Вряд ли можно сомневаться в том, что изучение духовного наследия Северного Кавказа может прояснить южные, причерноморско-кавказские составляющие древнерусской культуры, а может быть, и истоки самого этого имени — Русь, доныне остающегося загадочным, несмотря на все монографии, написанные на эту тему.
Пишет Вячеслав Колоев (о происхождении одного из древних названий проторусичей — «роксоланы».Похоже, что это слово проливает свет на историю происхождения не только русского народа, но и осетин — алан...)
Пути “светлых ариев”
В свое время Михаил Васильевич Ломоносов, чьи труды по истории России хотя и не забыты, но не в должной мере оценены современными учеными, писал: «Не тщетно западные нынешних веков писатели российский народ за роксолан признавают, хотя в том у них и нет доказательства, которые я вывожу в следующих.
Аланов и роксоланов единоплеменство из многих мест древних историков и географов явствует, и разность в том состоит, что алане — общее имя целого народа, сложенное от места их обитания, которое не без основания производят от реки Раа, как у древних писателей слывет Волга. Плиний аланов и роксоланов вместе полагает.
Роксолане у Птолемея переносным сложением аланорси называются. Имена аорси и роксане, или россане у Страбона, точное единство россов и аланов утверждают, к сему достоверность умножается, что они обои славенского поколения были, затем что сарматам единоплеменными от древних писателей засвидетельствованы и потому с варягами-россами одного корня».
Думается, здесь верно все, кроме распространенного во времена Ломоносова отождествления сарматов со славянами.
Сарматы были все же ираноязычными народами. А вот утверждение великого русского ученого о том, что сарматы «одного корня» с варягами-россами (или роксанами, или роксоланами), заслуживает самого серьезного внимания. Как и слова о «единоплеменстве» алан и роксоланов.
Аланы, как известно, — это древнее название предков современных осетин. Происхождение самого слова «алан» убедительно обосновал и истолковал выдающийся отечественный лингвист В.И.Абаев.
Древняя форма этого осетинского слова звучит как ариан и переводится следующим образом: «Мы — арии» (ар — «арий», ан — «мы есть»). В таком случае слово «роксолане» означает «светлые аланы» или «мы — светлые арии». Примерно так же рассуждал и классик евразийства Г.Вернадский, когда выводил название народа росс из двух древнеарийских корней: рокс — «светлый» и ас — самоназвание ариев (его варианты: ос, аз, яс) либо личное местоимение первого лица, «я», еще недавно звучавшее и в русском языке как «аз».
По общим законам лингвистики при соединении этих слов происходит так называемое стяжение и получается росс, «я — светлый». Причем в одном из диалектов осетинского языка «рокс» произносится как «рукс». Очевидно, что от этого варианта могла произойти форма РУСС, а от нее — РУСЬ.
Да, но ведь во времена Киевской Руси Алания и Русь были двумя разными государствами — то соперниками, то союзниками. Можно ли говорить об их тождественности?
Применительно к гораздо более ранней эпохе — можно. Как пишет С.Севостьянов в книге «Осетия и осетины» (составитель К.Челехсаев, с. 122):
«Огромная арийская дуга, начинаясь в Германии и широкой полосой пролегая по России, заканчивается узким, глубоко врезавшимся в Кавказ клином — потомками древних алан. Древние германцы, руссы и аланы, давшие начало современным немцам, русским и осетинам, когда-то составляли единый народ, единый не только обычаями, верой и языком, но и единой кровью ариев — сынов неба («ар» на санскрите означает «небо», «арий» — «сын неба», «человек, сошедший с небес»)».
Я полагаю, что и слово «алан» можно истолковать таким же образом, ведь на аланском языке ал (или уал, уаллаг, вал) — это «небо», ан — «мы есть». Получается: «Мы — небесные». Тот же образный ряд, безусловно, близкий древней религии наших общих предков, почитателей Солнца и Света.
Не случайно даже в современных русском и осетинском языках «хорош» и «хорз» означают одно и то же; не случайно у древних россов был бог Хорс, чье имя понятно и аланам: это «Сын Солнца» (хор — «Солнце», ос — «сын»). Вполне возможно, что эта же основа есть и в слове «храм» (его этимология многим лингвистам представляется загадочной): х(о)р — «Солнце», ам — «здесь»...
У осетин — христиан, сохранивших живую связь и с более древними верованиями предков, глубоко почитается Святой Георгий — Уастырджи. Очевидно, что это не перевод греческого «Георгиос», а нечто более сложное. Так вот, уас в аланском языке означает прежде всего «святой»; тыр — «верх, небо»; а джи — усеченная форма от «джиорджиос», Георгий. В итоге получается «святой небесный Георгий».
А может быть, и несколько иначе: если допустить, что исходной формой тут было слово Ас-тыр-дже(ор), то это можно прочитать как «Сын Небесного Солнца» (ас — «сын», джеор — от геор, хеор, хор — «солнце»). А коль скоро Солнце было главным арийским Божеством, то тут сокрыта формулировка «Сын Божий». Похоже, что христианство в его осетинском (да и в русском) варианте преемственно по отношению к изначальной вере предков...
Есть множество лингвистических примеров, весьма убедительных и имеющих не только чисто историческое, но и вполне «прикладное» значение. Ведь в таком ракурсе становятся понятнее не только общие представления о генетическом родстве наших далеких предков, но и, скажем, те исследования, которые вел в Приазовье Тур Хейердал, искавший здесь истоки германо-скандинавских народов. И, конечно, это может помочь при изучении следов проторусского государства Русколань экспедицией «Кавказский Аркаим».
onkel_hans
June 25 2008, 18:43:13 UTC 11 years ago
vasily_sergeev
June 26 2008, 18:12:00 UTC 11 years ago