У ФМ книжка есть -что бывает когда раб власть получает."Село Степанчиково и его обитатели"
Нравственность человека зависит не от наличия денег в кармане,а от эмпатии второго порядка.В смысле способности воспринимать чужую боль.
Ну а пролу и серву не до тонких чувств, ясен пень, на пустой желудок не о "нравственном законе внутри внутри" и "звездном небе над нами" думается.
Есть детская книжка отличная про "бедных" людей - "Маленький оборвыш", которую надо в детстве одной из первых читать.Потом уже никакая туфта не воспринимается слащаво-глупая.
Достоевский конечно и не "жандарм" и не "карбонарий".
Да и глупа такая дихотомия.Какой чиновник не мечтает продать Родину? А какой карбонарий не мечтает пойти на службу в жандармы?
Можно вспомнить строки из мемуаров левака Че Гевары, где он описывал, как капитаны и майоры революционной армии, освободив очередную провинцию на Кубе, просили себе должности сборщиков налогов, с тех же крестьян, которых освободили. И более современное блядство, которое творится в Венесуэле военными (и результаты референдума тут показательны), правда, там по другому нельзя..
Достоевский, как гений, в художественном каноне, пытался осветить интуитивно видные и понятные ему вещи:
Первое -это то, что мы живем не в естественном мире, но во Второй природе. В инфраструктуре, созданной руками человека. А человек. Что ж, человек. Errare humanum est.
Человек - система, во-первых, с непросчитанными до конца свойствами, а во-вторых, с недокументированными функциями, да и склонная к "греху", т.е. ошибке, сбою подпрограмм. Функции эти порой очень полезны, но если кто-то применит их в злых целях. Ломать-то не строить. Не только душа не болит, но даже и Второе начало термодинамики помогает.И чем дальше, тем эти эффекты будут проявляться сильнее.Предчувствовал это писатель..
Второе -"дасу", подонки поднятые на верхушку властной пирамиды со дна искусственным путем, оказываются сверхагрессивными и гораздо более жестокими, чем естественные доминанты. Причиной тому является огромный заряд естественного страха "подонка" в сочетании с безнаказанностью от полноты полученной власти.
Третье -ни технический, ни культурный прогресс не делает человека лучше.Нравственное развитие человека зависит от развития рефлексий второго порядка, эмпатии, способности воспринимать чужую боль как свою.Чем человек развитей, тоньше, дальше прошел в нравственном развитииа-тем больше ему боли достается.Обратная связь такая с Творцом -через боль, страдания, смерть.