Читаю увлекательную книгу Руднев В.П. "Характеры и расстройства личности", написанную весьма живо и вообщем-то понятно для неподготовленного читателя.
Одна из основных мыслей книги заключается в том, что между конкретным Я (с присущим ему характером) и реальностью встает основной свойственный этому характеру механизм защиты, который, искажая реальность, тем самым приспосабливает ее к воспринимающей ее личности. Следы этих искажений и приспособлений обнаруживаются как в бытовом поведении, так и в художественных текстах, в стилистической ткани которых можно найти соответствующие характерологические сигналы.
В книге исследуются такие личностные расстройства и психопатологические феномены, как депрессия, паранойя, галлюцинации, персекуторный бред и бред величия.
А заголовки то какие! Все на живых примерах: "Истерический идискурс в русской литературе"..
Впечатлительным людям (подобным герям "Трое в лодки, не считая собаки" Джером-Джерома) читать не советую!
Итак, сначала краткий реферат по теме:
Главный механизм защиты шизоида — отрицание. Шизоид ищет не подтверждения истины, которая уже есть (именно этим занимается параноик), он скорее опровергает устоявшиеся истины и занят поиском новых. И, конечно, щизоиду мало одного означаемого с бесконечным числом означающих. Шизоиду нужна большая система означаемых, сопоставимая с числом означающих.
Параноику важно защитить себя подтвержденной информацией. Шизоиду важно защитить себя отвергнутой информацией.Чему противостоит паранойя? Паранойя противостоит — депрессии. Главный механизм защиты параноика это проекция.
Это еще не все...
Есть мнение, что шизофреник не различает высказывание и метавысказывание.Свою идею о неразличении шизофреником различных уровней коммуникации Бейтсон иллюстрирует дзенской притчей, когда учитель заносит палку над головой ученика и говорит: "Если ты скажешь, что эта палка реальна, я ударю тебя. Если ты скажешь, что эта палка нереальна, я тоже ударю тебя. Если ты ничего не скажешь, я тоже ударю тебя". В отличие от ученика, который догадывается вырвать палку из рук учителя, шизофреник оказывается в безвыходном положении. Что ни скажешь, все будет плохо.
А вот Лакан говорит, что мол обратите внимание, сколько в нормальных субъектах, а следовательно и в нас самих, происходит вещей, которые мы постоянно стараемся не принимать всерьез. Вполне возможно, что главная разница между нами и психически больными в этом и состоит. Именно поэтому в глазах очень многих, даже если они не отдают себе в этом отчет, психически больной — это воплощение того, к чему может привести привычка принимать вещи всерьез.
Рассел предполагает, что нормальный человек способен различать уровень высказывания и уровень метавысказывания.
В параноидном или парафренном сознании все тотально символично, каждое высказывание в принципе имеет отношение ко мне, хочу я этого или нет. И в этом смысле не может вставать вопрос об уровнях понимания высказывания — каждое высказывание воспринимается a priori серьезно.
По Кемпинскому, главной чертой шизофренической космологии является фантастика и магия. Шизофренический мир наполняют таинственные энергии, лучи, силы добрые и злые, волны, проникающие в человеческие мысли и управляющие человеческим поведением. В восприятии больного шизофренией все наполнено божеской или дьявольской субстанцией. Материя превращается в дух. Из человека эманируют флюиды, телепатические волны. Мир становится полем битвы дьявола с богом, политических сил или мафии, наделенных космической мощью. Люди являются дубликатами существ, живущих на других планетах, автоматами, управляющими таинственными силами.
В случае паранойяльной проекции, сверхценных идей, бреда отношений, любовного бреда (эротомании) актуализируется прежде всего аксиологическая модальность, т.е. аксиологические операторы меняются местами (на место "хорошего" становится "плохое" и vice versa).
Я люблю его — Я не люблю его — Я ненавижу его — Он ненавидит меня (паранойя)
Я люблю его — Не я люблю его — Она любит его (бред ревности)
Я люблю его — Я люблю не его — Я люблю ее — Она любит меня (эротомания)
из Freud
В сущности, граница между паранойей и параноидной шизофренией фактически совпадает с границей между аксиологическим и алетическим. Когда в сознании больного имеется представление о том, что "все следят за ним, все задумали против него плохое" и т.д., то это гротескно выраженная аксиология, когда же к этому добавляется, что "я вижу, что все, что написано в газетах, написано про меня, и все телевизионные передачи посвящены мне, и я слышу голоса, которые мне угрожают, и вижу персонажей, которые хотят меня убить", то это подключается алетический план, и здесь мы имеем дело уже с экстраекцией и, стало быть, с явственным психотическим миром. При паранойе все вектора, идущие от мира к Я, как бы сужаются в одной точке, при шизофрении, наоборот, они расширяются до бесконечности.
Под катом ссылки на чтение (оглавление)
Часть I. ПАТОГРАФИЯ ХАРАКТЕРА.. 3
Глава 1. МОДАЛЬНОСТИ, ХАРАКТЕРЫ И МЕХАНИЗМЫ ЖИЗНИ. 3
Матрица 3. Модальности и характеры.. 7
ХАРАКТЕРЫ И МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ... 7
Матрица 4. Характеры и механизмы защиты.. 9
ХАРАКТЕРЫ, МОДАЛЬНОСТИ И МЕХАНИЗМЫ ЖИЗНИ.. 9
Глава 2. ПОЭТИКА НАВЯЗЧИВОСТИ.. 12
Обсессивный дискурс I Юрий Олеша. 15
Обсессивный дискурс II Владимир Маяковский. 15
Обсессивный дискурс III Даниил Хармс. 18
Обсессивный дискурс IV Владимр Сорокин. 19
ИСТОКИ ОБСЕССИВНОГО ДИСКУРСА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. 19
ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ ОБСЕССИВНОГО ДИСКУРСА.. 22
ЦВЕТНОЙ МИР ИСТЕРИЧЕСКОГО ДИСКУРСА.. 28
ИСТЕРИЧЕСКИЙ ДИСКУРС ИГОРЯ СЕВЕРЯНИНА.. 29
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ КАК ПАРАДИГМА ИСТЕРИЧЕСКОГО ДИСКУРСА.. 32
ИСТЕРИЧЕСКИЙ ДИСКУРС В ПРОЗЕ: ИВАН БУНИН.. 33
ИСТЕРИЧЕСКИЙ ДИСКУРС В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА.. 35
ИСТЕРИЧЕСКИЙ ДИСКУРС В ФОЛЬКЛОРЕ. 38
ИСТЕРИЧЕСКИЙ ДИСКУРС СЕГОДНЯ.. 40
Глава 4. ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ ДИСКУРС. 40
ПОЭТИКА НАСИЛИЯ: КОНДРАТИЙ РЫЛЕЕВ. "ДУМЫ". 41
ЭПИЛЕПТОИДНОЕ ТЕЛО БЕЗ ОРГАНОВ: САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. "ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА". 43
ГРУБАЯ ЭРОТИКА И НЕПРИСТОЙНОСТЬ: ГАЙ ВАЛЕРИЙ КАТУЛЛ.. 46
УТОНЧЕННЫЙ ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ ДИСКУРС: "МАДАМ БОВАРИ" ФЛОБЕРА.. 46
ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ ЭПИЛЕПТОИДНОГО ДИСКУРСА.. 47
Часть вторая. МЕТАПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РАССТРОЙСТВ.. 48
ДЕПРЕССИЯ И ДЕСЕМИОТИЗАЦИЯ.. 50
ДЕПРЕССИВНЫЙ ДИСКУРС В РОМАНЕ ГОНЧАРОВА "ОБЛОМОВ" 55
Глава 7. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ГАЛЛЮЦИНАЦИЙ. 62
Глава 8. БРЕД ВЕЛИЧИЯ: ОБ ЭКСТРАЕКТИВНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ. 68
Приложение. МЕТАФИЗИКА РЕКЛАМЫ... 74
night_sacrifice
December 15 2007, 06:22:51 UTC 11 years ago
hvac
December 15 2007, 18:30:45 UTC 11 years ago
stariknavy
December 15 2007, 08:58:58 UTC 11 years ago
hvac
December 15 2007, 18:28:08 UTC 11 years ago
Вот где-то так.А вообще я не специалист, поэтому для развития и читаю такую книгу, довольно понятную если смотреть примечания.