Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Этруски

У римлян были учителя. Роль, которую сыграли в истории Рима и римской культуры эллины, легко представима, хотя эллинизироваться римляне начали довольно поздно. А вот влияние этрусков римляне испытывали с самого начала своего этногенеза.

Этруски — народ до сих пор загадочный. Все древние авторы считали, что этруски — пришельцы, что они переселились в Италию. Высказывались неоднократно гипотезы, откуда пришли этруски. Все соглашались, что с востока (с Запада в Италию вроде бы неоткуда прийти), однако нигде не найдена бесспорная прародина этрусков, т. е. место, где они жили до переселения в Италию. Есть только гипотетические чисто археологические находки, которые позволяют предполагать, что этруски пришли из Малой Азии и скорее всего с южного ее побережья. Во всяком случае они были первоклассными мореплавателями и не могли этому научиться непосредственно тогда, когда морем пришли в Италию. Есть и другая, менее распространенная, гипотеза, согласно которой прародина этрусков располагалась на Северных Балканах к востоку от Черного моря, где-то на территории нынешних Болгарии и Румынии.

Этрусские тексты, несмотря на множество попыток, до сих пор убедительно не расшифрованы, хотя никто не сомневается, что народ этот говорил и писал на арийском языке. Но от этрусков осталось мало текстов (недостаточно представительная выборка). Естественно, при таких слабых представлениях мы не можем убедительно судить о фазах этногенеза этрусков. Этруски оставляют первые следы в Италии к концу IX в. до н. э., а это время, когда появились и римляне.

Если правы те ученые (их меньшинство), которые считают, что этруски — автохтоны Италии, т. е. этнос, родившийся и всегда живший в Италии, тогда они — старшие современники римлян, но сами унаследовали чью-то более высокую культуру. Тогда этруски — этнос, по не вполне понятным причинам не вышедший из фазы надлома. Этрурия полностью подчинена римлянам уже к III в. до н. э. Последние упоминания об этрусках в римских источниках относятся ко II в. н. э. Однако это может лишь свидетельствовать, что в каком-то из городков Римской империи жила семья, члены коей давно были римскими гражданами и давно говорили только на латыни, но окружающие помнили, что они этрусского происхождения (как на Руси про Годуновых помнили, что они из Орды, хотя это уже очень давно была русская боярская фамилия).

Если же этруски старше, что вероятнее, то самого грандиозного периода их жизни мы не знаем. Скорее всего он прошел вне Италии, а в Италию этруски переселились, вступив в фазу этнического надлома. В этом случае то, что мы знаем об этрусских городах, об этрусской культуре в Италии в VIII-III вв. до н. э., создано ими уже в фазах надлома и инерция, а тогда культуре естественно быть очень высокой.

Есть интересные гипотезы о родстве этрусков. А. С. Хомяков в «Семирамиде» первым предположил, что этруски — если не наши соплеменники, то наша родня, и их название не случайно («этруски» — «это русские»). Над Хомяковым тогда смеялись все, а смеялись зря. Слово «этруски», конечно, не означает «это — русские», но они так себя и не звали. Этрусками или тусками (откуда нынешняя итальянская провинция Тоскана, которая в те времена являлась территорией Этрурии) их звали римляне. Эллины звали их тирренами (откуда Тирренское море). Они были грозными мореплавателями и тирренскими пиратами. Но сами они называли себя «расены», что уже звучит ассоциативно.

Правда, если это звучание не случайно (а выяснить это удастся, лишь убедительно расшифровав этрусские тексты), тогда этруски — родственники не славян, а того народа, который в Средней Европе назывался ругами, а в Восточной Европе — русами, и чей предводитель Одоакр взял Рим. Русы также — одни из основателей общественности и государственности Древней Руси. Но славянами они не были. Они жили совместно со славянами, и их не путали с ними ни византийцы, ни арабы. Кроме того, это был очень древний народ, и исчез он (полностью перестал упоминаться) еще во времена Домонгольской Руси. В «Русской правде» Ярослава Мудрого (середина XI в.) есть оговорка: «Аще ты славянин или русин», четко указывающая, что это — разные этносы. Совершенно не похоже звучат по-славянски и по-русски и названия Днепровских порогов, которые приводит император Константин VII в трактате «Об управлении империей». Кто были русы, мы тоже не знаем. Есть предположение, что они — германцы. Более правдоподобное предположение, что они — иллиро-фракийцы. Если последняя версия верна, тогда оправдано и предположение, что прародиной этрусков является восточное побережье Черного моря, ибо это — фракийский регион.

Итак, этруски нам родня, хотя и достаточно дальняя.

Жили этруски городами-государствами, в каждом из которых был царь и, судя по всему, были заметны (арийская традиция) аристократия и народное собрание. Примерно это же государственное устройство этруски привнесли и в Рим. Три последних римских царя считаются и в римских источниках этрусками, но сейчас можно не сомневаться также, что, за исключением таинственного и малоизвестного первого римского царя Ромула, все остальные римские цари были этруски.

Этруски — не только искусные мореплаватели, но и хорошие строители. Они строили величественные своеобразные храмы. Основной тип римского храма — «тосканский храм» — заимствован римлянами именно у этрусков. Главное отличие этрусского, а затем и римского храма от греческого в том, что он имеет колонный портик только с одной стороны — спереди, со стороны входа, а по периметру колонных портиков нет. Кроме того, этруски создали свой особый ордер, который существует в архитектуре по сей день в числе пяти принятых ордеров и называется «тосканский».

Мы не вполне представляем себе религиозную систему этрусков. У них был сложный пантеон богов, видимо, отдаленно напоминающий греческий, а также и римский. Известно наиболее почитаемое ими божество — повелитель моря Нетон, хотя мы не знаем, действительно ли он являлся верховным божеством в полном смысле этого слова, как Зевс на Олимпе. Позже его заимствовали у этрусков римляне. У них он стал называться Нептун, и в процессе эллинизации получил многие черты бородатого Посейдона.

Этруски уделяли огромное значение заупокойному культу и вообще захоронениям (пожалуй, большее, чем другие индоевропейские народы). Такое отношение к покойникам и к почитанию предков встречалось не часто. Однако культа этрусков мы не знаем и судим, в основном, по тщательности исполнения надгробий, среди которых очень много художественно исполненных. Этруски создавали великолепные саркофаги со скульптурными группами сверху (обычно — лежащими фигурами) и оказали значительное влияние на римскую скульптуру, сильно отличавшуюся от греческой. Этрусский след в ней гораздо более мощный. Этруски, что не удивительно при таком почитании предков, стремились передать черты характера усопшего. Они приближались к созданию портрета. Но в полной мере это удастся лишь римлянам.

Мореплаванию римляне у этрусков научиться не смогли. Несмотря на то, что римляне одерживали победы на морях, мореплавателями они так и остались посредственными. Тем не менее, римляне научились еще кое-чему у этрусков, что позволяет предположить наличие у этрусков необязательно демонизированного, но мрачноватого культа.

Этрусского происхождения гладиаторские бои. Причем у этрусков бой был только парный (одна пара бойцов), и этот поединок являлся частью тризны (он совершался в рамках заупокойного культа). Римляне очень долго сохраняли культовый характер гладиаторских боев. Гладиаторы сражались и убивали друг друга именно на похоронах достаточно знатных и состоятельных римлян. Сравнительно поздно в римской традиции иногда вместо одной пары, начинают сражаться две пары бойцов. Именно в таком виде — в виде поединка — гладиаторские бои попадут на арену, станут зрелищем, перестав быть частью культа, а уже в имперские времена появятся многолюдные гладиаторские сражения.

Возможно, как считают некоторые исследователи (хотя это не господствующая точка зрения, и на Западе она и не могла бы быть господствующей), этруски даже построили Рим, по крайней мере первоначальный Рим — не случайно они там правили. Римляне очень многим обязаны этому народу. Но не всем.

Римляне, действительно, удивительно восприимчивы, о чем свидетельствует и их последующая эллинизация. Иногда складывается впечатление, что римляне были не самостоятельны, у них было мало своего. Кстати, из-за этого, видимо, они успешно сложились в качестве имперского народа.

(Это, между прочим, и русская черта. Русские тоже восприимчивы, однако отсюда никак не следует, что они вообще ничего сами не создали. И когда поэт и литературный критик прошлого века Аполлон Григорьев, человек очень умный и тонкий, сказал: «Пушкин — это наше все», — он имел в виду то, что А. С. Пушкин объемлет все стороны русской культуры и русского характера, но отнюдь не то, что, кроме Пушкина, у русских нет ничего.)

Сitato loco

Спасибо.
Люблю читать Владимира Леонидовича. Бог даст, скоро увижу его.
PS
Эх, ёлки-палки, Махнач-то вон чем наконец-то разродился! историей мировых культур! Надо Джону Петрову ссылочку бросить.
Хороший краткий курс для негуманитариев.
Негуманитарии - тоже ведь люди. :)

Да и гуманитариям некоторым, вроде меня, просветиться не мешает.
Очень интересная статья