Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Второй и Третий Рим

В 1261 году Михаил Палеолог вышвырнул из Константинополя крестоносных оккупантов и восстановил империю с ее имперской столицей. Это не вызвало всеобщего восторга, но было признано всеми без звука, в том числе и на Западе. Последние же два столетия Византийской империи до турецкой оккупации — это непрерывная агония, сокращение территории. Однако даже несчастный Константин XI Драгас, павший при защите Константинополя (доказав, что он был достоен пурпурной обуви), владевший небольшим участком земли вокруг столицы, несколькими островами Эгейского моря и небольшим кусочком в южной Элладе, безусловно, оставался для всех василевсом — в латинизированной форме, следовательно, императором.
Более того, несмотря на то, что за имперской столицей все охотились, пожалуй, имперская идея почти на два века продлила жизнь Византии, которая, не будь она империей, прекратила бы свое существование, видимо, раньше. Византия XIV-XV веков — противоестественная держава, однако она живет.

Византийцы сохpаняли импеpию столько, сколько оставалось сил у импеpского этноса «pомеев». Может быть, у них будут свои непpиятности на Стpашном Суде, но свой национальный долг они выполнили, что могут смело свидетельствовать пеpед Твоpцом.


На протяжении многих веков люди прекрасно улавливали различия между императором и просто монархом. Например, величайший из исландцев Снорри Стурлуссон в своей «Младшей Эдде» детально разбирает, какие кенниги (то есть эпитеты, иногда с оттенком славословия) полагаются императору, какие — только конунгу, королю, какие могут доставаться ярлу, и так далее.
Теперь присмотримся к самому титулу императора. «Imperium» — это вообще высшая власть в Риме еще республиканского периода. Кстати сказать, это являлось только почетным титулом главы государства. Как лицо уважаемое он был императором, но императором не работал. По должности он был принцепсом, «первенствующим», подразумевалось первоначально — первенствующим в сенате.


Унивеpсальность импеpии сознавалась всегда. До восстановления Западной импеpии Каpлом Великим для западных хpистиан импеpатоpом был византийских василевс. Оттуда: Константинополь — Новый Pим. Пятый вселенский собоp пpизнает pавенство чести pимского и константинопольского епископов, так как последний -епископ цаpского гоpода. Оттуда же, после захвата Константинополя туpками, Москва становится Тpетьим Pимом.

Интересно, что когда после большого интервала на Западе была воссоздана империя (800 год, коронация Карла Великого), cовершенно спокойно продолжали пользоваться наименованиями «западный император» и «восточный император». Хотя, конечно, налицо были разные государства, и не самые дружественные — империя Каролингов и Византия. Но в сознании народов империя оставалась единой. По сути дела, несмотря на разделение церквей, эта традиция сохранялась вплоть до гибели Константинополя.

Идею импеpскую,  Pоссия пpиняла из pук погибшей Константинопольской импеpии в цаpствование великого создателя нашей деpжавы Иоанна III. Интеpесно, мы — единственная стpана, где нет памятника ее основателю? И, конечно, дело было не в бpаке с Софией Палеолог (импеpию в пpиданое получить даже pусским не удалось бы).А усобицы 15 века — это борьба двух сторон за создание империи: Московии и Литвы.

время сильных республик еще не пришло тогда
поэтому абсолютистская империя имела больше шансов
а демократическая Польша и Литва (тогда они еще не были единым целым, но очень скоро стали) - проиграли в этой борьбе за первенство
в долгосрочной перспективе
"..Польская земля — это прибежище людей со всего света. Ибо подобно тому, как на корабле вся грязь стекает в трюм, а на дворе — в лужу, так и в Польскую землю сходятся и свободно там живут всех народов злыдни: разбойники, воры, изменники, еретики, всякие преступники. И вдобавок [приходят туда] и целые бродячие народы. Оттого-то и сложены латинские стихи:

Польша — это новая Вавилония,
Немцев, цыган, армян и шотландцев колония,
Рай — для евреев, ад — для крестьян,
Клад для чужеземцев и бродяг из всех стран.
Земля ее — прибежище для людей всего мира,
А для расточителей — корчма и квартира.
Сеймы собираются непрестанно,
Люди волнуются постоянно,
Чужеземцы ею управляют,
А все народы ее презирают

...у поляков ни одно сословие не может быть довольно своим жребием, ни земледельцы, ни посадские люди, ибо господа их мучают и безнаказанно убивают, евреи терзают их, как бесы, а воины поедают их с кожей и с костями. А на Руси их никто не притесняет...
...на Руси есть [только] один господин, который располагает жизнью и смертью [подданных]. А у поляков сколько властелей — столько королей и тиранов, сколько бояр — столько судей и палачей. Всякий может убить крестьянина, и никто с него не спросит и не накажет за это. ...
...если на Руси бывают в тягость корчемные откупы и монополии одного [только] великого государя, [то] у поляков и в Литве существуют еще более тяжелые монополии в боярских городках и селах. Ибо везде или еврее — откупщики сидят, или сам боярин раздает холопам вонючее питье, которое они выливают в помойку, но однако же должны [за него] платить.

да, читал-читал...
со стороны демократия дика и смешна
действительно - какой-то сейм постоянно собирается
качают права
король не может ни приказать, не преемника назначить по-человечески
вертикали никакой

всякий мог убить крестьянина в Польше, но на это был все же суд
в России же - конечно не всякий
тут преимущественное право у представителей вертикали
интересно, что это право сохранилось до сих пор практически в неизменном виде
представитель может выехать, например, на личном авто и убить на улице крестьянина и ему ничего не будет, никто не спросит и не накажет за это
Это сейсчас , в условиях химеры безсубьектной.А такие как Салтычиха или Жиль Блаз (Синяя борода)-были единичными экстраординарными проявлениями.Недаром в памяти то и остались..
Вообще демократия реальная возможна только на уровне полиса.Не буду цитировать Аристотеля и Платона.Давно все сказано.
Есть просто правый и левый проект.Правый -это общий образ будущего,общая аксиология, естественная иерархия,открытое целепологание.Левый -(что Маркс, что Фридман. без разницы) -это сокрытие истинных целей кукловодов, ложь тотальная и извращение нормальных видов устройства социума, власть отребья, дасу(по Аристотелю вместо демократии -охлократия, вместо власти лучших -олигархия,вместо суверена -тиран), оскотинивание людей,то есть сатанизм под видом капитализма/социализма (по меткому определению Лосева)который начал свое шествие 500 лет назад
ну да... но полисная демократия - это уж утопия сейчас

хотя живут люди в небольших городках
по сути - самоуправляются, работает муниципалитет
федеральных чиновников практически не видят
но все это происходит в европе
Наша беда в извращенном, откоммунизденном культурном ландшафте.Разрушена структура жизни для человека.В России в городах жили люди в своих домах.Это архетип другой совсем.Многое от этого, от нашей "барачной"(многоэтажки спальных районов-те же бараки) культуры лагерного типа.
К примеру -Пруссия была житницей Европы.Отлаженный быт.А сейсчас?
Или даже сравнить лесопасадки в Эстонии и Ленинградской области.Все то же самое -климат и.т.п.но разительные отличия.
И так везде впрочем, в мире, где Ленины-Пол Поты дорвались до власти и имел место отрицательный отбор.
примерно то же самое писали про Виргинию. Но именно там ковалась "новая, невиданная империя"

идея абсолютной империи мне не очень нравится - это зацикливание на абсолютности власти, абсолютности политического, создателем русской империи (или её крёстным папой) можно и первого русского кесаря назвать

для римлян были хотя бы какие-то оправдания - абсолютность политического была суровой традицией общественной жизни города, институты и целая культура, порождавшая идеалистов, которые могли наполнять эти институты, всё это как-то компенсировали
на востоке и культуру и институты быстро разъело
варвары запада не смогли толком воспроизвести империи (хотя родили много чего новенького)
могли ли это сделать варвары востока, которые даже воздуха настоящей римской цивилизации не нюхали?
тут иные историки пишут, что вся империя Ивана Третьего и его сына - это подражание не столько уже Византии, сколько Империи Западной, все творцы русской империи насквозь западники и не зря творчество Петра Алексеевича в этом ряду выделяют - больше двух поколений прошло до крушения проекта, но тоже...

литвины наверное преследовали более узкие цели банальной гегемонии в регионе, не особо прислушиваясь к мифотворчеству своих руських региональных элит, почему и проиграли...