Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Кровь и почва

Морис Баррес: «Une nation, c`est la Terre et les Morts». В переводе примерно так: «Нация – это земля, на которой мы искони живём и которой отдаём свои жизни».

В последней четверти XIX в. «старый освободительный и объединяющий национализм» уступил место крайним формам «абсолютного национализма». Начинались разговоры об изгнании меньшинств, о  «предательстве» тех, кто не отвечал догматическим определениям самих националистов.

Возможно, именно в империалистической Германии особенно привились понятия Blut und Boden то есть "кровь и почва"' .

Но Самых пылких адвокатов «интегральный национализм» нашел во Франции, в трудах Мориса Барреса (см. ниже) и Шарля Морраса (1868-1952), ставших в 1899 г. соучредителями движения «Аксьон франсез». Они выступали за Францию только для французов, причем для лояльных, коренных французов-католиков. Баррес, депутат от Мозеля, всю жизнь боролся за возвращение Эльзас-Лотарингии.

Ero книга Les Déracinés ("Беспочвенники", 1897 г.) породила самоё представление о не имевших корней и потому бесполезных членах общества. Вскоре эта идея была обращена и против евреев. В книге «La Colline inspiree» («Вдохновенный холм», 1913 г.) отстаивалась идея, что быть французом — значит быть католиком.

Выдающийся писатель и право-националистический идеолог М. Баррес (1862-1923), автор романов "Свободный человек" (1889), "Сад Береники" (1891), трилогии "Роман на­циональной энергии", одна из частей которого называлась "Лишенные почвы" (1897), был автором термина "укоренение" (racinement) и, соответственно, производных от него,

Моррас сыграл ведущую роль в движении антидрейфусаров, а позднее поддерживал Петена в вишистской Франции. Постепенно язык его работ приобретает такой экстремизм, что в 1926 г. они помещаются в католический «Индекс запрещенных книг».

"Абсолютный национализм" повлиял на все национальные движения периода «fin de siécle» — конца XIX в.

Помимо Германии и Франции он оказал сильное воздействие на Польшу, где характерным в этом отношении было Национальное демократическое движение Романа Дмовского (1864—1939).

В Италии его исповедовали ирредентисты, такие как Габриэль д'Аннунцио (1863-1938), стремившиеся отобрать у Австрии Триест и Южный Тироль.

В России "абсолютный национализм" отвергал всех, кто не соглашался, что быть русским — значит быть православным.

В Великобритании он наблюдался у тех, кто приравнивал британское к английскому.

В Ирландии он был представлен как протестантами Ольстера, утверждавшими, что Ольстер — не место для католиков, так и экстремистами среди ирландских католиков, которые рассматривали всех протестантов и англо-ирландцев как агентов иноземного владычества.

Среди евреев оно представлено тем крылом сионизма, которое считает Палестину не только убежищем для угнетаемых евреев, но и землей для «еврейского государства», где неевреев будут только терпеть.

Некоторые политологи даже поддались искушению приписывать Западной Европе «умеренные, гуманные и либеральные» формы национализма, а национализм в Восточной Европе характеризовать как «нетерпимый, этнический». Эта классификация явно несправедлива. В Западной Европе достаточно нетерпимого, этнического национализма: от ИРА до фламандского Отечественного фронта. Многие же национальные движения в Восточной Европе равно включают и «незападные», и «западные» элементы. Просто эти ярлыки не работают.

У поляков национализм развился особенно рано и созрел во времена Наполеона. В польском национализме было мало экономических соображений, но только желание сохранить культуру, самобытность и честь.

Польское национальное движение имело самую долгую историю, самые надежные верительные грамоты, особое упорство, самый жесткий пресс и наименьший успех. Оно вело свое начало от антирусских конфедераций XVIII в.

Реально Польша потеряла самостоятельность в 1717 г. и служила объектом приколов и насмешек для "просветителей" в течении всего XVIII в.

И каждому поколению поляков, от разделов Польши до второй мировой войны, сопутствовало восстание: в1733 г., 1768 г., 1794 г., 1830 г., 1848 г., 1863 г., 1905 г., 1919 г., 1944 г.

Эти восстания вдохновлялись мистическими образами романтической поэзии, убеждением, что у Польши — этого «Христа народов» будет свой Третий день:

Хвала Тебе, Христе Господи!

Народ, который шел по Твоим путям,

Страдал по Твоему примеру,

С Тобой отпразднует Воскресение

После ВМВ , польская армия генерала Андерса, которая пробилась в Северную Италию, насчитывала несколько сот тысяч солдат и прибившихся к ним людей, которым некуда было возвращаться, поскольку их родные места оказались в СССР. В 1946 г. их пришлось отправить в Англию, где они пополнили Польский корпус подготовки к расселению и ассимиляции. По иронии судьбы в Англии их соединили с бывшими членами дивизии СС Галичина, зверски уничтожавшим поляков на Волыни.