Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Патография и метапсихология -1

Читаю увлекательную книгу Руднев В.П. "Характеры и расстройства личности", написанную весьма живо и вообщем-то понятно для неподготовленного читателя.

Одна из основных мыслей книги заключается в том, что между конкретным Я (с присущим ему характером) и реальностью встает основной свойственный этому характеру механизм защиты, который, искажая реальность, тем самым приспосаблива­ет ее к воспринимающей ее личности. Следы этих искажений и приспособлений обнаруживаются как в бытовом поведении, так и в художественных текстах, в стилистической ткани которых можно найти соответствующие характерологические сиг­налы.

В книге исследуются такие личностные расстройства и психопатологические феномены, как депрессия, паранойя, галлюци­нации, персекуторный бред и бред величия.

А заголовки то какие! Все на живых примерах: "Истерический идискурс в русской литературе"..

Впечатлительным людям (подобным герям "Трое в лодки, не считая собаки" Джером-Джерома) читать не советую!

Итак, сначала краткий реферат  по теме:

Главный механизм защиты шизоида — отрицание. Шизоид ищет не под­тверждения истины, которая уже есть (именно этим занимается параноик), он скорее опровергает устоявшиеся истины и занят поиском новых. И, ко­нечно, щизоиду мало одного означаемого с бесконечным числом означаю­щих. Шизоиду нужна большая система означаемых, сопоставимая с числом означающих.

Параноику важно защитить себя подтвержденной информацией. Шизоиду важно защитить себя отвергнутой информацией.Чему противостоит паранойя? Паранойя противостоит — депрессии. Главный механизм защиты парано­ика это проекция.

Это еще не все...

Есть мнение, что шизофреник не различает высказывание и метавысказывание.Свою идею о неразличении шизофреником различных уровней коммуника­ции Бейтсон иллюстрирует дзенской притчей, когда учитель заносит палку над головой ученика и говорит: "Если ты скажешь, что эта палка реальна, я ударю тебя. Если ты скажешь, что эта палка нереальна, я тоже ударю тебя. Если ты ничего не скажешь, я тоже ударю тебя". В отличие от ученика, ко­торый догадывается вырвать палку из рук учителя, шизофреник оказыва­ется в безвыходном положении. Что ни скажешь, все будет плохо.

А вот Лакан говорит, что мол  обратите внимание, сколько в нормальных субъектах, а следова­тельно и в нас самих, происходит вещей, которые мы постоянно стараемся не принимать всерьез. Вполне возможно, что главная разница между нами и психически больными в этом и состоит. Именно поэтому в глазах очень многих, даже если они не отдают себе в этом отчет, психически больной — это воплощение того, к чему может привести привычка принимать вещи всерьез.

Рассел предполагает, что нормальный человек способен различать уровень высказывания и уровень метавысказывания.

В па­раноидном или парафренном сознании все тотально символично, каждое высказывание в принципе имеет отношение ко мне, хочу я этого или нет. И в этом смысле не может вставать вопрос об уровнях понимания высказы­вания — каждое высказывание воспринимается a priori серьезно.

По Кемпинскому,  главной чертой шизофренической космологии является фантас­тика и магия. Шизофренический мир наполняют таинствен­ные энергии, лучи, силы добрые и злые, волны, проникающие в человеческие мысли и управляющие человеческим поведением. В восприятии больного шизофренией все наполнено божеской или дьявольской субстанцией. Материя превращается в дух. Из человека эманируют флюиды, телепатические волны. Мир стано­вится полем битвы дьявола с богом, политических сил или ма­фии, наделенных космической мощью. Люди являются дублика­тами существ, живущих на других планетах, автоматами, управ­ляющими таинственными силами.

В случае паранойяльной проекции, сверхценных идей, бреда отношений, любовного бреда (эротомании) актуализируется прежде всего аксиологическая модальность, т.е. аксиологические операто­ры меняются местами (на место "хорошего" становится "плохое" и vice versa).

Я люблю его — Я не люблю его — Я ненавижу его — Он ненавидит меня (паранойя)

Я люблю его — Не я люблю его — Она любит его (бред ревности)

Я люблю его — Я люблю не его — Я люблю ее — Она любит меня (эротомания)

из Freud

В сущности, граница между паранойей и параноидной шизофренией фак­тически совпадает с границей между аксиологическим и алетическим. Ког­да в сознании больного имеется представление о том, что "все следят за ним, все задумали против него плохое" и т.д., то это гротескно выражен­ная аксиология, когда же к этому добавляется, что "я вижу, что все, что на­писано в газетах, написано про меня, и все телевизионные передачи по­священы мне, и я слышу голоса, которые мне угрожают, и вижу персона­жей, которые хотят меня убить", то это подключается алетический план, и здесь мы имеем дело уже с экстраекцией и, стало быть, с явственным пси­хотическим миром. При паранойе все вектора, идущие от мира к Я, как бы сужаются в одной точке, при шизофрении, наоборот, они расширяются до бесконечности.

Под катом ссылки на чтение (оглавление)

ОТ АВТОРА.. 2

Часть I. ПАТОГРАФИЯ ХАРАКТЕРА.. 3

Глава 1. МОДАЛЬНОСТИ, ХАРАКТЕРЫ И МЕХАНИЗМЫ ЖИЗНИ. 3

МОДАЛЬНОСТИ.. 3

Матрица 1. Модальности. 3

ХАРАКТЕРЫ... 4

Матрица 2. Характеры.. 5

МОДАЛЬНОСТИ И ХАРАКТЕРЫ... 5

Матрица 3. Модальности и характеры.. 7

ХАРАКТЕРЫ И МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ... 7

Матрица 4. Характеры и механизмы защиты.. 9

ХАРАКТЕРЫ, МОДАЛЬНОСТИ И МЕХАНИЗМЫ ЖИЗНИ.. 9

Глава 2. ПОЭТИКА НАВЯЗЧИВОСТИ.. 12

ОБСЕССИЯ И ЧИСЛО.. 13

Обсессивный дискурс I Юрий Олеша. 15

Обсессивный дискурс II Владимир Маяковский. 15

Обсессивный дискурс III Даниил Хармс. 18

Обсессивный дискурс IV Владимр Сорокин. 19

ИСТОКИ ОБСЕССИВНОГО ДИСКУРСА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. 19

ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ ОБСЕССИВНОГО ДИСКУРСА.. 22

ОБСЕССИЯ И КУЛЬТУРА.. 23

Глава 3. АПОЛОГИЯ ИСТЕРИИ. 24

АПОЛОГИЯ ИСТЕРИИ.. 26

ЦВЕТНОЙ МИР ИСТЕРИЧЕСКОГО ДИСКУРСА.. 28

ИСТЕРИЧЕСКИЙ ДИСКУРС ИГОРЯ СЕВЕРЯНИНА.. 29

МИРРА ЛОХВИЦКАЯ.. 31

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ КАК ПАРАДИГМА ИСТЕРИЧЕСКОГО ДИСКУРСА.. 32

ИСТЕРИЧЕСКИЙ ДИСКУРС В ПРОЗЕ: ИВАН БУНИН.. 33

ИСТЕРИЧЕСКИЙ ДИСКУРС В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА.. 35

ИСТЕРИЧЕСКИЙ ДИСКУРС В ФОЛЬКЛОРЕ. 38

ИСТЕРИЧЕСКИЙ ДИСКУРС СЕГОДНЯ.. 40

Глава 4. ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ ДИСКУРС. 40

ПОЭТИКА НАСИЛИЯ: КОНДРАТИЙ РЫЛЕЕВ. "ДУМЫ". 41

ЭПИЛЕПТОИДНОЕ ТЕЛО БЕЗ ОРГАНОВ: САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. "ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА". 43

В ЗАЩИТУ ИУДУШКИ.. 45

ГРУБАЯ ЭРОТИКА И НЕПРИСТОЙНОСТЬ: ГАЙ ВАЛЕРИЙ КАТУЛЛ.. 46

УТОНЧЕННЫЙ ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ ДИСКУРС: "МАДАМ БОВАРИ" ФЛОБЕРА.. 46

ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ ЭПИЛЕПТОИДНОГО ДИСКУРСА.. 47

Часть вторая. МЕТАПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РАССТРОЙСТВ.. 48

Глава 5. АНАЛИЗ ДЕПРЕССИИ. 48

ДЕПРЕССИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ. 48

ДЕПРЕССИЯ И ДЕСЕМИОТИЗАЦИЯ.. 50

ДЕПРЕССИВНОЕ ВРЕМЯ.. 54

Приложение. 55

ДЕПРЕССИВНЫЙ ДИСКУРС В РОМАНЕ ГОНЧАРОВА "ОБЛОМОВ" 55

Глава 6. ЯЗЫК ПАРАНОЙИ. 56

треугольник Фреге: 57

Глава 7. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ГАЛЛЮЦИНАЦИЙ. 62

ЭКСТРАЕКЦИЯ И ПРОЕКЦИЯ.. 62

ЭКСТРАЕКЦИЯ И ШИЗОФРЕНИЯ.. 63

ЭКСТРАЕКЦИЯ И МОДАЛЬНОСТЬ. 65

Глава 8. БРЕД ВЕЛИЧИЯ: ОБ ЭКСТРАЕКТИВНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ. 68

I 68

II 69

III 70

IV.. 70

Приложение. МЕТАФИЗИКА РЕКЛАМЫ... 74

I 74

II. ПО-НАШЕМУ ЭТО ШОК! 77

ЛИТЕРАТУРА.. 79

СОДЕРЖАНИЕ

почему-то всегда кажется, что у больных психически людей просто сбиты некие настройки, и они видят мир так, как нам не дано... ну, допустим, покрывало Изиды для них немношко по-другому скомкано.
у меня почему-то такое мнение сложилось, что при желании психиаторы у любого современного городского жителя могут какие-то отклонения найти.Потому что до сих пор не пришли к единому знаменателю, что есть норма.
извините, а что обозначает термин "метавысказывание"?
Ну я понял так, мол когда Вы шутя кому-то говорите -"я тебе голову оторву", нормальный человек якобы из контекста беседы поймет, что это шутка,в данном примере метавысказывание. а невротик воспримет все буквально, что Вы и вправду собрались ему голову отрывать.
Вот где-то так.А вообще я не специалист, поэтому для развития и читаю такую книгу, довольно понятную если смотреть примечания.