Не исключено, что, когда новые сварочные методы, будь то лазер или ультразвук, в очередной раз перевернут мир технологий, нам опять придется покупать патенты у иностранцев.
Есть мнение, что электросварку изобрели в Пиндустане. Это далеко не так.
На самом деле отец электросварки - механик - самоучка Николай Бенардос, сделавший почти полторы сотни изобретений — от скороварки до оригинального летательного аппарата. В 1882 году Бенардос создал аппарат, который назвал "Электрогефестом" в честь греческого бога-кузнеца. Он состоял из генератора тока, угольного электрода и размещенной между ними батареи аккумуляторов. Подключаясь к металлическому изделию, ток создавал между ним и электродом дугу, плавившую металл.
О своевременности изобретения Бенардоса говорит хотя бы то, что всего за два года оно было запатентовано в десятке европейских стран и США. Россия, к сожалению, оказалась последней — в самом конце 1886 года она выдала ученому "Привилегию на способ соединения и разъединения металлов непосредственным действием электрического тока". После этого в Петербурге была основана компания "Электрогефест", где Бенардос был и директором, и конструктором, и рабочим-сварщиком. Первым предприятием, купившим у него сварочный аппарат, стали ремонтные мастерские Николаевской железной дороги. Сварка оказалась весьма прибыльным делом, но не для ее изобретателя. Набрав краткосрочных кредитов, Бенардос не сумел их вернуть, и его фирма разорилась. Беда, как известно, не приходит одна: вскоре дала о себе знать многолетняя работа с аккумуляторами — пары свинца вызвали у изобретателя душевное расстройство. Бенардос умер в разгар революции 1905 года в богадельне украинского городка Фастов. К тому времени в разных странах мира работало больше тысячи сварочных аппаратов.
Электросварка угольным электродом была не очень удобной, поскольку хрупкий уголь крошился и его было необходимо постоянно заменять. К тому же при сварке в шов попадали оксидные включения, сера и фосфор; металл выгорал и становился хрупким. Эти недостатки очень скоро исправил другой русский изобретатель — горный инженер Николай Славянов. В бытность свою директором Пермского оружейного завода в Мотовилихе он начал применять аппарат Бенардоса для изготовления пушек и существенно улучшил его. Славянов заменил угольный электрод стальным, а сварную поверхность защитил слоем шлака, так называемого флюса, что повышало качество сварки. Вместо громоздкой аккумуляторной батареи Бенардоса он разработал сварочный генератор на тысячу ампер. Славянов же изготовил первый сварочный автомат. Новый метод Николай Славянов разработал в 1888 году и быстро получил патенты в пяти странах. Россия на этот раз оказалась первой, поскольку директор завода был личностью куда более влиятельной, чем бедный инженер.
В 1892 году Русское техническое общество вручило Славянову медаль, а в следующем году на Всемирной выставке в Чикаго он получил еще одну. На выставку он привез удивительный экспонат — стальной пятикилограммовый стакан, к которому были прочно приварены стержни из девяти разных металлов. К Славянову сразу же явился бизнесмен Джордж Лоу и за хорошие деньги купил несколько сварочных аппаратов. Но отнюдь не для работы. В 1897 году, когда Славянов внезапно скончался (какой-то рок висел над русскими изобретателями!), Лоу выдал его изобретение за свое собственное и стал торговать им без зазрения совести. В американской литературе Лоу до сих пор называют изобретателем дуговой сварки, а имена Бенардоса и Славянова забыты везде, даже в России.
Метод Славянова был небезупречным — металл электрода при плавлении насыщал шов кислородом, взятым из воздуха. Швед Отто Кельберг первым придумал покрывать электроды материалами, защищавшими металл от воздуха. Позже в состав защиты начали включать вещества, улучшавшие качество металла. Но это было уже не в России: после смерти Славянова сварочные работы у нас фактически прекратились, металлические детали по-прежнему скрепляли паровым молотом. Как ни странно, то же делали в передовой Германии — "стальной король" Крупп почему-то испытывал предубеждение против сварки, а его слово в промышленности было законом.
В России первые масштабные сварочные работы организовал в 1920 году инженер Валентин Вологдин — во Владивостоке он начал строить суда, паровые котлы и нефтецистерны. К тому времени дуговая сварка утвердилась во всем мире, но оборудование для нее Советам пришлось покупать за границей. Чтобы исправить положение, в Киеве в 1934 году был создан Институт электросварки, который возглавил 64-летний академик Евгений Оскарович Патон. Еще в юности узнав об опытах Бенардоса, он посвятил всю жизнь повышению качества сварки. В 30-е годы, впрочем, казалось, что это качество и так достаточно высоко. Но тут в Европе внезапно обрушилось несколько сварных мостов; тысячи цистерн, баков, железнодорожных вагонов были списаны из-за трещин в сварных конструкциях. Инженеры всех стран бились над разгадкой, но нашел ее академик Патон. Он обнаружил, что сварка на воздухе делает металл хрупким, и, чтобы решить эту проблему, по давно забытому методу Славянова стал защищать привариваемую поверхность слоем флюса. В 1937 году в СССР был создан первый в мире сварной памятник — "Рабочий и колхозница" Веры Мухиной.
ex_a_moskale111
September 12 2007, 11:08:52 UTC 11 years ago