«Если в написании современной истории станешь наступать Истине на пятки, она может выбить зубы»
сэр Уолтер Рэлей ( в ожидании смертного приговора )
События прошлого можно изображать в любом масштабе, с любой степенью приближения.Все прокатит, если конечно следовать совету сэра Уолтера. Можно написать историю Вселенной на одной странице, а можно описать жизненный цикл мухи-однодневки в сорока томах.
Очень известный историк, окормляющийся на дипломатии 1930-х годов, написал книгу о Мюнхенском кризисе и его последствиях (1938-1939); вторая книга называлась «Последняя неделя мира», а третью он назвал «31 августа 1939 года». Его коллеги понапрасну ждали, когда же он напишет завершающую книгу — «Минута до полуночи». Это пример новейшего стремления "знать" все "больше и больше"... о все меньшем и меньшем.
Ясно, что парню надо было как-то жить без проблем с ЛЮДЬМИ и иметь на хлеб с маслом, " не наступая Исине на пятки"
При написании истории можно выбрать любой масштаб изображения. Народ досканально и довольно бессовестно обсасывает дела за пределами оптического диапазона.Трою ищет...и что интересно "находит" !
И если исторические монографии все больше и больше ограничивают угол зрения, то "серьезные" общие обзоры давно уже установили стабильный масштаб изображения: несколько сот страниц на век.
Для многих историков, Европа — это земля обетованная, а европейцы — народ избранный. И путь европейского развития - образец для подражания (аксиома)
Последние 200 лет историю Европы часто путают с наследием западной цивилизации. В самом деле, сложилось впечатление, что все западное — цивилизованно, что все цивилизованное — на Западе. В продолжение этой логики (или просто по умолчанию) все сколько-нибудь восточное, или Oriental — начинают считать отсталым или низшим, а следовательно, недостойным внимания.
Не все конечно так бессовестны.Вот цитата: «Я, возможно, виноват в том, что ... стараясь сохранить тематическую непрерывность изложения... слишком упростил кое-что... История средневековой Византии по всему своему характеру и содержанию так отличается от истории Западной Европы, что мне показалось разумнее даже и не пытаться ее систематически изложить; во всяком случае я не компетентен писать такой обзор. Я ничего не сказал об истории средневековой Руси, которая слишком далека от избранной мною темы; и сказал, возможно, меньше, чем должен был, об Испании» - человек честно признается, что не в теме о реальных цивилизациях, освещает только европейские легенды о варварах и их "великих королях", хартиях вольности и прочей смешной глупости.
Реальность же такова, что полулюди не знавшие столетиями БАНИ - не могут быть образцом для подражания. Весьма тут показательно, что даже в Версале не было туалетов, и король - солнце никогда не мылся.
Вначале Европы не было. Говорят, что пять миллионов лет существовал лишь безымянный изрезанный полуостров, завершавший, словно фигура на носу корабля, величайший в мире массив суши. К западу от него простирался неосвоенный океан. На юге располагались два соединенных друг с другом внутренних моря, с множеством островов, заливов и своих собственных полуостровов. На севере эпоха за эпохой, растягиваясь и вновь сжимаясь, пульсировала громадная шапка полярного льда, похожая на гигантскую замерзшую медузу. На востоке лежала земля, связавшая полуостров с остальным миром. Оттуда и предстояло прийти всем народам и цивилизациям.
Человекообразные впервые появились на полуострове вместе с отступлением ледников. Что собой представляли гуманоиды-неандертальцы и пещерные люди Кроманьона, нам уже никогда не узнать. Лишь смутно проступают они из оставленных ими ( или не ими ? ) рисунков, поделок, костей.Может быть баски и их дальние потомки ?
Когда льды отступили в последний раз — есть мнение , что всего 12 000 лет назад — появились новые пришельцы с Хартленда. Невоспетые разведчики и первопроходцы протославян - ариев медленно двигались на запад, шли вдоль изгибов побережий, пересекали сушу и моря и в конце концов добрались до самых дальних островов. Величайшее оставшееся от них творение, было возведено на дальнем острове, на самом краю обжитого мира. Но никакие догадки и рассуждения не позволят нам с уверенностью сказать, что воодушевляло этих искусных строителей и как называли они этот великий хоровод камней.
Позже, на другом конце полуострова , наши предки -этруски/расены, создавали общества и цивилизации (ушедшие - как Крит и Рим ), чье влияние мы ощущаем и поныне. Они покорили местных дикарей в бассейне Средиземноморья. Язык пришельцев отличал их от «варваров» — «издающих непонятные звуки». Этот народ создал Рим, и большой и малый.
Потом дикие варвары конечно пытались претендовать на имперское наследие.Но в бане мыться так и не научились ( в отличии от тех же турков и арабов ).