Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Каторга

Так первоначально назывался комплект гребцов галеры, галиота, галеаса или всякого гребного или смешанного типа судна.

Говорят, что в древние века каторгу составляли свободные наемники.

Но мол в последствии каторгу стали пополнять преступниками, затем военнопленными, a в XV—XVI столетиях в европейских флотах появились рабы, которых покупали на африканских рынках (Алжир, Тунис).

Лучшими каторжниками считались турки, негры и далматинцы.

С XV века в турецком флоте каторга в большей степени стала пополняться русскими, уведенными в плен крымцами и проданными в Константинополь. Вследствие их выносливости и силы на них существовал большой спрос и в других государствах Средиземного моря, и турки весьма прибыльно перепродавали их Генуе, Венеции, Франции.

При гибели корабля, в особенности во время боя, прикованная к банкам каторга не могла спастись, если не удавалось разбить кандалы; поэтому она почти всегда гибла с ним. В России каторга комплектовалась солдатами, матросами, военнопленными и осужденными.

"..Участь жертв морского разбоя во все времена была незавидной: рабство, галеры или, если повезет, свобода за разорительный выкуп. В эпоху религиозных войн появилось новшество:
морские разбойники теперь еще и за души боролись.И надо сказать, бизнес был иной раз очень прибыльным.Например, можно сманить христианина-канонира на родной галеас.
Ему - свобода и избавление от галер/работорговцев, берберским корсарам - ценный специалист.
Такие вероотступники были обычным явлением и в огромном количестве служили новоиспеченным "братьям по вере".Они подчас делали хорошую карьеру.Многие даже становились флотоводцами на службе у турок или берберов.
Но бывали и курьезы.Некий капитан попал в плен к берберским корсарам.Он был опытный и толковый моряк.Ему, само собой, предложили перейти в "истинную веру".Капитану галеры не нравились, и он принял ислам,после чего воевал с бывшими единоверцами.Несколько лет спустя он попал к ним в плен.Капитану-отступнику светили даже не галеры, а смертная казнь.Возможно, даже на костре с сырыми дровами.
Но не было бы счастья, да несчастье помогло. Его подросший сын-христианин в это же время воевал на море против "неверных" и тоже попал к ним в плен.Правда,он оказался малым принципиальным и ислам не принял.Потому корсара-отступника казнить не стали, а вместо этого обменяли на его же собственного сына..." (Citato loco)