в виде "человекствования" вместо человечности. "Мера", видите ли "всех вещей". Какая там мера? Жалкая милая зверушка, жалости одной и заслуживающая. Куда на неё ещё зло держать?
\\\Но почему должно быть трудно человека простить по-настоящему\\\

Я здесь имею в виду не человека, взявшего с комода чужие 100 рублей. А например, пьяного шофёра, раздавившего сына на глазах у поседевшей за одно мгновение матери; друга, одной фразой перечеркнувшего 20летнюю дружбу; подонка, в пьяном озверении изнасиловавшего ребёнка, партнёра по бизнесу, разорившего тебя на всю оставшуюся жизнь? Такую зверушку простить - совершить личный подвиг.




Я здесь с Вами согласен, но дело в том, что на фоне столь серьёзных потерь вопрос о личном прощении виновного в этом человека, как мне кажется, просто не актуален. В такой ситуации сам факт прощения одной зверушки другой зверушкой смотрится слишком мелко.

Актуален вопрос о прощении как раз мелких, "комодных" обид. Такое человеку (любому) вполне под силу, и это не подвиг, а нормальное поведение.
Мне кажется, что "просить прощения", это русская черта и не самая хорошая. Всё-таки русские народ грубоватый. Неделикатный. Даже по сравнению с украинцами. "Тупой хохол", при всей его провинциальности, неразвитости и т.д., существо не в пример деликатнее. Он будет крутить, юлить, вздыхать, но вот так придти в сапожищах и всё съесть не сможет. Это скорее мечтательный идеалист Пятачок, а не Винни-Пух :)

Русское "прошу прощения" это во многом "прошу прощения, почтеннейший" или даже "а ну быстро дал прощения, падла". Прощения же просят молча и на коленях. Годами. То есть прощение можно дать, его можно получить. Но нельзя просить. СТРАННО, что русские этого не понимают. Именно в такого рода странностях и проявляется национальный характер. Когда людям даже не приходит в голову, что они поступают необычно.
Как бывший математик могу легко опровергнуть Ваши построения методом "от противного". А альтернативой "просить прощения" является прощения не просить. Кроме того, прошение прощения предполагает, что и сам человек прощает. Иначе с какой стати?
- но вот так придти в сапожищах и всё съесть не сможет
зьисть не зьист, но перекусает.

- "прошу прощения, почтеннейший"
Прощения попросить да так, чтоб и сапожищем на ногу наступить одновременно. Как Сабакевич. Ценю.

ЗЫ: А что кроме той старушки, которая LJ не читает, больше прощения не у кого попросить? Маловато будет.



"Я всем прощение дарую (!)
И в Воскресение Христа
Меня предавших - в лоб целую,
А не предавшего - в уста".


Наверное, единственный выход - то, что Вы сделали - рассказать об этом посторонним. Сложно извиняться перед человеком за то, что дурно о нем подумал, когда этот человек об этом и не догадывается. И, конечно, в данном случае дело осложняется психической ненормальностью этого человека. И его трагедией тоже. Если непосредственно перед ним покаяться, можно только лишнюю боль ему причинить, напугать, может, он и не поймет, о чем Вы. (Я бы лично пошла в церковь и там подумала бы об этом человеке с извинением и жалостью. Но это не каждому подойдет.)
И еще - Ваш рассказ оживил воспоминания - мне нас всех жалко - многие в прежние времена ловили себя на том, что в безобидных шизиках видели шпиков... На друзей думали - донесет или нет. И сейчас бывает, только по-другому немножко.
Гораздо страшнее, что "безобидные шизики" в уродливом обществе расправляли крылья. Существует психическое заболевание - "сутяжничество". В демократическом обществе от такого субъекта можно более-менее защитится. А при тирании? Читал историю мавзолея Ленина. От трудящихся шёл поток сигналов: "тело Ленина вредительски разлагают", "Ленина подменили", "в мавзолей пробрались враги". Жуть.

А вот совсем бытовой случай. В Литинстут в годы застоя поступил графоман. Учиться на писателя. Для того, чтобы доводить людей, у него было тридцать три возможности.

Бог простит, а поверил ли зритель в историю Тоцкого - это не так важно.

Галковский с его талантом просто ОБЯЗАН "встроиться" хотя бы - в российскую литературу. И самый верный способ - это через Достоевского.

"Простите!" - это прекрасно звучит в Прощенное Воскресенье, особенно после неудачного пассажа по поводу генетики... Ведь по сюжету русской пьесы образ опричника-ГБиста также неуничтножим, как и дополняющий его образ писателя-вольнодумца.

И меня простите, Дмитрий Евгениевич...
Суть-то Прощеного воскресенья не совсем в том, чтобы просить прощения,а в том, чтобы действительно всем всех простить. Вспоминается в этот день - изгнание Адама из рая, когда из-за самонадеянности и, в общем, глупой - пошел на поводу у Евы - человек перестал быть выше зла. Из-за непослушания, в общем. Нечто вроде "украл варенье из буфета у бабушки". А вон оно как обернулось...
Стать на время ребенокм, когда казалось, что так горько и стыдно произнести эти слова -
Прости меня!
А зато потом как легко на душе...Всегда, помню, просила прощения со слезами, с ревом. Подступало. Очистительные это были слезы.
Даже и теперь вспомнить об этом - становится так хорошо на душе!
Простите меня!
Читали? http://www.russ.ru/culture/education/20050212-pr.html

"Кстати, о начальниках - они составляют еще одну яркую черту местного колорита. Нашими факультетами правят не коллективы преподавателей, а начальники канцелярий и бухгалтерий, и власть их в последние годы только усиливается. Был непродолжительный период в середине 90-х годов, когда университетская бюрократия, вроде бы, попритихла, но теперь она снова расправила плечи. Но еще злейшая, и тоже чисто местная беда - это отягощенность университетских программ псевдодисциплинами, которые, нам на досаду, все почти принадлежат к гуманитарной сфере. Я имею в виду все переименованные науки - историю КПСС, научный коммунизм, исторический материализм и т.д. Я дорого бы дал за статистические данные (и подозреваю, что отсутствие их, может быть, и не случайность) о соотношении в наших университетах между кафедрами, деятельность которых хотя бы номинально посвящена "делу", и кафедрами паразитарными, кафедрами "общественных наук". Боюсь, что удельный вес последних во всей их совокупности едва ли не равен всему остальному."
Что-то мистическое есть в чтении дневника умершего человека, пусть даже совсем незнакомого. Вот, сегодняшнее сообщение: http://www.livejournal.com/community/ru_rip/7314.html
А то, что Вы рассказали напоминает http://www.livejournal.com/users/alisa_varia/144024.html?thread=879000#t879000
Никто из нас не знает сколько человек он обидел